Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

«Музы Пушкина в годы изгнания», литературно-музыкальная композиция, (9 класс)

«Музы Пушкина в годы изгнания», литературно-музыкальная композиция, (9 класс)

Цели и задачи:

• дополнить материал по теме «Пушкин в изгнании»;

• показать, что общение с женщинами, любовь к ним вдохновляла поэта на творчество, они были его музами;

• помочь увидеть искреннее, бережное, уважительное отношение поэта к возлюбленным;

• пробудить в душе учащихся возвышенные чувства музыкальными произведениями на стихи Пушкина,

• научить учащихся работать в группах, добывать информацию из различных источников, выбирать главное, доносить свои идеи до слушателей, используя современные технологии.

Этапы работы:

1. Подготовительный.

Сбор, систематизация и оформление материала учащимися.

Работа ведётся в 3-х группах:

1 группа

2 группа

3 группа

Музы

южной ссылки

Музы Михайловской ссылки

сёстры Раевские Е. К. Воронцова

А. Ризнич

К. Собаньская

В. Вяземская

семья Осиповых-Вульф А. Керн

няня Арина Родионовна

2. Проведение литературно-музыкальной композиции.

Вступительное слово учителя.

(слайд 1)

В. Г. Белинский считал, что любовное чувство Пушкина – «это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

В творчестве этого периода (1820-1825 г. г. ) мы и увидим те чувства, о которых говорил Белинский. Судьба свела поэта в годы изгнания с умными, образованными женщинами, общение с ними плодотворно отразилось на творчестве, заставила талант заиграть новыми красками, облагородить чувства и мысли.

(слайд 2)

Музы южной ссылки.

1 группа.

(слайд3)

Сёстры Раевские.

Ведущий. В 1820 году Пушкина переводят по службе в южные губернии. Судьба подарила ему 3 недели провести с семьёй Раевских в Гурзуфе. Это были самые светлые дни в жизни поэта. Неизбалованный семейным теплом поэт нашёл в этом семействе покой, простоту, утешение. Он восхищался дочерями генерала Раевского. Пушкин писал: «Все дочери его – прелесть». Особенно его восхищала 15-летняя Мария, впоследствии Волконская, последовавшая в Сибирь за своим мужем декабристом Сергеем Волконским.

(слайд 4)

Ведущий. В своём дневнике она писала: «Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Понятно, что я никому ничего не сказала об этом и вернулась в карету. Пушкин нашел, что эта картинка была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи, мне было тогда лишь 15 лет».

Чтец. Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою,

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами…

Ведущий. Позже, в поэме "Бахчисарайский фонтан", он сказал: «. . . Её очи яснее дня, темнее ночи». Есть много доказательств, что именно о Марии думал Пушкин, когда писал свою элегию «Редеет облаков летучая гряда» и навеянную тем же эпизодом строфу "Евгения Онегина", что именно она вдохновила поэта и на создание "Бахчисарайского фонтана" и «Полтавы».

Звучит романс “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”

(слайд 5)

Ведущий. Екатерина Раевская (впоследствии жена генерала Орлова). Она тоже заронила в сердце поэта чувство, большее, нежели простое восхищение. Позже, в стихотворении "Таврида", поэт писал:

Чтец. Мир вам, тревоги прошлых лет!

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордой девы идеал,

И безыменные страданья. . .

Ведущий. Екатерина и вправду была горда, умна, обладала твердой волей. Поэт любил беседовать с ней, восхищался ею. Конечно, Пушкин увлекался интересной девушкой, но уже тот факт, что он в письме к Вяземскому сравнивает характер созданного им в "Борисе Годунове" образа Марины Мнишек с "Катериной Орловой", ясно говорит о простом восхищении ее сильным характером, нежели о глубокой любви.

(слайд 6)

Ведущий. Болезненной, но особенно романтической Елене поэт посвящает нежные и трогательные строки:

Чтец. «Увы! зачем она блистает…»(чтение стихотворения).

