Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Тема урока: Сказочные мотивы в современной русской литературе (на материале романа В. Орлова «Альтист Данилов»), 10 класс

Тема урока: Сказочные мотивы в современной русской литературе (на материале романа В. Орлова «Альтист Данилов»), 10 класс

Тема урока: Сказочные мотивы в современной русской литературе (на материале романа В. Орлова «Альтист Данилов»), 10 класс

Урок на тему «Сказочные мотивы в современной русской литературе (на материале романа В. Орлова «Альтист Данилов»)» был проведен в Х классе, в рамках факультативного изучения курса литературы. Выбор произведения обусловлен тем, что, на наш взгляд, именно оно максимально точно отражает основные тенденции развития современной отечественной прозы. Однако материалы данного урока можно использовать и в XI классе – при изучении монографической темы по творчеству М. А. Булгакова или обзорной темы по современной русской литературы. В любом случае опережающим заданием для учащихся станет прочтение романа, а также подготовка иллюстраций к любому эпизоду произведения.

Конспект урока

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с материалами биографии В. Орлова.

2. Проанализировать сказочные мотивы в его творчестве, определить их роль в художественном пространстве романа «Альтист Данилов».

3. Выявить круг проблем и идей, привлекавших особое внимание автора.

4. Повторить особенности жанра сказки.

5. Формировать умения и навыки анализа текста литературного произведения, понимания идейного содержания.

6. Сформировать представление о преемственности в литературе, о литературных параллелях, связях произведений авторов различных эпох.

7. Развивать аналитическое мышление, умение формулировать собственную точку зрения, аргументировать ее.

8. Расширить культурный кругозор учащихся, повысить познавательный интерес к предмету.

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Методы: эвристическая беседа, анализ, метод фронтального опроса, метод выразительного чтения, иллюстративный метод.

Материалы и оборудование урока: слайды мультимедийной презентации или фотографии В. Орлова, М. А. Булгакова; иллюстрации к роману В. Орлова «Альтист Данилов», подготовленные учащимися.

План урока:

I. Вступительное слово учителя – 5 мин.

II. Репродуктивная работа по жанровым особенностям сказки – 5 мин.

III. Биографическая справка (выступление учащегося) – 5 мин.

IV. Беседа по роману В. Орлова «Альтист Данилов» – 15 мин.

V. Работа с иллюстрациями к произведению – 10 мин.

VI. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. Сегодняшний урок достаточно необычен и, думаю, будет особенно интересен вам. Посвящен он одному из ярчайших представителей современной отечественной литературы – В. Орлову, однако коснемся мы лишь одной стороны его творчества, но стороны чрезвычайно важной, поскольку именно она позволит выявить специфику художественного метода изображения действительности писателями-современниками. Итак, тема сегодняшнего урока – «Сказочные мотивы и их роль в современной литературе (на материале романа В. Орлова «Альтист Данилов»)».

II. Репродуктивная работа по жанровым особенностям сказки. Прежде чем приступить к разговору по роману В. Орлова «Альтист Данилов», повторим особенности жанра сказки. Что же представляет собой сказка? (Сказка – это жанр устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера).

– Какие бывают сказки? (фольклорные и литературные).

– Назовите основные черты фольклорной сказки. (Устное бытование, анонимность).

– Как бы охарактеризовали основную идею любого сказочного сюжета? (Победа добра над злом).

– Что вы можете сказать о сказочных образах? (Они по своей природе аллегоричны, символичны и условны. Это позволяет в простой, образной форме раскрыть сущность человеческих взаимоотношений).

– Интересен тот факт, что сказочные темы и мотивы часто встречаются и в произведениях современных писателей (Т. Толстой, Л. Улицкой, Л. Петрушевской, А. Кима, Н. Садур, Д. Липскерова и др. ). Но в данном случае они, как явление, всегда безошибочно узнаваемое читателем, призваны подчеркнуть абсурдность реальной действительности. Литературовед В. Пустовая объясняет данное явление «обостренной жаждой перемен, новых форм и средств художественной выразительности, поэтому в поисках нового писатели нередко обращаются если не к хорошо забытому, то несомненно старому, что и служит причиной актуализации мифологической архаики жанра сказки, ее отдельных мотивов, форм и образов». К числу авторов, внимание которого привлекает сказочная тематика и поэтика, несомненно, принадлежит и В. Орлов. Скажем несколько слов о нем и его творчестве.

