Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Материалы для подготовки ГИА по литературе, ч. 2

Материалы для подготовки ГИА по литературе, ч. 2

Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». )

Характер этой женщины нарисован живо, с реалистической многогранностью и широтой. Она не только деспот в семье и, беспощадная крепостница, она скупа, лицемерна и вместе с тем труслива. Не родственные чувства заставили Простакову взять в дом Софью после смерти ее матери. Не заботливость вызывает ее желание выдать Софью замуж за Скотини-на. Жадность и корыстолюбие определяют ее поступки, когда она обманывает своего братца, решив выдать.

Простакова – полновластная хозяйка имения. Безвольный и робкий муж ее во всем уступает и подчиняется ей. Никто в доме не может ни своего слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, бесцеремонно и деспотично относится она и к учителям Митрофанушки, и к Софье (до того, как та становится богатой наследницей) , и к Стародуму (до того, как узнает, кто он такой) . Особенно отвратительна Простакова как помещица-крепостница, грубая, жестокая и невежественная. Положение дворовых (крепостных слуг) в ее доме ужасно. По всякому поводу и без повода, из самодурства, она беспощадно наказывает их. Это «презлая фурия, которой адский характер делает несчастье всего дома» .

Свою жестокость, произвол и насилие Простакова обосновывает существующими законами, правами дворянского класса. Она убеждена, что дворянское звание дает ей право не считать крепостных за людей. Зачем Простаковой образование и просвещение, если «и без наук люди живут и жили» ? Сама помещица – крайне невежественная, безграмотная женщина.

В характере сына Простаковой – Митрофанушке отчетливо видны черты такого же крепостника, как его мать и дядя. Но в некотором отношении он пошел даже далее матери. Простакова по-своему любит сына, а недоросль бессердечен и груб с ней. Однако он отлично понимает, кто настоящий хозяин, в доме, а потому неуклюже льстит матери: рассказывая свой сон, Митрофан «жалеет» матушку, которая «так устала, колотя батюшку». Ее любовь к сыну – чувство безрассудное, слепое. Счастье его видит в богатстве и праздности, а потому она воспитала паразита, тунеядца, по-житейски хитрого, готового отказаться от родной матери ради собственной выгоды и спасения

В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину?

Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова " Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.

"Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захотел бы, был бы деловой,

Жаль, очень жаль, он малый с головой.

И славно пишет, переводит".

Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных

Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:

В мои лета не должно сметь,

Своё суждение иметь.

Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.

Чацкий презирает и осуждает "век минувший". Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:

"Кто делу служит, а не лицам ","Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Характер героев произведения определяет их отношение к окружающим. Молчалин – паразит, старающийся всегда извлечь для себя как можно больше материальной выгоды из окружающих. Все его переживания сводятся к собственной карьере. Он обманывает Софью, уверяя в любви Лизу. Основное его чувство, пробуждённое к другим людям, это чувство зависти, которое выходит наружу под личиной лжи и лести.

Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно. Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.

В комедии "Горе от ума" автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого. ________________________________________________________________

Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г. Р. Державина?

Поэзия Г. Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Поэтический диапазон Державина необыкновенно широк. В его творчестве создается образ достойного гражданина и просвещенного правителя, сатирически обличаются высокопоставленные чиновники, утверждаются идеалы патриотизма и служения отечеству, прославляется героизм русских воинов.

. Поистине сама жизнь во всем ее разнообразии и богатстве входит в художественный мир Державина. Особенно в позднем творчестве он все чаще задумывается о глубинных основах бытия.

Философская ода «Бог» определяет основы миросозерцания поэта, его представления о мироздании и человеке как составной его части.

В державинской оде мы также слышим хвалу величию Божьего творения:

Не могут духи просвещенны,

От света твоего рожденны,

Исследовать судеб твоих:

Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,

В твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

Мысль, чувство, воображение поэта обращены не только к Божьему миру, но и вглубь души:

Но ты во мне сияешь

Величеством твоих доброт;

Во мне себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод

В этой оде человек оказывается противоречив по своей природе: он не только «умом повелевает громам», но и «телом истлевает в прахе»; он не только «царь» и «Бог», но также «червь» и «раб».

