Тема: Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие. Конспект открытого урока по литературе в 10классе
Тема: Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие. Конспект открытого урока по литературе в 10классе
Рассказы « Человек в футляре», «Крыжовник», « О любви».
Цели: рассмотреть идейно– художественное своеобразие рассказов;
роль художественной детали в раскрытии характера героя.
Показать связь творчества А. П. Чехова и П. И. Чайковского, роль музыки при чтении
. пейзажных зарисовок в рассказах Чехова
Развивать речь старшеклассников и формировать навыки работы с текстом.
ХОД УРОКА
1 Проверка д/э
Викторина по рассказам Чехова
Подведение итогов (Самопроверка)
– Сколько безошибочных работ?
2 Вступительное слово учителя.
В 1898 г. В седьмой книжке « Русской мысли»появился «Человек в футляре», а в номере № 8 этого же журнала были напечатаны следующие выпуски серии: « Крыжовник», «О любви», явившиеся своеобразным продолжением первого рассказа.
– Что объединяет эти рассказы в трилогию ?
( Герой , рассказчик – слушатель – действующее лицо; конструкция рассказ в рассказе; общий образ человека в «футляре». В центре произведения– один случай, который даёт возможность проследить историю жизни человека, за жизненной историей создаётся обобщающее представление о характере современной жизни. )
Пояснение: Чехов сумел заглянуть в глубину подсознания человека, в подтекст отношений людей, показать трагическое противоречие мечты и жизни – необходимость активного сопротивления, противостояния «мелочам жизни», преодоление её «пороков». Его герои оторваны от народной среды. Они задыхаются в футляре своего бездельного, бессмысленного существования, не питаемого корнями оправданного, целесообразного народного бытия, изолированного от деятельной, преобразующей энергии своего народа.
3 Работа с текстом
Два приятеля – охотника, расположившись на ночлег в сарае, рассказывают друг другу разные истории. И, между прочим,– о Мавре, жене старосты: « женщина здоровая и неглупая, но всю свою жизнь нигде не была дальше своего села а в последние десять лет все сидит за печью и только по ночам выходит на улицу»
Один из собеседников – учитель гимназии Буркин – считает, что таких людей, «одиноких по натуре» которые, как рак – отшельник, стараются уйти в свою скорлупу, « на этом свете немало» И далее он рассказывает об учителе греческого Беликове.
4 Беседа с выборочным чтением.
– Каким предстаёт перед нами Беликов? ( внешний вид, обстановка в его квартире; вещи, окружающие его; речь . . )
– Что можно сказать о жизненных принципах Беликова?
– Что, по вашему мнению составляет основу его характер
– Почему ничтожный Беликов «держал в руках» весь город ?
В гимназию приезжает работать новый учитель истории географии. Его сестра Варенька «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая» очаровала всех и даже произвела впечатление на Беликова. А когда окружающие стали внушать ему мысль о браке, «он решил, что ему и в самом деле нужно жениться
– Изменился ли Беликов после этого решения ? Почему он медлит сделать предложение Вареньке 7
– Что потрясло Беликова и о чем предупреждает он брата Вареньки ?Как тот воспринимает предупреждение?
_ Отчего Беликов умирает ?
– Какие эпизоды можно зачитать, чтобы доказать, что Беликов умер, а беликовщина осталась ?
– Каке можно раскрыть понятие «беликовщина» ?
– Есть ли духовное родство между Беликовым, Буркиным и другими учителями, горожанами ?
– Прав ли Буркин, когда ( в начале рассказа) определяет «футлярность» Беликова как психологическую особенность отдельных личностей ?
– Какой вывод делает Иван Иванович ? Согласны ли вы с ним ?
5 Рассказ «Крыжовник» (Сообщение учащейся )
Запись выводов в тетради. ( см. опорную таблицу )
6 Рассказ « О любви» (Сообщение учащейся )
7 Слово учителя.
Трилогия завершается, но не кончаются раздумья читателя о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости. И словно бы желая ещё раз на прощанье сказать, что выход есть, надо его искать, не отчаиваясь и не уставая. Поэтому автор завершает трилогию картиной счастливой радостной природы
8 Чтение эпизода под музыку Чайковского
– Какова роль пейзажа ?
– Как связано творчество Чехова и Чайковского ?
Трилогия носит смешанную форму повествования, которая позволяет исследовать разные сферы жизни и духовный мир людей своего времени. Передавая рассказы трёх лиц об увиденном, пережитом, Чехов корректирует их выводы, вовлекает и читателя в процесс исследования жизни. Читателю предоставляется возможность сопоставить разнообразный жизненный материал, «сверить показания» трёх рассказчиков, научиться различать духовную окостенелость и проблески пробуждения личности.
9 Выводы по уроку
– Почему рассказы « Человек в футляре», «Крыжовник», « О любви». называют 2маленькой трилогией» ?
– Есть ли что -то общее в образах Беликова, Ивана Ивановичи и Алёхина ? Что именно ?
– Как помогают образы рассказчиков понять смысл « маленькой трилогии» ?
– В чем вы видите Связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении и современной жизнью России ?
Д/з написать сочинение – миниатюру:
– Кто такие «футлярные люди»?
– Счастливые и несчастливые герои «маленькой трилогии».
С. В. Красильникова, ГБОУ СОШ №296, г. Санкт-Петербург
Метки: Литература