Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Материалы для подготовки к ГИА по литературе 19 века, часть 2

Материалы для подготовки к ГИА по литературе 19 века, часть 2

35. Каким предстает в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" губернский город?

Действие поэмы разворачивается в губернском городе NN, который является собирательным образом. Автор замечает, что "он никак не уступал другим губернским городам". Это дает возможность воспроизвести полную картину нравов всей страны. Главный герой поэмы Чичиков обращает внимание на типичные "дома в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином", на "почти смытые дождем вывески", на чаще других встречающуюся надпись "Питейный дом". На первый взгляд кажется, что атмосфера жизни города несколько отлична от сонного, безмятежного и застывшего духа помещичьего быта. Постоянные балы, обеды, завтраки, закуски и даже поездки в присутственные места создают образ, исполненный энергии и страстей, суеты и хлопот. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно, что представители верхушки городского общества безлики, духовно мертвы, а их существование бесцельно.

Весь строй пьесы даёт понять, что захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого. Таких городов хватает повсюду. Сам город неухожен, его давно не благоустраивали («. . . На улицах кабак, нечистота!», «. . . Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору»). Мы видим нарушение законов («В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не давали провизии!»). Но власть предержащих не интересуют проблемы города, пока у них самих не появляется проблема-ревизор. _____________

37. Как в лирике М. Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

Через все творчество Лермонтова от самых ранних стихов до произведений 1841 года проходит мотив одиночества. Это ощущение было вызвано размышлениями о несовершенстве земной жизни и неизбежности томления души по иным мирам. Об этом поэт пишет в стихотворении 1831 года "Ангел".

. . . И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Жизнь при внимательном рассмотрении, по мнению Лермонтова, оказывается "пустой и глупой шуткой". Лирическому герою "некому руку подать в минуту душевной невзгоды". Он ни во что не верит и ощущает только тоску. Один выходит герой "на дорогу". Он надеется на достижение гармонии в состоянии вечного сна – забыться, разочаровавшись в ее существовании на земле. Лирический герой Лермонтова уверен в нереальности счастья при жизни по определению самого земного бытия. Это одна из важнейших причин трагизма мироощущения поэта.

"И скучно и грустно", 1840 г.

И жизнь, как посмотришь с холодным

вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка. . .

"Выхожу один я на дорогу. . . ", 1841 г.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!___________________________________________________

38. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». )

Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшивка. Фальши, неискренности Печорин не выносит. Раздраженный, Печорин желает досадить бывшему сослуживцу. Влюбляет в себя княжну Мери, предмет нежной страсти Грушницкого. Он делает это исключительно из желания развеять скуку и досадить Грушницкому, так как Мери он не любит. Главный герой верен своим принципам: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком. Но события развиваются так, как этого хочет Григорий. И когда Мери влюбляется в него, забыв о юнкере, Грушницкий, обуреваемый ревностью и негодованием, вдруг открывается нам с совсем другой стороны, оказываясь не таким уж безобидным: он способен быть мстительным, бесчестным, подлым. Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. ________________________________________________

39. Почему русский бунт в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?

В романе, основу сюжета которого составляют события крестьянской войны под предводительством Пугачева в 1773-1774 гг. , действительно показаны сцены крайней жестокости бунтовщиков во время взятия Белогорской крепости. Но для понимания авторской позиции очень важно учесть особый композиционный ход, который использует Пушкин. Перед главой VII «Приступ», где изображается казнь защитников крепости и гибель Василисы Егоровны, помещена глава VI «Пугачевщина», где дается сцена допроса пленного башкирца. Он был страшно изувечен, что является красноречивым свидетельством жестоких карательных мер правительства по отношению к участникам незадолго до того прошедшего восстания в Башкирии.

Пугачев также представлен в романе неоднозначно. Он нарисован не только как «изверг и злодей», каким его признавали дворяне, но и как защитник слабых и обездоленных, каким его видел простой народ. «Беспощадность» и «бессмысленность» бунта состоит в том, что он заслоняет от его участников главное – способность сочувствовать другому, понимать его, видеть в нем не только «врага», но и просто человека, с его достоинствами и недостатками. _____________________________________________________________

40. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?

Александру Сергеевичу Пугачев интересен как исторический деятель. И это он показывает не только в романе, но и в своем труде «История Пугачева», где автор в первую очередь интересуется историей бунта, хочет донести до нас правду, истинную причину и итоги восстания. Пугачев интересен автору романа как сильная историческая фигура, как лидер, жестокий и смелый, но не лишенный казачьей лихости и молодецкого задора. Образ Пугачева показан Пушкиным не таким жестоким и бессердечным, каким самозванец был в истории. Автор провел большую работу с архивными бумагами, выяснил для себя личность «народного царя» и внес его в роман уже со своими преобразованиями, наделил его особенными чертами, о которых история умалчивает. Мне кажется, что Пушкину и главному герою романа, что собственно, равноценно, этот преобразованный Пугачев и интересен. ________________________________________

42. На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Одним из важнейших законов фамусовского общества является чинопочитание. Примером для подражания здесь является Максим Петрович. Его карьера этого человека? Только на чинопочитании. Неважно, плох человек или хорош. Если он выше тебя рангом, то его нужно уважать, почтительно ему улыбаться, «сгибаться вперегиб». В фамусовском обществе царит власть авторитетов и общественного мнения. Именно оно является главной судьей, главным наказанием и поощрением. Из порока чинопочитания вытекает другой «грех» фамусовского общества – циничный карьеризм. Это особо заметно в образе Молчалина, а также полковника Скалозуба. Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном продвижении по службе, неважно, каким путем.

