Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Ответы на тесты по литературе (ГИА)

Ответы на тесты по литературе (ГИА)

Тест 1

Вариант 1

«Слово о полку Игореве»

Плач Ярославны

1. 1. 1. Кто такая Ярославна? Кого олицетворяет она в «Слове о полку Игореве»?

Образ Ярославны – это первый женский образ в древнерусской литературе . Он объединил в себе скорбь и мужество всех русских жен, матерей, дочерей Русской земли.

Ярославна – это отчество жены князя Игоря Ефросиньи Ярославны, дочери Ярослава Галицкого, одного из самых могущественных русских князей.

В «Слове о полку Игореве она олицетворяет всех русских жен, горюющих о своих мужьях. Об этом красноречиво говорит ее «плач».

1. 1. 2. Какую роль в тексте «Слова о полку Игореве» играет слово «кукушка»: « , кукушкой безвестной рано кукует. "Полечу, – говорит, – кукушкой по Дунаю »

В устной народной поэзии слово кукушка обозначало одинокую женщину, не имеющую семьи. Кукование кукушки в народе связывали с пророчеством долготы жизни. Называя себя кукушкой, Ярославна выражает свою горечь от разлуки с любимым мужем. Ярославны называет себя «безвестной кукушкой», подчеркивая свое одиночество.

1. 1. 3. Какие средства художественной выразительности использует автор в «Плаче Ярославны»?

Плач Ярославны очень близок к фольклору. В нем используются постоянные эпитеты «светлое-тресветлое солнце», метафоры «засушило их муки», «в горести колчаны их закрепило». Ярославна обращается силам природы: к солнцу, ветру, к воде (Днепру). Риторические обращения сопровождаются междометиями и восклицаниями: «О ветер, ветрило!», «Светлое и тресветлое солнце!», «О Днепр Словутич!».

В плаче Ярославны используется троекратное повторение («Ярославна с утра плачет на стене Путивля, причитая », роднящее его с произведениями устного народного творчества.

В речи Ярославны используются слова высокого стиля: «господин», «владыко», «лелеял». Она называет своего мужа словом «лада», что в народной поэзии обозначало «возлюбленный».

1. 1. 4. Какую роль в тексте «Слова о полку Игореве» играет плач Ярославны?

Ярославна олицетворяет в «Слове о полку Игореве» всех русских жен, на чью долю выпала горькая участь оплакивать своих мужей, нашедших безвременную смерть на поле боя. однако в этом произведении она надеется вернуть своего любимого. потому и обращается с надеждой ко всем силам природы. Кроме того, Ярославна умоляет силы природы защитить не только ее мужа, но и его воинов: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?»

Сила ее любви, сила ее гражданского чувства побеждают – и свершается чудо: князь Игорь возвращается из плена.

Плач Ярославны можно рассматривать как протест против войны, разрушений и жертв.

1. 1. 5. Сопоставьте перевод «Слова о полку Игореве» Н. Заболоцкого и дословный перевод, приведенный выше. Что объединяет эти переводы? Чем поэтический перевод отличается от дословного перевода?

И дословный перевод плача Ярославны, и поэтический перевод Н. Заболоцкого основаны на народном поэтическом творчестве. В этих произведениях используются одни и те же образы ветра, солнца и Днепра, очень близки обращения к этим силам природы:

"О ветер, ветрило! Зачем, господин, так сильно веешь? Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» (дословный перевод)

– Что ты, ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки? (Н. Заболоцкий)

Риторические вопросы также сближают эти отрывки.

В дословном переводе стрелы называются «хиновскими», а в поэтическом переводе – «половецкими». Это одно и то же название, только в дословном переводе оно записано на древнерусском языке, а у Заболоцкого – на русском.

Однако есть и отличия между этими произведениями. В тексте Н. Заболоцкого картина намного шире той, которую представляет дословный перевод.

В дословном переводе мы узнаем, что Ярославна «с утра плачет . А Н. Заболоцкий расширяет эту картину: «Лишь заря займется поутру».

