Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Антигуманистическая теория Раскольникова и ее крушение («разрешение крови по совести»)

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Антигуманистическая теория Раскольникова и ее крушение («разрешение крови по совести»)

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Антигуманистическая теория Раскольникова и ее крушение («разрешение крови по совести»)

Цель: на основе текста доказать, что сущность теории Раскольникова антигуманистична; совесть его не вынесла пролитой крови.

Эпиграфы

«Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали как равные, в великие ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете».

М. Горький

«И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем империалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолимо взывая к человечности, гуманизму».

Ч. Айтматов

Ход мероприятия

1. Чтение теории Раскольникова

2. Вступление. Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он молод. Красив. Умен. Полон энергии. Жаждет переделать эту жизнь. Найти в ней для себя достойное место. Ради этого Раскольников придумывает античеловечную по своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, чем обрекает себя на невыносимые душевные муки. Он мечется по Петербургу, теряет сознание при одном упоминании об убийстве, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне (убитая старуха смеется над ним). И нет конца этой боли _______________

3. Беседа

4. Вопросы

5. На что обрекала бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала? Теория по сути своей антигуманистична. В ее основе идеи биологического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб, или господин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено все, даже преступление, для достижения своих целей. Таким образом, теория обрекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия преступления. Многие бы захотели доказать, что они «наполеончики». (Эпилог, глава 2)

6. Почему герой совершает два убийства? Человек, однажды совершивший преступление, может его повторить. Включается цепная реакция.

7. Почему топор, а не нож или другое оружие?

8. Встречали ли вы в произведениях русской литературы образ топора? Герцен, Чернышевский звали Русь к топору. В этом случае это символ борьбы за права человека. У Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Савелий, богатырь святорусский, который немца Фогеля живым в землю закопал, говорит: «Наши топоры лежали до поры»,– это как орудие защиты от угнетателей. Топор – образ аллегорический. Это символ слепой силы, но и борьбы с несправедливостью, и расплаты с вступившими на путь этой борьбы.

9. Почему герой выбирает своей жертвой старуху-процентщицу? В ней олицетворяются для него все силы зла, населяющие мир, в котором живут и страдают такие, как его сестра, Соня Мармеладова, Катерина Ивановна, ее дети. Герой поднимает топор, чтобы расчистить дорогу добру, покарав несправедливость. Но удар обрушивается и на него. В понимании Достоевского, поднятый топор в любом случае символ насилия, неважно, ради каких целей его применили.

10. Почему герой страдает и терзается после преступления? Создавая свою страшную теорию, герой уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого он испытывает муки от того, что не сумел стать над всем муравейником, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, Разумихиным. Что чувствует кровь на своих руках, видит перед собой чистых людей и как бы ни хочет к ним прикасаться. Герой двойственен. С одной стороны, убийство ему противно, но с другой стороны – он разрешает себе пролить кровь по совести. А успокоить совесть нечем. (Ч. 3,гл5; ч4,гл. 4;ч5,гл. 4)

Образ Раскольникова – трагический. Он, гуманный по природе человек, пытается уничтожить идею человечности («Я не человека, я принцип убил»). Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. («Разве я старушонку убил? Я себя убил!. . »), (гл. 4,ч. 4; ч5, гл. 4; ч. 6,гл. 7-8; эпилог)

Поступок Раскольникова – предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, – «это лабиринт неизвестности, тайник я». Раскольников двойственен и в преступлении и в страдании: его душа расколота надвое (отсюда и фамилия).

– Отношение героя к совести?

– Каково оно?

Выразительное чтение диалога Порфирия Петровича и Раскольника

Итак, Раскольников объясняет свои душевные мучения тем, что не смог до конца довести дело, не сумел стать человеком необыкновенным («наполеоном сделаться»).

– Но чего он в себе недооценил? Все его страдания – это голос совести. Описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тех, кто отрицает святость человеческой личности. Писатель утверждает, что любая человеческая личность священна, а в этом все люди равны. Достоевский показывает, что если на путь насилия становится даже добрый человек, измученный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, повернув его на путь справедливости, он принесет зло и себе, и другим.

– Почему убийца Раскольников ближе писателю и читателю, чем нравственно безупречный Разумихин? Эксперимент Раскольникова бесчеловечен. Он – убийца. Но мы сочувствуем ему, так как он хочет изменить жизнь. У него болит душа, когда он видит несправедливость. Этим герой близок Достоевскому. Разумихин как бы унижается перед жизнью. Он у нее в плену. Он принял жизнь как должное. Раскольников же бунтует. В страданиях Достоевский видит проявление человечности. В них – залог воскресения, возрождения личности.

– Оправдывает ли Раскольников жестокость эпохи? Условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть, каким угодно, но человек должен воспитывать в себе совестливость.

(История Клода Изерли, сбросившего бомбу на Херосиму. Он не смог жить, осознав, какое совершил преступление).

Выводы: Достоевский учит нас (в этом злободневность, современность, ценность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Литература