Ведущий. В конце 1820 года, уже находясь в имении Раевских-Давыдовых, Пушкин написал прелестную элегию "Редеет облаков летучая гряда". Появление "звезды печальной, вечерней звезды" – Венеры, будит в поэте воспоминания о недавнем путешествии по Крыму.

Чтец. «Редеет облаков летучая гряда» (чтение стихотворения).

Ведущий. В поэме «Бахчисарайский фонтан», которая была написана в Кишиневе, прообразами главных героинь: Марии Потоцкой и Заремы стали сестры Раевские и Анна Гирей (крестница генерала Раевского). Елена – это Мария Потоцкая, нежная и печальная, в которую страстно влюблен хан Гирей.

Чтец. Все в ней пленяло: тихий нрав,

Движенья стройные, живые

И очи томно-голубые.

Ведущий. Это описание полностью соответствует внешности и характеру Елены Раевской, которая, по словам П. И. Бартенева, была «высокая, стройная, с голубыми глазами. Ее скромность и стыдливость, увлечение поэзией, «тихую и ясную душу» поэт перенес на образ пленительной Марии Потоцкой:

Чтец. Но в тишине души своей

Она любви еще не знала

И независимый досуг

В отцовском замке меж подруг

Одним забавам посвящала.

Ведущий. Первый биограф Пушкина П. И. Бартенев писал: «Нам случалось беседовать с княгиней М. Н. Волконской и Е. Орловой (урожденными Раевскими). Обе они отзывались о Пушкине с улыбкой некоторого пренебрежения и говорили, что в Каменке восхищались его стихами, но ему самому не придавали никакого значения. Пушкина это огорчало и приводило в досаду». (Каменка – имение родственников Раевских, Давыдовых, где поэт гостил в начале 1821 года).

Ведущий. В июле 1821 года все семейство Раевских и родственники Давыдовы приехали в гости в Кишинев к М. Ф. Орлову, мужу Екатерины Раевской. Пушкин также встретился с любимым семейством и любимыми девушками. Через месяц, в минуты сильного возбуждения его «чувствительности» под впечатлением от новой встречи, Пушкин подряд 23 и 24 августа написал сразу две элегии, проникнутые искренними чувствами, которые удивительно правдиво описывают его встречи с нежной, скромной, но удивительно прекрасной Еленой.

Чтец. «Умолкну скоро я!. . Но если в день печали»(чтение стихотворения).

Чтец. «Мой друг, забыты мной следы минувших лет» (чтение стихотворения).

Ведущий. Марии Раевской поэт посвятил стихотворение «Не пой, красавица при мне».

Звучит романс «Не пой, красавица, при мне». Муз. М. Глинки.

Е. К. Воронцова.

(слайд 7)

Ведущий. В 1823 году Пушкин переезжает в Одессу, где проводит год в ссылке. В этот период поэт питает страстное чувство к Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, жене графа Воронцова, дочери польского магната и одной из племянниц князя Потемкина. Пушкин влюбился в нее и, если верить стихам, “достиг взаимности”. Постоянно бывает Пушкин в доме у Воронцовых (она и муж ее принимают гостей каждый у себя), ежедневно обедает у них. Образ ее преследует его, и Пушкин хочет удержать ее черты и в памяти своей, и на бумаге. Лицо, голова, профили, плечи с ожерельем на шее. . . обаяние ее женственности. По интонации его стихов («Онегинские» строфы) можно предположить, что это первое выражение новой влюбленности, и оно связано с той женщиной, портрет которой так настойчиво рисует вслед за двустишием:

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей.

Чувства поэта к Воронцовой запечатлено во многих обращенных к ней, стихах: “Желание славы”, “Сожженное письмо”, “Храни меня, мой талисман”, “Прощание”, “Ангел”.

