Игры на уроках. Урок литературы
Игры на уроках. Урок литературы
Игры – соревнования
Проверка и актуализация знаний учащихся
Опрос, проводимый в виде викторины, аукциона, конкурса «знатоков». Одна команда придумывает вопросы, а другая отвечает. Литературный аукцион: кто больше узнает сцен и героев, изображенных в презентации, в стихотворениях, в прозе и т. д.
Литературный хоккей – «Петр Первый» Толстой А.
- Капитаны двух команд
- Вратари
- Защитники (отбивают 15-20 вопросов нападающих)
- Нападающие (готовят по 15-20 вопросов команде противника по тексту романа)
Ход игры « Литературный хоккей»
- Разминка. Нападающие задают вопрос защитникам противника. Если защитники ответят, то их очередь нападать. Если нет правильного ответа, то «мяч» пасуется «вратарю». Если вратарь не знает ответа – команде засчитываем гол. Счет ведут выбранные на этом уроке-хоккее судьи международного класса (лучшие ученики). Не вошедшие в число игроков – болельщики.
- Конкурс капитанов. Разное. Выразительное чтение отрывка наизусть из романа, показ презентации, инсценирование.
Ролевые игры
Брейнсторминг – коллективный «мозговой штурм» какой-либо проблемы. Подготовка ЕГЭ (часть С). Можно использовать при изучении небольших по размеру, но сложных по содержанию произведений. А. Блок «Двенадцать», М. Горький «На дне».
Групповая работа
1 группа – из истории произведения, времени, литературные и жизненные источники.
2 группа – смысл названия, центральный образ, концовка произведения.
3 группа – выводы по сказанному, итоги работы.
Литературные суды
Суд над виновниками гибели Катерины из драмы А. Н. Островского «Гроза»
Цель: углубить первоначальное представление школьников о героях пьесы, рассказа, помочь их увидеть вину тех из них (Бориса, Тихона).
Актуализировать нравственные идеи произведения для современного молодого читателя. Показать специфику анализа драматического произведения. Подготовка к игре. Распределение ролей (судьи, защитники, обвинители). Определяем роли. «Публика» может задавать вопросы, высказывать свое мнение.
Ход игры воспроизводит судебное заседание.
– Чему тебя научил А. Н. Островский? (Достоевский «Преступление и наказание», В. Быков «Сотников» – причины преступления Раскольникова, предательство Рыбака, Мечика).
Кафе поэтов.
Играть реальных и вымышленных персонажей.
- Борьба за своего героя.
- Споры.
- Отстаивать литературные направления.
– Какое из этих литературных направлений могло стать ведущим в новом 20 веке, а в 21 веке?
Театр
Класс делим на пятерки, в каждой выбираем актеров. Критики, цензоры, редактор журнала.
Заседание цензурного комитета: «Пропустить ли в печать это произведение»?
«Совещание работников отдела поэзии «Литературной газеты» по обсуждению стихотворений молодых поэтов». Поэтом класса.
Комбинированные игры: «актеры» и «критики».
Цель: ввести учащихся в авторский текст, разобраться в психологии героев. В способах их изображения. «Примерить на себя» человеческие отношения в обществе того времени и оценить мастерство Чехова А. П. – рассказчика.
Подготовка. Учитель подбирает тексты ранних рассказов А. П. Чехова («Толстый и тонкий», «Канитель», «Злоумышленник», «Жалобная книга», «Хамелеон») и реквизит, который может понадобиться.
Ход игры
Класс делим на «актеров» и «критиков». «Актеры» получают для чтения рассказы по ролям, берут реквизит, идут на 20 минут готовиться. За это время все оставшиеся в классе «критики» под руководством учителя и с помощью критических статей об А. П. Чехове знакомятся с принципами, подходами и методами анализа произведений А. Чехова. «Актеры» изображают героев А. П. Чехова, а «критики» оценивают их игру и мастерство А. П. Чехова – рассказчика.
Можно использовать Чернышевского «Что делать?» Игра на основе ошибки цензоров, пропустивших роман к печати через двойную цензуру: тюремную и журнала «Современник».
Цель игры. Разобраться в скрытом от цензоров революционном содержании романа, в способах и методах художественной шифровки, созданной автором.
Подготовка. Класс делится на 4 группы.
1 группа – цензоры ищут крамолу, призывы к общественным беспорядкам героев – «революционеров»
2 группа – «проницательные читатели» все «знают» за много сюжетных ходов вперед
3 группа – просто «читатели» разбираются в целях автора
4 группа – «читательницы» все понимают верно, тонко чувствуют и переживают
Для инструктажа используют авторские обращения в тексте к читателю, читательнице и др.
Ход игры
Читаются особенно важные, зашифрованные места романа (оглавление, пролог, сцены именин, пикника, описание снов и др. ). Их обсуждает и анализирует каждая группа соответственно своей роли:
– «проницательный читатель» со своих мещанских позиций;
– «цензоры» ищут скрытый революционный смысл;
– «просто читатель» пытается разобраться, почему и зачем автор пишет именно так;
– «читательница» догадывается, воспринимает.
Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва
Метки: Литература