III. Биографическая справка (выступление учащегося). Владимир Викторович Орлов родился 31 августа 1936 года, в Москве. Это русский писатель-прозаик и сценарист. В 1954-1959 гг. учился на факультете журналистики МГУ. Студентом участвовал в освоении целины, журналистскую практику проходил в газете «Красноярский рабочий». С 1959 работал корреспондентом «Комсомольской правды» на стройках железнодорожной магистрали Абакан – Ташкент и Саяно-Шушенской ГЭС. Автор цикла очерков «Дорога длиною в семь сантиметров» (1960) и романа «Соленый арбуз» (1965), основанном на материале сибирской «стройки века» и написанном под явным влиянием исповедальной прозы В. Аксенова с ее ироничным героем и лирической коллизией. После публикации в 1969 романа «После дождичка в четверг» перешел на профессиональную писательскую работу. В 1975 публикует роман «Происшествие в Никольском», в 1980 – «фантастико-реалистический» роман «Альтист Данилов», принесший автору мгновенную известность и положивший начало серии произведений Орлова в русле «фантастического реализма», связанного в отечественной словесности с именами Н. В. Гоголя и Ф. К. Сологуба, – «Аптекарь» (1988), «Шеврикука, или Любовь к привидению» (1990).

В романе «Альтист Данилов» Орлов, продолжая хорошо известную мировой литературе («Доктор Фаустус» Т. Манна) тему «дьявольского» происхождения творческого дара, делает своего героя, исполнителя-виртуоза, сыном черта и ярославской крестьянки, «демоном на договоре», который в конце концов отказывается от «сатанинской» силы своего альта, дарованного ему «нечистыми» владыками Девяти слоев (ассоциация с 9-ю кругами дантовского Ада), во имя любви к земной женщине. Но, став «вполне» человеком, альтист Данилов не лишается своего дара – напротив, и на обычном инструменте его земное, отзывчивое ко всему сущему сердце исторгает еще более трогательные и божественные звуки, знаменуя победу «человеческого, слишком человеческого» над чудодейственной мощью дьявола. Перенасыщенный литературными параллелями, роман перекликался с живыми картинами московских нравов.

В целом творчество В. В. Орлова относится к условно-метафорическому направлению. Писатель строит художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров. В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль. Другие представители: Ф. Искандер, А. Ким, В. Крупин, Л. Петрушевская, В. Пелевин.

IV. Беседа по роману В. Орлова «Альтист Данилов». Как было сказано выше, «Альтист Данилов» (1980) – четвертый роман В. Орлова – принес ему наибольшую известность. Если все предшествующие произведения писателя были выдержаны в строго реалистическом ключе, то в «Альтисте Данилове» вольные фантазии В. Орлова решительно взламывают привычную плоскость бытового правдоподобия. Из ряда современных ему произведений роман резко выделяется прихотливым сплетением реальности с фантастикой и патетики с пародией. Кто является главным героем произведения? В чем его особенность? (Главным героем является получеловек-полудемон Данилов, который живет среди простых смертных в столичном районе Останкино в 1972 г. Но, стремясь всецело реализовать себя как личность, герой сознательно отказывается от своих «демонических» возможностей и действует лишь как человек).

– Чем занимается герой? Каково то будущее, что его ожидает, и почему? (Владимир Алексеевич Данилов служит в театре и играет на альте. У него есть друзья, бывшая жена, командировки и долги, у него появляется новая любовь – Наташа, он получает за некоторое свое «гусарство» по отношению к одному нахальному домовому, ему дают «черную метку», ему остается ждать времени Ч. Пока Данилов ждет своей неотвратимой участи, он успевает сыграть великолепную симфонию молодого композитора Переслегина, поспорить с Земским, скрипачем и коллегой по театру, о тишизме (новом «направлении» в музыке) и вообще о творчестве, вызвать своего друга Кармадона, прилитевшего с далекой-далекой планеты в отпуск, на дуэль… Попутно умудряется заниматься по просьбе бывшей жены ее «мелкими заботами», знакомится с хлопобудами (Обществом хлопот о будущем) и пережить еще множество приключений).