Предстоял отъезд в Михайловское и “грозный час разлуки” с Воронцовой. Елизавета Воронцова дарит Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо – талисман, чем поэт очень дорожил и с которым не расставался.

Романс «Храни меня, мой талисман». Муз. П. Чайковского.

Ведущий. На протяжении многих лет поэт рисовал портреты Воронцовой на полях своих рукописей. Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине тёплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения.

Ведущий. Вот как рисует ее облик Ф. Ф. Вигель: «Ей было уже за тридцать лет, а она имела все права казаться еще самою молоденькою. Со врожденным польским легкомыслием и кокетством желала она нравиться, и никто лучше нее в том не успевал. Молода была она душою, молода и наружностью. В ней не было того, что называют красотою, но быстрый, нежный взгляд ее миленьких глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, которой подобной я не видал, казалось, так и призывает поцелуи».

Ведущий. В Михайловском поэт постоянно вспоминает о Воронцовой, запечатывая письма своим перстнем, с вырезанными на камне старинными каббалистическими письменами. Это был подарок Елизаветы Ксаверьевны.

2 группа.

(слайд 8)

Ведущий. Увлечение оперой сблизило Пушкина с директором городского театра, "коммерции советником" Иваном Степановичем Ризничем. Вскоре Ризнич представил поэта своей молодой жене – болезненной красавице. Знакомство произошло в оперном театре. Ее звали Амалия, родом она была из Флоренции, в России жила несколько месяцев и русским языком не владела.

«Она была дочь одного венского банкира, по фамилии Рипп, – пишет ее современник, – полунемка и полуитальянка, Ризнич была молода, высока ростом, стройна и необыкновенно красива». В «Евгении Онегине» Пушкин дает прелестную зарисовку этого события:

Чтец. «Но уж темнеет вечер синий» (чтение отрывка).

Ведущий. Амалия Ризнич страстно любила играть в карты и была душой окружающего ее общества. Естественно, поэт бывал у нее, играл, и, по-своему обыкновению, волочился за хозяйкой. Время проходило весело и шумно, в непрерывных званых обедах, собраниях и пикниках. Красавица пользовалась огромным успехом у мужского общества и была предводительницею во всех развлечениях. Вспоминая об одесском увлечении, Пушкин записал в черновиках "Путешествия Онегина":

Чтец. Я вспомню речи неги страстной,

Слова тоскующей любви,

Которые в минувши дни

У ног Амалии прекрасной

Мне приходили на язык,

От коих я теперь отвык.

Ведущий. В первых числах мая 1824 года Амалия Ризнич, больная и совсем уставшая от жизни, покинула Россию. Через несколько месяцев, по всей вероятности, в начале 1825 г. , г-жа Ризнич умерла. Весть о ее смерти Пушкин получил в Михайловском. Под впечатлением этого поэт пишет элегию "Под небом голубым страны своей родной. . . ", в которой честно признается, что с равнодушием отнесся к вести о смерти женщины, так бурно вошедшей в его жизнь в дни одесской ссылки:

Чтец. «Так вот кого любил я пламенной душой…» (чтение стихотворения).

Ведущий. Но поэт помнил прекрасную женщину и не мог не восхищаться ею. В ненапечатанной XVI главе "Онегина", написанной в Михайловском в ноябре 1826 года, он горько пишет:

Чтец. Я не хочу пустой укорой

Могилы возмущать покой;

Тебя уж нет, о ты, которой

Я в бурях жизни молодой

Обязан опытом ужасным

И рая мигом сладострастным

Как учат слабое дитя,

Ты душу нежную, мутя,

Учила горести глубокой,

Ты негой волновала кровь,

Ты воспаляла в ней любовь

И пламя ревности жестокой;

Но он прошел, сей тяжкий день

Почий, мучительная тень.

Звучит романс «Для берегов отчизны дальней». Муз. А. Бородина.

Каролина Собаньская.

