Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Раннее творчество М. Горького. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»

Раннее творчество М. Горького. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»

Цель: на анализе прочитанных произведений показать особенности романтизма Горького.

Ход урока.

I. Вводное слово.

М. Горький – выразитель духа времени. Он предстает перед читателями в 90-е годы XIX в. как писатель-романтик, вдохновенный певец революционного подвига.

Для романтических произведений Горького характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Пейзажи в романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.

II. Беседа

– В чем особенности композиции рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»?

( Рассказ в рассказе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни)

– Какую роль играют портретные характеристики героев?

( Портрет Радды дается опосредованно. О ее красоте узнаем по реакции людей, которых она поражала. Гордость и красота равновелики в героине. Портрет Лойко нарисован подробно (найти в тексте).

– В чем конфликт произведения «М. Чудра» и как он разрешается?

( Рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих – покориться любимому человеку ни один не захотел. )

– Какова реализация автором конфликта в «Старухе Изергиль»?

( Автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям и самопожертвование, и атиидеал – доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи. Осуждая Лару. Героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает. )

– С помощью каких художественных приемов создается картина места действия в рассказе « Челкаш»?

( Рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт. (найти в тексте). Прием звукописи (ассонансы и аллитерация) и бессоюзие, придающие динамизм описанию. )

– Какова роль портрета героев в рассказе?

(Портрет героя в первой части раскрывает его характер (найти в тексте). Автор пишет о его сходстве с ястребом, хищником (найти в тексте).

– Какова роль Гаврилы в рассказе?

(Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое (найти в тексте))

– Как проясняется авторская позиция в развязке рассказа «Челкаш»?

(В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Автор явно на стороне Челкаша. Образ Челкаша романтический: это вор, но яркий, отважный, смелый человек. Трусливого и жадного Гаврилу Горький даже человеком не называет – он находит ему определение «гнус»)

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

1. Письменно ответить на вопрос: Как вы понимаете слова героини рассказа «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?

2. Читать пьесу «На дне»

М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург

Метки: Литература