Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

"Психические заболевания и психиатрия в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Ч. 2

"Психические заболевания и психиатрия в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Ч. 2 Как же завершилась история Ивана? Он стал профессором!!! (Как же добр Булгаков к своему герою!)

События, связанные с психическим расстройством, оставили неизгладимый след в памяти Ивана и до конца жизни были причиной временных тяжелых состояний. В его мучительных снах появляется Мастер в жалком виде (а ведь Иван еще в больнице начал свою судьбу измерять по судьбе соседа). Появляются персонажи книги Мастера, умоляющие не верить в то, что было, отвергнуть прошлое. Сам Иван скромно одет, он постоянно отслеживает свои состояния, стараясь оставаться спокойным. Не всегда ему удается этого достичь с помощью одного самообладания, иногда требуются лекарства, подавляющие память. Требуется ему и такая версия объяснения прошлых событий, которая успокаивает, с которой становится легче.

«Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек.

Иван Николаевич знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием. Под вечер он выходит и идет на

Патриаршие пруды.

Сидя на скамейке, Иван Николаевич уже откровенно разговаривает сам с собой, курит, щурится то на луну, то на хорошо памятный ему турникет. Час или два проводит так Иван Николаевич. Затем снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки.

И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться. Поэтому и лежат перед нею шприц и ампула.

Будит ученого и доводит его до жалкого крика в ночь полнолуния одно и то же. Он видит неестественного безносого палача. Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение во сне, происходящее от какой-то тучи, которая кипит и накатывается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф. После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к Луне.

– Боги, боги, – говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, – ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?

– Ну, конечно, не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – тебе это померещилось.

Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека. Это номер сто восемнадцатый, его ночной гость.

Наутро Иван просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает»…

Вот какое здоровье у Ивана! Он не освободился от галлюцинаций и бреда, он научился жить с ними и работать.

Жорж Бенгальский

Один из следующих пациентов психиатрии – Жорж Бенгальский. Он чуть было не повторил судьбу Берлиоза. Бенгальский работал конферансье, когда «свита» сатаны в театре варьете проводила шоу. Коровьеву не понравились его реплики и Бенгальскому оторвали, а потом снова вернули голову.

В результате этих опытов Жоржа отправили в психиатрию. «После лечения бросил Бенгальский варьете, ибо понимал, что представать ежевечерне перед двумя тысячами человек, быть неизбежно узнаваемым и бесконечно подвергаться глумливым вопросам о том, как ему лучше: с головой или без головы?– Слишком мучительно.

Да, кроме того, утратил конферансье значительную долю своей веселости, которая столь необходима при его профессии. Осталась у него неприятная, тягостная привычка каждую весну в полнолуние впадать в тревожное состояние».

Не «навлек» ли он на себя несчастье? Не сам ли он виноват в своей беде? Отчего у него «подходящая почва» для безумия? Какую характеристику можно извлечь из романа? – Это «грешный» человек, материалист, который не верит в черную магию. Позже он меняется – утрачивает веселость, отказывается работать в варьете, ему невыносимы напоминания о прошлом.

Некоторые читатели сделали такой вывод: «Нечего жалеть, он наказан за грехи».

Это поспешное заявление. Характеристика чересчур краткая для выводов. Не зная всего, не зная главного, нельзя судить. Совершенно очевидно, что большинство неверующих, веселых и грешных людей, работающих не в заведениях богоугодных, не попадают в психиатрию.

Плач Бенгальского метко объясняет – нет ничего дороже здоровья тела и души. Как можно трактовать реплику Жоржа Бенгальского «Квартиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!»?

У него ситуация из разряда «SOS!», в подобных случаях один человек мыслит так: «Мне срочно нужна помощь! Кто может мне в этой ситуации помочь?. . Люди?. . Нет!. . Бог!. . А как обратиться к Богу? Я никогда не обращался к Нему! Будет ли Он мне помогать?. . Я же никогда не делал того, о чем Он просил!. . Так что же теперь делать?. . » Тогда выстраданная реплика может отражать его раскаяние. Другой человек мыслит иначе: «Мне нужна помощь! Это очень дорогая помощь. Чем за нее заплатить?. . ».

Теперь сказанные слова отражают раздумья о цене услуг.

Словом, нельзя из этой фразы делать вывод о греховности, о виноватости человека. Психиатры часто говорят – ни человек не виноват, ни те, кого он ошибочно винит. Причины болезни не найдены. На мой взгляд, причины все же названы. Может быть, не все, но очень многие из них давно открыты.

Важным подспорьем в лечении психических заболеваний может быть психотерапевтическая помощь . Мне доводилось слышать от психиатров такое мнение, что психотерапия может повредить лечению, поэтому лучше не обращаться к психотерапевтам. Читала я и такое, что психотерапия в нашей стране начала функционировать во времена беспощадного атеизма, что специалисты в этой области в большинстве своем недуховны, многие откровенно проповедуют оккультизм и сами являются источником опасности для психически нестойких людей.

Я считаю, что в этом направлении надо серьезно размышлять и действовать осмысленно. Именно психотерапевт способен в профессиональных беседах выявить причины расстройства данного конкретного человека. Под влиянием психотерапии состояния пострадавшего будут меняться , это повлечет за собой необходимость изменения лекарственных препаратов. А кому нужно неизменно плохое состояние? И кому нужно бесконечное лечение? Психотерапия, психоанализ однозначно необходимы и должны быть неотделимы от психиатрии. Нельзя допустить, чтобы психотерапия развивалась только для лечения людей платежеспособных, нельзя, отстраняя по-настоящему больных от этого вида медицинской помощи, ограничивать их лечение приемом препаратов.

Как сейчас люди относятся к обычным терапевтам и другим врачам? Многим не доверяют. В ситуациях крайнего недоверия едут больные за помощью в другой город, ищут нового врача.

Труднее с психиатрами. Поездка в другой город чаще невозможна, к тому же влечет за собой отсутствие посещений родственников, что для этих людей губительно. Все-таки психиатры доступны, а психотерапевтов не найти и не выбрать. В другой город к психотерапевту не поедешь – дорого, а ведь необходимы многократные сеансы. Необходимость есть , а специалистов, работающих с серьезно заболевшими людьми нет.