В своей комедии Грибоедов детально «разобрал» фамусовское общество, обнажив все его пороки. «Горе от ума» стало основой, толчком для последующих писателей. ______________________________

43. Какой смысл вкладывает А. С. Пушкин в понятие «свобода»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема «вольности святой» занимает центральное место, ибо для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной «точкой отсчета»: началом нового этапа осмысления мира. В первых двух строфах «Вольности» звучит отказ от «изнеженной лиры» и единственной целью поэзии объявляется стремление

. . . воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

В 1818 году написано еще одно стихотворение, которое необходимо рассматривать в рамках данной темы: послание «К Чаадаеву». Жанр послания – один из ведущих жанров романтической лирики, и стихотворение "К Чаадаеву« продолжает »романтическое направление" темы свободы в творчестве Пушкина. Первые строки послания написаны в традиционно романтическом ключе: разочарованный жизнью юноша обращается к другу – также изверившемуся. Поэт обращается к другу-философу. Их объединяет главное:

. . . в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье. ________________________

44. Тема любви в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».

Поэма "Цыганы" входит в "Южные поэмы" – цикл романтических произведений А. С. Пушкина. Отличительная черта героя романтического произведения: внутренняя свобода, независимость от чужих мнений, способность выражать свое несогласие со скучной и однообразной жизнью. Практически все герои поэмы "Цыгане" испытывают или испытали любовь.

Абсолютная свобода в любовных отношениях, не создающих никаких взаимных обязательств, никакой духовной связи между любящими, показана Пушкиным в поведении Земфиры и ее матери Мариулы. Земфире «скучно, сердце воли просит», и она легко изменяет горячо любящему ее Алеко. К тому же полная свобода в поступках вовсе не дает «вольным» цыганам счастья. Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется со своим несчастьем, считая, что это – нормальный порядок, что «чредою всем дается радость, что было, то не будет вновь».

Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826 году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение. . . Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадежно:

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет. ___________________________________________

45. Как в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» представлена тема «мёртвых» и «живых» душ?

Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел.

В первом томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны русской действительности, показывает людям, во что превратились их души. Делает он это потому, что горячо любит Россию и надеется на ее возрождение. Гоголь хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом и состоит задача первого тома.

Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни. ______________________________________

46. Женские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

"Мёртвые души" – одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы, вершина художественного мастерства Гоголя. Каждый его герой индивидуален и неповторим. Здесь, в одном произведении Гоголь ухитряется показать всю Россию, какая она была в то время, хотя в умах людей мало что изменилось и многие выводы, сделанные из поэмы, актуальны и по сей день.

Не малую роль в поэме играет и описание женской половины человечества. Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода ! Главная цель её жизни – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит в её поместье следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу нет чувств.

Кроме Коробочки, Гоголь знакомит читателей с супругами Манилова и Собакевича, являющимися как бы продолжением своих мужей.

Манилова мечтательна и сентиментальна, она точно так же далека от реальности, как и ее супруг. В героине нет ни капли здравого смысла: она позволяет мужу назвать детей древнегреческими именами Фемистоклюс и Алкид, не понимая, насколько комичны имена эти для российской жизни.

Супруга Собакевича не столь изящна, как Манилова, зато она хозяйственна и практична, аккуратна и домовита. Как и Коробочка, Феодулия Ивановна не озабочена «высокими материями», Собакевичи живут по-старинному, редко выезжая в город.

Дамы города соблюдают «светский этикет», озабочены «безупречностью собственной репутации», но разговоры их примитивны и пошлы. Они беседуют о модах, платьях, материях, как о предметах значительных, обожают сплетничать и злословить.

В поэме нет ни одной героини, представляющей истинную добродетель. Духовность образа губернаторской дочки только намечена Гоголем. Остальные же героини обрисованы автором сатирически, с иронией и сарказмом.

______________________________________________________________

47. В чем проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин". )

Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, выше стоят по своему внутреннему развитию, чем те, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит "скуки ради", хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин. Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее замечает общие черты характера.

Они сошлись:

волна и камень,

стихи и проза,

лед и пламень,

не столь различны меж собой

На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей, якобы неповторимой личности. "Привычка всех считать нулями, а единицами – себя" рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а, может быть, и просто обывателем. _______________________________

48. Как в лирике А. С. Пушкина раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.

Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.

Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что "любви все возрасты покорны". Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.

Юношеское стихотворение "Желание", написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства – печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.

Мне дорого любви моей мученье -

пускай умру, но пусть умру любя!

Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении "Редеет облаков летучая гряда. . . " В нем соединяются две равноценные могучие стихии – природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Здесь любовь – уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. ________________________________________________________

49. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» решается проблема чести и долга?(сочинение)

Честь и долг – это понятия одинаково важные для молодого человека, вступающего в жизнь.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» одним из главных героев является Петр Гринев, недоросль, вступивший на путь военной службы. После беспечного детства единственный сын любящих родителей не сразу понимает, что такое долг офицера и честь дворянина. Завет отца служить верно, кому присягнешь, беречь честь смолоду Гринев осознает далеко не сразу. Первое, что он делает, оказавшись «на воле», это учится играть в бильярд и пить в компании офицера Зурина, который уверяет его, что так «надобно» для будущей службы.

Любовь научила Гринева защищать честь любимой девушки, когда ее оклеветал Швабрин. События Пугачевского бунта научили его осознавать, что такое воинский долг и верность присяге. Гринев служит, как и прежде, находясь на осадном положении в Оренбурге. И вдруг ему передают письмо от Марьи Ивановны, где она просит о помощи. Нравственный выбор Гринева между любовью и долгом решается им в пользу любви, ведь генерал отказывает Гриневу в разрешении отбить у повстанцев Белогорскую крепость. Да, Гринев нарушает свой долг офицера, самовольно оставляя Оренбург – место службы. Но его можно понять, ведь оставив Машу на произвол Швабрина, он навсегда запятнает свою честь позором. Честь любимой девушки и честь дворянина в этой ситуации для Гринева выше долга. И как только позволили обстоятельства, Гринев возвращается на службу.

Ложные обвинения, возведенные Швабриным, не пугают героя. Герой не может оправдаться, так как мысль впутать Марью Ивановну «между гнусными изветами злодеев» кажется ему ужасающей. Его благородство только осложняет его положение, но честь любимой девушки обязывает Гринева принять на себя несуществующую вину.

