Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема. М. Горький. Жизнь, творчество, личность

Тема. М. Горький. Жизнь, творчество, личность

Цель: Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути М. Горького.

Ход урока.

I. Вводное слово.

Имя М. Горького (наст. Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936) известно всем. Горький – основоположник литературы социалистического реализма, литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детстве и юности мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».

II. Составление таблицы с биографическими данными.

1868 г. 16(28) марта Родился Алексей Пешков в Н. Новгороде

в семье столяра-краснодеревщика.

1871 г. Пешковы переезжают в Астрахань, где у него умирает отец.

1873 – 1878 гг. Алексей с матерью живет у деда, который учит его грамоте. Учится в нижегородском слободском Кунавинском начальном училище одновременно подрабатывая.

1879 г. Умерла мать.

1879 – 1884 гг. Дед отправляет Алешу « в люди»: он работал рассыльным в магазине, прислугой, посудником на пароходах, учеником иконописной мастерской. Очень

много читал, позже открыл для себя мир русской литературной классики.

1884 г. Уезжает в Казань. Безуспешно пытается поступить в университет. Работает на пристанях. Посещает собрания революционной молодежи.

1887 г. 12 декабря В результате разлада между мечтой и действительностью Пешков пытается покончить с собой. (Позже, пережитое за эти годы, породило автобиографическую

прозу. )

1889-1890 гг. Знакомиться с В. Г. Короленко.

1891 г. 29 апреля Уходит из Н. Новгорода путешествовать.

Обошел Поволжье, Дон, Украину, Крым,

Кавказ. Пришел в Тифлис. По совету народовольца А. М. Калюжина начинает писать.

1892 г. 12 сентября В тифлисской газете «Кавказ» напечатан

рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом

М. Горький.

1895 гг. В «Самарской газете», с которой сотрудничал Горький, печатается рассказ «Старуха Изергиль». В журнале «Русское богатство» выходит рассказ «Челкаш». В критике начинаются первые разговоры о Горьком.

1898 г. Выходит книга «Очерки и рассказы». Посылает ее А. П. Чехову, с которым завязывается переписка.

1899 г. В журнале «Жизнь» выходит повесть «Фома Гордеев».

1900 г. Знакомиться с Л. Толстым в Москве.

1901 г. Участвует в демонстрации в Петербурге на площади возле Казанского собора. Арестован и привлечен к ответственности за революционную деятельность. Л. Толстой хлопочет об освобождении Горького по состоянию здоровья. Освобожден через месяц под домашний арест.

1902 г. В Московском художественном театре – первое представление «На дне».

1905 г. Активно участвует в революционном движении. Выступает на митинге в Петербурге, призывает бороться с самодержавием. Арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Освобожден под залог. Знакомиться с Лениным.

1906 г. Работает над романом «Мать». Пишет ряд революционных заметок. Едет в Америку с партийным поручением. Уезжает на Капри и остается там до 1913 г. Работает, читает лекции по русской литературе.

1913-1914 Работает над пьесой «Фальшивая монета» и автобиографической повестью «Детство».

Живет в Финляндии, Петербурге, Москве. Работает над повестью «В Людях».

1917 г. В газете «Новая жизнь» Горький отрицательно оценивает победу Октябрьской революции.

1921 г. Ленин настаивает на отъезде Горького за границу. Выезжает в Гельсингфорс.

1925 – 1927 гг. Живет в Сорренто, Неаполе. Завершает «Дело Артамоновых». Работает над романом «Жизнь Клима Самгина». Печатается.

1933 г. Возвращается в СССР.

1934 г. Работает над 4 томом «Самгина». Открывается I Всесоюзный съезд писателей. Горький в качестве председателя.

1936 г. 18 июня День смерти.

III. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

– Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

– Вспомним романтические произведения Пушкина и Лермонтова. («Цыганы» Пушкин, «Мцыри», «Демон» Лермонтов)

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Без свободы нет для героя счастья, она дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются».

Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Таковы герои ранних романтических рассказов Горького. Макар Чудра предстает в романтическом пейзаже.

– Приведите примеры, доказывающие это

( Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», «безграничная степь», «бесконечное море»).

Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его нежелание на что бы то ни было ее променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной…»

В рассказе «Челкаш» морской пейзаж описывается несколько раз: при свете яркого солнца, темной ночью. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: « На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, – охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первое – остроту, вторая – цену. Но по ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

– Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

( Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: максималистское стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша. Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, рассказанных М. Чудрой и С. Изергиль, тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару. Неразрешимое противоречие между любовью и гордостью мыслиться Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью. )

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.

Читать и анализировать романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш».

М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург

Метки: Литература