Дополнительно следует сказать о последствиях острого расстройства психики Булгаковского героя – Жоржа Бенгальского. Нежелание отвечать на глупые вопросы – недостаточное объяснение изменения его характера после излечения. Сегодня отрицательный пиар стал приемлем и даже моден. Сколько таких людей есть, особенно в сферах шоу-бизнеса и власти, которые специально создают себе скандальную славу.

Изменение личности считается одним из проявлений течения болезни. У Бенгальского расстройство психики началось внезапно, резко, и продолжалось, имея периоды облегчения и периоды кризисов, чаще весенних. Это означает, что человеку все еще тяжело и в таком состоянии не до веселья. Страдающего человека не успокаивает сознание неизвестности причины его мучений. Ему тяжело. Он нуждается в помощи, а не в гонениях общества.

Никанор Иванович Босой

Очередной жертвой нечистой силы стал Никанор Иванович Босой – председатель жилищного кооператива в доме, где проживал покойный Берлиоз, и где расположилась вся «шайка Воланда».

Босого обвинили во взяточничестве.

«– Вы Никанор Иванович Босой, председатель домкома?

– Я Никанор, конечно, Никанор! Но какой же я к шуту председатель! Ежели я председатель, то я сразу должен был установить, что он нечистая сила! А то что же это? Пенсне треснуло. . . Весь в рванине. . . Какой же он может быть переводчик у иностранца!

– Про кого говорите?– Спросили у Никанора Ивановича.

– Коровьев! – Вскричал Никанор Иванович, – в пятидесятой квартире у нас засел!

– Откуда валюту взял?– Задушевно спросили у Никанора Ивановича.

– Бог истинный, Бог всемогущий, – заговорил Никанор Иванович, – все видит, а мне туда и дорога. В руках никогда не держал и не подозревал, какая такая валюта! Господь меня наказует за скверну мою! Брал, но брал нашими советскими! Прописывал за деньги, не спорю, бывало. Но валюты я не брал! А Коровьев – он черт. Тут комнату огласил дикий рев Никанора Ивановича, вскочившего с колен: – вон он! Вон он за шкафом! Вот ухмыляется! И пенсне его. . . Держите его! Окропить помещение!

Кровь отлила от лица Никанора Ивановича, он, дрожа, крестил воздух, метался к двери и обратно, запел какую-то молитву и, наконец, понес полную околесицу».

Никанор Иванович был доставлен в клинику Стравинского. Там «он повел себя настолько беспокойно, что ему пришлось сделать впрыскивание, и лишь после полуночи Никанор Иванович уснул».

История срыва психики Босого основана на событиях, похожих на намеренную игру фокусника. Никанор Иванович видит человека, а другие его не видят. У него неожиданно оказалось в портфеле письмо Степана Лиходеева – жильца из коммунальной квартиры Берлиоза. Оно стало причиной согласия прописать в этой квартире иностранного артиста. Вначале Босой успокоил себя тем, что якобы забыл о письме по рассеянности. Но затем у него из портфеля исчезли и это письмо, и заявление гражданина, и паспорт, и подаренная контрамарка в театр. Надо объяснить свое поведение, а доказательств нет. Он брал взятку советскими деньгами, а оказалось, что это валюта.

Сам себе человек верит, даже если другие убеждают его, что он сошел с ума. Он не может объяснить реальными причинами происшедшие явления, у него шок от мысли, что его восприятие сломалось. У него второй шок оттого, что ему никто не верит, включая жену. У него третий шок раскрытого преступника. Наконец, у него четвертый шок от попадания в НКВД и в психиатрию. Как будто добивая его, ему еще наносятся дополнительные удары по самому больному месту – по доверию к своему восприятию. Он видит сон, который кажется реальностью. Но реальность такой не бывает. Это приносит мучение. Мысль о том, что кто-то обладающий сверхъестественными способностями намеренно изводит его, в такой ситуации просто необходима. Она дает мало-мальски удовлетворительное объяснение, без которого человек не бывает психически здоров. Во сне-реальности он встретил множество людей, участвовал в театральном действии, все это вклинилось в его память, появившаяся путаница между сном и явью не давала покоя.

Булгаков описывает, как Никанор Иванович в дальнейшей жизни охранял себя от стресса, от страха перед путаным восприятием.

«Никанор Иванович не только не ходит ни в какой театр ни за деньги, ни даром, но даже меняется в лице при всяком театральном разговоре. Возненавидел он, помимо театра, поэта Пушкина и талантливого артиста Савву Потаповича Куролесова. Того до такой степени, что в прошлом году, увидев в газете окаймленное черным объявление, что Савву Потаповича в самый расцвет его карьеры хватил удар, Никанор Иванович побагровел и взревел: "Так ему и надо!" Более того, в тот же вечер Никанор Иванович один, в компании только с полной луной напился до ужаса. И с каждой рюмкой удлинялась перед ним проклятая цепь ненавистных фигур. Единственный живой, влетевший в этот сон, именно и был Савва Потапович, и ввязался он в это только потому, что врезался в память Никанору Ивановичу благодаря своим частым выступлениям по радио. Он был, а остальных не было».

Поющие

Количество героев романа – пациентов психиатрии беспощаднопродолжает увеличиваться по ходу развития сюжета. В комиссии зрелищ и увеселений также появился слуга сатаны Коровьев в роли организатора хоровых кружков. Все сотрудники начали петь хором и уже не могли остановиться даже после исчезновения Коровьева.

"Поплакав, барышня вдруг вздрогнула, истерически крикнула: – вот опять! – И неожиданно запела дрожащим сопрано: славное море священный Байкал. Курьер запел вместе с барышней, хор начал разрастаться, и, наконец, песня загремела во всех углах филиала. Поражало, что хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера.

Тут появился гражданин в белом халате, а с ним милиционер. – Примите меры, доктор, умоляю, – истерически крикнула девица. Секретарь филиала, сгорая от стыда и смущения, заговорил, заикаясь: – доктор, у нас случай массового какого-то гипноза. . .