Гринев при любых обстоятельствах остается человеком чести и долга, благородным и искренним, и получает в финале романа достойное вознаграждение: полное оправдание и любовь той, ради которой он рисковал жизнью. ___________________________________________________________________

50. Сатирический портрет безымянного города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Гоголь отмечал, что в этом произведении он решился ". . . собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал. . . и за одним разом посмеяться над всем. . . ". Так возник город "Ревизора", который автор назвал "сборным городом всей темной стороны".

Выбор персонажей обусловлен стремлением максимально широко охватить все стороны общественной жизни и управления обществом. Каждая сфера жизни представлена одним лицом, причем автору важна прежде всего не общественная функция персонажа, а шкала его духовных или нравственных ценностей. Богоугодными заведениями в городе руководит Земляника. Люди у него мрут "как мухи", но это его нисколько не смущает, потому что "человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет". Суд возглавляет Ляпкин-Тяпкин, человек, прочитавший пять или шесть книг", В полиции процветают пьянство, грубость. В тюрьмах людей морят голодом. Полицейский Держиморда без всякого смущения заходит в лавки купцов как в свою кладовую. Почтмейстер Шпекин из любопытства вскрывает чужие письма. . . Всех чиновников в городе объединяет одно: каждый из них рассматривает свою государственную должность как отличное средство жить без забот, не затрачивая никаких усилий. Понятия общественного блага в городе не существует, повсюду творятся бесчинства и процветает несправедливость. Удивительно, но никто даже и не стремится скрыть свое преступное отношение к своим обязанностям, собственные праздность и безделие. Взяточничество же вообще считается нормальным делом, даже, скорее, все чиновники сочли бы ненормальным, появись вдруг человек, считающий брать взятки весьма постыдным занятием. Не случайно все чиновники в глубине души уверены, что не обидят ревизора, когда идут к нему с подношениями.

Город в пьесе изображен посредством обилия бытовых подробностей в ремарках, но прежде всего, конечно, глазами самих хозяев города. А потому мы знаем и о реальных улицах, на которых "кабак, нечистота", и о гусях, которых развели в приемной суда. Не пытаются чиновники ничего изменить и перед приездом ревизора: достаточно только приукрасить город и его присутственные места, поставить соломенную веху около мусорной свалки, чтобы было похоже на "планировку", да надеть чистые колпаки на несчастных больных.

В своей пьесе Н. В. Гоголь создает поистине новаторскую ситуацию: раздираемый внутренними противоречиями город становится единым организмом благодаря общему кризису. Грустно только, что общая беда – это приезд ревизора. _____________________

51. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А. С. Пушкина «Цыганы»)

Герой поэмы – романтический изгнанник – в поисках свободы бежит из культурного общества, из «неволи душных городов» к свободным, живущим простой, близкой к природе жизнью цыганам. Алеко, требующий свободы для себя и пользующийся ею в цыганском обществе, не желает признавать ее для других (для Земфиры), если эта свобода затрагивает его интересы, нарушает его мнимые «права»

«Я не таков, – говорит он старому цыгану.

Нет, я не споря от прав моих не откажусь».

Абсолютная свобода в любовных отношениях, не создающих никаких взаимных обязательств, никакой духовной связи между любящими, показана Пушкиным в поведении Земфиры и ее матери Мариулы. Земфире «скучно, сердце воли просит», и она легко изменяет горячо любящему ее Алеко. К тому же полная свобода в поступках вовсе не дает «вольным» цыганам счастья. Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется со своим несчастьем, считая, что это – нормальный порядок, что «чредою всем дается радость, что было, то не будет вновь».

Поэт развенчивает романтического героя, показывая его подлинную сущность эгоиста и убийцы.

« Ты зол и смел – оставь же нас»,– говорит старый цыган чужаку Алеко, убившему свою жену и молодого цыгана, ее возлюбленного.

Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти. Итак, в понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него. Т. е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т. е. у цыгана гуманистическое понимание свободы. _________________52. Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». )

На протяжении действия романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» две фигуры полностью занимают поле читательского внимания: Онегин и Ленский. Переплетение судеб этих героев составляет одну из главных интриг произведения.

Эти образы в романе противопоставлены друг другу. На самом деле, герои представляют собой две противоположности. Так, образ Онегина открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской литературе. Следом за Онегиным явились Печорин Лермонтова и Рудин Тургенева.

Пушкин сделал Ленского рядовым представителем дворянской молодёжи. Владимир так нежен и неопытен, так чист в своих стремлениях, что не видит разницы между собственным вымыслом и реальностью. Ленский представляет собой в романе антипод Онегина. Во-первых, ему всего восемнадцать лет, Онегину же – двадцать шесть. Во-вторых, он мечтателен и пока ещё искренен в проявлении своих чувств. Но Ленский всё же – дитя своего времени, и кто знает, что было бы с ним через несколько лет жизни в Петербурге?

Любовь Ленского к сестре Татьяны Ольге искренна и романтична. Он ещё совсем неопытен в амурных делах. Но Онегин понимает больше, поэтому его оценка Ольги довольно сурова. Именно эта влюбленность Ленского и циничность Онегина по отношению к ней приводят к роковому событию – дуэли. Ленский, настоящий влюблённый из любовного романа, бросает вызов обидчику своей возлюбленной. Это – роковой шаг. Онегин, все прекрасно понимает, но изменить ничего не может. Если бы он не боялся общественного мнения, то мог бы все исправить. Достаточно было бы просто извиниться перед своим молодым другом Ленским, объяснить ситуацию, да просто сказать: «Я был не прав!» Но уже поздно! В их отношения вмешался бывалый дуэлист, который только разовьет событие с новой силой. Да еще мнение высшего света, разве Онегину приятно будет слышать в след упреки и насмешки в трусости. В Онегине говорила совесть, но разве он мог ее услышать. Для того чтобы поступить так, как велит совесть надо обладать мужеством, следовательно, восстать против мнения буяновых и пустяковых. На дуэли Евгений Онегин вынужден убить своего молодого друга. Он презирает, ненавидит высшее общество, но все-таки считается с его мнением, боится, что над ним будут смеяться и упрекнут в трусости. Евгений губит ни в чем неповинную душу, из-за ошибочного чувства чести.