(слайд 9)

Ведущий. Каролина Собаньская, рожденная графиня Ржевусская, дочь киевского губернского предводителя дворянства, сестра выдающегося польского исторического романиста гр. Генриха Ржевусского, знаменитая красавица. Воспитывалась в Вене у своей родственницы графини Розалии Ржевусской, там получила блестящее светское образование. Совсем молодою вышла замуж за польского помещика Иеронима Собаньского, старше ее больше чем на тридцать лет.

Ведущий. Собаньская была самой красивой из полек, живших в Одессе в середине двадцатых годов. Она была женщина неизменно веселая, изящная, живая, образованная, любительница искусства, прекрасная пианистка. Пушкин познакомился с нею в Киеве 2 (14) февраля 1821 г. (в день св. Валентина, покровителя всех влюбленных).

Ведущий. Настоящее же их знакомство, переросшее в постоянное общение, состоялось в Одессе, где в начале 1820-х гг. жила эта «блистательная красавица польского общества русского юга». Пушкин встречался с Собаньской в кругу одесского света. Сохранились сведения о прогулках Пушкина и Собаньской по морю. Могли они встречаться в театре и других публичных местах Одессы. Конец лета – начало осени 1823 г. – время постоянного общения поэта с «демонической красавицей», в которую он успел влюбиться.

Ведущий. В рукописях Пушкина 1821—1823 годов встречается множество портретов одной и той же красивой брюнетки зрелого возраста с печатью демонизма на лице, с резкими сильными чертами греческого очерка, с миндалевидными глазами, с огненным взглядом. Конечно, это Собаньская, и только она. Поэт обращается к образу Каролины в последующие годы. Особенно известно его стихотворение «Что в имени тебе моем?»

Романс «Что в имени тебе моем?». Муз. Римского-Корсакова.

Ведущий. Глубина и сила чувства к Каролине Собаньской наиболее ярко выразилась в стихотворении, которое Пушкин написал в это время, но, как это бывало часто, не опубликовал при жизни:

Чтец. «Как наше сердце своенравно!» (чтение стихотворения).

Вера Вяземская.

(слайд10)

Ведущий. В период ссылки в Одессе Пушкин общался с княгиней Верой Фёдоровной Вяземской, она была жена писателя и близкого друга Пушкина Павла Андреевича Вяземского, принадлежала к числу искренних друзей поэта. Будучи старше его на девять лет, она, несомненно, вносила в свои отношения к Пушкину чувство нежной материнской заботливости. С Пушкиным у неё установились доверительные отношения. С материнской нежностью она заботится о поэте, сообщая мужу подробности их одесского житья.

Ведущий. Она часто писала мужу о своих встречах с Пушкиным. Вот строки из одного письма: «Я даю твои письма Пушкину, который всегда смеется, как сумасшедший. Я начинаю дружески любить его. Думаю, что он добр, но ум его ожесточен несчастиями; он мне выказывает дружбу, которая меня чрезвычайно трогает. . . Он доверчиво говорит со мною о своих неприятностях, равно как и о своих увлечениях. . . ».

Ведущий. Только Вяземской Пушкин сказал, что она была «единственной женщиной, с которой он расстается с такою грустью», причем, не будучи влюбленным в нее. В октябре 1824 года он пишет ей из Михайловского: «Прекрасная, добрейшая княгиня Вера, душа прелестная и великодушная! Не стану благодарить Вас за ваше письмо, слова были бы слишком холодны и слишком слабы, чтобы выразить вам мое умиление и признательность. . . Вашей нежной дружбы было бы достаточно для всякой души менее эгоистичной, чем моя; каков я ни есть, она одна утешила меня во многих горестях и одна могла успокоить бешенство скуки, снедающей мое нелепое существование». Отношения с Верой Федоровной на всю жизнь остались у Пушкина очень теплые и нежные.

(слайд 11)

Музы Михайловской ссылки.

