Урок по литературе на тему «Повесть А. С. Пушкина «Метель». 6 класс
Урок по литературе на тему «Повесть А. С. Пушкина «Метель». 6 класс
Цель урока
: рассмотреть композицию повести, ее элементы.
Методические приемы: аналитическая беседа.
Словарная работа: прямая и обратная композиция, экспозиция, кульминация, развязка.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Кто является главным героем повести «Метель»?
Марья Гавриловна, богатая невеста, и бедный армейский прапорщик Владимир.
2. В чем авторская ирония по отношению к этим молодым людям?
«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена».
Рассуждение: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? «Разумеется, что эта счастливая мысль сперва пришла в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны».
3. Когда игра кончается и становится страшно за героев?
Когда Марья Гавриловна поняла, что видит своих родных последний раз.
Когда Владимира закружила метель (прочитать и вспомнить
стихотворение «Бесы»).
4. Почему автор начинает рассказ об одном герое, бросает его, уходит к другому?
1. Литературный прием.
2. Герои разными путями приезжают к церкви.
5. Чем закончится похищение Марьи Гавриловны?
Ничем. Утром она встанет и придет к завтраку, а вечером сляжет в горячке.
6. Что же было в церкви, что произошло?
Никто ничего не скажет, Владимир исчезнет.
Слово учителя.
Метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и враждебной человеку силой, которая рисовалась Пушкиным в стихотворении «Бесы».
Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, устланную белым волнистым ковром, как пишется в том месте повести, где Владимир, проплутав до полуночи, выехал к незнакомой деревне.
Эта белая, застывшая равнина – словно предвестие судьбы бедного армейского прапорщика», который будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки.
На страницах повести слышен голос очевидца событий конца Отечественной войны 1812 года. «Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество»! Как сладки были слезы свидания».
Этого не вычеркнешь из биографии всех русских людей, включая и Марью Гавриловну, и Бурмина.
7. Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи
Гавриловны и Владимира?
Война 1812 года, на которой в битве при Бородине Владимир будет ранен, а затем уже в Москве умрет.
8. Как сложится дальнейшая жизнь Марьи Гавриловны и удастся ли ей найти свое счастье?
9. Так что же было на самом деле в церкви?
10. Кто из героев истинно романтический герой?
Слово учителя
Подводя итог нашей беседы, можно сделать вывод о смысле названия повести, который заключается в том, что стихия распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания, и вознаградила за все пережитое.
Содержание этой истории больше, чем ее понимают герои. Как и во всех других повестях Белкина, в «Метели» события оцениваются разными героями по разным шкалам ценностей.
II. Работа по теме урока «Повесть А. С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести». Беседа по вопросам и работа с текстом.
-Какой тип речи использует автор в начале произведения?
-Почему автор в начале повести выбирает повествовательный
тип речи?
Задания.
1). Проследите по тексту, какое событие изменяет исходную ситуацию? Определите границы экспозиции.
2). Найдите в экспозиции статические детали (описание героев —
Марьи Гавриловны и Владимира).
3). Определить, что является завязкой действия.
4). Определить тип речи. Объяснить, почему данный тип речи повествовательный.
5). Завязка ускоряет ход событий, это выражается увеличением
количества динамических деталей.
6). Найдите эпизод, в котором изображен вечер накануне побега
героини.
-Определите место эпизода в содержании повести. Это элемент сюжета или композиции?
Задание. Найти в эпизоде вечера накануне побега статические детали. Сон героини. Определите его художественную роль.
(Сон пророческий, он создает тайну, придает повести увлекательность, означает основной мотив повести – метель, стихию жизни, которую человек должен принимать как данность, бороться с которой не смысла, ее надо принимать и проживать, пережидать, терпеливо сносить).
-Какой эпизод является самым важным в развитии действия?
Описание метели.
-Изображаются ли события во временной последовательности?
-Где первый раз нарушается последовательность в описании?
-О каких событиях повествует автор далее? Какого характера
эти события?
Задание.
-Найти кульминацию повести. Определить тип композиции.
(Обратная композиция, она служит созданию тайны, которая придает повести очарование. )
-Сопоставьте отношения Марьи Гавриловны с Бурминым с ее отношениями с Владимиром. В чем сходство в повествовании об их отношениях, в чем разница?
(Сходство – эти отношения трудно складываются, различие в том, как и почему мать смотрит на эти отношения. Отношения с Владимиром у Марьи Гавриловны сложились зимой, герои пережили метель в прямом и переносном значении и другие препятствия. Встреча с Бурминым произошла летом, при ярком солнце, все сразу счастливо объяснилось. )
– Найдите развязку повести. Какой тип речи использован?
III. Домашнее задание.
1. Прочитать первую часть повести «Станционный смотритель» до слов «Прошло несколько лет. . . »
2. Составить тестовые задания по повести «Метель»
Литература
Задания составлены с учетом действующей программы общеобразовательных учреждений.
Литература 5-11 классов. Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва: «Просвещение», 2009 год.
Метки: Литература