В дословном переводе не дается характеристики Ярославне, а Н. Заболоцкий использует эпитеты: «Ярославна, полная печали » и «Ярославна молодая». Таким образом, можно видеть. что поэтический перевод более лиричный, в нем открыто выражается авторское отношение к героине.

Вариант 2

М. В. Ломоносов.

«Ода на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны, 1747 года»

1. 2. 1. В чем заключаются характерные особенности оды как жанра на примере данного фрагмента?

Ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо знаменательного события или исторического лица. «Ода на день восшествия 1847 года» относится к высокому стилю. В ней используются слова книжной лексики, старославянизмы: отрада, дерзают, злато, услаждаюсь. Старославянизмы помогают почувствовать торжественный слог стихотворения, чувство гордости за свою родину.

1. 2. 2. Какое достоинство императрицы подчеркивает М. В. Ломоносов?

М. В. Ломоносов восхищается красотой Елизаветы Петровны:

Душа ее Зефира тише

И зрак приятнее Рая.

Ломоносов показывает не только красоту, но и щедрость Елизаветы Петровны: « твои щедроты ободряют Наш дух и к бегу устремляют » Ломоносов отмечает ее стремление к миру. Она «войне поставила конец».

И все же основным достоинством императрицы автор называет стремление видеть счастливым русский народ:

Я Россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь,

На целый запад и восток".

1. 2. 3. Какие темы нашли отражение в этой оде М. В. Ломоносова?

В оде М. В. Ломоносова нашли отражение различные темы. Прежде всего, это тема Родины. Поэт говорит о славном прошлом России, о заслугах Петра I, который «Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес».

Находит отражение в оде и тема науки. Ломоносов пишет:

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

В конце оды мы находим Гимн науке и напутствие молодому поколению:

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

1. 2. 4. Какое средство художественной выразительности использует автор в строках:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина

С какой целью Ломоносов использует это средство?

В самом начале оды М. В. Ломоносов использует перифраз – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина

Что может быть более желанным, чем мир? Ломоносов называет мир «земной отрадой», «возлюбленной тишиной», «блаженством». Тема мира имеет непосредственное отношение в образу императрицы, которая « возвратила мир», положила конец войне с Швецией 174-1743 годов.

1. 2. 5. Сопоставьте оду Ломоносова «На день восшествия » с одой Г. Р. Державина «Фелица».

Найдите общие черты этих произведений.

В литературе XVIII века было принято строгое следование требованиям классицизма. Произведениям высокого «штиля», к которому относится ода, свойственно обращение к высоким темам или историческим личностям и использование слов высокого, торжественного слога. Ее гражданский пафос, торжественный язык, полный ораторских восклицаний и обращений, пышные, нередко развернутые в целую строфу метафоры и сравнения, обильно рассыпанные славянизмы и библейские образы, ее, по выражению самого Ломоносова, "высокость и великолепие" послужили образцом почти для всех русских поэтов XVIII в.

Оды Ломоносова и Державина посвящены женщинам, сыгравшим значительную роль в истории России: Елизавете Петровне и Екатерине II. "Фелица" Г. Р. Державина – гимн просвещенному монарху, обращенный непосредственно к Екатерине II в то время как ода М. В. Ломоносова обращена не только к Елизавете Петровне, но и к России, к ее прошлому и будущему.

Как Ломоносов, так и Державин использует слова торжественного слога, старославянизмы: добродетель, препровождает, блаженство. Однако в оде Державина есть отступление от норм классицизма. Державин вводит в оду просторечные слов:

Храня обычаи, обряды,

Не донкишотствуешь собой _______________

Так Державин подчеркивал отличие императрицы от ее приближенных, которых в тексте называет «мурзами».

Обеим одам свойственно включение комплиментов – лестных отзывов об императрицах. И. Ломоносов, и Державин показывали кротость императриц. Ломоносов пишет:

Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас _______________

Державин также заостряет внимание на добродетелях Екатерины II. Как для Ломоносова, так и для Державина важно, чтобы заслугами императрицы процветала наша держава:

Да дел твоих в потомстве звуки,

Как в небе звезды, возблестят.