Державин не разгадывает тайну такого соединения – он ее обнаруживает опытом и воображением, осознает мыслью и чувствует сердцем. Вот почему он не просто изливает стихами религиозный восторг не просто философствует, а «в сердечной простоте беседует о Боге». _____________________________________________________

В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». )

Развитие сюжета комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума» определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым.

Софья – персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. Она росла вместе с Чацким, и это породило их детскую дружбу, которая (прежде всего со стороны Чацкого) незаметно переросла в любовь. Чацкий считает Софью своей единомышленницей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой и при первом же свидании объясняется ей в любви. Но _______________

Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее смущают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», воспоминания юности она считает ребячеством. То, что раньше притягивало и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, который любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с одной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал ». И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету.

Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного.

Ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале пьесы для нее открывается истинная сущность возлюбленного.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина. но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?

Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, т. е. для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг – вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. Благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих. И для этой жизни Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал! Ей необходим "муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей". Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника "молчалинского типа".

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Благодаря своему характеру она оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает её одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова "Горе от ума". _______________________________________

Каким предстаёт повествователь в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Все повествовательные приемы, окрашивающие повесть «Бедная Лиза» в тона живой человеческой эмоции и расставляющие нравственные акценты сюжета безупречно художественным способом заставляют внимательнее присмотреться к образу рассказчика, автора-повествователя, чьей прямой речью изложена история бедной Лизы, услышанная им некогда от Эраста.

Образ автора-повествователя, включенный в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, – это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь – это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Образ повествователя в «Бедной Лизе» – это основной генератор эмоционального тона повести, создаваемого авторским переживанием судеб героев как своей собственной, и проводник, по которому эмоция передается читателю.

Далеко не случайно то, что «введение рассказчика в художественный текст индуцировало и появление читателя как особой значимой категории». Кроме того, что повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напоминает о себе периодическими обращениями его к читателю: «Теперь читатель должен знать. . . »; «Читатель легко может вообразить себе. . . ». Эти формулы обращения, подчеркивающие интимность эмоционального контакта между автором, героями и читателем, весьма напоминают аналогичные приемы организации повествования в эпических жанрах русской поэзии. Карамзин, перенося эти формулы в повествовательную прозу, добился того, что проза приобрела проникновенное лирическое звучание и начала восприниматься так же эмоционально, как поэзия. ____________________________________

Почему повесть Н. М. Карамзина называется «Бедная Лиза»?

Символично название произведения, содержащее, с одной стороны, указание на социально-экономический аспект решения проблемы (Лиза – бедная крестьянская девушка), с другой стороны – на нравственно-философский (герой повести – несчастный, обиженный судьбой и людьми, человек). Полисемия названия подчеркивает специфику конфликта в произведении Карамзина. Любовный конфликт (история взаимоотношений и трагической гибели Лизы) является ведущим. Социальное начало конфликта (любовь дворянина и крестьянки), связанное с сословными предрассудками и экономическими обстоятельствами (разорение Эраста и необходимость женитьбы на состоятельной вдове), для Карамзина оказывается менее значимым, уходит на второй план.

Для героев Карамзина характерен внутренний разлад, несоответствие идеала и действительности: Лиза мечтает быть женой и матерью, но вынуждена смириться с ролью любовницы. Её история передана так, что симпатии и сострадание читателей на стороне героини. А чувства эти подсказаны названием повести – «Бедная Лиза». Эраст надеется, что платоническая любовь к крестьянской девушке будет способствовать его нравственному возрождению, однако действительность разрушает мир его иллюзии. Обращение писателя к сюжету с заранее известным концом, предупреждение читателя в начале повести о гибели героини, сознательный отказ от усложненности сюжетного повествования – все это способствовало концентрации читательского внимания на раскрытии внутреннего мира героев. ____________________________________

Каково значение последнего явления в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

П. А. Вяземский так писал о Простаковой, героине комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего истекают все сии свойства »

Обличая пороки современного общества, Д. И. Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая причина – невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая – указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над своими крепостными людьми.

