Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

«О, вы, служительницы Музы!. . ». Урок-спектакль

«О, вы, служительницы Музы!. . ». Урок-спектакль

ВВЕДЕНИЕ

Принципы гуманизации и гуманитаризации современного образования являются определяющими. Их реализация находит отражение в поиске эффективных технологий обучения. В спектакле должны быть созданы такие условия, при которых ученик смог бы реализовать себя и свои возможности, способности.

Главный фактор, влияющий на развитие образования сегодня,– это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования).

Изменение парадигмы образования обусловило необходимость введения перспективных технологий, развивающих интеллектуальные творческие способности.

Одним из альтернативных и эффективных способов обучения является технология спектакля. Эта технология обуславливает изменение общей парадигмы образования и соответствует новой философии образовательных целей:

 не формировать гармоничную личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

 не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

Технология спектаклей позволяет решить задачи:

 личностного саморазвития;

 образовательной мотивации, повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

Соответственно, в рамках технологии спектаклей результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного

развития и представлены в деятельностной форме.

Это, в частности, означает, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен. Но на первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций.

Основу развития личности ребенка составляет умение учиться творчески. ЦЕЛЬ:

Разработать спектакль по литературе с использованием технологии «Педагогическая мастерская спектакля». Показать насколько данная технология эффективна, и насколько устойчиво восприятие ребенка при работе в мастерской. На конкретном примере описать возможности реализации технологии «Педагогическая мастерская».

ЗАДАЧИ:

Главная цель спектакля – этическое и эстетическое воздействие на личность учащегося, поэтому при постановке спектакля мы пытаемся «погрузиться» в мир стихотворений, услышать музыку стиха, представить зрительный образ. Этому способствует и звучащая музыка, и слайды презентации, сопровождающие чтение стихотворений учащимися.

Осуществить подбор теоретического и иллюстративного материала по тематике спектакля;

 выработать основные рекомендации по использованию комплекса спектакль, с использованием технологии «Педагогическая мастерская спектакля»;

 выбрать компьютерные средства реализации методической разработки.

1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИИ

«Спектакль в школе»

Если спросить учителя литературы, в чем видится ему главная трудность его работы, в чем основная проблема современного литературного образования, можно не сомневаться, что ответ будет один и тот же: дети не хотят читать.

В школе же этот интерес, быстро иссякает, и актуальным оказывается вопрос не «как изучать литературу», а «как не отучить ребенка от книги», последовательно приобщая к ее глубине и красоте.

Как же решить эту проблему? Я думаю, что ответом на эти вопросы может стать обращение к эмоциональной сфере личности, подключения к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления – всего того, что в большей степени относится к правому полушарию, к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения. Я хочу предложить один вариант спектакля.

2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ СПЕКТАКЛЯ

Мною было принято решение о разработке спектакля по литературе, с использованием технологии «Спектакль в школе», по следующей теме: «О, вы, служительницы Музы!. . ».

Женщина – с нами, когда мы рождаемся,

Женщина – с нами в последний наш час.

Женщина – знамя, когда мы сражаемся,

Женщина – радость раскрывшихся глаз.

Первая наша влюбленность и счастие,

В лучшем стремлении – первый привет.

В битве за право – огонь соучастия,

Женщина – музыка. Женщина – свет.

(Константин Бальмонт)

КОНСПЕКТ СПЕКТАКЛЯ

Зал затемнен. Звучит романс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» (муз. Г. Свиридова).

Слайд 1– 7

1-й ведущий. Женщина . Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью. Ее звали Лаура, Беатриче, Мария, Анна . Многие из имен стали символами: преданности и женственности – Елена, вдохновения – Беатриче, любви к людям – Мария.

2-й ведущий. Сегодня мы расскажем о женщинах, которые добились славы своим поэтическим талантом.

Звучит мелодия сертаки.

Слайд 8

1-й ведущий. На этой фреске изображена прекрасная девушка, жительница Помпеи. Говорят, что именно такой была Сапфо, поэтесса с острова Лесбос, жившая в начале 5 века до нашей эры. Она возглавляла школу, где девушки занимались литературой, пением, сочиняли песни и стихи.

3-й ведущий. Платон называл женщину жрицей красоты, писал:

Девять лишь муз называя,

Мы Сапфо наносим обиду:

Разве мы в ней не должны

Музу десятую чтить?

Выходят девушки, одетые в туники, впереди них с венком Сапфо.

Сапфо.