Кем бы стал Ленский, будь он жив? Есть два варианта ответа, на этот вопрос. Первый – Ленский мог бы стать декабристом. Второй – может быть, стал бы просто обывателем. Я думаю, что, скорее всего, для Ленского, это хорошее стечение обстоятельств, как бы это ужасно ни звучало, так как для него это был единственный выход, ведь он не был готов к жизни в обществе начала XIX века. Любовь Ольги недолго длилась. Она поплакала, да и забыла Ленского. Вскоре влюбилась в улана, который ее обворожил, вышла за него замуж и уехала с ним. Вот Татьяна не перестала любить Онегина. Она стала понимать всю его истинную сущность, он пред ней предстал настоящий. Онегин после дуэли уехал путешествовать по России. ___________________

53. Тема Лицея и лицейского братства в произведениях А. С. Пушкина. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)

Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение "Пирующие студенты". В нем набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Кроме веселого застолья друзей объединяют здесь взаимные шутки и освобождение на некоторое время от "холодных мудрецов" и "ученых дураков". Такими шутливыми, хотя и не лишенными иронии, строками обращается в "Пирующих студентах" молодой Пушкин к Кюхельбекеру, одному из своих лицейских приятелей:

Писатель за свои грехи!

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее

Самым известным из стихотворений, написанным Пушкиным к 19 октября, является стихотворение 1825 года (Роняет лес багряный свой убор. . . ). В это время он находился в ссылке в Михайловском и потому не мог прийти на ежегодную лицейскую встречу. Отмечая праздник в одиночестве, он пишет к друзьям-лицеистам, вспоминая каждого из них в отдельности, а также всю лицейскую пору. С большой теплотой Пушкин пишет о своем лучшем друге Иване Пущине, который незадолго до этой даты приезжал к нему в Михайловское и хотя бы ненадолго развеял скуку; обращается к коллегам-литераторам, Дельвигу и Кюхельбекеру, вспоминая их бесконечные разговоры о Шиллере, о славе, о любви. В этих стихах не забывает Пушкин и императора Александра, основателя Царскосельского лицея. _________________________________________

54. Каким предстаёт Чичиков в сценах покупки мёртвых душ?

По внешнему виду Чичиков очень приятный и обходительный. Он умеете каждым поговорить, сказать человеку приятный комплимент, вовремя и уместно ввернугь в разговор удачное словечко, очаровать человека своим поведением и благовоспитанностью и, наконец, блеснуть умом и опытностью. Однако все это – только внешняя личина отъявленного плута и мошенника, ловкого дельца.

С целью покупки мертвых душ Чичиков и приезжает в губернский город N. С больший осторожностью и предусмотрительностью он принимается за осуществление надуманного плана и проявляет на первых же шагах исключительную способность ориентировки. Чичиков предстает перед нами как человек живой, с присущими каждому человеку чувствами радости и горя, любви и разочарования. Правда, эти особенности характера не делают Чичикова привлекательным. Они лишь создают жизненную полноту образа. Постоянное же стремление к личной наживе, узко эгоистические расчеты и отсутствие каких-либо общественных интересов превращают Чичикова в резко отрицательный тип.

Давая обобщенную характеристику своему герою, Гоголь говорит о нем не только как о хозяине-приобретателе, но и как о подлеце. _____________________________________________________

55. В чём состоит особенность авторского отношения к Ленскому? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Ленский молод, ему всего восемнадцать лет. Он талантливый поэт, лирик, убеждения его самые передовые: благородные мечты о свободе народа. Но, несмотря на свое довольно солидное по тому времени образование (он обучался в университете в Германии, в Геттингене), Ленский, как настоящий романтик, не только совсем не знает жизни, но и не стремится узнать ее. Изучение действительности ему заменяет безотчетная, но непоколебимая вера в романтические идеалы: высокую дружбу, вечную, идеальную любовь.

Когда он в жизни встречает противоречия своим идеалам, то приходит в уныние, в отчаяние и изливает свои чувства в элегических стихах или же, как человек необыкновенно горячий и решительный, сразу пускается на самые необдуманные действия. Так, под впечатлением своих предположений, далеких от действительности, "кипя враждой нетерпеливой" к своему вчерашнему другу, Ленский становится под пулю холодного и равнодушного Онегина.

Ленский, наивный, пылкий и безрассудный юноша, вызывает сочувствие. Ведь это благородный, душевно чистый человек, полный "вольнолюбивых надежд", жажды труда, знаний. Ленский, к тому же, талантливый поэт. Но дальнейшая его жизнь, останься он в живых, кажется, автору романа неясна. Ленский мог в равной мере стать известным писателем или же мало– помалу превратиться в обывателя, ленивого барина, разочарованного циника.

Отношение автора к герою – ироническое. Оно передается за счет того, что ему приписываются устаревшие литературные штампы романтизма. По мере развития действия выясняется, насколько далек Ленский от действительности: он принимает за идеал самые пошлые формы повседневности (любовь Ольги, например) . Но все же автор относится к герою с симпатией.

57. Почему басни И. А. Крылова с течением времени не теряют своей актуальности? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору. )

Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.

Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость. Например, в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А «Волк и Ягненок» – злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: «У сильного всегда бессильный виноват». __________________________________________________________

58. Почему, размышляя над вечными законами жизни, В. А. Жуковский обращается к миру природы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

Любимый жанр поэта В. А. Жуковского – элегия. Часто его лирический герой на фоне природы размышляет о жизни, о судьбе человека.