Развязкой драматического конфликта является приказ, полученный Правдиным. На основании этого приказа госпожа Простакова лишается права управлять своим поместьем, потому что безнаказанность сделали из нее деспота, который способен принести огромный вред обществу, вырастив себе подобного сына. И лишается она своей власти именно за то, что жестоко обращалась с крепостными крестьянами.

В «Недоросле сочетаются черты тирана и раба. Когда план госпожи Простаковой женить сына на Софье не удается, Митрофан ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» – идти служить. «По мне, куды велят», – говорит он, понурив голову. Мне кажется, рабское воспитание привито герою и его крепостной нянькой Еремеевной, и всем миром Простаковых-Скотининых, у которых совершенно извращены понятия о чести.

В последнем явлении комедии Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее поражение – это поражение всей прежней системы воспитания, всего образа жизни дворян 18 века. ______________________

Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

В комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизин поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян. Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкая ирония со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращенного века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения Отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Некоторая часть авторских идей «перепоручена» персонажу, близкому по миросозерцанию автору. Резонер Стародум в «Недоросле» Д. И. Фонвизина становится «рупором» авторских идей.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчеркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание «власть имущих», в том числе императрицы. Воспитание дворянина, по мнению Стародума, – дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». _________________________

Какие авторские идеалы нашли воплощение в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

Придерживаясь рамок классицизма, Фонвизин создает сатирическую комедию, в которой выводит узнаваемые современные типы и поднимает злободневные социальные проблемы. Название комедии несколько маскирует ее главный политический смысл. Можно подумать, что пьеса посвящена, прежде всего, проблемам воспитания

молодежи. Действительно, о воспитании много говорится в комедии, и имя ее героя, недоросля Митрофанушки, стало нарицательным для обозначения молодого лентяя.

Однако главным в пьесе является обличение произвола помещиков – крепостников. Фонвизин, прикрываясь темой воспитания, замахнулся на основы государственного

устройства. В уста Стародума автор вложил свои смелые идеи о несправедливости существующего строя и необходимости его изменения. Герои комедии сталкиваются прежде всего в идейном, а не любовном конфликте. Интрига, связанная с борьбой за богатую невесту, является второстепенной. Герои разделяются на два

лагеря по идейному принципу. Простаковы и Скотинин – главные представители лагеря противников. Лагерь положительных героев возглавляют Стародум и Правдин. Стародум выступает как рупор прогрессивных авторских идей, а Правдин олицетворяет действующую справедливую власть. Стародум проповедует истины эпохи Просвещения и старается следовать им на практике.

И в наши дни комедия сохраняет свой общечеловеческий смысл. По-прежнему

остаются важными проблемы, связанные с воспитание и образованием

молодежи. Ушла в прошлое монархия, но никуда не исчезло властолюбие, заставляющее людей жертвовать лучшими качествами ради достижения цели. Комедия Фонвизина остается живым напоминанием через века о вечных человеческих ценностях. _______________________________________________

Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». )

Главный герой произведения – Чичиков – вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: « хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Ему не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим.

Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. В характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков, в том числе и мелочность Коробочки.

В беседе по поводу покупки «мертвых» душ раскрывается вся сущность и характер Коробочки. Сначала она никак не может понять, чего хочет от нее Чичиков – умершие крестьяне не имеют никакой хозяйственной ценности, поэтому не могут быть предметом продажи. Когда же она понимает, что сделка может быть выгодна для нее, то недоумение сменяется другим – стремлением получить максимальную выгоду от продажи. Своей упертостью она выводит из себя Чичикова, который рассчитывал на легкое согласие. Тут-то и возникает эпитет, которые выражает сущность не только Коробочки, а всего типа подобных людей – «дубинноголовая» – явление весьма распространенное: «иной и почтенный, и государственный даже человек. а на деле выходит совершенная Коробочка». Помещица соглашается тогда, когда Чичиков предлагает ей еще одну сделку, понятную ей, – казенные подряды, т. е государственный заказ на поставку, который хорошо оплачивался и был выгоден для помещика своей стабильностью. _________________

Каковы цели и средства сатиры в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

В комедии "Недоросль" Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои – представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.

Центральная героиня пьесы – госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. Никто не смеет противиться ее власти: "Разве я не властна в своих людях". Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет "воры", "канальи", "бестия", "собачья дочь". К Митрофану обращается: "друг мой сердешный", "душенька". Гостей встречает уважительно: "рекомендую вам дорогого гостя", "милости просим".

