Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Тема: Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие. Конспект открытого урока по литературе в 10классе

Тема: Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие. Конспект открытого урока по литературе в 10классе

Тема: Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие. Конспект открытого урока по литературе в 10классе

Рассказы « Человек в футляре», «Крыжовник», « О любви».

Цели: рассмотреть идейно– художественное своеобразие рассказов;

роль художественной детали в раскрытии характера героя.

Показать связь творчества А. П. Чехова и П. И. Чайковского, роль музыки при чтении

. пейзажных зарисовок в рассказах Чехова

Развивать речь старшеклассников и формировать навыки работы с текстом.

ХОД УРОКА

1 Проверка д/э

Викторина по рассказам Чехова

Подведение итогов (Самопроверка)

– Сколько безошибочных работ?

2 Вступительное слово учителя.

В 1898 г. В седьмой книжке « Русской мысли»появился «Человек в футляре», а в номере № 8 этого же журнала были напечатаны следующие выпуски серии: « Крыжовник», «О любви», явившиеся своеобразным продолжением первого рассказа.

– Что объединяет эти рассказы в трилогию ?

( Герой , рассказчик – слушатель – действующее лицо; конструкция рассказ в рассказе; общий образ человека в «футляре». В центре произведения– один случай, который даёт возможность проследить историю жизни человека, за жизненной историей создаётся обобщающее представление о характере современной жизни. )

Пояснение: Чехов сумел заглянуть в глубину подсознания человека, в подтекст отношений людей, показать трагическое противоречие мечты и жизни – необходимость активного сопротивления, противостояния «мелочам жизни», преодоление её «пороков». Его герои оторваны от народной среды. Они задыхаются в футляре своего бездельного, бессмысленного существования, не питаемого корнями оправданного, целесообразного народного бытия, изолированного от деятельной, преобразующей энергии своего народа.

3 Работа с текстом

Два приятеля – охотника, расположившись на ночлег в сарае, рассказывают друг другу разные истории. И, между прочим,– о Мавре, жене старосты: « женщина здоровая и неглупая, но всю свою жизнь нигде не была дальше своего села а в последние десять лет все сидит за печью и только по ночам выходит на улицу»

Один из собеседников – учитель гимназии Буркин – считает, что таких людей, «одиноких по натуре» которые, как рак – отшельник, стараются уйти в свою скорлупу, « на этом свете немало» И далее он рассказывает об учителе греческого Беликове.

4 Беседа с выборочным чтением.

– Каким предстаёт перед нами Беликов? ( внешний вид, обстановка в его квартире; вещи, окружающие его; речь . . )

– Что можно сказать о жизненных принципах Беликова?

– Что, по вашему мнению составляет основу его характер

– Почему ничтожный Беликов «держал в руках» весь город ?

В гимназию приезжает работать новый учитель истории географии. Его сестра Варенька «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая» очаровала всех и даже произвела впечатление на Беликова. А когда окружающие стали внушать ему мысль о браке, «он решил, что ему и в самом деле нужно жениться

– Изменился ли Беликов после этого решения ? Почему он медлит сделать предложение Вареньке 7

– Что потрясло Беликова и о чем предупреждает он брата Вареньки ?Как тот воспринимает предупреждение?

_ Отчего Беликов умирает ?

– Какие эпизоды можно зачитать, чтобы доказать, что Беликов умер, а беликовщина осталась ?

– Каке можно раскрыть понятие «беликовщина» ?

– Есть ли духовное родство между Беликовым, Буркиным и другими учителями, горожанами ?

– Прав ли Буркин, когда ( в начале рассказа) определяет «футлярность» Беликова как психологическую особенность отдельных личностей ?

– Какой вывод делает Иван Иванович ? Согласны ли вы с ним ?

5 Рассказ «Крыжовник» (Сообщение учащейся )

Запись выводов в тетради. ( см. опорную таблицу )

6 Рассказ « О любви» (Сообщение учащейся )

7 Слово учителя.

Трилогия завершается, но не кончаются раздумья читателя о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости. И словно бы желая ещё раз на прощанье сказать, что выход есть, надо его искать, не отчаиваясь и не уставая. Поэтому автор завершает трилогию картиной счастливой радостной природы

8 Чтение эпизода под музыку Чайковского

– Какова роль пейзажа ?

– Как связано творчество Чехова и Чайковского ?

Трилогия носит смешанную форму повествования, которая позволяет исследовать разные сферы жизни и духовный мир людей своего времени. Передавая рассказы трёх лиц об увиденном, пережитом, Чехов корректирует их выводы, вовлекает и читателя в процесс исследования жизни. Читателю предоставляется возможность сопоставить разнообразный жизненный материал, «сверить показания» трёх рассказчиков, научиться различать духовную окостенелость и проблески пробуждения личности.

9 Выводы по уроку

– Почему рассказы « Человек в футляре», «Крыжовник», « О любви». называют 2маленькой трилогией» ?

– Есть ли что -то общее в образах Беликова, Ивана Ивановичи и Алёхина ? Что именно ?

– Как помогают образы рассказчиков понять смысл « маленькой трилогии» ?

– В чем вы видите Связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении и современной жизнью России ?

Д/з написать сочинение – миниатюру:

– Кто такие «футлярные люди»?

– Счастливые и несчастливые герои «маленькой трилогии».

С. В. Красильникова, ГБОУ СОШ №296, г. Санкт-Петербург

Метки: Литература