Так, в первом своем стихотворении «Сельское кладбище» поэт изображает романтический пейзаж: луна, черные сосны и вязы, дикая сова, могилы. Вся атмосфера этой картины призвана передать особый эмоциональный настрой героя. В меланхоличной задумчивости приходит он на сельское кладбище, чтобы наедине с собой посетовать на жизнь, полную слез и страданий. Однако после долгих размышлений герой заключает, что к этому нужно относиться спокойно и принимать свою судьбу такой, какая она есть. Ведь рано или поздно жизнь закончится, а перед лицом смерти все равны.

Одно из ранних стихотворений поэта о человеке и природе – «Вечер». Здесь, общаясь с прекрасным окружающим миром, герой размышляет о творчестве. Природа выступает его вдохновительницей. Увидев дивную красоту вечера, герой зовет Музу:

Ручей, виящийся по светлому песку,

Как тихая твоя гармония приятна!

С каким сверканием катишься ты в реку!

Приди, о Муза благодатна _______________

И, звуки оживив, туманный вечер пой

На лоне дремлющей природы. ___

Лирическое "Я" и природа сливаются воедино. Жуковский воссоздал мир, воспринимаемый как таинство, мир, полный движения. Эта философская идея судьбы человека и судьбы мира становится центральной в творчестве Жуковского. _______________________________

59. Своеобразие характера Печорина. (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». )

Автору было важно с наибольшей объективностью, глубиной и всесторонностью раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада. Каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживаются новые и новые грани своего характера. Полностью герой раскрывается в дневнике, где он пишет о себе сам. Сначала он выступает участником грустно-комического приключения в Тамани и еще очень мало рассказывает о своих переживаниях. Характер его проявляется, главным образом, в действиях и поступках; о внутреннем мире его мы лишь догадываемся.

В двух же последних повестях внутренний мрр героя раскрывается им самим с беспощадной откровенностью, «странности» этого человека получают объяснение, и Печорин полностью предстает перед читателем во всей сложности а противоречивости своей натуры.

С романтизмом героя тесно связан тон, внутренняя форма, в которой осуществляется анализ (самоанализ) героя, разоблачающего себя и окружающее общество. Это – ирония традиционна для романтизма. Отсутствие жизненной цели, широких связей с людьми и обществом, неудовлетворенность чувством любви, констатация своей опустошенности – все это обусловило ироническое отношение Печорина к самому себе, а затем и ко всему окружающему.

Такое построение романа и способ показа характера героя имеют внутреннюю логику и оправданность, позволяют действительно глубоко раскрыть трагедию незаурядного молодого человека, не нашедшего себе места в русской жизни тех лет. _____________________________________________

60. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

Особое место в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души» занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно не связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения.

Она появляется в поэме совершенно неожиданно, едва ли не в форме анекдота, забавного недоразумения. Прослышав об афере Чичикова с мертвыми душами, чиновники губернского города N строят различные предположения о том, кто же такой Павел Иванович. «Вдруг почтмейстер, остававшийся несколько минут погруженным в какое-то размышление, вследствие ли внезапного вдохновения, осенившего его, или чего иного, вскрикнул неожиданно: "Это, господа, сударь мой, не кто иной, как капитан Копейкин!".

Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство. По мнению почтмейстера, Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин. Известно, что защитники отчества, пострадавшие в освободительной войне с французами, получали мизерный пансион.

У Копейкина нет имени и отчества, а чиновник остался вовсе безымянным. Более того, этот «государственный человек именуется то «генерал-аншефом, то «начальником, то «вельможей, то «министром. И становится ясным, что автор и отсутствием портрета, и недомолвками насчет имен, и произвольным перебором должностей «сановника (еще один ранг) добивается максимального обобщения частного случая.

Всем построением «Повести. . . Гоголь предупреждает, что народное терпение небеспредельно, что маленький человек (автор, видимо, не случайно назвал своего героя Копейкиным) способен на бунт, от которого не спасутся все те, кто паразитирует на народе (опять-таки в фамилии присутствует копье, оружие народное по сути, близкое к рогатине, а сам капитан назван атаманом, что служит напоминанием о потрясших в свое время основы Российского государства Степане Разине и Емельяне Пугачеве). Предупреждение серьезное, пророческое, обращенное прежде всего к тем, кто сохранил совесть, сочувствие к «малым мира сего, к здоровым силам России в надежде быть услышанным.

61. Как в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» раскрывается личность городничего?

Городничий выведен автором в комедии как человек серьезный, по-своему умный, хитрый, опытный в жизненных обстоятельствах. Правда, представление его об умном человеке очень своеобразно, оно связано с оправданием взяточничества (из письма Чмыхова: «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки»). О своем практическом уме, жизненном опыте и ловкости он заявляет сам: «Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду; трех губернаторов обманул!» Вот в этом умении обмануть, провести, поддеть на уду видит городничий проявление своих лучших качеств: ума, хитрости, жизненной сноровки. И в том, что его провел «сосулька», он видит потерю своих положительных качеств. «Старый дурак»,– называет он себя. «Выжил, глупый баран, из ума!»– заявляет с гневным огорчением он. Словом, «одурачен городничий».

Несмотря на занимаемый им высокий пост, он человек необразованный, в его душе много дурных наклонностей и пороков, но он не старается их искоренять, так как считает, что так и должно быть. Глупость и невежество – вот черты, доминирующие в характере Городничего. Даже его заверения, о том, что служит он честно и безукоризненно, насквозь шиты белыми нитками, и ложь кричит из каждого окна. У него не хватает ума даже на то, чтобы придумать что-нибудь правдоподобное перед лицом грозного Хлестакова, хотя перед этим он очень обдуманно предупреждал своих чиновников о приближающейся опасности. __

Во всем проявляется плутовская, хищническая, фальшивая натура городничего. Гоголь мастерски показал манеру городничего выражаться, то, унижаясь, пресмыкаясь и лебезя, то, наоборот, выставляя себя в выгодном свете и возвеличиваясь. Каким жалким выглядит, например, этот начальник города перед внезапно приехавшим «елистратишкой», появившись в трактире. «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие не сделайте несчастным человека»,– «вытянувшись и дрожа всем телом», лепечет он.