– Держите себя в руках! Перестаньте петь! – Обратился доктор к секретарю.

По всему было видно, что секретарь и сам бы отдал что угодно, чтобы перестать петь, да перестать-то он не мог.

Через четверть часа подъехали три грузовика, и на них погрузился весь состав филиала во главе с заведующим. Весь переулок огласился популярной песней. Так и поехали. Прохожие ничуть не удивлялись и полагали, что это экскурсия едет за город. Ехали, действительно, за город, но только не на экскурсию, а в клинику профессора Стравинского.

Здесь выдвигается версия массового гипноза, которая звучит из уст пострадавшего человека. Доктор же предлагает держать себя в руках. То есть с его стороны ситуация похожа на некую массовую истерию и внушаемость, повреждение воли людей.

Практикующие гипнотизеры Рик Винтер, Брок Гилл говорят, что в любой группе число людей, восприимчивых к гипнозу, не превышает, как правило, 10-25%. Чтобы установить контроль над чьим-либо состоянием или эмоциями гипнотизеру требуется много времени. Мгновенное введение в состояние гипноза можно назвать исключительным чудом.

Весь этот сюжет больше похож на описание идеологической болезни общества -характерного для Советского Союза единомыслия. Когда все выступающие "поют одну и ту же песню", не имеют взглядов, несхожих с общепринятым мнением. Можно было бы мне в рамках своей темы этот эпизод пропустить, но он несет важную идею массовости, предупреждает о возможности тотального распространения психических заболеваний. Кроме того, идеей массовости он связан с другими историями, описанными в романе.

Прежде всего, это взаимосвязанные судьбы трех руководителей театра варьете -

Степан Лиходеев, Варенуха и Римский

Степана Богдановича Лиходеева (директора варьете), администратора Ивана Савельевича Варенухи и Григория Даниловича Римского (финансового директора этого театра).

Степана Лиходеева нечистая сила мгновенно перекинула из Москвы в Ялту.

Варенуха «просуществовал около двух дней в качестве вампира-наводчика».

Римский не вынес потока театральных новостей и сверхъестественных зрелищ.

Все трое совершали поступки, находясь в невероятных ситуациях, реагировали на невообразимые новости, испытывая при этом массу человеческих негативных чувств. Все трое контактировали между собой. Поскольку информация, которой они владели, была «из ряда вон», она оставалась между ними. Казалось бы, совместными показаниями они могли бы открыть людям глаза на природу сил, доводящих даже психически крепких мужчин до сумасшествия. Однако, этого не произошло. Легче оказалось отвергнуть все, сказанное ими. Не помогли даже показания независимых свидетелей – сотрудников угрозыска. Было решено, что и они были загипнотизированы, а потому говорят неправду. Единственным объективным фактом для окружающих осталось поведение мужчин, изменение их личностей.

«Обнаруженный прячущимся в платяном шкафу четыреста двенадцатого номера "Астории" Римский был немедленно арестован и допрошен в Ленинграде же. После чего в Москву пришла телеграмма, извещающая о том, что финдиректор варьете оказался в состоянии невменяемости, что на вопросы он путных ответов не дает или не желает давать и просит только об одном, чтобы его спрятали в бронированную камеру и приставили к нему вооруженную охрану. Трясущийся со страху, психически расстроенный седой старик, Римский утверждал, что никакой Геллы в окне у себя в кабинете ночью он не видел, равно как и Варенухи, а просто ему сделалось дурно, и в беспамятстве он уехал в Ленинград…

На московском аэродроме совершил посадку шестиместный пассажирский самолет, прилетевший из Крыма. Среди других пассажиров из него высадился молодой гражданин, дико заросший щетиною, дня три не мывшийся, с воспаленными и испуганными глазами, без багажа и одетый несколько причудливо. Лиходеев, по собственной его просьбе, был заключен в надежную камеру, и перед следствием предстал Варенуха, только что арестованный на своей квартире, в которую он вернулся после безвестного отсутствия в течение почти двух суток.

Варенуха разрыдался и зашептал дрожащим голосом, что он врет исключительно из страха, опасаясь мести Воландовской шайки, в руках которой он уже побывал, и что он просит, молит, жаждет быть заперт в бронированную камеру…

Немедленно после выхода из клиники, в которой Степа провел восемь дней, его перебросили в Ростов, где он получил назначение на должность заведующего большим гастрономическим магазином. Ходят слухи, что он совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку, настоянную на смородиновых почках. Говорят, что стал молчалив и сторонится женщин.

Варенуха стал отзывчивым и вежливым. Контрамарочники, например, его иначе не называли, как отец – благодетель. . . . .

После клиники и Кисловодска старенький – престаренький, с трясущейся головой, финдиректор подал заявление об уходе из варьете. Интересно, что это заявление привезла в варьете супруга Римского. Сам Григорий Данилович не нашел в себе силы даже днем побывать в том здании, где видел он залитое луной треснувшее стекло в окне и длинную руку, пробирающуюся к нижней задвижке. Уволившись из варьете, финдиректор поступил в театр детских кукол в Замоскворечье. »

Изменяет поведение людей страх. Они всем своим существом не хотят повторения жутких событий и ради этого усилием воли меняются характером в надежде, что соблюдение всяческих предосторожностей является защитой. У них вызывают отталкивающие чувства все, что ассоциируется со страшными событиями. Поскольку ассоциации у каждого человека индивидуальны, и странности поведения тоже у каждого свои.

В этой части романа мне хочется обратить внимание на то, что Булгаков с одной стороны описал возможность коллективного сумасшествия, с другой стороны, сам же эту возможность и отверг.

Американский психиатр Арчибальд Харт утверждает, что исключаются ситуации, когда двое и трое человек в одно и то же время наблюдают одну и ту же галлюцинацию. Невозможно физическое восприятие двумя людьми идущего рядом и говорящего с ними. Это не тот же самый механизм, что вызывает восприятие галлюцинации.

