Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

И. С. Шмелев «Лето Господне» Святоотеческая духовность в повести

И. С. Шмелев «Лето Господне» Святоотеческая духовность в повести

Традиции святоотеческой духовности в повести «Лето Господне» И. С. Шмелева

Повесть связана с духовной культурой русского Православия. Маленький герой, от лица которого ведется повествование, легко и свободно чувствует в окружающем его домашнем устройстве живое дыхание мира горнего. С первых страниц повести читатель открывает для себя не только удивительный, вещно-зримый уклад замоскворецкого купечества, но и познает тесно переплетенную с этим укладом духовную культуру русских людей второй половины 19 века. Эта культура формировала особый тип сознания, свойства которого коренятся в православном мироощущении. Святоотеческая религиозная традиция, предполагающая двойственное восприятие мира (вечного, нетленного и земного, временного), буквально пронизывает все праздники и посты, весь календарь православной духовности, который скрепляет художественную структуру повести «Лето Господне». В этой двойственности мироощущения – один из истоков радостного, приподнятого отношения к жизни героя-повествователя, потому что он в предметном мире, в его образах и ритуалах, различает явления жизни неизмеримо более высокой и благостной. Вот почему маленький герой радостно принимает все, что делают взрослые в Чистый Понедельник, благоговейно вдыхая «священный запах» Великого Поста. Все, из чего складывается освещенный столетиями русского православного быта ритуал очищения души в Чистый Понедельник, герой принимает как давно ожидаемое, знакомое, родное. Так в повести обозначаются два взаимосвязанных стилистических плана: повседневно-бытовой и религиозно-возвышенный. Выделяются два героя: отец Вани, Сергей Иванович, и старый плотник Михаил Парфеныч Горкин. Если значение образа Горкина как духовного наставника Вани достаточно проясняется в контексте повести, то с образом Сергея Ивановича несколько сложнее: он предприниматель, человек деловой. У него мало времени для духовных забот, но оказывается, основа его успеха – православные традиции, в которых его воспитали. Он не очень богат. Объяснение простое: вел дела без обмана, честно, сполна платил за труд работникам, награждал за талант и мастерство. Поэтому-то и работают у него за совесть, прощают требовательность, строгость, считая хозяина добрым. Отец Вани никогда не забывает о евангельских заповедях, истово соблюдает православный календарь. Маленький герой узнает из исповеди старого приказчика и объяснений отца, что в окружающем мире чтят не деньги, а честь, честность, правду. Основа благополучия делового русского человека – не стяжательство, совесть, честный труд, соблюдение православной нравственной традиции. Поэтому маленький Ваня, старый Горкин и все домашние испытывают подлинный восторг души, когда убеждаются в торжестве православной правды: «Я смотрю на отца. Лицо его как-то осветилось. Глаза блеснули ». Одаривая работников и домашних деньгами во славу Божию, Сергей Иванович поступает согласно духовным традициям своей семьи и всей православной Руси. Вот эту христианскую доминанту в поведении отца маленький Ваня впитывает сердцем и душой, обретая прочный опыт православного отношения к людям. России необходим особый тип русских людей – хранителей святоотеческих заветов, таких, как старый Горкин, наставник Вани. Их на Руси принято было называть стоятелями за веру православную. Горкин принадлежит к редкому типу пастырей в миру, добровольно радеющих о соблюдении в обществе правил христианской жизни. В русской литературе 19 века давно созревала мысль полезности дублирующей, поддерживающей русскую православную церковь общественной силы. Под ней разумелся институт мирских духовников – стоятелей за строгое соблюдение православного календаря и чистоту православного образа жизни. Такого рода персонажи есть у Ф. Достоевского (Алеша Карамазов), Н. С. Лескова. этой же традиции следует Шмелев. Горкин – это значащая фамилия, так как Красной Горкой в народе называют Пасху. Горкин каждый день служит мирянам ради сохранения святоотеческой традиции, но делает это с осознанием добротолюбия, предлагая своему воспитаннику самому постигать смысл православной обрядности. В нем нет и следа грозной и властной прабабушки Устиньи, о которой Горкин часто вспоминает в разных жизненных обстоятельствах, ставя ее в пример. Горкин предпочитает не слепое внушение под страхом наказания (как считает Устинья), но стремится создать обстановку доверительной, раздумчивой беседы с мальчиком. Ему важно, чтобы Ваня научился осознанно проверить твердость своего намерения. (Случай с маской). Маленький герой учится различать в предметном мире проявления жизни нетленной, с вечным противостоянием ангелов господних и темных сил. Соблюдение традиций православного воспитания требует от воспитателя и воспитуемого внутренней собранности, сторожкого, чуткого восприятия явлений жизни земной, чтобы не поддаваться соблазну, не покориться греху. Согласно традиции Русской православной Церкви преподобный – «святой, праведный угодник, который более других приблизился подобием своей души в Богу . А кто отрекся от мира и, восприняв монашеское житие, касается величайших подвигов бесспорной чистоты и повседневно подвизается в умерщвлении себя, в душе такого, угождающего Богу, более мирянина, образ Божий есть подобнейший Богу. И потому угодивший Богу в иночестве называется преподобным». Горкин с детства имеет представление о значении ранга в жизни христианина и христианского общества. Неподдельный испуг, почти ужас Горкина при одной мысли, что его могут зачислить в преподобные миряне, у которых понятие ранга ослабло или еще не развито, свидетельствует о прочности нравственных заветов, полученных старым плотником еще от родителей. Этот же наглядный урок преподносит он и своему любимому воспитаннику, воздействуя на него силой авторитета. Так в повести «Лето Господне» И. С. Шмелев восстанавливает глубокую, цельную систему семейного воспитания, основанную на святоотеческой православной традиции. Авторитет отца, утверждающего в семье начала православной нравственности, важнейшая роль стоятеля, духовного наставника мирян, в дополнение к служению священства; понятие общества как артели, единой семьи, свято исповедующей православие – пот принципы, которым необходимо следовать для воспитания нравственных людей, патриотов, защитников Родины.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Литература