Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Метод пластического моделирования и интерпретации текстов

Метод пластического моделирования и интерпретации текстов

Сознание юного читателя характеризуется признаками: целостность, амбивалентность, событийность, нелинейность, открытость, клиповость. Клиповость или клиповое мышление – это особый тип мышления, который был присущ человеку всегда. Это «квантовый» тип мышления. «Кванты мысли» отличаются завершенностью, целостностью, образностью и яркостью. Существует даже мнение, что Библия является классическим примером клипового построения текста. В начальной школе клиповость – это точки удивления. В средних классах – это антиномия, противоречащие друг другу высказывания об одном и том же. В старших – это парадокс, суждения и доказательства.

Как можно осваивать художественные и научные тексты?

Трудность в режиме «ученик» – «текст», так как необходимо высокое понимание текста, а это трудно. Более приемлем метод «ученик» – «диалоговое поле текстов». Тексты могут быть небольшими по объему. Например: притча, афоризм, иллюстрация, часть статьи из научной работы. Необходимы требования:

– Тест не должен быть однозначным и прямолинейным, как смс-сообщения, он должен содержать яркий образ, метафору, оригинальную идею, неожиданное прозрение. Попытку разрешить парадокс или противоречие.

– В тексте должна просматриваться логику изложения мысли, последовательность раскрытия образа.

– При смысловой завершенности текста он должен подталкивать к дальнейшему развитию воображения и мысли, быть «поучительным».

– Текст должен быть небольшим по объему, так как «порция» первоначального заинтересованного внимания человека ограничена.

– Текст должен вызывать желание поспорить, войти в диалог, высказать свое мнение по данному вопросу.

– Тексты должны стремиться охватить весь круг проблем той или иной темы.

Суть метода пластического моделирования и интерпретации текстов заключается в том, что в процессе учебного диалога создаются ассоциации и метафоры. Ведь логическое изложение материала педагогом часто не приносит результатов, а в данном методе это и не нужно.

Первый этап – работа по фотографии, иллюстрации. Описание фотографий.

Второй этап – «мозговой штурм», интерпретация фотографий. Это субъективная интерпретация фотографий.

– Картина – это окно в другой мир, в другую реальность. Эта реальность нас затягивает или выталкивает?

– Мы заглядываем в этот мир, но и тот мир глазами картины вглядывается в нас пристальным взглядом.

– Получается, что картины (фото) живут среди людей самостоятельной жизнью, а герои более активны и реальны, чем живые люди.

– Чем реальность реальнее: моя или картинная? Чья реальность мнимая?

– Почему живые люди так сильно проигрывают перед неживыми картинами?

– Значит, живое – это не только то, что дышит?

– Картина видит нас (она вглядывается в нас), а окружающие люди только на нас смотрят, и то не всегда.

– Кто в этом мире проходит и кто остается?

– Всегда ли я есть, когда живу? Присутствую ли я в этой жизни или я фантом?

– Может быть, картина играет со мной, создает иллюзию сложности понимания реальности? А на самом деле все просто?

– От картины веет мудростью и вечностью.

Третий этап – формулировка проблемы: может быть, момент встречи человека и картины есть лакмусовая бумажка, по которой он может проверить степень реальности и интенсивности своей жизни, своего бытия?

Третий этап – отражение собственных мыслей в мини-тексте.

Существует подлинная и мнимая жизнь человека, которую можно раскрыть через понятие «присутствие». Присутствие – это подлинное и реальное бытие человека, которое не приковано пространственно к его телу. Например, человек ушел из дому, а пространство его жизни еще полно его теплом, его присутствием. Итак, «подлинное» и «мнимое» – взаимодополнительные понятия, удерживающие человека на грани двух миров – бытия и небытия – и не дающие ему окончательно успокоиться.

Этап пятый. Комплекс идей в лаконичном афоризме. Картина – это возврат к самому себе через необозримые пространства вечности.

Таким образом, даже научный текст мы стремимся рассмотреть как художественный текст. Благодаря этому «сухие» тексты оживают.

Работа над мини-текстами.

Начиная с младших классов школьник должен учиться опредмечивать свои мысли, то есть сворачивать идеи, творческие озарения, прозрения в мини-текст (притчу, эссе, этюд, афоризм), с помощью которого происходит рефлексия, сохраняется личностное приращение и идут поиски, открытия. Если мини-текст:

– Включает в себя некоторые психологические наброски, личностные наблюдения, импровизацию, то он почти этюд.

– Имеет признаки: поучительность, иносказательность и сюжетную линию, то близок к притче.

– Имеет философичность, исповедь, рефлективность, то это эссе.

Примеры мини-текстов.

Этюд «На волю».

«Жарко! А не задумывались от чего? Возможно летняя жара и непогода. В одной и той же квартире мы чувствуем разное: радость и грусть, усталость и веселье. Все это хочется передать другим, выплеснуть, но что-то не дает. Оглядываясь, ты понимаешь, что зеркальные поверхности отражают наши эмоции. Открывая балконную дверь, смотрясь в зеркало, мы впускаем ветерок, солнышко, его лучики, надежду, мы имеем возможность выбраться на воздух, на волю.

В этом тексте возникает тексто-терапия.

Притча «Сократ и человек».

Однажды к Сократу подошел человек и заметил, что, если он предложит его ученикам множество удовольствий, то они от него уйдут. Сократ согласился. Может так легче: с горы гораздо легче скатиться, чем на нее взобраться. В жизни очень легко нечто утратить, но гораздо сложнее восстановить.

В этом миниатюре яркий образ сюжетной горы, сформулирован вывод.

Эссе «Я и Вселенная».

Задумываясь о взаимоотношениях я и Вселенной, невольно приходишь к мысли, что ты часть Целого. Я в симбиозе с Вселенной или я обособленная сущность? Нельзя ответить однозначно. Вселенная – живая сущность. Для меня – это все, что окружает меня, что внутри меня. Внешняя Вселенная необъятна, а внутренняя исчерпаема настолько, насколько я могу охватить ее своим разумом и чувствами, но всегда остается остаток, который тайна. Мы сообщающие сосуды.

Присутствие в тексте философии, логика завершения и афоризм.

Очень важно после написания мини-текста проводить рефлексию (коллективную или приватную) с учеником по поводу его творческого процесса с помощью вопросов:

Чем ты руководствовался, сочиняя текст?

Что тебе самому было интересно описать и выразить?

Почему ты выбрал именно этот сюжет?

Какие мысли возникли?

Какую проблему ты попытался решить?

На какие новые мысли натолкнул тебя созданный тобою мини-текст?

Какой мини-текст ты хотел бы написать еще?

Таким образом, в процессе доверительного диалога при выявлении разницы между тем, что понимал до написания текста, и тем, что он понял после его создания, возникают предпосылки для его осознанного духовно-интеллектуального роста. Совокупность мини-текстов может помочь наиболее эффективно формировать личностную траекторию становления души человека в школьные годы.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Литература