– Исходя из сказанного, как бы вы могли определить круг тем и проблем, которые затрагивает автор в произведении? (Многие страницы произведения являют собой острую сатиру на современную действительность (хотя сам В. Орлов и пытался отчасти отрицать это). Определить главную тему сложно – это и человеческие отношения, любовь, и место человека в творчестве, и творческое начало в человеке, и социальные отношения, и карьера, и дружба, и зависть – целая жизнь).

– Как видим, сказочен по своей сути главный герой произведения, а также те происшествия, что имеют место быть в его жизни. Именно введение такого героя в канву повествования позволяет автору затронуть широкий круг тем и проблем, которые вы перечислили. Важнейшей стала проблема творчества и творческой личности в современную эпоху. Музыканта Данилова как личность творческую бытовые обстоятельства то и дело удручают, но «абстрагироваться», напрочь отмахнуться от них он не в состоянии, ведь условиями своего существования он ни в коем случае не должен отличаться от окружающих его обычных людей. Однако, категорически запрещая себе пользоваться (как в творчестве, так и в быту) демонической силой, альтист Данилов непрерывно бьется над мучительной проблемой: как соотнести духовные устремления с чисто материальными потребностями, если последние тяжким грузом притягивают к грешной земле? Всей логикой повествования автор с неизбежностью подводит к мысли о том, что истинно творческая личность обязана подниматься над бытом, преодолевать его, а не пытаться уходить от собственно житейских проблем. Какой еще сказочный мотив вы можете отметить в произведении? (Мотив превращения).

– В каких сказках можно встретить мотив превращения? (В волшебных сказках).

– Как и для чего его использует В. Орлов? (Например, сначала из человека в демона превращается Альтист Данилов, которого «демоническая канцелярия» наделяет мистической силой и обязывает всеми доступными ему способами вредить землянам).

– Что происходит потом? (Однако в высших сферах, надзвездном мире герой много размышляет о смысле жизни и человеческого счастья, тоскует по земле и начинает чувствовать свою привязанность к ней, осознавать себя частью человечества. Благодаря человеческим чувствам и переживаниям, любви и страданиям в нем формируется талантливый музыкант, отзывающийся на проблемы людей глубокой болью и выражающий их самые сокровенные чувства и ощущения: «Данилов пребывал в состоянии, какое он бы не мог сам назвать, в нем были сейчас и любовь, и злость, и отчаяние, вызванные гибелью инструмента, он бы и в сражение теперь же бросился куда-то, и утих бы на Наташиной груди, он непременно желал рассказать людям о судьбе скрипача Коренева и о своем несогласии с ней, само желание рассказать уже и было частью этого несогласия, он жаждал выразить свои понятия о жизни, о любви, о музыке и снова утвердиться в них. Он играл. Он ощущал такую свободу в выражении своих мыслей, переживаний, того, что было с ним или будет, какая к нему пока не приходила. И этот незнакомый ему инструмент, как Альбани, стал продолжени­ем его самого, его голосом, его разумом, его сердцем. . . Когда Данилов понял, что высказал все, что должен был сегодня высказать, он кончил»).

– Следовательно, можно сказать, что обратное превращение происходит не только на физическом, но и духовном уровне. Что способствует «очеловечиванию» персонажа? (Творчество, которое духовно возвышает героя).

– Интересно, что в романе происходит и другой процесс: если демон Данилов постепенно и очеловечивается и в конце концов утверждает гуманистические идеи, то другие персонажи – «хлопобуды, члены инициативной группы хлопот о будущем», одержимые эгоистическими целями, прагматики-потребители – приобретают демонические черты. Их демоническое стремление обеспечить себе благополучную жизнь, возвыситься над другими, стать выше всех, жажда власти разрушают традиционные устои общества, цель превращается в самоцель. Например, выглядит совершенно аморальной речь хлопобуда Ростовцева о корыстной любви к книгам в диалоге с книголюбом-«демоном» Даниловым:

«– А вам нужны книги?

Да, – сказал Данилов, – Я собираю. И читаю. . . О музыке, об искусстве, об истории, о народовольцах. . . Сей­час вышел «Лувр» в большой серии, но как его достать? А дальше будет хуже. Без книг я не могу. Тут Данилов не врал.

– Я нас понимаю, – сказал Ростовцев. – В книги стали вкладывать деньги. Как в ковры и драгоценные камни. . . Что ж, в вашем желании есть резон. . . Я сам книголюб. . . ».