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе – "зоологизация". Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил "фсе с лошатками". Таким образом автор подчеркивает мысль о "животной" низменности окружающего мира.

Несмотря на то, что жанр пьесы "Недоросль" – комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей – Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе – от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

________________________________________________________________

Что могло дать основание писателю В. Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. Однако эта пьеса – явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина – классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной Драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои – Софья, Стародум и Правдин, – сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: "Вот злонравия достойные плоды" _ т. е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает.

Каково отношение автора к главному герою поэмы «Мёртвые души»?

В поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь наряду с гениальной галереей портретов помещиков подробно описывает своего главного героя – Павла Ивановича Чичикова. Подобно Хлестакову, он врывается в жизнь мелкопоместных уездных дворян и раскрывает для нас их сущность. Но принадлежит ли он сам к этой портретной галерее? Каков он сам?

Он, разумеется, мошенник. Выше всего на свете Чичиков ставит деньги, и будет им поклоняться, служить, составлению капитала посвятит жизнь. Если бы ему досталось приличное наследство, он, может, и не пускался бы в авантюры, но Чичиков беден и хочет единственно доступным ему путем остроумного обмана добыть то, чего был лишен от рождения.

Попробовав себя в разных сферах добывания легких денег, Чичиков придумал великую аферу с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный залог.

Чичиков умен, обаятелен, но его ум и обаяние направлены на то, чтобы одурачивать окружающих. Чичиков общается с такими же мошенниками и плутами, но от этого его поступки не становятся благовиднее; он «мошенник из мошенников», и все его способности и усилия направлены не на благие цели, а на личное обогащение.

Каково же отношение автора к главному герою поэмы? По мысли писателя, Чичиков не может стать победителем. Он обязательно оступится, рано или поздно, это должно случиться. Автор оправдывает Чичикова в его монологах, рассказывая, как трудно бедному человеку в мире, где ценится только капитал. Он показал, что и Чичиков может испытывать чувство бескорыстной любви и искренне поклоняться женщине. Он наделил его способностью терзаться душой, испытывать чувство стыда – это не может не вызывать сочувствия в читателе. И Гоголь разоблачает своего героя, показывая его мелочность, жадность до денег.

И вместе со всем этим Чичиков отличается своей незаурядностью.

Во втором томе «Мертвых душ», по замыслу писателя, Чичикова должно было ждать перерождение. Все лучшее в нем было достойно второй попытки начать жизнь, и Чичиков должен был воспользоваться ею. ___________________________________

В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г. Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Одной из основных особенностей поэтики Державина является разрушение жанровой иерархии: соединение «высокого» и «низкого». Традиционно употребление низкой лексики было возможно исключительно в низких жанрах: басня, эпиграмма, комедия. Державинская же поэзия открывает новую страницу в эволюции одических произведений. .

Державин первым в русской литературе стал писать о себе, мыслях и чувствах конкретного человека. Даже самые отвлеченные идеи приобретают в его поэзии бытовой, предметный облик. Так, в оде «Фелица» Державин обращается к царице как к реальному, живому человеку, наделенному властью, а не как к полубожеству. В шутливой форме поэт критикует приближенных Екатерины II.

Державин в своих произведениях разрабатывает различные темы, в том числе и тему героизма. При этом его батальная лирика представляет два типа образов героев исторической эпохи: поэтически обобщенный собирательный образ Росса– сына отечества, патриота. В качестве примера можно привести оду «Снигирь», которая была написана на смерть великого полководца Суворова. Стихи выдержаны в портретно-бытовом низком или абстрактно-понятийном высоком словесном ключе.

Державин размышляет и о назначении поэта и поэзии. Его «Памятник» является вольным переводом оды Горация, но содержит собственные размышления поэта на указанную тему.

Державин не мог оставаться равнодушным к несправедливости сильных мира сего. Доказательством тому служит его ода «Властителям и судиям», где Державин первым не только сводит подобных богов с пьедесталов, но и нелицеприятно их судит, напоминая им об их обязанностях перед поданными. Начинается стихотворение с сообщения о том, что восстал всевышний Бог и начинает судить собрание земных богов. Лирический герой обращается к ним со словами: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».