Тест 2

Вариант 1

Баллада В. А. Жуковского «Светлана»

1. 2. 1. Докажите принадлежность произведения В. А. Жуковского «Светлана» к жанру баллады.

Баллада – это произведение романтического жанра. В ней жизнь героев представлена в противостоянии судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают верх над ним. Основа балладного сюжета заключена в преодолении человеком преграды между реальным и потусторонним миром.

В балладе создается романтическая обстановка: ночь, туман, « тускло светится луна», и героиня одна наедине со своими страхами и переживаниями.

В балладе находят отражение романтические образы и картины. В «мёртвом молчанье» ночи были слышны тревожные звуки: жалобный крик «вестника полуночи» сверчка, зловещее карканье ворона.

В балладе используется образ «белоснежного голубка», который своими крылами защищает Светлану, как бы отвечая на её горячую молитву. В этом прослеживается романтическая идея баллады – любовь торжествует над смертью.

1. 2. 2. Какую роль в балладе играет вступление?

В балладе "Светлана" Жуковский предпринял попытку создать само¬стоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи народа – в отличие от баллады "Людмила", являвшейся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера "Ленора". В "Светлане" поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь пе¬ред Крещением.

В описании гадания поэт использует просторечные слова: «раз в крещенский вечерок », «башмачок», «ярый воск». Это придает национальный колорот картине гадания. По напевности, простоте эта часть баллады напоминает народные песни, в которых нашла отражение обрядовая поэзия:

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

1. 2. 3. Можно ли назвать образ Светланы в этой балладе романтическим образом? Почему вы так считаете?

Светлану в балладе В. А. Жуковского можно назвать романтической героиней. Она молчалива и грустна. Ее окружает романтическая обстановка – ночь, туман, луна. Главное содержание ее жизни – любовь. Это чувство захватило её настолько, что она ни о чем не может думать, как о своем милом:

Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Одиночество, мысли о смерти, желание узнать «жребий свой» – все это соответствует романтическому характеру.

Полная «тайной робости» страха, от которого она «чуть. . . дышит», Светлана все же решается прибегнуть к гаданию.

1. 2. 4. Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать его отношение к героине?

Жуковский особой любовью и нежностью. Представляя героиню, он пишет: Молчалива и грустна

Милая Светлана.

Эпитеты «молчалива и грустна» передают сочувствие поэта, а эпитет «милая» помогает не только увидеть приятную внешность девушки, но и почувствовать авторскую симпатию.

Баллада завершается оптимистическим заключением:

О! не знай сих страшных слов

Ты, моя Светлана _______________

Обращение «моя Светлана» передает любовь автора к героине.

Для выполнения задания 1. 5 дайте развернутый связный ответ (5-8 предложений).

Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на данный фрагмент или другие эпизоды произведения.

1. 2. 5. Прочитайте начало баллады В. А. Жуковского «Людмила» и сопоставьте с балладой «Светлана». Что объединяет баллады «Светлана» и «Людмила»?

Баллады «Людмила « и «Светлана» объединяет сходство сюжета: и Людмила, и Светлана чувствуют свое одиночество, они грустят о своих возлюбленных, не могут думать ни о чем ином. Действие в обеих балладах разворачивается на фоне романтического пейзажа: ночью за каждой из них приезжает жених и увозит с собой. Обе героини в начале баллад мысленно обращаются к возлюбленным.

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель? («Светлана»)

"Где ты, милый? Что с тобою?

С чужеземною красою,

Знать, в далекой стороне

Изменил, неверный, мне;

Иль безвременно могила

Светлый взор твой угасила". («Людмила»)

Без ответа остаются вопросы Светланы и Людмилы. Неопределенность судьбы порождают уныние и мысли о смерти. Светлана говорит подружкам:

Милый друг далёко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

И Людмила, предполагающая, что ее милый друг погиб на войне, говорит:

"Расступись, моя могила;

Гроб, откройся; полно жить;

Дважды сердцу не любить".

И в одном, и в другом произведении автор сочувствует героиням:

О! не знай сих страшных слов

Ты, моя Светлана ( «Светлана»)

Где ж, Людмила, твой герой?

Где твоя, Людмила, радость?