– Какие еще сказочные элементы, персонажи можно отметить в романе? Каковы их «взаимоотношения» с героями «реальными»? (Домовые. При этом сказочные элементы, переосмысленные писателем и встроенные теперь уже в собственную художественную систему, параллельны обычной реальности, описанной в романе. Например, в начале произведения читаем: «Данилов считался другом семьи Муравлевых. Он и был им. Он и теперь остается другом семьи… Теперь Данилов бывает у Муравлевых не часто. А преж­де по воскресеньям, если у него не было дневного спектакля, Данилов обедал у Муравлевых. Приходил он с инструментом, имел для этого причины. Вот сейчас я закрою глаза и вспомню одно из таких воскресений… Но опять скажу: так было. Сейчас Данилов обедает у Муравлевых редко. Раз в месяц. Не чаще. . . Не бывает теперь Данилов и в собрании домовых. А раньше Данилов после спектаклей иногда приходил в дом с башенкой на Аргуновской улице, где по ночам при жэке встречались останкинские домовые. Сам Данилов не домовой, но был прикреплен к домовым»).

– Обратите внимание на то, что домовой – еще один сказочно-мифологический образ: в религиозных верованиях славянских и некоторых др. народов «дух», живущий в доме. Домовые буквально населяют Москву в романе, и их присутствие – знак нездоровой духовной атмосферы современного времени. С произведением какого автора «перекликается» «Альтист Данилов» В. Орлова на образном и сюжетном уровнях? (С «Мастером и Маргаритой» М. А. Булгакова).

– Действительно, и критика, и читатели, высоко оценивая своеобразие «Альтиста Данилова», сразу же заговорили о его близости к М. Булгакову, между тем как на самом деле В. Орлов в романе не столько шел за Булгаковым, сколько вступал с последним в серьезную полемику. В чем можно обнаружить противоречие взглядов авторов, несмотря на то, что в обоих произведениях мы сталкиваемся с героем демонической природы? (У Булгакова Добро, Зло и Творчество мыслятся как независимые категории, тогда как у В. Орлова творчество есть возможность преодоления злого начала и «превращения» его в доброго).

V. Работа с иллюстрациями к произведению. Дома вы должны были подготовить иллюстрации к роману. Представьте свои иллюстрации, рассказав, какому эпизоду они соответствуют и почему вы остановились именно на этом эпизоде. (Ответы учащихся).

VI. Подведение итогов урока. Итак, сказка, сказочные мотивы и образы являются неотъемлемой чертой современной русской литературы. Введение в художественный мир, отображающий современную действительность, подчеркнуто сказочных персонажей символизирует его абсурдность. Этим объясняется сказочный мотив превращения и демоническая природа главного героя романа В. Орлова «Альтист Данилов». При этом превращение демона в человека связано с одухотворяющим и очищающим воздействием музыки, искусства на человека. Фантасмагоричность внутренней атмосферы произведения, сказочные элементы определяются в данном произведении смятениями во внутреннем мире героя и катаклизмами в изображаемой среде. Внутренне активный герой сталкивается с коллизиями, которые принципиально неразрешимы, что становится причиной напряженных нравственных поисков. Необходимо отметить и намеренные литературные параллели, который проводит В. Орлов с произведениями авторов более раннего времени, в частности с М. А. Булгаковым, что также является важной «приметой» современной литературы.

Список использованных источников

1. Добровольская, В. Е. Предметные реалии русской волшебной сказки / В. Е. Добровольская. – М. : Изд-во МГУ, 1995. – 272 с.

2. Неелов, Е. М. Фольклорный интертекст русской фантастики / Е. Неелова. – СПб. : Благовест, 2002. – 125 с.

3. Орлов, В. Собрание сочинений : в 6-ти т. / В. Орлов. – М. : Терра : Книжный клуб, 2001. – Т. 3. – 446 с.

4. Программы общеобразовательных учреждений: литература : 5-11 классы (базовый уровень) ; 10-11 классы (профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2007. – 256 с.

5. Русская литература ХХ века : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений : в 2-х т. / под ред. Л. П. Кременцова. – М. : Академия, 2005. – Т. 2. – 464 с.

6. Русская проза конца ХХ века : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. Т. М. Колядич. – М. : Академия, 2005. – 424 с.

С. С. Четвергова, МОУ "СОШ № 9", г. Саранск

Метки: Литература