Но земные боги глухи к словам лирического героя, и он обращается к одному единственному и справедливому Судье:

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!

В этом произведении Державин имеет смелость осудить неправедных, выступить защитником слабых. Поэт призывает высшие силы к тому, чтобы на земле восстановить справедливость.

Творчество Гавриила Романовича Державина стало вершиной поэзии XVIII века. И хотя сам поэт считал себя приверженцем классицизма, фактически он стал его разрушителем, поскольку содержание его од резко отличалось от того, что было предписано этому «высокому» жанру. _____________________

Как эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с идеей произведения?

В начале поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтов поставил выражение «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». В чём его смысл?

Эпиграф – это цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее. Изречение перед поэмой взято из «Первой книги Царств» Библии. Смысл этого выражения в том, что человек, мало познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает.

М. Ю. Лермонтов использовал эпиграф как отражение главной темы поэмы: его герой, прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край и много вещей, принадлежащих обычным людям, погиб в молодом возрасте.

Мцыри был забран в плен ещё ребёнком и вырос в неволе, далеко от отчизны. Внутренний мир главного героя полон горечи, негодования и обиды на людей, имеющих свой дом и живущих на родине. Мцыри чем-то схож с автором: он так же одинок и не может быть свободным в выборе. М. Ю. Лермонтов провёл скрытую параллель своей жизни с жизнью лирического героя. Поэт написал это произведение накануне смерти, которую он как бы предчувствовал.

Можно предположить, что эпиграф к поэме относится и к жизни М. Ю. Лермонтова: за короткий период он не успел познать всю многогранность окружающего мира, и автору не удалось написать все его «картины». М. Ю. Лермонтову не давали возможности свободно творить и, тем самым, словно запирали его в неволе, делали рабом, как и Мцыри.

Главный герой поэмы попытался бороться с установленным порядком и смог на несколько дней освободиться из плена, однако умер после очень короткого, но счастливого времени. Автор произведения также попытался изменить сложившиеся правила, но погиб в возрасте двадцати семи лет.

Таким образом, эпиграф к поэме «Мцыри» «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» выражает не только идею произведения. Это изречение из Библии настраивает читателя на размышление о красоте и многогранности окружающего мира, о смысле человеческой жизни и её скоротечности. _____________

Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Действие пьесы происходит в имении Простаковых. , полноправной хозяйкой которого является госпожа Простакова, пользующаяся неограниченной властью. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности (не случайно в перечне действующих лиц комедии только ей одной присвоено звание «госпожа»). Ее злой нрав в полной мере раскрывается в отношении к крепостным крестьянам и дворовым людям, на которых она смотрит как на существа низшей породы, и глубоко убеждена в своем праве оскорблять/ и унижать их.

Автор неоднократно подчеркивает ограниченность Простаковой, неразвитость ее ума. Так, например, указ о вольности дворянской, она воспринимает как юридическое освящение неограниченной власти над крестьянами.

Скотинин родственен Простаковой не только по крови, но и по духу. Он, слывущий в околотке «мастером» по сбору оброков, в Точности повторяет крепостническую практику своей сестры. Скотинин так же тупо убежден в своей правоте и безнаказанности. «Не будь я Тарас Скотинин, – заявляет он, – -если у меня не всякая вина виновата».

«Злонравные» помещики Простакова и Скотинин смотрят на крепостных как на скот, но сами они в умственном и гражданском развитии стоят столь низко, что их можно уподобить только животным.

С образом Митрофана связана еще одна тема, затронутая автором в «Недоросле», – раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. Он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Его воспитали недорослем и в моральном отношении, не научили уважать достоинство других людей. Он груб и нахален с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискивает перед теми, в ком чувствует силу.

Характер и поведение Митрофана – естественный результат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родителей, – «злонравия достойные плоды». _____________________________________________

Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». )

Образ Печорина – центральный в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Все остальные персонажи сгруппированы вокруг него, оттеняя отдельные стороны его характера и поступков, хотя каждый из героев романа интересен сам по себе. Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Бывают ситуации, когда он даже выгодно отличается от других. Печорин, с кем бы он ни общался, производит на всех впечатление, не прилагая к тому больших усилий, в том числе, легко добивается успеха у женщин.