Ах! прости, надежда-сладость! («Людмила»)

Различаются баллады концовкой: Людмила умирает, разделяя судьбу своего жениха, а к Светлане утром приезжает ее жених.

Вариант 2

Г. Р. Державин.

«РЕКА ВРЕМЕН В СВОЕМ СТРЕМЛЕНЬИ »

1. 2. 1. К какой лирике относится стихотворение Г. Р. Державина? Почему вы так считаете?

Стихотворение Г. Р. Державина «Река времен в своем стремленьи » относится к философской лирике. В нем поэт заостряет внимание на проблеме жизни и смерти. Поэт размышляет о том, что в жизни нет ничего вечного. Он с грустью утверждает, что даже творчество (лиры и трубы) подвержено забвению.

1. 2. 2. Какие образы представлены в стихотворении?

Г. Р. Державин, размышляя о жизни человека, использует в стихотворении образ времени. Он называет его «рекой времен» и «жерлом вечности». Река, в которую нельзя ступить дважды, традиционно связывается с жизнью человека, быстро текущей и подчас непредсказуемой. Время неумолимо движется вперед, на смену одному поколению приходит другое. В этом и заключается смысл жизни.

1. 2. 3. Как вы понимаете выражение: все «вечности жерлом пожрется»?

Размышляя о времени, поэт приходит к мысли, что все, чем живет человек, рано или поздно закончится, «пожрется» «вечности жерлом». Слово «жерло» означает узкое и глубокое отверстие. Просторечное слово «пожрется» порождает образ жернова, перемалывающего зерна. Можно предположить, что поэт имеет в виду, что с течением времени ничего не остается от жизни настоящей, что все «канет в Лету».

Известно, что это стихотворение Г. Р. Державин использовал в качестве эпиграфа к оде «Бог», в которой говорится, что только Бог «теченьем времени превечный».

1. 2. 4. Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

В стихотворении Г. Р. Державина «Река времен в своем стремленьи » используются метафоры: «река времен», «пропасть забвенья», «вечности жерлом пожрется», «общей не уйдет судьбы!» Все эти метафоры побуждают читателя подумать о том, что все, чем живет человек, временно, что перед смертью равны все: и простые люди, и цари.

Большую роль в стихотворении играет звукопись. В нем чередуются твердые и мягкие напряженные звуки [р] и [р′]:

[Р′]ека в[р′]емен в своем ст[р′]емленьи

_____________________. .

На[ р]оды, ца[ р]ства и ца[р′]ей.

Аллитерация на [р] и [р′] дает возможность понять авторскую мысль, что, что все в нашей жизни переменчиво.

1. 2. 5. Сопоставьте стихотворение «Река времен в своем стремленьи » со стихотворением «Водопад» Г. Р. Державина. Что объединяет эти стихотворения?

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи » со стихотворением «Водопад» Г. Р. Державина объединяет высокий, торжественный слог. В стихотворении «Река времен в своем стремленьи » используются старославянизмы: стремленье, забвенье. И в стихотворении «Водопад» тоже есть старославянизмы: «сребра», «чрез поток», «рекою млечною». Высокий слог дает возможность ощутить значимость картин, представляемых поэтом.

В этих стихотворениях мы можем увидеть один и те же образ реки. Однако в стихотворении «Река времен в своем стремленьи » река олицетворяет течение времени, а в стихотворении «Водопад» река имеет прямое значение перемещения воды: « волны тихо льются, /Рекою млечною влекутся».

Еще один образ объединяет эти стихотворения – «жерло». В обоих стихотворениях он обозначает крайнюю точку. В стихотворении «Река времен в своем стремленьи » это «жерло вечности», и в стихотворении «Водопад» – всепоглощающая бездна:

О водопад! в твоем жерле

Все утопает в бездне, в мгле!

Державину свойственно использование звукописи для передачи мира чувств. В обоих стихотворениях мы наблюдаем аллитерацию на [р] и [р′] :

Седая пена по б[р′]егам

Лежит буг[р]ами в деб[р′]ях темных («Водопад»)

Следует отметить, что в стихотворении «Водопад» аллитерация позволяет услышать все звуки бушующей стихии: и звон («алма[з]на» гора, бе[з]дна, бры[з]ги), и рев ([р′]ев в лесу

г[ р′]емит), и гром, и шипение ( «Шумит – и средь густого бора / Теряется в глуШи потом »).