Но возвратимся к спору, что есть красота? Вот послушайте:

Только я взгляну на тебя,

Как у меня пропадает голос _______________

1-я подруга. Да, дух и тело едины.

2-я подруга. Во всем нужна разумность.

Сапфо. Ну, довольно. Послушайте, что я сегодня написала:

Я негу люблю,

Юность люблю.

Радость люблю

И солнце.

Сапфо с подругами уходит. Звучат пьесы для органа Людвига ванн Бетховена.

Слайд 9

1-й ведущий. Средневековье . В замках рождается поэзия. Трубадуры – средневековые поэты – воспевают дам, их красоту.

2-й ведущий. Но не все трубадуры это делали. Знатная поэтесса того времени Беатриса упрекает влюбленного в расчетливости.

Входят под руку с мужчиной Беатриса, одетая в длинное платье, на голове остроконечная шапочка со шлейфом.

Беатриса.

Моя краса, мое происхожденье,

Но больше – сердца верного влеченье

Мужчина.

К любви другой заказаны пути

В своих стихах вы, только вы _______________

Звучит вальс до диез минор Ф. Шопена.

Слайд 10

4-й ведущий. Эпоха Возрождения создает тип просвещенной женщины. Стихотворения Джулин Гонзака, Вероники Франко читают , поют.

5-й ведущий. В их поэзии столько веры и надежды на лучшее. Женщины-поэтессы сами создают себя, обрекая на страдания и не стремясь к известности.

Звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.

Слайд 11

6-й ведущий. А теперь обратим взоры к России 18 века. Строится великолепный град Петров. В литературе появляются имена Екатерины Александровны Княжниной, Марии Воиновны Зубовой.

На сцену выходит несколько женщин. Одна в русском сарафане, остальные в длинных платьях по моде того времени.

7-й ведущий. Чаще всего представительницы прекрасного пола писали песни, если их стихи попадали в печать, то не были подписаны настоящим именем.

8-й ведущий (подходя к одной из дам). Екатерина Княжнина была любимой дочерью поэта А. П. Сумарокова, который сам занимался ее образованием.

Звучит стихотворение Княжниной.

9-й ведущий (подходит к другой даме). Мария Зубова – лучшая певица того времени.

Звучат стихи Зубовой.

Дамы уходят.

Звучит симфония соль минор № 40 В. Моцарта.

Слайд 12.

1-й ведущий. Имя Зинаиды Александровны неотделимо от судеб Пушкина, Баратынского. На ее вилле в Италии находил гостеприимство Н. В. Гоголь. И она сумела сказать свое слово в литературе.

Салон З. А. Волконской. Гостиная украшена картинами и скульптурами. Гости расхаживают, сидят на диванчиках и в креслах, стоят у фортепьяно.

1-й гость. Чудно здесь, чудно! Недаром Пушкин сказал о хозяйке:

Царица муз и красоты!

2-й гость. О, о ней писал не только Пушкин, но, помнится, и Мицкевич, и Козлов.

Я – арфа тревоги, ты – арфа любви.

3– гость. Удивительно! Такая популярность! И такой талант!

1– гость подходит к фортепьяно, перебирает бумаги и говорит:

Господа, это стихи, написанные рукой Зинаиды Александровны. Послушайте!

Уж как пал снежок со темных небес,

А с густых ресниц слеза капнула _______________

Входит Волконская. Гости подходят к ней, целую руку, просят прочитать стихи.

Волконская читает.

Звезда моя! Свет предреченных дней,

Твой путь и мой судьба сочетавает .

Волконская и гости уходят. Звучит прелюдия соль мажор № 5 С. Рахманинова Звучит симфония № 8 Ф. Шуберта.

Слайд 13.

1-й ведущий. Век двадцатый. Век бурь. Он принес в литературу еще два нетленных женских имени – Анна и Марина. Чувству любви посвятили они многие свои стихи. Выходят Ахматова и Цветаева.

Ахматова (читает):

Ты мне обещан ни жизнью, ни Богом _______________

Цветаева (читает): – Что же! Коли кинут жребий – будь любовь!

Уходят.

1-й ведущий. Женщины . Умные, красивые, талантливые. Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией, Любовью, Красотой!

2-й ведущий.

О, вы, служительницы Музы . .

Связав с поэзией все узы,

Вы ей отдались до конца

Святое свято берегли –

Иначе жить вы не могли.

Пусть радость душу теребит!

Поэта сердце не сгорит!

Слайд 14.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Литература