Зачем же Булгаков создает, казалось бы, несостоятельный сюжет, пересекающий судьбы трех человек? На мой взгляд, он преследует несколько целей. Это и увлекательность романа, и намеренный отрыв от реальности, и намеренное создание путаницы, дабы не стремился читатель все воспринимать в заданной последовательности и не всякому слову верил. Возможно, Булгаков хотел всячески подчеркнуть именно то, что не психические расстройства является причинами напастей, происходящих накануне Пасхи. Наоборот, болезни людей являются следствием бедствий, которые создает особенно озлобленная в эти дни нечистая сила.

Я считаю, что сюжетом о трех руководителях театра варьете писатель подготовил нас к восприятию невероятных приключений нескольких героев, происходивших с участием Маргариты. Булгаков, на мой взгляд, заранее объяснил, что сверхъестественные события с несколькими взаимодействующими между собой персонажами – это либо только художественный вымысел, либо явления духовные – из числа тех, что описываются в религиозной литературе.

Нереальные описанные события романа я пытаюсь понять и объяснить через состояния психики персонажей. В тексте оказывается достаточное количество метких замечаний, которые действительно совпадают с таким толкованием событий. Сразу же чувствуется, что все это написано врачом, знакомым с жизнью психически расстроенных людей, с их поведением и состояниями, с их словами и желаниями.

Когда во взаимосвязи оказываются несколько героев, тогда я пытаюсь разобраться, к кому из них может относиться каждый отдельный фрагмент. Допустим, Мастер в своих видениях может быть вместе с Маргаритой и наоборот.

Из всех героев романа наиболее загадочна Маргарита.

Маргарита и Мастер

Имя этой героини не случайно.

Во-первых, вспомним, что в тексте неоднократно делаются ссылки на поэму Гете «Фауст», в которой также есть героиня по имени Маргарита. Автор еще объясняет, откуда он заимствовал имя Маргариты. Он нам напоминает о реальной женщине, о которой написал свой роман Дюма.

Слуга Воланда Коровьев объясняет «нашей» Маргарите: «Вы сами – королевской крови.

– Почему королевской крови?– Испуганно шепнула Маргарита…

– Ах, королева, – игриво трещал Коровьев, – вопросы крови – самые сложные вопросы в мире! Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке, очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что ее прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам…»

Немного ранее Маргарита встречается с толстяком из своего нереального мира, который узнает ее.

– Ой! – Тихо воскликнул он и вздрогнул, – простите великодушно, светлая королева Марго!

Толстяк опустился на одно колено, цилиндр отнес в сторону, сделал поклон и залопотал, мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга Гессара в Париже, и про коньяк, и про то, что он подавлен грустной ошибкой…»

Таким образом, Булгаков предлагает читателю версии – то ли это московская женщина, то ли непосредственно королева Марго, то ли ее прапрапраправнучка, то ли перевоплощение Гетевского персонажа.

На мой взгляд, по сюжету романа у Маргариты имеется раздвоение личности. С появлением в романе Маргариты, начинается самая оторванная от реализма часть романа. Это говорит о том, что героиня уходит в мир грез, действует, исходя из логики своих фантазий. Она ощущает в себе разные личности – московской советской женщины, французской королевы, а, возможно, и той Маргариты, которая является персонажем поэмы Гете. Чаще писатели говорят о «мужчинах – Наполеонах», у Булгакова – «женщина – королева Марго».

"– Чего желаете?

– Сердце Маргариты застучало, она тяжело вздохнула, стала соображать что-то. Дух перехватило у Маргариты, и она уж хотела выговорить заветные и приготовленные в душе слова, как вдруг побледнела, раскрыла рот и вытаращила глаза. "Фрида! Фрида! Фрида! – Прокричал ей в уши чей-то назойливый, молящий голос. – Меня зовут Фрида!"– И Маргарита, спотыкаясь на словах, заговорила: – так я, стало быть, могу попросить об одной вещи? Маргарита вздохнула еще раз и сказала: – Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка.

– Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?

– Нет, – с силой ответила Маргарита. – Она ждет, мессир, она верит в мою мощь.

– Итак, я этого делать не буду, а вы сделайте сами.

– Фрида! – Пронзительно крикнула Маргарита. Дверь распахнулась, и растрепанная, нагая женщина с исступленными глазами вбежала в комнату и простерла руки к Маргарите, а та сказала величественно:

– Тебя прощают. Не будут больше подавать платок. "

Разве здесь не королева повелевает?

Совершение поступков «необъяснимых», странных и даже диких является одной из наиболее заметных чертой людей с серьезными расстройствами психики. Именно эти поступки вызывают страх окружающих, а непредсказуемостью поведения объясняется изоляция таких людей от общества. Здесь Булгаков объясняет, как расстроенные психически люди мотивируют такие поступки.

Перед тем, как Маргарите было предложено исполнение одного желания, (мнящийся ей) Воланд объяснил свои правила: «Мы вас испытывали, никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!»

Эти слова объясняют логику ее поступка. Ее Воланд говорит то, чего она сама хочет – чтобы сильные мира сего сами помогали простым людям, чтобы не надо было выпрашивать чего-то для себя. Поскольку Воланд все даст сам, просить его и нельзя, а надо демонстрировать перед ним гордость, силу. Так борьба измученного человека за желанное вдруг приобретает форму ничем неоправданной для постороннего глаза гордости. Человек намерен обойти помощь неприступного общества, и начинает мнить себя кем-то сильным, властным.

Отчего же он не мнит себя кем-то, связанным с Богом? Например, в Евангелии говорится: «просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам, ибо каждый просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. . . Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа святого просящим у Него».

Маргарита испугана исчезновением любимого человека.

«Даже у меня, правдивого повествователя, но постороннего человека, сжимается сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в домик мастера и узнала, что мастера уже нет».

Разве она спасла бы его? Смешно! – Воскликнули бы мы, но мы этого не сделаем перед доведенной до отчаянья женщиной.

Маргарита «сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о мастере, и не разузнала ровно ничего. В мучениях дожила до весны».

Ее беда была не только в том, что пропадавших в советское время людей боялись искать. Она еще и не имела морального права искать любовника.

