Тема урока: «Пейзаж настроения» (по лирике Ф. И. Тютчева)
Тема урока: «Пейзаж настроения» (по лирике Ф. И. Тютчева)
Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
(Ф. И. Тютчев).
Вид урока: урок-объяснение нового материала.
Тип урока: урок-практикум с элементами репродуктивной и эвристической беседы.
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
1) познакомить учащихся с пейзажной лирикой Ф. И. Тютчева;
2) сформировать представления у учащихся о своеобразии художественной манеры автора;
3) рассказать о задачах искусства;
4) продемонстрировать взаимосвязь различных видов искусств: поэзии, музыки и живописи;
5) совершенствовать навыки целостного анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, выразительного чтения лирического произведения;
6) вырабатывать навык аргументированно выражать свою точку зрения;
7) повторить содержание некоторых литературоведческих понятий (эпитет, метафора, олицетворение) и развивать навыки работы с ними;
8) расширить культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.
2. Развивающие:
1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др. );
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др. );
4) развивать творческие способности.
3. Воспитывающие:
1) воспитывать гармоничную и духовную личность;
2) воспитывать любовь к природе;
3) воспитывать речевую культуру и бережное отношение к слову;
4) воспитывать интерес к предмету.
Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения.
Материалы и оборудование: плакат с эпиграфом к уроку, учебные карточки с текстом стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», лежащие на каждой парте (см. Приложение 1); портреты Ф. И. Тютчева и его матери, Е. Л. Тютчевой, репродукции с картин И. И. Левитана «Золотая осень», аудиозаписи симфонического цикла П. И. Чайковского «Времена года» (см. Приложение 2).
План урока:
I. Организационный момент, вступительное слово учителя – 3 мин.
II. Вводная беседа – 10 мин.
III. Работа над стихотворением «Есть в осени первоначальной…» (выразительное чтение и беседа по тексту) – 20 мин.
IV. Беседа по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и музыке П. И. Чайковского – 10 мин.
V. Подведение итогов урока и формулирование выводов – 2 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент, вступительное слово учителя. Сегодня, ребята, мы продолжим говорить о великом русском поэте Федоре Ивановиче Тютчеве, портреты которого вы сегодня снова видите на демонстрационном стенде. На прошлом уроке мы познакомились с его биографией, теперь нам предстоит прикоснуться к его поэзии, которая продолжает волновать умы наших соотечественников на протяжении уже более полутора веков. Итак, начнем (тихо звучит музыка П. И. Чайковского).
II. Вводная беседа. Ребята, какое у вас сейчас настроение? Опишите. Что же значит слово «настроение»?
(Настроение – внутреннее душевное состояние).
– А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что получится?
(Высказывания учащихся).
– Действительно, кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения. А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь?
(Высказывания учащихся).
– Сейчас каждый из вас выступил в роли воображаемого художника, получились великолепные полотна. А какой художественный приём вы использовали, описывая свои воображаемые картины?
(Метафора, олицетворение).
– Сейчас вы, сами не зная того, следовали завету великого русского художника И. И. Левитана: «Нужна романтика. Мотив. . . Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь ее художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт». Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
(Ф. И. Тютчев).
(Выразительно читает ученик).
– И вот именно о душе и духе родной природы писали два великих художника – живописец Левитан и поэт Тютчев. Федор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихотворения – это зарисовки различных времен года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени.
III. Работа над стихотворением «Есть в осени первоначальной…» (выразительное чтение и беседа по тексту). Обратимся к стихотворению Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», которое поэт написал по дороге из Овстуга в Москву, любуясь красотами русской природы. (Выразительное чтение стихотворения одним из учащихся наизусть).
Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера. . . Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все – простор везде, –Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурь –И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле. . . – Дома я просила вас выучить его наизусть и мысленно проиллюстрировать. Что же у вас получилось? Какую краску вы бы взяли, акварель или масло? Какую цветовую гамму выбрали бы для полотна?
(Ответы учащихся).
– Определим временные рамки стихотворения. «Первоначальная» осень. Этой уже не лето: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё. . . », « . . . птиц не слышно боле. . . ». Но в то же время «. . . далеко еще до первых зимних бурь». Это своего рода передышка, затишье перед бурей. Как одним словом можно назвать то, что видит читатель?
(Прозрачность).
– Или пустота. Или простор. Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет – «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю! Какие ассоциации вызывает это слово, что значит «хрустальный»?
(Хрупкий, прозрачный, красивый).
– Пробуем пояснить каждое из этих определений.
Хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и «хрустальный» день «разобьется». Найдем еще слова, передающие «хрупкость» этого времени.
(Поэт называет паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями).
Прозрачный. Какие слова, выражения передают простор, прозрачность пейзажа?
(«Теперь уж пусто все – простор везде»; «Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины / Тонкий волос блестит на праздной борозде»).
Красивый. Это время удивительно красиво. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День, как хрусталь, светится на солнце. «И лучезарны вечера». Как вы понимаете значение слова «лучезарный»?
(Это значит «сверкающий», пронизанный светом).
– «Паутины тонкий волос блестит» – тоже свет, блеск. Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь»: «И льётся чистая и тёплая лазурь». Лазурный цвет – это какой? Почему поэт использует именно этот оттенок?
(Лазурный – это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух – «чистая и теплая лазурь» – такой, какой и нужен для отдыха).
