Турнир знатоков литературы, 7 класс
Турнир знатоков литературы, 7 класс
Цели урока:
1. Познавательные:
– повторить ранее изученные произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя
2. Практические:
– Формировать умение применять полученные на уроках знания в нестандартных ситуациях.
3. Общепредметные:
– Воспитывать интерес к предмету;
– Воспитывать языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (литературоведческой, речевой);
– Развивать память, логическое мышление, речь, способности, волю, эмоции;
– Развивать умение работать в коллективе.
Технологии:
- игровая
- групповая
Конкурс 1 «Фейс-контроль»
Узнайте героя по монологу
1. Царица! – сказал он. – Что для тебя сделать? Что ты хочешь? – Нет. Я не пойду от тебя. Я умру возле тебя. Пусть же у ног твоих, пожираемый голодом, я умру, как и ты! И за смерть, за сладкую смерть у твоих ног, ничего не хочу!
2. Находился я в мелком чине… Вследствие сего. . со мной не церемонились, и часто Бирал я в бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие… Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что бы было с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры!
(ответ: 1. Андрий «Тарас Бульба», 2. И. П. Белкин «Станционный смотритель»)
Конкурс 2 «Шерлок Холмс»
Узнайте героя, автора и название произведения по описанию портрета
1. Она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности… Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и прекрасные свежие щеки отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, – обратилось у ней в одно материнское чувство.
2. Как велика была ее бледность, но она не помрачила чудесной красы ее; напротив, казалось, как будто придала ей что-то стремительное, неотразимо победоносное. … Она потупила свои очи; прекрасными снежными полукружьями надвинулись на них веки, окраенные длинными, как стрелы, ресницами. Наклонилося все чудесное лицо ее, и тонкий румянец оттенил его снизу.
(ответ: 1. мать «Тарас Бульба» 2. панночка «Тарас Бульба»)
Конкурс 3 «Географический»
Узнайте произведение и его автора по месту действия
1. Ночь, июньская прекрасная ночь, с бесчисленными звездами, обнимала опустошенную землю. Вся окрестность представляла величественное зрелище: вблизи и вдали были видны зарева горевших деревень. В одном месте пламя спокойно и величественно стлалось по небу; в другом месте оно, встретив что-то горючее, вдруг вырвавших вихрем, свистело и летело вверх под самые звезды, и оторванные охлопья его гасли под самыми дальними небесами.
2. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по ним и они становились темно-зелеными; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру… по небу, изголуба-темному, как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и саамы свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался к щекам.
(ответ: Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)
Конкурс 4 «Квартирный вопрос»
Узнайте произведение и его автора по описанию интерьера
1. Картинки на стенках украшали смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями… Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу…
2. Все в светлице было убрано во вкусе того времени. Все было чисто, вымазано глиною… Окна в светлице были маленькие, с круглыми матовыми стеклами… На полках, занимавших углы комнаты и сделанных угольниками, стояли глиняные кувшины, синие и зеленые фляжки, серебряные кубки, позолоченные чарки венецианской, турецкой, черкесской работы. Липовые скамьи вокруг всей комнаты и огромный стол посреди ее, печь, разъехавшаяся на полкомнаты, как толстая русская купчиха, с какими-то нарисованными петухами на изразцах…
(ответ: 1. Станционный смотритель 2. Тарас Бульба)
Конкурс 5 «Блиц-турнир»
1. Какими видами искусства, помимо литературы занимался М. Ю. Лермонтов в юности? | 1. Город, в котором родился Пушкин? |
2. Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? | 2. Возраст Остапа |
3. Имя Вырина | 3. Образное определение |
4. Сильное преувеличение | 4. Автор стихотворения «Узник» |
5. Возраст Тараса Бульбы | 5. С кем вышел на кулачный бой Калашников? |
6. Автор стихотворения «Тучи» | 6. Как погибли А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? |
7. Сколько детей было у Дуни? | 7. Национальность пленной служанки прекрасной панночки |
8. Имя и отчество купца Калашникова | 8. Кто воспитывал М. Ю. Лермонтова в детские годы? |
Ответы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конкурс капитанов
Продолжи афоризм
1. а) Люди перестают мыслить, когда…
б) Ты навсегда в ответе за тех, …
2. а) Лучше оправдать десять виновных, нежели…
б) Никогда не беспокой другого тем,…
Ответы:
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дидро
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Сент-Экзюпери
Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невиновного. Екатерина II
Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам. Л. Н. Толстой
Конкурс для болельщиков
Вспомните названия художественных произведений, в названия которых входят числительные
Подведение итогов
Награждение победителей
Материалы для конкурсов
Конкурс 1
1. Царица! – сказал он. – Что для тебя сделать? Что ты хочешь? – Нет. Я не пойду от тебя. Я умру возле тебя. Пусть же у ног твоих, пожираемый голодом, я умру, как и ты! И за смерть, за сладкую смерть у твоих ног, ничего не хочу!
2. Находился я в мелком чине… Вследствие сего. . со мной не церемонились, и часто Бирал я в бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие… Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что бы было с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры!
Конкурс 2
1. Она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности… Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и прекрасные свежие щеки отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, – обратилось у ней в одно материнское чувство.
2. Как велика была ее бледность, но она не помрачила чудесной красы ее; напротив, казалось, как будто придала ей что-то стремительное, неотразимо победоносное. … Она потупила свои очи; прекрасными снежными полукружьями надвинулись на них веки, окраенные длинными, как стрелы, ресницами. Наклонилося все чудесное лицо ее, и тонкий румянец оттенил его снизу.
Конкурс 3
1. Ночь, июньская прекрасная ночь, с бесчисленными звездами, обнимала опустошенную землю. Вся окрестность представляла величественное зрелище: вблизи и вдали были видны зарева горевших деревень. В одном месте пламя спокойно и величественно стлалось по небу; в другом месте оно, встретив что-то горючее, вдруг вырвавших вихрем, свистело и летело вверх под самые звезды, и оторванные охлопья его гасли под самыми дальними небесами.
2. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по ним и они становились темно-зелеными; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру… по небу, изголуба-темному, как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и саамы свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался к щекам.
Конкурс 4
1. Картинки на стенках украшали смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями… Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу…
2. Все в светлице было убрано во вкусе того времени. Все было чисто, вымазано глиною… Окна в светлице были маленькие, с круглыми матовыми стеклами… На полках, занимавших углы комнаты и сделанных угольниками, стояли глиняные кувшины, синие и зеленые фляжки, серебряные кубки, позолоченные чарки венецианской, турецкой, черкесской работы. Липовые скамьи вокруг всей комнаты и огромный стол посреди ее, печь, разъехавшаяся на полкомнаты, как толстая русская купчиха, с какими-то нарисованными петухами на изразцах…
Конкурс капитанов
1. а) Люди перестают мыслить, когда…
б) Ты навсегда в ответе за тех, …
2. а) Лучше оправдать десять виновных, нежели…
б) Никогда не беспокой другого тем,…
Е. Е. Земскова, МБОУ СОШ № 13, г. Королёв, Московская область
Метки: Литература