О женщинах и любви он говорит с иронией, разуверившись и в том и в другом. Но история отношений Печорина с каждой из героинь приобретает драматический и даже трагический характер.

Любовь к Вере – глубокое и давнее чувство: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть». Вера лучше, чем кто-либо другой, «проникла во все тайны» его души. Их любовь – это любовь-страдание. «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно». Отправившись вслед за Верой, поняв что, любит её, Печорин осознал держащее его чувство. Он понял, что можно жить ради любви, ради дружбы, но жить так он не может. Он сам не может испытывать чувства, но, причиняя боль или вызывая радость, играя на чувствах людей, управляя их судьбами, он наслаждается этим.

Потеря Веры переживается Печориным мучительно, так как любовь к ней была единственным глубоким чувством, наполнявшим его жизнь. __________________________________________________________

Какие ценности утверждаются М. В. Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?

Жанр оды позволил М. В. Ломоносову соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства:

Где в роскоши прохладных теней

На пастве скачущих еленей

Ловящих крик не разгонял;

Охотник где не метил луком;

Секирным земледелец стуком

Поющих птиц не устрашал.

Обилие природных богатств – залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды – тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития. ___________________________________________________________________

На какие проблемы откликается поэзия Г. Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

Поэзия Г. Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Поэтический диапазон Державина необыкновенно широк. В его творчестве создается образ достойного гражданина и просвещенного правителя, сатирически обличаются высокопоставленные чиновники, утверждаются идеалы патриотизма и служения отечеству, прославляется героизм русских воинов.

Но, разумеется, не только общественно-политические проблемы волновали поэта. Поистине сама жизнь во всем ее разнообразии и богатстве входит в художественный мир Державина.

В одах, адресованных царям, он представляется нам не только как поэт, певец величия и красоты, но и как человек, чиновник-службист, семьянин, жертва преследований недоброжелателей-вельмож, борец за правду.

Когда небесный возгордится

В пиите огнь, он будет петь;

Когда от бремя дел случится

И мне свободный час иметь,

Я праздности оставлю узы,

Игры, беседы, суеты;

Тогда ко мне приидут музы,

И лирой возгласишъся ты.

Поэт в представлении Державина – выразитель живого чувства нации, говорит он не только от имени народа, но и от своего собственного.

Мир высокого и великого потеснился и освободил в державинском творчестве место для частной жизни поэта, его личных и служебных отношений.

А если милой и приятной

Любим Пленирой я моей,

И в светской жизни коловратной

Имею искренних друзей,

Живу с моим соседом в мире:

Умею петь, играть на лире:

То кто счастливее меня?

Однако полностью вытеснить высокую, гражданственно-политическую, государственную тематику из поэзии Гаврилы Романовича «домашняя», «житейская» не смогла; обе развивались в его творчестве параллельно. Державин постоянно откликался на политические и военные события современности.

Значительное место в творчестве Державина занимает героико-патриотическая тема. Боевые подвиги русского народа поэт прославлял, начиная с 80-х годов, когда шла русско-турецкая война, и кончая победами над Наполеоном ("Осень во время осады Очакова" (1788), "На взятие Измаила" (1790), (1807), "Заздравный орел" (1791 -– 1801), надпись "Фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову" (1795)и др. Главным героем этого цикла является "росс" -– обобщенный образ русского воинства:

Огонь, в волнах неугасимый,

Очаковские стены жрет,

Пред ними росс непобедимый

И в мраз зелены лавры жнет;

Седые бури презирает,

На льды, на рвы, на гром летит,

В водах и в пламе помышляет

Или умрет, иль победит. ________________________

Каково отношение автора повести к Эрасту? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». )

Типичным образцом сентиментализма в русской литературе стала повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В восприятии сегодняшнего читателя сюжет ее может показаться избитым и мелодраматичным. В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. Она полюбила молодого человека по имени Эраст, принадлежащего к дворянскому сословию. Сочувствие автора всецело на стороне несчастной девушки.