Тест 3

Вариант 1

А. С. Грибоедов. Горе от ума

(1-е явление 2-го действия)

1. 1. 1. Определите главную мысль монолога Фамусова. (Какую роль в этом фрагменте играет такая деталь, как календарь?)

А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» рисует сатирический портрет Фамусова как представителя «высшего» света. В монологе, обращенном к слуге, Фамусов обнаруживает пустое времяпрепровождение дворян. Такая деталь, как календарь, помогает нам представить образ жизни людей фамусовского круга: обеды, похороны, крестины _______________

1. 1. 2. О чем свидетельствуют следующие строки:

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй, ум вскружится;

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Эти строки монолога Фамусова выражают авторское осуждение образа жизни дворян, которые, не имея высокой цели, дорожат зваными обедами:

__________К Прасковье Федоровне в дом

Во вторник зван я на форели.

В приведенном отрывке слова «ешь три часа, а в три дни не сварится» напоминают нам о жизни героя рассказа А. С. Пушкина «Дубровский» Троекурова, который часто страдал от обжорства.

Сатирическое отношение Грибоедова к Фамусову выражается в том, что Фамусов восхищается жизнью, которую ведет светское общество:

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй, ум вскружится _______________

Не о предназначении человека «философствует» Фамусов, а об обедах, которые составляют для него и для людей его круга смысл жизни.

1. 1. 3. Что Фамусов называет похвальным в жизни Кузьмы Петровича?

Вспоминая о Кузьме Петровиче, Фамусов заостряет внимание на том, что он оставил «по себе» память «житьем похвальным»:

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат _______________

Для людей фамусовского круга основным в жизни было достижение почестей и богатства. Фамусов с почтением говорит о Кузьме Петровиче: «Что за тузы в Москве живут и умирают!» Употребление множественного падежа вместо единственного (синекдоха) позволяет дать обобщенную картину жизни московской знати.

1. 1. 4. Как называются в литературоведении такие персонажи, как Кузьма Петрович? Приведите примеры других подобных персонажей из комедии «Горе от ума»

В драматическом произведении, помимо действующих лиц, вводятся внесценические персонажи. Они используются для того, чтобы расширить круг действующих лиц и представить обобщенную картину жизни. Например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», кроме Кузьмы Петровича, звучат имена Максима Петровича, Татьяны Юрьевны и других представителей московской знати.

1. 1. 5. Прочитайте монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», обращенный к Чацкому. Сопоставьте его с монологом Фамусова, обращенном к Петрушке. Что их объединяет?

Фамусов в своих монологах раскрывает идеал человека светского общества на примере Кузьмы Петровича (монолог, обращенный к Петрушке) и Максима Петровича (монолог, обращенный к Чацкому):

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом _______________

Так же, как и в монологе, обращенном к Петрушке, в этом молологе Фамусов восхищается людьми, достигшими высокого положения в обществе, преклоняется перед их памятью, даже создается мнение, что он им немного завидует.

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович! Шутка!

В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, – нутка!

В коротком отрывке Фамусов трижды с восхищением произносит имя Максима Петровича. В монологе, обращенном к Петрушке, также используются восклицания, чтобы показать особое уважение Фамусова к тому, кто для него является идеалом:

Кузьма Петрович! Мир ему!

Авторитет таких людей, как Максим Петрович и Кузьма Петрович, для Фамусова и людей его круга непререкаем.

Вариант 2

Г. Р. Державин. «Памятник»

1. 2. 1. Какая тема раскрывается в этом стихотворении?

В стихотворении Г. Р. Державина «Памятник» раскрывается тема поэта и поэзии. Мысль о бессмертии в творчестве Державина находили отражение неоднократно. Когда поэт воспевал Екатерину II, он писал:

Превознесу тебя, прославлю,

Тобой бессмертен буду сам!