3 группа.

(слайд 12)

Семья Осиповых – Вульф.

Ведущий. 31 июля 1824 года, в соответствии с высочайшим распоряжением, Пушкин выехал из Одессы и 9 августа прибыл в Михайловское в ссылку. "В качестве единственного развлечения, – писал он в октябре 1824 года В. Ф. Вяземской, – я часто вижусь с одной милой старушкой-соседкой (Прасковья Александровна, 43 года) – слушаю ее патриархальные разговоры. Ее дочери, довольно непривлекательные во всех отношениях, играют мне Россини, которого я выписал". С душой, переполненной впечатлениями юга, с сердцем, взволнованным и несчастной любовью, и тревогами последних дней, Пушкин приехал в тихую русскую деревню. Утешение и понимание он нашёл в семье Осиповых-Вульф, владельцах усадьбы Тригорское, находящейся в полутора верстах от Михайловского. Хозяйкой имения была Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

Ведущий. В первом браке (с 1799) замужем за Н. И. Вулъфом. Дети: Алексей Николаевич, Анна Николаевна, Евпраксия Николаевна, Михаил (12 июня 1808 – 20 июня 1832) и Владимир (22 июня 1812 – 12 марта 1842). В 1813 г. почти одновременно умерли муж и отец Прасковьи Александровны. Она вышла во второй раз замуж за И. С. Осипова. Дети от второго брака – Мария Ивановна и Екатерина Ивановна. Осипова воспитывала и падчерицу.

Ведущий. По воспоминаниям А. П. Керн, ее заслуга была в том, что дети получили хорошее образование. О достаточно серьезных интересах Осиповой в области зарубежной и отечественной литературы, философии, политики свидетельствуют ее книги на французском, немецком, итальянском языках из библиотеки с. Тригорское. Страсть к книгам и долгая жизнь в деревне рано развили в Прасковье Александровне чувства, ум и вкус. Она умела увидеть ценности, как в художественном произведении, так и в реальной жизни.

Ведущий. Некоторые черты характера Прасковьи Александровны угадываются в образе Прасковьи Лариной, которая «открыла тайну, как супругом самодержавно управлять» (предположительно это ее профиль на одном из черновиков «Письма Татьяны к Онегину», относящемся к сентябрю 1824 г. ). Сохранилось 24 письма Пушкина к Осиповой П. А. (1825-1836) и 16 писем Прасковьи Александровны к поэту (1827 – 9 января1837). В годы михайловского изгнания поэта Прасковья Александровна принимала деятельное участие в его судьбе. Пушкин же находил в Осиповой черты личности, которые вообще считал основными: «особенность характера, самобытность, без чего. . . не существует и человеческого величия» («Барышня-крестьянка»).

Ведущий. В творчестве и переписке Пушкина имя Осиповой П. А. и относящиеся к ней по смыслу слова встречаются 168 раз. Ее семейству поэт посвятил первые стихи, написанные им на псковской земле: «Простите, верные дубравы» (1817). Ей посвящен цикл стихотворений «Подражания Корану» (1824), стихотворения «Быть может, уж недолго мне. . . » (1825), «Цветы последние милей» (1825).

Ведущий. Все тригорские барышни были очарованы Пушкиным, симпатизировала ему и Прасковья Александровна. «Приезжал он обыкновенно верхом на прекрасном аргамаке, – вспоминала одна из младших дочерей Прасковьи Александровны Мария Ивановна Осипова, – а то, бывало, приволочится и на крестьянской лошадёнке. Бывало, все сестры мои, да и я, тогда еще подросточек, – выйдем к нему навстречу… Приходил, бывало, и пешком; подберётся к дому иногда совсем незаметно; если летом, окна бывали раскрыты, он шасть и влезет в окно… он, кажется, во всё перелазил… Все у нас, бывало, сидят за делом: кто читает, кто работает, кто за фортепиано… Сестра Alexandrine, как известно вам, дивно играла на фортепиано; её, поистине, можно было заслушаться… Я это, бывало, за уроками сижу. Ну, пришел Пушкин – всё пошло вверх дном; смех, шутки, говор так и раздаются по комнатам».