Характер Городничего – это собирательный портрет всех чиновников того времени. Он впитал в себя все недостатки: низкопоклонство, чинопочитание, зависть, чванство, лесть. ___________________________________________

62. Каковы важнейшие черты личности Савельича? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» преподносит нам необычайного героя – старика Савельича, который был слугой Гринева. На первый взгляд, просто слугой. Но если задуматься Савельич был сторонником всего русского и противником всего иностранного. Его очень беспокоило то, что учитель Гринева – француз, и ему не нравилось, что Петруша попал под влияние человека, слабого до женских юбок, откровенного пьяницу и к тому же недобросовестно относящегося к обязанностям. Занятия по фехтованию, по мнению Савельича, могли привести к плохим последствиям, и в этом своем мнении он утвердился в Белогорской крепости, когда Петра застал во время дуэли со Швабриным. Савельич был наделен необычайно сильным характером. Это человек с сильным, но добрым характером, способный в нужную минуту помочь, поддержать, дать совет, а также готовый пожертвовать собой ради любимого воспитанника. _______________

63. Как в лирике А. С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

Свобода является ведущим мотивом всей лирики Пушкина. Уже в лицейские годы поэзия поэта по художественному уровню ничуть не отличалась от произведений признанных мастеров поэзии, в частности Державина, Жуковского, Батюшкова. Подражательный характер ранней поэзии Александра Сергеевича характеризуется тем, что поэт ищет себя, свой стиль.

В 1818 году поэт пишет стихотворение "К Чаадаеву". Оно замечательно тем, что в нем удачно сливаются идеал свободы и идеал Родины. В своем стихотворении он выражает веру в свободу. Свобода видится поэту совсем не далекой "звездой пленительного счастья", а чем-то более близким, ярким, согревающим. Стихотворение написано в типичном декабристском духе. Пушкин уверенно пишет, что "Россия воспрянет ото сна", даже появляются "обломки самовластия", то есть самодержавия.

В 1823 году Александр Сергеевич пишет стихотворение "Свободы сеятель пустынный", в котором с сожалением рассказывает читателю о разочаровании, пессимистическом настроении, отчаянном стремлении описать человеческую свободу.

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

И именно это стихотворение начало одну из магистральных тем русской литературы и русской мысли. Это стих-размышление о человеческой истории, о склонности народов к стадной покорности. ____________________

64. Как в баснях И. А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору. )

К басне Крылов пришел в зрелые годы, пройдя сложный путь творческих исканий в русле просветительской идеологии и пережив глубокий кризис ее на рубеже веков. Суть этого кризиса нашла отражение в его баснях «Сочинитель и Разбойник», «Водолазы», «Безбожники» и других.

В басне «Сочинитель и Разбойник» мы видим, как Сочинитель, который «тонкий разливал в своих твореньях яд», вселяя разврат и безверье в сердца людей, попадает вместе с Разбойником в ад. Виновных сажают в два чугунных котла и разводят под ними огонь. Проходят века. Костер под котлом Разбойника затухает, а под Сочинителем все сильнее и сильнее разгорается. В ответ на ропот Сочинителя является богиня мщения Мегера. В басне этой провозглашается ответственное отношение писателя к художественному слову – тема, проходящая через всю классическую литературу. Но, кроме общего, в басне Крылова есть еще и конкретно-исторический смысл. Современники баснописца без труда угадывали за образом Сочинителя реальный исторический прототип. В басне «Крестьянин и Лошадь» Крестьянин засевал овес, а Лошадь молодая удивлялась его глупости: «Зачем он рассорил овес свой по-пустому? стравил бы он его мне иль гнедому». И как обобщение звучат слова:

Читатель! Верно, нет сомненья,

Что не одобришь ты конева рассужденья;

Но с самой древности, в наш даже век,

Не так ли дерзко человек

О воле судит Провиденья,

В безумной слепоте своей

Не ведая его ни целей, ни путей?__________________________________-

65. Роль женских образов в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Пусть в произведении и не много женских персонажей, но они, безусловно, достойны особого, пристального внимания и обсуждения. Анна Андреевна и Марья Антоновна, супруга и любимая дочь городничего, представляют собой комичные образы. Обе женщины избалованы и капризны. Хоть и проживают две дамы в отличном доме с хорошими условиями, мечтают они всё же о светской, столичной жизни, полной богатства и роскоши. Центральные героини комедии глубоко заблуждаются относительно своих огромных достоинств, возможностей и внешних данных. И мать, и дочь желают снисходительно посещать лишь восхитительные столичные балы, считая себя выше пресной и скучной жизни провинциального городка. Конечно, такое отношение к жизни и к самому себе делают образы женщин в "Ревизоре" только более комичными. Ведь читателю становится смешно от такого эгоистичного мировоззрения и хвастовства обеих дам.

Все недостатки женщин, как под лупой, видны в сценах их бесконечных, глупых и беспочвенных перепалок и недомолвок. Непонимание и той, и другой, глупые и нелепые, гадливые мотивы проявляются в каждом поступке героинь. Наверное, эта комедия и создана для того, чтобы читатель смог понять всю низость такого существования.

66. В чём своеобразие лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

В чем же секрет поэтического дара М. Ю. Лермонтова? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть.

В стихотворении "И скучно и грустно" поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды. . .

Желанья!. , что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы!

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,-

Такая пустая и глупая шутка. . .

Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой. ______________________________

67. Как связаны в поэзии М. Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

Лучше всего скажут о душе поэта его стихи. Все нюансы, все оттенки одиночества находим мы в его поэзии.

