Тема урока: 1. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа
Тема урока: 1. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа
Цель урока: помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.
Методические приёмы: аналитическая беседа с чтением эпизодов, работа в группах. .
Ход урока
I. Оргмомент.
2. . Беседа (с использованием интерактивной доски)-закрепление изученного на предыдущем уроке.
– Почему это произведение по своему жанру является рассказом?
– Какое событие описано в рассказе?
(Бал у губернаторского предводителя, влюблённость героя, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала. )
– Что необычного вы заметили в построении рассказа?(прочитать начало )
(Рассказ начинается внезапно, разговор ведётся о нравственных ценностях человеческого бытия: « что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия. Среди которых живут люди », «что хорошо что дурно » и так завершается внезапно без выводов. )
– Что такое нравственность?
Нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. В более узком значении нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле – в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
– Какие нравственные качества обозначены в теме урока? Оформи таблицу, работу над которой будем вести в течение урока.
Положительное | Отрицательное | |
нравственность | безнравственность | |
честь, долг | бесчестье | |
активный протест | пассивный протест | |
истинная красота | ложная красота | |
противостояние злу | неучастие во зле | |
рождение любви | угасание любви |
III. Работа в группах
Задание 1.
1 группа Скажите, какими вы представили себе Ивана Васильевича и полковника? Какое воздействие оказал на вас рассказ? – Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.
2 группа. Каким вы представили рассказчика? Есть ли его портрет в произведении? Или для его характеристики важно что-то другое?
Задание2. (проверка письменной домашней работы)
1группа – «Наблюдение за языковыми средствами» (эпитеты обрисовки праздника на балу у губернаторского предводителя).
(Рассказывается содержание 1-й части с опорой на ключевые слова – эпитеты. Слова:
бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив в мазурке звучит беспрерывно. Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У неё смеющееся , разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза. Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой. С широкой грудью, сильными плечами и стройными ногами. Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженными глазами, нежными чувствами).
2 группа – (эпитеты во второй части рассказа (сцена наказания солдата).
Перескажите близко к тексту содержание 2-й части.
( в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях; лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами; кузнец в засаленном полушубке; что-то чёрное, пёстрое, мокрое, красное, чёрные люди; солдаты в чёрных мундирах, неприятная визгливая мелодия, перед поражённым наблюдателем, странная картина наказания. )
– Чем объяснить , что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»?
(Он влюблён, он очарован праздничной атмосферой званого ужина, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты).
Задание 3.
Одним из художественных средств изобразительности в рассказе является КОНТРАСТ. Докажите это на примере двух фрагментов.
Прочитайте описание пейзажа. Помогает ли пейзажная зарисовка понять радостное состояние героя?
Сопоставьте полковника и наказываемого солдата.
IV. Работа с таблицей (проверка д\з)
Полковник | Наказываемый |
Высокий военный в шинели и фуражке | Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное. |
Шёл твёрдой, подражающей походкой | Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу __________подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры. Ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер-офицеры __________тянули его назад. |
Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. | Сморщенное от страдания лицо. |
Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура. | Спотыкающийся, корчащийся человек. |
Вывод: Полковник всё тот же: с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.
– Почему автор своего героя ведёт на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?
III. Заключение.
1. Кто из героев рассказа обладает данными качествами?
Положительное | Отрицательное | ||
Иван Васильевич | нравственность | полковник | безнравственность |
Иван Васильевич | честь, долг | полковник | бесчестье |
активный протест | Иван Васильевич | пассивный протест | |
истинная красота | полковник | ложная красота | |
противостояние злу | Иван Васильевич | неучастие во зле | |
Иван Васильевич | рождение любви | Иван Васильевич | угасание любви |
Сделайте вывод: Какими качествами не обладает рассказчик?
2. Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите » и, наконец, «После бала». Попробуйте понять логику писателя: чем он обосновывает изменение названия? Почему остановился на последнем?
– Какие выводы можно сделать из наших наблюдений?
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа
. Контрастное изображение героев: их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.
IV. Домашнее задание:
Подготовиться к сочинению по рассказу Л. Толстого «После бала»
Темы:
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу )
Идейно-художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого
Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого
Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого )
Л. В. Шустова, МБОУСОШ п. Солидарность Елецкого района, г. Елец, Липецкая область
Метки: Литература