– Мы «посмотрели» на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в нее. Что можно услышать в этом стихотворении? Тишину. Это очень важно – уметь «слышать» тишину. Чтобы противопоставить активное, шумное лето спокойной, тихой осени, Тютчев использует скрытую антитезу. Найдём слова с противоположным значением во втором четверостишии.
(Раньше «бодрый серп гулял» (то есть всюду кипела работа, была горячая пора), а сейчас только паутина «блестит на праздной борозде». Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью, – это тишина после работы. Это сейчас поле «отдыхающее», а борозда «праздная», а недавно здесь «серп гулял и падал колос»).
– Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных осенних дней, поэт использует не только лексические, образные средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит только из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные (до 7 слов). Всё это делает чтение стихотворения неспешным и помогает передать спокойствие, несуетливость в природе. Каково же настроение стихотворения? Можно определить его однозначно?
(Наверное, нет. В сердце поэта светлая радость от удивительно красивой осенней природы смешивается с грустью, печалью, потому что эта пора короткая, и скоро начнутся осенние дожди, природа станет тусклой, небо серым).
– Чтобы понять это, мы провели с вами маленькое исследование по тексту произведения. Думаю, оно продемонстрировало вам, насколько важно внимательное, вдумчивое чтение. Каждое слово в художественном произведении имеет глубокий смысл.
IV. Беседа по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и музыке П. И. Чайковского. А вот шедевры из собрания Третьяковской галереи – картины под общим названием «Золотая осень», выполненные художником И. И. Левитаном, о котором мы уже вспоминали сегодня.
(Учащиеся рассматривают репродукции. Звучат «Времена года» Чайковского).
– Что общего между этими произведениями искусства? Настроение! Ребята, а какое настроение у вас сейчас? Что-то поменялось? Повлияли ли как-то на ваше настроение музыка, стихи и картины? Попробуйте выразить своё настроение в поэтических миниатюрах или создать необходимую пейзажную зарисовку, которая передавала бы настроение.
(Звучат ответы учащихся).
V. Подведение итогов урока и формулирование выводов. Как видим, задача любого вида искусства – оказывать эмоциональное воздействие на читателя, слушателя, зрителя при помощи слова, звука, краски (цвета). Тютчев не рисовал каких-то неземных, удивительных красот. Он изображал только то, что видел не однажды всякий человек. И в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку.
Домашнее задание. Попробуйте выразить свое настроение в поэтических миниатюрах на темы: «Нас утро встречает прохладой. . . »; «Весенняя песенка, душу согрей. . . »; «Август – астры, август – звёзды. . . »; «Вот и лето. Жарко, сухо. . . »; «В саду горит костёр рябины красной. . . »; по желанию можно подготовить небольшие иллюстрации к своим сочинениям.
Список использованных источников
1 Аксаков, И. С. Биография Федора Ивановича Тютчева / И. С. Аксаков. М. : Академия, 1997. – 446 с.
2 Архангельский, А. Н. Тютчев / А. Н. Архангельский // Русская литература. Х класс: в 2-х ч. – М. : Дрофа, 2006. – Ч. 2. – С. 56-74.
3 Вересов, Д. А. Концепция евангельского слова в поэтике Ф. И. Тютчева (постановка темы) / Д. А. Вересов // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: сб. ст. – Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1998. – С. 254-268.
4 Григорьева, А. Д. Слово в поэзии Тютчева / А. Д. Григорьева. – М. : Художественная литература, 1980. – 236 с.
5 Иванина, А. О творчестве Ф. И. Тютчева и И. И. Левитана / А. Иванина // Литература. – 2007. – № 12. – С. 22-23.
6 История русской литературы: в 4-х т. / под ред. Е. Н. Купреяновой. – Л. : Наука, 1982. – Т. 3. : Расцвет реализма. – 656 с.
7 Касаткина, В. Н. Поэтическое мировоззрение Ф. И. Тютчева / В. Н. Касаткина. – Саратов: Изд-во СГУ, 1969. – 216 с.
8 Кожинов, В. В. Пророк в своем отечестве / В. В. Кожинов // Русская литература. – 1992. – № 3. – С. 22-28.
9 Козлик, И. В. Психологический мир Тютчева / И. В. Козлик // Русская литература. – 1992. – № 1. – С. 18-29.
10 Котельников, В. А. Восточный вопрос в русской политике и литературе / В. А. Котельников // Русская литература. – 2004. – № 2. – С. 17-19.
11 Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. – М. : НПК «Интелвак», 2003. – 1600 с.
12 Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – 753 с.
13 Лотман, Ю. М. Заметки по поэтике Тютчева / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. – СПб. : Правда, 1996. – С. 448-562.
14 Маймин, Е. А. Возвышенное слово Ф. И. Тютчева / Е. А. Маймин // Русская речь. – 1971. – № 1. – С. 3-12.
15 Охлопкова, М. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» / М. Охлопкова // Литература. – 2007. – № 13. – С. 5.
16 Соболев, Л. И. Поэтика Тютчева / Л. И. Соболев // Литература. – 2004. – № 36. – С. 26-31.
17 Тютчев, Ф. И. Полное собрание стихотворений: в 2-х т. / Ф. И. Тютчев. – М. : Искусство, 1994. – Т. 1. – 436 с.
18 Шайтанов, И. О. Ф. И. Тютчев: поэтическое открытие природы / И. О. Шайтанов. – М. : Академия, 1998. – 218 с.
Приложение 1
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера. . . Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все – простор везде, –Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурь –И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле. . . (1857).
С. С. Четвергова, МОУ "СОШ № 9", г. Саранск
Метки: Литература