Тема поэта и его предназначения в жизни в лирике М. Ю. Лермонтова часто реализует мотив одиночества, что связано с избранностью художника, его тяжкой участью борца. В стихотворении «Смерть поэта» (1837) автор говорит о гибели «светоча, дивного гения», в смерти которого Лермонтов обвиняет «свет завистливый и душный»:

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде и убит!

Пожалуй, наиболее конкретное понимание одиночества как заключения в тюрьме отразилось в стихотворении "Узник", которое было написано во время ареста Лермонтова за стихотворение "Смерть Поэта". Отсюда и такая точность реальных деталей тюремного быта.

Одинок я – нет отрады;

Стены голые кругом;

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем. . .

Одиночество в темнице обусловлено внешними обстоятельствами, которые не зависят от человека.

В основу стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен » (1840) легли впечатления поэта, полученные им на новогоднем балу в Дворянском собрании Петербурга, однако размышления автора выходят за рамки конкретного случая и получают обобщенное звучание. Толпа «образов бездушных людей» в светском обществе враждебна к лирическому герою, потому мотив одиночества, непонятости становится центральным. Фальшь и лицемерие скрывают пустоту, в которой задыхается герой, ведущий исповедь. Мечта поэта, раскрывающаяся во второй части стихотворения, сталкиваясь с действительностью, остается лишь несбыточным желанием. __________________________________________

68. Как в лирике М. Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии?

М. Ю. Лермонтов посвятил теме поэта и поэзии значительную часть своего творчества.

В одном из своих самых известных произведений – стихотворении "Смерть поэта", написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, – молодой поэт выступил как выразитель гнева народного, защитник славы народной и русской национальной культуры.

Поэт, образ которого возникает в лермонтовских стихотворениях, – это человек с твердой и страстной волей.

В стихотворении "Молитва" ("Не обвиняй меня, всесильный"), написанном в 1829 году, Лермонтов называет творчество "всесожигающим костром", а "жажду песнопений" – "страшной".

Лермонтов также замечал, что в сей век "позорно малодушных" людей поэт утратил свое истинное назначение, "на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье". Об этом он четко сказал в своем стихотворении "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал") 1838 года. Автор использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием. Боевой кинжал был снят отважным казаком с убитого господина, затем стал предметом купли-продажи. В конце концов – это игрушка с золотой отделкой:

Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Автор пользуется положением бездейстия кинжала для сравнения его с поэтом:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Для Лермонтова творчество – это спасительное освобождение от страданий, это истинный путь к вере, несущий гармонию. Он обвиняет поэтов-современников, променявших высокое назначение поэта на обеспеченное, сытое существование. Он осознавал то печальное положение, в котором находились поэт и поэзия, и старался бороться за жизнь настоящего, подлинного искусства, а не заменять его пустой болтовней ради денег. ________________________________________________________________________ 69. Почему «Мертвые души» Н. В. Гоголь назвал поэмой?

«Мертвые души» в полном виде стали мыслится Гоголем как произведение, которое должно по широте охвата жизни встать в ряд таких поэм, как «Одиссея» Гомера, рисующая жизнь древней Греции, или поэма Данте «Божественная комедия», отразившая идеологию феодального средневекового общества Западной Европы. Подобно последней поэме, «Мертвые души» должны были изобразить «ад», «чистилище» и «рай» современной Гоголю России. Гоголь ощущал себя художником, призванным не только показать острые социальные проблемы и нравственное падение общества, но и указать путь к духовному возрождению.

Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления, что характерно для поэмы как литературного жанра. В лирических отступлениях Гоголь касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Мы постоянно чувствуем присутствие автора, который делится с нами своими мыслями и переживаниями.

Две важнейшие темы авторских размышлений – тема России и тема дороги – сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том. В нём звучит вера Гоголя в возрождение России и в то, что душа народа предстанет живой и прекрасной. Идеальный мир невозможно воссоздать эпически, так как духовный мир описывает лирика. Поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мёртвые души» поэмой. ____________________________________________________________________

70. Почему Татьяна, всё ещё любя Онегина, отвергает его ухаживания в финале романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Героине романа не суждено было узнать счастье взаимной любви. В душе девушки буря чувств, мечтаний, надежд. Но холодная отповедь Евгения оказалась тяжелым ударом для Татьяны.

Вскоре Татьяна вышла замуж за военного, стала светской блистательной дамой. Вот тут-то и произошла знаменательная встреча с Евгением. Он не сразу узнает Татьяну, ведь она давно утратила облик юной провинциальной девушки. В нём пробудились любовь и страсть. Но теперь Евгению не суждено узнать счастье взаимной любви.

Защищая честь Татьяны, Пушкин ставит героиню на недосягаемую для светских красавиц высоту. На ее стороне – подлинность чувства, внутренняя чистота, готовность пожертвовать собой ради любимого. Для Татьяны честь – это, прежде всего, внутренняя правда и верность себе . Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью, а не правилом, навязанным извне:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна. ________________________________________________________

71. Как в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слезы»?

Пушкин отдал Гоголю свой сюжет, из которого сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Это был сюжет "Мертвых душ". Гоголь изображает большой губернский город и имения помещиков этой губернии.

Крупным планом в поэме нарисованы образы помещиков, этих "хозяев жизни", которые отвечают за судьбу народа. Автор создает типические характеры. Крепостники-дворяне нередко узнавали в персонажах "Мертвых душ" самих себя. А между тем, эти образы "не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других". Только эти лица высшего общества никчемны и пошлы, они лишены знания гражданского долга, чести, совести.

Отношение помещиков к афере Чичикова обнаруживают полноту эгоистичной замкнутости и равнодушия к интересам общества, духовное и нравственное уродство. Эти общие черты выливаются в отличительные свойства каждого душевладельца.

