Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

«Пастух и пастушка» В. П. Астафьев Урок-рассуждение

«Пастух и пастушка» В. П. Астафьев Урок-рассуждение

Я не смогла сложить свои цветы

На холм могильный.

Прости меня, мой друг, прости

За то, что я найти бессильна

Последний твой надежный дом.

Перед таким холмом опустилась на колени женщина, героиня повести Астафьева, большую часть своей жизни, потратившая на то, чтобы у полосатого железнодорожного столбика с цифрой на сигнальном кургане, отыскать могилу с пирамидкой. Немолодая уже женщина, потому и шла она тяжело. Дышать ей было трудно. Что вело ее сюда? В чем находила она силы, чтобы отыскать? Что помогало ей?

Это и пытаемся выяснить на уроке. Утонченно психологическая повесть «Пастух и пастушка» – повесть-притча, романтическая в своей основе, призывает читателя к философскому осмыслению жизни. Современная пастораль – так определил писатель жанр своей жизни. Обратимся к словарю литературоведческих терминов.

– Пастораль (от лат. ) – пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), к середине 19 века исчезнувшей в русской литературе. В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурная событиями эпоха не является содержанием пасторали.

В основе же «современной пасторали» Астафьева – один из катаклизмов 20 века – Великая Отечественная война. В повести соотнесены и противопоставлены два антагонистически несовместимых явления: любовь, то есть созидание, жизнь, и война – разрушение, смерть.

Вопрос: почему повесть называется «Пастух и пастушка»?

Первая часть повести заканчивается описанием гибели старика и старухи, которые до войны «пасли колхозный табун. Пастух и пастушка».

Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убит пастух и пастушка, но «они лежали, обнявшись друг с другом. Хведор Фомич пробовал разнять их руки, но не смог – вместе на веки вечные» – и в этих строках доказательство той великой силы любви, которая не подвластна войне, несущей смерть. Пастух и пастушка – символ повести. В своих воспоминаниях о детстве Борис не случайно обращается к этим образам. И вот любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны, как были беззащитны в своей доверчивости пастух и пастушка.

– Какой видит писатель войну, как изображает ее? Что она для него?

Война – беспрестанный, изнуряющий труд, труд физический и главное – душевный.

Наверное, не случайно первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада. Потом наступает поразительнейшая тишина любви и приходит чувство благоговения перед этой тишиной. Первая картина боя персонифицирует войну. Борису Костяеву кажется, что «пророк низвергается на землю, чтобы наказать людей за их варварство». Враги – захватчик и защитник – объединились на какой-то миг в борьбе со смертью. Следуя толстовской традиции, Астафьев считает и изображает войну, исполненную уничтожения и смерти. Легко ли сохранить в себе человека на войне? Это не просто. Но Борис Костяев сохраняет нравственную чистоту. Война не смогла уничтожить в Борисе то высокое, что делает человека человеком. Среди жестокости, крови и смерти, наперекор войне вспыхивает чудеснейшее из чувств, самое великое чувство – любовь. Любовь нежная и пламенная, преданная и высокая, прекрасная и трагическая.

Что можете сказать вы о любви героев?

Любовь обрушилась на Бориса. Она проходит через страх, смущение, любопытство, интерес, желание защитить к самым высоким своим проявлениям. Как чудо вошла в жизнь и судьбу Бориса Люся. В повести «Пастух и пастушка» обстоятельства встречи героев и возникновения любви – исключительные. Всего одна ночь, и в описании этой ночи, чистой, страстной, мы слышим гимн любви. Их отношения чисты, нравственны. Кажется, что Борис и Люся в своем неожиданном и прекрасном чувстве были предназначены друг другу. Астафьев показывает, как из ада войны и смерти наперекор им произрастает любовь. Духовной, просветляющей любовью озаряются герои Астафьева. Любовь эта становится единственной на всю жизнь в судьбе Люси и Бориса. Почему же любовь не спасла Бориса? Бориса ранило, не очень тяжело. Борис не проявляет воли к жизни и умирает. Почему? На этот вопрос отвечает сам автор: «Жажда жизни рождает неслыханную стойкость – человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все – остается от человека мешок с костями».

Но почему нет жажды жизни? Смерть героя определили не физические, а духовные, нравственные причины. Любовь – символ жизни. А война, противная человеческой природе, убивает эту жизнь. Она истончает человека. Смерть поселилась в Борисе, потому что он устал от войны. Невыносимо жить со свинцом в груди. Тоска делает Бориса отрешенным, разъединяет его с Вселенной, миром, людьми. Покорность судьбе и смерти, безысходность поселяются в нем. Почему Борис восклицает: «Я не хочу!» Он молод. Это восклицание восстает против смерти.

Обратимся к началу и финалу повести. Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, посреди России, опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека: «Как долго я искала тебя!»

Маленький безвестный полустанок в степи. Могила с пирамидкой, могильный холм, через годы и годы уже сросшийся «с большим телом земли». Что значит этот холм для пришедшей сюда женщины с печальными древними глазами?

В нем ее счастье, ее любовь.

Кольцевая композиция. Такая композиция заметнее выявляет лиризм повести, ее идею. Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память не подвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время. Она продлевает любовь – и потому любовь нетленна. Чувство Люси к Борису живо, живы ее преданность и желание соединиться с любимым: «Совсем скоро мы будем вместе . Там уже никто не в силах разлучить нас».

Подведем итоги. Содержание современной пасторали «Пастух и пастушка» органично выражает философское раздумье писателя о войне. «Эта война должна стать последней! Или люди не достойны называться людьми!» – на пределе человеческого произносит парень Борис Костяев. Но та война не стала последней. И сегодня, когда в мире льется кровь, В. Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной войны, страстным словом притчи призывает людей жить в мире. И любить _______________

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Литература