Мысленно Маргарита Николаевна говорила с мастером: "Если ты сослан, то почему же не даешь знать о себе? Ведь дают же люди знать. Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то этому не верю. Значит, ты был сослан и умер. . . Тогда, прошу тебя, отпусти меня, дай мне свободу жить, дышать воздухом". Маргарита Николаевна отвечала за него: "Ты свободна. . . Разве я держу тебя?" Потом возражала ему: "Нет, ты уйди из моей памяти, тогда я стану свободна". . .

– Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы узнать, жив он или нет. "

Отчаянная решимость найти человека доводит Маргариту до исступления.

Сейчас я не могу пройти мимо еще нескольких проблем. Нередко случается, что психически расстроенные люди исчезают. Иногда они убегают, прячутся, отсутствуют какое-то время. Это означает, что какая-то доля людей из числа пропавших без вести пропала по причине внезапного расстройства психики.

Иногородний студент исчезает из ВУЗа, а родителям приходит извещение об этом только через полгода, да и то в странной форме – не сообщите о причине отсутствия, отчислим. В больницу ночью поступает травмированный и грязный молодой человек, что-то невнятно мычащий. Утром доктор жалуется, что семья всю ночь искала глухонемого сына и обнаруживает его избитым в своей же больнице – ему не помогали, считая, что он пьян. Семья через фирму розыска находит свою родственницу в морге. Она умерла день назад, при ней были документы, а за неделю до этого ее родные обращались в данную больницу и получили ответ, что такой нет. Семья обращается в полицию с заявлением об убежавшем больном человеке, сама ночь напролет ищет его, приходит в отделение, чтобы согласовать поиск, но все, что интересует людей в погонах – оформление «потеряшки».

Бывает, что родственники даже не пытаются обращаться за помощью к землякам – семья в одиночку несет всю тяжесть поиска, не надеясь на содействие.

Также поступала и Булгаковская Маргарита, и в итоге ее восприятие мира изменилось. Сильнейшие душевные мучения стали причиной ее ухода от действительности.

Только несколько фрагментов повествования я выделяю, как опорные, объективные. Все остальное похоже на фантастический триллер, на галлюцинацию либо на смесь галлюцинаций нескольких человек, либо на сон. Но это не «Алиса в стране чудес». Это «Маргарита в ирреальности».

«Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья.

Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду.

– Маргарита Николаевна. Вы порядочно постарели от горя за последние полгода.

– Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным. Я от него ничего не видела, кроме добра.

Она поняла со всей ясностью, что случилось то, о чем утром говорило предчувствие, и что она покидает прежнюю свою жизнь навсегда.

Но от этой прежней жизни все же откололась одна мысль о том, что нужно исполнить только один последний долг перед началом чего-то нового. Она написала записку мужу: "Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита"…

– Следствие пришло к заключению, что Маргарита исчезла. Кроме того, бесследно исчез из больницы и мастер.

Исчезновение Маргариты и мастера я предполагаю как их побег, повлекший за собой жизнь в неизвестности, в нищете, в отрыве от людей, в «аду», но с милым сердцу человеком и за любимым занятием – сочинением романа о Пилате.

Есть в тексте эпизоды, в которых говорится о непострадавшей психике Маргариты, об улучшении психического состояния мастера и Маргариты. Есть эпизоды, в которых говорится об их смерти. Скорее всего, это рассказ о том, как они, оказавшись вместе, проживали состояния психического здоровья и состояния, схожие с ощущением смерти и последующей новой жизнью.

Булгаков явно назвал два известных произведения мировой литературы, которые по теме перекликаются с содержанием его романа. Он, кроме того, использовал и символику сверхъестественности, в основном через предметы и явления.

Например, полет Маргариты на метле (вспомните Бабу Ягу, Гарри Поттера). Маргарита видит свое отражение в зеркале. Это тоже символично – зеркала используют при гадании, когда обращаются с вопросами к нечистой силе.

Булгаков пишет: «На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы».

У школьников вполне может возникнуть ассоциация с «Черным человеком» Есенина.

"Черный человек!

Ты прескверный гость.

Это слава давно

Про тебя разносится".

Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу. . .

. . . . . . . . . . . . .

. . . Месяц умер,

Синеет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один. . .

И разбитое зеркало. . .

Таким образом, автор объясняет нам происхождение наших впечатлений.

Содержание приключений Маргариты – это ее психическая реальность. В ней смешаны переживания москвички, разъяренной психопатки, ведьмы, королевы, свидетельницы кровавой человеческой истории, кающейся «грешницы от любви», «колдуньи-супервуман».

Переведя это все на язык желаний, получается, что у нее есть такие импульсы: жить простой обычной жизнью и жить жизнью королевы; жестоко отомстить за разрушенное счастье; иметь почтение и власть; познать справедливость и несправедливость; получить прощение; иметь сверхъестественные способности; не останавливаться перед ценой.

Проживание всех, вызванных таким большим количеством противоречивых желаний, невероятных мнимых событий отражается на ее мыслях, на эмоциональном и на физическом состоянии. Автор как бы со стороны наблюдает за своей героиней и сообщает нам, как это выражалось.

Вначале напомню те моменты, где в большей степени описаны возникающие ощущения, эмоции и чувства, «выводы логики».

"Теперь в ней во всей, в каждой частице тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие все ее тело. Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего.

– Я тебе сказку расскажу, – заговорила Маргарита, – была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва много плакала, а потом стала злая. . .

Первое, что поразило Маргариту, это та тьма, в которую они попали. Но самое поразительное – размеры этого помещения. Каким образом все это может втиснуться в московскую квартиру? Просто-напросто никак не может.

– а вот чего я не понимаю. . . Что же, это все полночь да полночь, а ведь давно уже должно быть утро? – Праздничную полночь приятно немного и задержать, – ответил Воланд.

Почему-то сильно пахло лимоном, слышались шорохи, и что-то задело Маргариту по голове. Она вздрогнула.

Очки почему-то произвели на Маргариту такое сильное впечатление, что она, тихонько вскрикнув, уткнулась лицом в ногу Воланда. – Да перестаньте, – крикнул Воланд, – до чего нервозны современные люди.

