Тема урока: А . А. Блок. Мотивы лирики
Тема урока: А . А. Блок. Мотивы лирики
Цели урока:
Образовательные
1) Выявить основные мотивы лирики Блока.
2) Через творчество познакомиться с биографией автора.
Развивающие
1) Способствовать
– формированию у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности,
– расширению кругозора за счёт приобретённых умений и навыков,
2) Закрепить навык
– по систематизации материала,
– участия в дискуссии,
– совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями,
– обоснованно выражать своё мнение, отстаивать его,
– совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.
Воспитательные
Способствовать нравственно-эстетическому воспитанию личности:
– воспитать внимание к слову, формировать интерес к лирике Блока,
– формировать представление о вечных ценностях,
– воспитывать любовь к Родине,
– воспитывать высокое отношение к женщине.
Технологии:
– проектная технология,
– технология опережающего обучения,
– технология группового обучения,
– блочно-модульная технология,
– технология исследовательского обучения.
Межпредметные связи:
– история,
– музыка,
– живопись,
– кино,
– философия,
– психология.
Оборудование:
– портрет Блока,
– репродукции картин русских художников,
– фрагменты из художественного фильма «Есенин»,
– запись стихотворения Блока «Незнакомка» в исполнении
Ярцевой,
– схемы, опорные конспекты,
– компьютер и мультимедийная доска.
Предварительно ребята получили задание к уроку: самостоятельно ознакомиться со стихотворениями Блока, его дневниковыми записями, письмами, статьями. На основе своих наблюдений, разбившись на группы, ученики должны были разработать проекты по темам:
1) «Стихи о Прекрасной Даме».
2) Цикл «Город».
3) Тема Родины в поэзии Блока.
4) В чём истоки патриотизма лирики Блока?
План урока
1) Слово учителя
2) Проверка домашнего задания:
– проект «Стихи о Прекрасной Даме»,
– беседа по проекту «Город»
3) Новый материал (нравственная мысль стихотворения «Незнакомка»
4) Проверка домашнего задания:
– проект «Родина в лирике Блока»,
– беседа по проекту «В чём истоки патриотизма лирики Блока?»
5) Итоги урока:
– образы,
– мотивы,
– мироощущение автора
6) Домашнее задание
А. А. Блок. Мотивы лирики.
Слово учителя
***
Когда под забором в крапиве
Несчастные кости сгниют,
Какой-нибудь поздний историк
Напишет внушительный труд _______________
Вот только замучит проклятый,
Ни в чём неповинных ребят
Годами рожденья и смерти
И ворохом скверных цитат _______________
Печальная доля – так сложно,
Так трудно мучительно жить,
И стать достояньем доцента,
И критиков новых плодить _______________
Зарыться бы в снежном бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда.
Автор этих строк – А. А. Блок. Нет, он не отказывался от своего литературного наследия. Он просто боялся хрестоматийного подхода к своей жизни.
Поэтому говорить о личности Блока, о его судьбе мы будем немного нетрадиционно: не от биографии к творчеству, а через творчество к биографии. Опираться будем на произведения, дневники, статьи, письма.
Тема сегодняшнего урока: «А. А. Блок. Мотивы лирики». А значит, цель занятия – выяснить, каково мироощущение автора, что его волновало, какие мотивы являются главными в его творчестве.
Начинаем знакомство с поэтом. Кстати, о знакомстве с этим человеком мечтали многие: поклонники, начинающие авторы. Давайте посмотрим, как произошла первая встреча Блока и Есенина.
Проследите, каким предстаёт А. А. Блок во фрагменте из художественного фильма «Есенин»?
(Блок представлен интеллигентным, серьёзным, задумчивым.
Кажется, что он разочарован в жизни, умеет разглядеть талант, достойно оценить его. Блок деликатен, рассудителен, пессимистичен)
Это 1915 год. Блок задумчив, пессимистичен. Всегда ли он был таким? В блоковедении высказываются разные мнения. Мы проведём своё исследование. Перенесёмся в далёкий 1901 год. В это время Блок создаёт цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
Давайте выясним, каковы мотивы его лирики этого периода? Каково мироощущение Блока?
Но сначала с помощью толкового словаря уточним значение слова «мотив».
(Мотив – составная часть сюжета или тема в произведении искусства. )
Итак, смотрим проект «Стихи о Прекрасной Даме», выясняем, какие темы волнуют автора, какие образы возникают в его творчестве?
(Выступление учеников: читаются стихи из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», даётся характеристика поэзии этого периода, делается вывод о мироощущении автора. )
Вопрос выступившей группе
Всё ли вам было понятно в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?
(Многое непонятно)
Почему Блок в этот период пишет непонятно? Как вы считаете?
(Во-первых, Блок посвящает стихи таинственному, непостижимому, то есть мечте. Во-вторых, Блок в это время увлечён мистикой. Поэтому так много непонятного в стихотворениях этого цикла. )
Вопрос классу
Какие образы являются главными в цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?
(Это образы природы, женщины, мечты, реальности, общества, города. )
Город у Блока. Это конкретный город или город вообще?
(Это Петербург)
В какие тона раскрашивает Блок Петербург? В каких стихотворениях?