(слайд 13)

Анна Керн.

Ведущий. Анна Керн, в девичестве Полторацкая. Пушкин увидел её впервые в 1819 году в доме её тетки Елизаветы Марковны Олениной и ее мужа, президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина. В гостиной Олениных собирались поэты, писатели, художники, актеры. Был там и Пушкин. Но его имя Керн ничего не говорило, стихов его она тогда еще не читала. Поэтому на страстные его взоры и на желание завладеть её вниманием она не ответила. Но уже очень скоро познакомилась с его стихами, они её покорили. Теперь уже она стала искать возможности увидеть Пушкина. Но встреча состоялась несколько лет спустя, в 1825 году.

Ведущий. А. Керн вспоминала: «Я знала, что моя репутация не безупречна. Посудите сами. В 16 лет меня выдали, против моей воли, замуж за человека, который был в три с лишним раза старше меня, да еще с грубыми манерами, человека вспыльчивого и неуживчивого. Наш брак был решительно неудачным. В конце концов, я решилась на разрыв с опостылевшим супругом и уехала вместе со своей дочкой Катенькой из Пскова, где мы тогда жили, в Петербург. Это был поступок нешуточный, нанесший сокрушительный удар по моей репутации. Но я об этом поступке никогда не жалела. А дружбу с А. Пушкиным, именно дружбу, что бы ни говорили о моих отношениях с ним, я пронесла через всю мою жизнь. »

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье». Муз. М. Глинки

Ведущий. Из воспоминаний А. Керн: «Помню, я собиралась уезжать. Пушкин пришел рано утром и на прощанье принес мне экземпляр второй главы «Онегина». Среди листов я нашла вчетверо сложенный листок со стихами «Я помню чудное мгновенье»… Когда я собралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что промелькнуло у него в голове тогда, не знаю. Я сообщила эти стихи Дельвигу, который их тут же опубликовал. Впоследствии Михаил Иванович Глинка сделал на них музыку, получившийся прекрасный романс посвятил моей дочери, в которую был влюблен».

Это стихотворение не только о любви к женщине; в нем соединилось все, что делает человека человеком в истинном смысле слова, что наделяет его творящей силой: «…И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь…» Это история души человеческой.

(слайд 14)

Няня Арина Родионовна.

Ведущий. Арина Родионовна Яковлева. В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", женских образов романа "Арап Петра Великого". Ей посвящено стихотворение «Зимний вечер».

Звучит «Зимний вечер». Муз. М. Яковлева.

Ведущий. Арина Родионовна стала символом доброты и мудрости, олицетворяя в своем образе душу бабушек и нянь, сумевших передать своим воспитанникам всю любовь и нежность, развить их пытливый ум и воспитать у них любовь к своей земле и своему народу.

Благодаря А. С. Пушкину, имя Арины Родионовны стало известно всему миру. Но почти у каждого человека была в детстве своя «няня» – бабушка, которая отдавала ему всю свою любовь, заботу и знания. Благодаря этой любви многие состоялись как люди любящие свое дело, свою семью, свою родину.

Чтец. «Няне» (чтение стихотворения)

(слайд 15)

Заключительное слово учителя.

Увлечений было много, но стоит ли в этом упрекать Пушкина? Мы должны быть благодарны тому, что эти женщины были в его жизни, они вдохновляли поэта, они давали ему возможность Жить и Творить, ибо без Любви Пушкин не представлял себе Жизни. Они были музами поэта, и тем самым Пушкин обессмертил их в своих стихах.

Ю. В. Никонова, МБОУ СОШ № 62, Архангельск

Метки: Литература