Из камина выбежал почти совсем разложившийся труп. Маргарита зажмурилась.

Имена спутались в голове, лица слепились в одну громадную лепешку.

Маргарита увидела отрезанную голову человека с выбитыми передними зубами… Что-то сверкнуло в руках Азазелло, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из-под груди. Коровьев подставил чашу под бьющуюся струю и передал наполнившуюся чашу Воланду. Воланд быстро приблизился к Маргарите и повелительно сказал: – пей! Маргарита не раскрывая глаз, сделала глоток, и сладкий ток пробежал по ее жилам, в ушах начался звон. Ей показалось, что кричат оглушительные петухи, что где-то играют марш. Толпы гостей стали терять свой облик. И фрачники и женщины распались в прах. Колонны распались, угасли огни, все съежилось, и не стало никаких фонтанов, тюльпанов и камелий. Маргарита, шатаясь, подошла к столу и оперлась на него.

Ах, как я взволновалась, когда этот барон упал, – говорила Маргарита, по-видимому, до сих пор переживая убийство, которое она видела впервые в жизни. "

Большинство испытанного ею, мягко скажем, неприятно. Такова цена отчаянного выбора. Уходящий в психическую болезнь человек отказывается от своих моральных тисков и тут же попадает в новые, еще худшие. Что означает представить себя королевой Марго и ведьмой? Вначале видятся прелести – раскрепощение, полет, развлечения, почет, возможность мстить, быть окруженной богатством. Но какова обратная сторона? Это участие в кровавых и безобразных событиях, это окружение из людей с преступными стремлениями, владение информацией об отравлениях, изменах и т. д.

Все это совсем не то, чего хотелось бы достигнуть молодой женщине.

В других эпизодах явно указывается на физическое состояние Маргариты. Эти моменты тоже большей частью нерадостны.

"У нее застучали зубы и по спине прошел озноб.

Воланд положил свою тяжелую, как будто каменную, и в то же время горячую, как огонь, руку на плечо Маргариты, дернул ее к себе.

Маргарита смутно видела что-нибудь… Она ощутила соленый вкус на губах и поняла, что ее моют кровью… Закружилась голова от розового масла… Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло ее согнуться… Цепь ее сделалась тяжелее, чем была. Что-то странное произошло и с рукой. Теперь перед тем, как поднять ее, Маргарите приходилось морщиться… Острая боль, как от иглы, вдруг пронзила правую руку Маргариты

Маргарита заплакав от боли, повалилась прямо на пол… И во второй раз силы ее стали иссякать.

Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.

Лицо ее исказилось судорогой. "

Речь Маргариты становилась бессвязной, Маргарита содрогалась от плача…»

Искаженные лица, боли в теле, появление каких-то неизвестных шрамов – все это описывается психиатрами. Кроме того, многие болезни вроде бы здоровых психически людей также не подтверждаются лабораторными анализами и считаются психосоматическими. Причем человек не отдает себе отчета, что стало причиной ухудшения его здоровья. Нелегко, даже невозможно самостоятельно понять и изменить какие-то свои мысленные установки.

Отсутствие психотерапевтов

Как же обходиться без психотерапевтов в таких ситуациях? Как оставлять человека на долгое время без общения? Лечение, ограниченное медикаментами и постельным режимом, ущербно. Психиатры, которые считают своей обязанностью беседовать с пациентами, умеющие делать это, будут действительно полноценно лечить их. Те же, кто говорит, что обязан только выписать таблетки, по моему убеждению, нарушают клятву Гиппократа и вместо пользы наносят вред людям. Это только отговорка, что в отсутствие психотерапевта никто не обязан эту работу выполнять.

Особенно сложным становится лечение болезней тела в таких условиях. Все перемешивается. Болезнь ли это, побочное ли действие лекарств или психосоматоз – надо грамотно разобраться. У нас часто бывает так: психиатры не умеют увидеть болезнь тела, узкие специалисты не могут отделить психического от физического, а психотерапевты, повторюсь, отсутствуют. Тяжелейшие боли становятся постоянным спутником человека. Вот больной, который ежедневно требует лечить ему зубы, другой сильно кашляет, у третьего болит живот и по неделям мучают запоры, сердце очень часто дает сбои. Резкие перепады кровяного давления, боли, частое сердцебиение, аритмия. Появление каких-то уплотнений в мякоти мышц… В чем причина? Страх? Побочное действие нейролептиков? Болезнь сердца или другого органа?

Что если это побочное действие лекарств? Врач может сказать: миритесь с этим, пусть так и живет. Ко всем прочим бедам добавляется обида на доктора и отторжение от него. Собственно говоря, к психиатру с самого начала никто не рвется, а натолкнувшись на равнодушие, на жестокость тем более добавляют негативного отношения и к этим специалистам, и к их таблеткам.

Кому становится легче, когда больной прекращает пить лекарства? Ему самому тяжело. Его родственникам тяжело. Общество получает отчаявшихся людей. Лишь у докторов уменьшается количество работы. Значит, они только о себе думают, когда не опекают своих подопечных.

Герои Булгакова тоже озвучивают недовольство результатами лечения.

"Мастер отстранил ее от себя и глухо сказал: – не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен. Он ухватился за подоконник рукою, как бы собираясь вскочить на него и бежать, оскалил зубы, всматриваясь в сидящих, и закричал: – мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации.

Маргарита бросилась на колени, прижалась к боку больного и так затихла.

– Да, – заговорил после молчания Воланд, – его хорошо отделали. – Кто вы такой?

– Я теперь никто, – ответил мастер, и улыбка искривила его рот.

– Откуда вы сейчас?

– Из дома скорби. Я – душевнобольной, – ответил пришелец.

Этих слов Маргарита не вынесла, и заплакала вновь…

Воланд без улыбки уставился на мастера. Но тот неизвестно отчего впал в тоску и беспокойство, поднялся со стула, заломил руки и, обращаясь к далекой луне, вздрагивая, начал бормотать: – и ночью, при луне мне нет покоя, зачем потревожили меня? О боги, боги. . .