Отношение же к Эрасту неоднозначно. Молодой человек также изображен автором с несомненной симпатией, как и полагается в сентиментальной повести. Карамзин отмечает доброту, вежливость Эраста, его стремление помочь бедным людям. Он ничуть не подчеркивает перед Лизой и ее матерью, что стоит на более высокой ступени общественной лестницы. Наконец, мы верим автору и в том, что Эраст искренне полюбил Лизу. Но все эти добрые качества проявляются у молодого человека лишь до тех пор, пока он не столкнулся с серьезной жизненной проблемой, для разрешения которой он предпочел пожертвовать любовью и счастьем любимой девушки. Она же не смогла пережить измену любимого человека и покончила с собой. Таким образом, Эраст стал невольным виновником гибели Лизы. Карамзин осуждает Эраста за то, что тот не смог преодолеть сословных предрассудков, не смог стать выше житейских неурядиц, чтобы спасти и сохранить свою любовь и принести счастье любимому человеку. ___________________________

Какие нравственные проблемы ставит Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

Повесть Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, автор соединил категории «доброе» и «прекрасное» – нравственное и эстетическое.

В повести обозначено несколько тем. Одна из них – обращение к крестьянской среде. Писатель изобразил в качестве главной героини крестьянскую девушку, сохранившую патриархальные представления о нравственных ценностях. С образом Эраста неразрывно связан образ города, с «ужасной громадой домов» и сияющим «златом куполов». Образ Лизы сопряжен с жизнью прекрасной естественной природы. Деревенский человек – человек природы – оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества.

Автор в повести поднимает не только тему «маленького человека» и социального неравенства, но и такую тему, как рок и обстоятельства, природа и человек, любовь-горе и любовь-счастье. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали. ________________________________

Как в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?

Д. И. Фонвизина неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны. В своей комедии он показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального – это Простакова, Скотинин и, как результат их деятельности, Митрофан; и передового, просветительского, представителями которого являются Стародум, Правдин, выразителем идей которых выступают Милон и Софья.

Простакова с гордостью говорит, что она "не так воспитана", то есть она считает, что женщина не должна уметь ни читать, ни писать. Того же самого взгляда придерживается и Простаков, ее муж, и Скотинин, который тоже "от роду ничего ни читывал". Но даже они начинают понимать, что времена меняются, и без образования уже нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество вряд ли даже он поможет, поэтому они заставляют Митрофана учиться, нанимают ему учителей. Но и это герои делают на свой лад, то есть формально. Митрофан не просто невежда, не знающий абсолютно ничего и не желающий ничему учиться, он еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Этот герой вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим ни мать, ни, тем более, отца. И Стародум абсолютно прав, говоря, что это и есть "злонравия достойные плоды". Только такие люди и могут получиться при подобной системе воспитания.

В противовес Митрофанушке, Фонвизин создает положительный образ молодого человека, воспитанного в прямом смысле слова, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Фонвизин вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что такие люди могут по-настоящему служить своей родине. И в этом он совершенно прав.

За такую систему воспитания и ратовал Фонвизин, о ней высказывался устами Стародума. А результатом должно было стать появление прогрессивных, образованных молодых людей, способных сделать Россию самым передовым государством. ________________________________________________

Каковы представления Г. Р. Державина о сущности поэтического творчества?

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении "Памятник». Творчество он уподобляет "чудесному, вечному" памятнику. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти "народов неисчетных", населяющих пространство "от Белых вод до Черных". Свое бессмертие поэт связывает с "родом славянов", то есть с русским народом:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В "Памятнике" Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед "родом славянов" и отечественной литературой:

первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

В стихотворении «Памятник»

Державин утверждает, что сила поэзии могущественнее даже законов природы, и свою заслугу, как поэта, видит сохранении жизни, в поэзии человеческого достоинства и справедливости. На поэта он смотрит как на служителя и поборника истины; в заслугу себе ставит искренность, душевность: «сердечную простоту» своих стихов и свое гражданское мужество; «забавный русский слог», новый языковой стиль, позволяющий расширить рамки тогдашней поэзии, насытить ее русской речью. _____________________

Л. В. Шустова, МБОУСОШ п. Солидарность Елецкого района, г. Елец, Липецкая область

Метки: Литература