(В стихотворениях 1901 – 1902 года Петербург окрашен в светлые тона, в цикле «Город» – в мрачные тона. )
Как вы считаете, Петербург для Блока друг или враг? Аргументируйте свой ответ.
(У Блока противоречивое отношение к Петербургу. С одной стороны, это друг (здесь происходили встречи с Л. Д. Менделеевой, автор называет город «милым другом», окрашивает его в светлые тона), с другой стороны, Петербург – воплощение зла. Об этом свидетельствуют мрачные тона, страшные существа, карлики, живущие в городе, кровь на мостовой. )
Один из учеников, работавших над проектом «Город» читает стихотворение наизусть.
Как вы думаете, почему в этом стихотворении картина мира совсем не похожа на картину мира в «Стихах о Прекрасной Даме»?
(Во-первых, это стихотворение написано в 1908 году и входит в цикл «Город», во-вторых, автор показывает не мечту, а реальное капиталистическое общество, в-третьих, если Прекрасная Дама – добро, значит, есть и воплощение зла. )
Давайте послушаем ещё одно стихотворение Блока «Незнакомка» в исполнении Ярцевой.
Какие образы мы видим в нём? К какому циклу, на ваш взгляд, принадлежит это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.
(Возникают образы города, женщины-незнакомки. Незнакомка показана таинственной, загадочной. Это сближает её с Прекрасной Дамой. Но при описании города используются мрачные тона, обращают на себя внимание такие детали:
– «тлетворный дух»,
– «детский плач»,
– «кривится диск»,
– «пьяное чудовище».
Это свидетельствует о том, что, скорее всего, стихотворение входит в цикл «Город»)
Безусловно, каждый из вас представил свою Незнакомку. Возможно, она такая (на доске – иллюстрация к стихотворению).
Незнакомка таинственна, загадочна. Мы ничего не знаем о её жизни, о её судьбе, но можем предположить, счастлива ли она?
(Вряд ли. Не может женщина быть счастливой в таком городе, в таком обществе. )
В стихотворении «Незнакомка» заложена в высшей степени нравственная мысль: если в обществе женщина несчастна, если она унижена, оболгана, обманута, то унижена и обманута вся нация. Поэтому судьба женщины является для Блока символом судьбы самой России.
Только ли у Блока женщина – символ судьбы России?
(Нет. Подобные мотивы встречаются у Некрасова. )
Давайте посмотрим ещё один проект «Родина в лирике Блока».
(Выступление учеников: характеристика стихотворений о Родине, чтение произведений наизусть, представление видеоматериалов).
Вопрос классу
Какие образы возникают в произведениях Блока о Родине?
(Автор изображает природу, женщину, Россию, возникают образы прошлого, настоящего, будущего)
Есть ли у вас дополнения? Какие биографические сведения подтверждают любовь Блока к Родине?
(1. После революции Блок перестал писать. Он признавался, что «задыхается». Но несмотря ни на что не только не выехал за границу, но и раздражённо относился к тем эмигрантам, которые осуждали Россию.
2. Блок считал, что нельзя оставлять Родину в трудные для неё времена.
3. У Блока с Родиной была очень крепкая кровная связь. Будучи смертельно больным, Блок так и не выехал на лечение за границу. Сначала очень долго оформлялись документы на выезд. Как только они были оформлены – Блока не стало. Получается Родина-жена не отпустила. )
Как вы думаете, в чём истоки патриотизма Блока?
(Патриотизм – это любовь к Родине. Родина для Блока сначала Шахматово, позднее Родина – вся Россия.
Любовь формируется в результате эстетического воздействия (источник – природа) и нравственного воспитания (источник – семья).
Природа, Родина – слова одного корня. Они дают жизнь человеку, творческие силы поэту. И действительно, настали тяжёлые для Родины времена, и подорваны силы поэта. Уже в 1919 году современники говорили о Блоке: «Мёртвый поэт», – а в 1921 _______________
Фрагмент из художественного фильма «Есенин»
Что стоит за фразой Есенина? Как вы её понимаете?
Почему стихотворения Блока близки и понятны современникам независимо от возраста, происхождения?
(1. Блок продолжает традиции русской литературы 19 века. Он пишет о том, что волнует любого человека:
– о любви,
– о Родине,
– о женщине,
– о России,
– о революции.
2. Блок – символист, а символ – окно в бесконечность, он допускает несколько истолкований, а читатель становится соавтором. )
Итак, мы пришли к выводу, что основными мотивами лирики Блока являются темы любви, Родины, города, революции.
Мотивы одни, а ощущения? Психологи в этом случае опираются на специальные тесты, важным для них является цвет. Используем эту технологию. Что о мировосприятии Блока говорит цветопись?
Какие цвета использует Блок в начале своего творчества и в конце?
(В начале творчества – белый, лиловый, лазурный, золотой, серебряный, розовый. В конце творчества – чёрный, тусклый, свинцовый, оловянный. Таким образом, цветовая гамма меняется. Это ясно отражает мироощущение поэта. )
В начале урока звучал вопрос: «Всегда ли Блок был пессимистичным, замкнутым?»
Опираясь на наше исследование, напишите эссе «Каким я представляю Блока?»
Е. А. Степанова, МОУ" Гимназия №56", Московская область
Метки: Литература