Маргарита вцепилась в больничный халат, прижалась к нему и сама начала бормотать в тоске и слезах…

– Меня все равно в больнице хватятся.

– Ну чего они будут хвататься! – Успокоил Коровьев и швырнул историю болезни в камин. – Нет документа, нет и человека.

– Вы правильно сказали, – говорил мастер, – что раз нет документа, нету и человека. Вот именно меня-то и нет, у меня нет документа. . .

– У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, ничто меня вокруг не интересует кроме нее, – он опять положил руку на голову Маргариты, – меня сломали, мне скучно и я хочу в подвал.

– Не слушайте его, Мессир, он слишком замучен.

– А чем вы будете жить? Ведь придется нищенствовать.

– Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. Смотри, у тебя седые волосы в голове и вечная складка у губ. Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем.

– Мне жалко тебя, Марго. Опомнись! Зачем тебе ломать свою жизнь с больным и нищим? Вернись к себе!

– Ах, ты, ты, – качая растрепанной головой, шептала Маргарита, – ах, ты, маловерный, несчастный человек. Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно – про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза, а теперь, когда обрушилось счастье, ты меня гонишь? Ну что ж, я уйду, я уйду, но знай, что ты жестокий человек! Они опустошили тебе душу!. . Да, нити, нити, на моих глазах покрывается снегом голова, ах, моя, моя много страдавшая голова. Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня. . . А плечи, плечи с бременем. . . Искалечили, искалечили…"

Признание собственной душевной болезни, критическое отношение к себе считается добрым предвестником выздоровления. Тогда человек начнет самостоятельно анализировать все свои ситуации, сопоставлять их с реальной жизнью. Он будет взаимодействовать с докторами, прислушиваться к их мнению, к советам. Только не надо забывать, что такие советы от доктора должны исходить. К выздоровлению можно прийти только совместно – критическое отношение больного к болезни плюс внимательное попечение грамотного специалиста. Нужна забота общества о социализации. Этого и то мало. Еще должно быть материальное обеспечение этого периода. Болезнь отбирает от семьи большое количество средств.

Как происходит обнищание семьи? Есть какие-то общие моменты, но вообще все очень индивидуально, зависит от того, с какими ассоциациями человек не может ужиться. В нашем настоящем работы нет, для поступления надо сдавать неподъемное в болезни ЕГЭ, множество (конечно прекрасных) фитнес центров недоступны семье по финансам.

Не только сам пострадавший нигде не учится и не работает, кто-то из членов семьи прекращает работать, чтобы решать непрестанно возникающие проблемы и своими усилиями заменяя отсутствие организованного и грамотного попечения. Во время больничного лечения надо гулять с человеком, кормить его (больничная еда редко бывает съедобной), доставать лекарства, проживать неподалеку, вживаться в проблему.

Представьте себе картину. В больнице к парню лет шестнадцати пришли родители. У них тягостное состояние, к ним подходит сын с лицом без мимики, веки тяжелые, походка без жестов. Медсестра сообщает: – Сегодня ваш сын самостоятельно сходил в душ и вымылся!

И сразу же картина преображается. У родителей радость со слезами на глазах:

– Неужели? Правда? Как хорошо! Ты молодец! Какой ты молодец!

Все радуются, обнимаются, целуют парня, похлопывают по спине. А он вдруг с таким же видом встает и уходит.

– Куда ты?

– Я в душ. Хочу вымыться еще раз.

Болезнь отобрала от него его возраст, его эмоции, но осталось в нем желание приносить любимым людям радость. Сколько теперь требуется заботы о нем! Как будто повторяется время, когда он был грудным ребенком. С ним надо находиться постоянно. Если в семье нет пенсионеров, берущих на себя такую миссию, кто-то из родителей отказывается от зарплаты, от стажа. Есть и самый страшный вариант, когда все отказываются от больного родственника и живут ради себя.

После больницы начинается тяжелейший период. Из дому выкидывается большое количество вещей. На костер внезапной инквизиции попадает все, что вызывает страх ассоциаций с кризисом. Огромной проблемой становится одежда. Прием нейролептиков и переживания членов семьи приводят одних к набору веса, других к сбросу. Вся имевшаяся ранее одежда не подходит по размеру. Приходится семье внезапно переодеваться. Кроме того, меняется стиль одежды. Заболевший молодой человек уже не может одевать яркое, броское, нарядное, требуется что-то незаметное, темное. Такие же требования предъявляются к родственникам.

Лекарственные препараты только некоторые бесплатны. Большая часть лекарств покупается за наличку. Семья начинает искать помощников – ездить в монастыри, в учреждения профилактические, лечебные, к каким-то лечебным источникам, к знающим людям. Перебираются рецепты народной медицины. Начинается поиск и перебирание психотерапевтов.

Человек становится рассеянным, теряет сотовые телефоны, ключи, сумки, вещи, ненароком ломает домашнюю аппаратуру. Часто он испытывает неодолимое желание делать какие-то подарки, добрые дела (например, отдать все свои сбережения). Все это очень затратно и конфликтно.

Семья пытается скрывать проблему, чтобы окружающие не наносили ран. Для этого прописывают детей в других городах, сыновьям в других городах оформляют военные билеты. Это всегда влечет за собой многочисленные поездки – все документы не делаются легко и быстро. То нет нужного человека, то какой-нибудь бумажки, то забыли поставить печать или подпись…

Начинается поиск возможных вариантов работы и обучения. За попытками следуют неприятные эксцессы из-за нестыковки с окружающими людьми и отказы продолжать работать или учиться. Всякий раз приходится мириться с выбрасыванием вещей, купленных для начала новой деятельности. Оплачиваются услуги репетиторов, психологов, различных специалистов по энергетике, долгие междугородние разговоры и т. д. и т. п. . Книг покупается много, разных дисков, других носителей информации. Изучение темы поглощает огромное количество времени, которое уже не тратится ни на зарабатывание финансовых средств, ни на отдых.

Нередко семьи становятся жертвами шарлатанов.

Когда усилия огромны, но кризисы снова и снова рушат восстановленные способности, какое тяжкое отчаяние доводится переживать всем членам семьи.