Современники Гоголя считали, что мертвыми душами в поэме являются сами помещики, а "позади мертвых душ – души живые" (Герцен). В каждом раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Рассказ Гоголя о жизни помещиков превращается в обвинительный акт крепостнической действительности. Автор стремился разбудить таким образом души людей, единственная цель которых в условиях крепостного право – прибирать все себе. Спасение России он видел в уничтожении таких хозяев жизни. _____________________________

72. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». )

Кто такой станционный смотритель в пушкинские времена? Это мелкий чиновник одного из последних рангов, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев». Он часто бывает жертвой несправедливости, его обвиняют во всем, пользуясь тем, что он не имеет права ответить. И он действительно не имеет для этого возможности и характера. Вырин – типичный «маленький человек», и даже данное ему автором имя Самсон, которое носил библейский герой, выглядит насмешкой.

Самсон Вырин создал свой маленький, ограниченный мирок, полностью отгородившись от мира внешнего. Там ему комфортно и уютно, он не думает о возможных изменениях в своей жизни. В этом мирке вместе с ним живет его четырнадцатилетняя красавица-дочь, которая, возможно, тяготится таким существованием и рвется в большой мир. Но всего этого герой не желает видеть и думать об этом, т. к. любые изменения его пугают.

Еще более ярко все качества Самсона Вырина проявляются при общении с Минским. Приехав в Петербург, он идет к Минскому и униженно просит его вернуть ему дочь. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы вернуть прежнее положение вещей. Желая вернуть дочь, Вырин думает больше не о ней, а о себе, тем самым демонстрируя свою привязанность к определенному образу жизни, боязнь перемен и нежелание что-либо менять даже ради счастья своей дочери.

В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, – пример честности и высоких моральных устоев. _________________________

73. Образ Кирибеевича в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Образ Кирибеевича в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – образ отрицательного героя.

Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, «удалой боец, буйный молодец», «младой голубь сизокрылый», несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем, считает, что ему все дозволено Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Он позарился на жену другого человека – купца Калашникова, опозорив честную женщину перед всеми людьми. Алена Дмитриевна – замужняя женщина и верна была своему мужу, а Кирибеевич стал ее «цаловать-ласкать» на глазах у всех – «смотрели в калитку соседушки», которые смеялись над ней и показывали на нее пальцем. Вот и меркнет после этого образ «доброго молодца» Кирибеевича, и мы видим совсем другую картину: он не только «лукавый раб» царя, но уже и «злой опричник», «опозоривший, осрамивший» невинную женщину. _

Когда Кирибеевич выходит на кулачный бой биться, автор говорит о нем только, что он «удалой Кирибеевич». В поведении его сквозит бахвальство.

Царю в пояс молча кланяется

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подперши в бок рукою правою,

Поправляет другой шапку алую,

Ожидает он себе противника. . .

Царскому любимцу все дозволено, однако право сословной силы, не подкрепленное правом морали, оказывается несостоятельным. В открытом и честном бою Кирибеевич, утратив самообладание, погибает.

_______________________________

74. В чем своеобразие свободолюбивой лирики А. С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без не он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась «Святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы.

Представление о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. В оде «Вольность» (1817)поэт смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель . Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная Власть». Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага.

Увы! куда ни брошу взор -

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. Послание «К Чаадаеву» – яркий лирический « символ веры» молодых «друзей вольности». Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе, Если в «Вольности» и «Деревне» он взывает к необозримому миру, пораженному тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный» адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

75. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри.

"Любимый идеал" поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны "пламенная страсть" к свободе, стремление к действию, "боренью". Его "огненной душе" близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.

Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям "Думы". Белинский назвал Мцыри "огненной душой", "исполинской натурой", "любимым идеалом нашего поэта". Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к "боренью" все новые и новые поколения. __________________________________________

76. Почему Алеко не смог ужиться в цыганском таборе? (По поэме А. С. Пушкина «Цыганы». )

Алеко не смог жить по их законам. Не мстить неверной жене и не убивать ее любовника. Алеко был воспитан в обществе, где его месть понятна и не осуждается. Цыгане же ценили человеческую жизнь. Преступление Алеко разъединило его с табором. После того как тела влюбленных были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли. Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под ее крышей. __________________________________________

77. Почему В. А. Жуковского называют родоначальником русского романтизма? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)

Жуковский открыл новое понимание принципа поэтической субъективности. Выражение процессуального характера душевной жизни поэтического "я" составляет лирический феномен Жуковского. Жуковскому обязана русская лирика открытием утонченного анализа сознания человека в его эмоциональной изменчивости, в прихотливой динамике. Напряженный драматизм балладного жанра, самоуглубление в элегической мечте, психологическая утонченность в лирической песне – вот главные достижения Жуковского-романтика. Он предельно отчетливо выразил сущностные основы элегического романтизма: тоска в разлуке, томление по встрече с возлюбленной, растворение сознания в воображении и мечте.

Основное содержание поэзии Жуковского – внутренний мир Человека, мир сердечных чувств. Счастье своё он видит не в общественной борьбе, а в мечтах. Сфера его поэзии – интимная, внутренняя жизнь личности. В произведениях Жуковского глубочайшим образом отразилась жизнь сердца с его интимнейшими чувствами.

Одной из основных том поэзии Жуковского является тема несчастной любви. Особенно много грустных стихотворений вызвано историей неудачной любви поэта к М. А. Протасовой. Отказавшись от личного счастья, поэт воспевает «минувших дней очарованье». Прошлое его волнует больше, чем настоящее:

Минувших дней очарованье,

Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанья

И замолчавшие мечты?

Особенной популярностью пользовалась баллада Жуковского «Светлана». Действие баллады раскрывается в обстановке русской народной жизни: мы находим в ней и народное гадание на святках, и пение подблюдных песен, и т. п. Содержание баллады фантастическое. Жуковский хочет сказать, что не следует гадать о будущем, а нужно ввериться судьбе, и всё будет хорошо. Религиозное мировоззрение Жуковского сказалось в данном случае в том, что судьба отождествляется у него с «провидением», с предвечными законами «зиждителя», т. е. бога. ___________________________--

Л. В. Шустова, МБОУСОШ п. Солидарность Елецкого района, г. Елец, Липецкая область

Метки: Литература