Вот это отчаяние и стоит за словами «Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня. . . А плечи, плечи с бременем. . . ».

Все это не новость. Но почему совершенно не решен этот вопрос? Если человеку ставится диагноз «Кататоническая шизофрения» или «параноидная шизофрения», или другой какой-то страшный сделан вывод, то почему одновременно с этим его не обеспечивают финансово? Врач не спрашивает, хочет ли семья, чтобы у родственника был такой диагноз. Ставят и все.

Но вопрос финансовой поддержки отделен. Говорят: «Ваше дело, вы не хотите, чтобы он стал инвалидом». Конечно, не этого хотим! Хотим вылечить и вернуть обществу, причем здесь инвалидность! Разве вы не с нами? Вы же видите, что делают с человеком шесть месяцев в постели под галоперидолом, в отрыве от людей, в унылом общении с несчастными соседями по палате? Зачем ставить такие условия для получения финансовой поддержки? Почему не поддерживать тех, кто держит курс на выздоровление и не соглашается на то, что противоречит выздоравливанию даже под предлогом пользы, которую приносит статус инвалида? Почему только с таким статусом можно надеяться на помощь государства?

В приведенном выше отрывке из романа поднята еще одна тема, которая у людей наболела. Никому не нравится, что от человека отбирают паспорт и что ведут истории болезни. В этом плане выигрывает церковь – священник ничего не записывает. В архивной пыли психиатрии хранится то, что уже стало прошлым, то что было записано, когда человек путался или врал, все, что только искажает настоящее положение человека.

Конечно, в отличие от советских времен, сейчас можно работать неоформленными.

Так и делают те из них, которые больные люди, которые, сбежав от психиатров, остались живы . Можно вспомнить примеры, показанные по центральному телевидению. Мужчина четыре года работал на стройках, потом взялся-таки вернуть себе паспорт и дееспособность с помощью телевидения и адвокатов. Так он доказал, что может жить в обществе, что не согласен с тем, как распорядились его судьбой.

Смерть же тех, кто не смог найти источник дохода, не захотел снова попасть в руки докторов и умер в страшных условиях, лежит на совести нашего черствого общества.

«– Вы правильно сказали, – говорил мастер, – что раз нет документа, нету и человека. Вот именно меня-то и нет, у меня нет документа». . .

Меня взволновала цитата из другого произведения М. А. Булгакова – "Белой гвардии". Речь о человеке, заболевшем сифилисом. Это другая тема, но это тоже страшная беда. Булгаков так описал покаянную ночь больного.

«Сифилитик говорил, и губы у него прыгали, как у ребенка.

– Боже мой, боже мой, боже мой. . . Ужас, ужас, ужас. . . Ах, этот вечер! Я несчастлив. Ведь был же со мной и Шейер, и вот он здоров, он не заразился, потому что он счастливый человек. Может быть, пойти и убить эту самую Лельку? Но какой смысл? Кто мне объяснит, какой смысл? О, господи, господи. . . Мне двадцать четыре года, и я мог бы, мог бы. . . Пройдет пятнадцать лет, может быть, меньше, и вот разные зрачки, гнущиеся ноги, потом безумные идиотские речи, а потом – я труп. Слезы неудержимо текли по щекам больного, и тело его тряслось и колыхалось. – Мне нужно застрелиться. Но у меня на это нет сил…

– Ах-а-ах, – стиснув зубы, болезненно застонал больной. – Ах, – повторил он в неизбывной муке…: – Господи, прости меня и помилуй … Но зачем же Ты так жесток? Зачем? Я знаю, что Ты меня наказал. О, как страшно Ты меня наказал! Посмотри, пожалуйста, на мою кожу. Клянусь Тебе всем святым, всем дорогим на свете, памятью мамы-покойницы – я достаточно наказан. Я верю в Тебя! Верю душой, телом, каждой нитью мозга. Верю и прибегаю только к Тебе, потому что нигде на свете нет никого, кто бы мог мне помочь. У меня нет надежды ни на кого, кроме как на Тебя. Прости меня и сделай так, чтобы лекарства мне помогли! Прости меня, что я решил, будто бы Тебя нет: если бы Тебя не было, я был бы сейчас жалкой паршивой собакой без надежды. Но я человек и силен только потому, что Ты существуешь, и во всякую минуту я могу обратиться к тебе с мольбой о помощи. И я верю, что Ты услышишь мои мольбы, простишь меня и вылечишь. Излечи меня, о Господи, забудь о той гнусности, которую я написал в припадке безумия, пьяный, под кокаином. Не дай мне сгнить, и я клянусь, что я вновь стану человеком. Укрепи мои силы, избавь меня от кокаина, избавь от слабости духа и избавь меня от Михаила Семеновича Шполянского!».

Да, врач понял страдание больного человека. Я склоняю голову перед автором этих строк.

Я хочу обратить особое внимание, что психические заболевания уносят из трудовых рядов страны огромное количество людей. Проблема уже давно переросла границы замалчивания. Требуется ее решать. В других странах это делают. Вкладывают средства, прилагают усилия, ведут работу по просвещению населения, действуют вдумчиво, и люди возвращаются в жизнь. У них исчезают симптомы, появляется энергия, они работают и приносят пользу своему обществу, к которому испытывают благодарность.

Нынешним школьникам от этой проблемы не уйти. Тем более, к нам пришла лавина наркотиков и психотропных веществ. В стране имеется терроризм. А большинство организаций теперь нуждаются только в «стрессоустойчивых» сотрудниках. Во всех отраслях хозяйства происходит усложнение процесса работы. Люди ослабленные все меньше имеют возможностей самостоятельно приспособиться к такому миру.

Нужно уже вчера задуматься, чтобы формировать готовность молодежи к решению такой нелегкой задачи, как изменение отношения общества к расстройствам психики.

В частности, работа по формированию справедливого и мудрого отношения к психическим расстройствам ложится на учителей литературы. Ведь в их руках есть книги, в которых описана жизнь. В частности есть, трудная, но очень информативная книга М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Метки: Литература