В стихотворении «Памятник» Державин утверждает, что своими трудами «знак бессмертия себе воздвигнул». Он уверенно пишет:

Слух пройдет обо мне от белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал _______________

Поэт выражает гордость за «славянов род», который не будет забыт в веках. Он видит свое бессмертие в том, что служил своему народу, и поэтому останется в памяти потомков.

1. 2. 2. Раскройте смысл названия этого стихотворения.

Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» является подражанием римскому поэту Квинту Горацию Флакку, создавшему оду «К Мельпомене». (Мельпомена – муза-покровительница высокой поэзии). Точный перевод этого стихотворения Горация сделал М. В. Ломоносов и поместил в своей «Риторике». В переводе Ломоносова первая строка звучит так:

Я знак бессмертия себе воздвигнул _______________

Название стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» восходит к слову «память» – «знак бессмертия» (по Ломоносову). Державин ведет речь в стихотворении о том, что благодаря своему творчеству он останется в памяти потомков.

1. 2. 3. Поясните, что вы видите за строками стихотворения:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

В стихотворении «Памятник» Г. Р. Державин впервые в русской поэзии заговорил о своем поэтическом бессмертии. Поэт подводит итог своего поэтического творчества.

Одним из лучших произведений Державину по праву считают «Оду к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице», в которой он «дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить» самым простым языком выразил свое восхищение Екатериной II.

Другим замечательным произведением Г. Р. Державина стала его ода «Бог», в которой он очень образно раскрыл свое отношение к Творцу:

О ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах божества!

В стихотворении «Памятник» Державин пишет о том, что «истину царям с улыбкой» говорил. Возможно, поэт имел в виду свою оду «Фелица». Ведь комплиментарность в адрес Фелицы есть не что иное, как желание таковой видеть императрицу.

1. 2. 4. Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

В стихотворении «Памятник» Г. Р. Державин широко использует эпитеты (памятник «чудесный, вечный», гром «быстротечный», « в народах неисчетных», «в забавном русском слоге», «заслугой справедливой»). Эти эпитеты помогают поэту ярче выразить свое отношение к поэзии.

В стихотворении используются также развернутые метафоры и олицетворения:

Так! – весь я не умру: но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить.

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род Вселенна будет чтить.

Автор утверждает, что бессмертие поэта в бессмертных его произведениях.

Заключительная строфа стихотворения – обращение к Музе. В этой строфе поэт использует олицетворения:

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой, неторопливой,

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Так Державин выражает мысль о том, что поэт не должен зависеть от мнения тех, кто не понимает смысла поэзии. Он должен быть верен самому себе. Эту мысль спустя сорок лет повторит А. С. Пушкин в своем стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный ».

1. 2. 5. Сопоставьте стихотворение М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул. . . » со стихотворением Г. Р. Державина «Памятник»

Стихотворение М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул. . . » и стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» представляют собой перевод оды «К Мельпомене» римского поэта Горация. Однако точным переводом этой оды является стихотворение Ломоносова, который в точности воспроизвел в своем переводе реалии римской культуры:

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет _______________

Авфид – река в южной Италии.

Давнус – легендарный царь Апулеи, римской провинции, где родился поэт Гораций.

Ломоносов использует в своем стихотворении и другие понятия, связанные с поэзией Горация:

Аквилон – северный и северо-восточный ветер у древних греков.

Алцейская лира – символ древнегреческой поэзии.

Дельфийский лавр – – относящихся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона.

Г. Р. Державин же в своем переводе употребляет русские географические названия: Волга, Дон, Нева, Урал. Он пишет о славянском роде. Поэтому можно сделать вывод о том, что стихотворение Г. Р. Державина лишь по форме близко к стихотворению Горация и Ломоносова.

Державин впервые в литературе выразил мысль о бессмертии своих творений:

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал

Обращение к музе, приносящей славу поэту, есть и у Ломоносова, и у Державина:

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу Дельфийским лавром. (Ломоносов)

О Муза! возгордись заслугой справедливой (Державин)

Но Державин высказал мысль о независимости поэта и его творчества:

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой, неторопливой,

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Тест 4

Вариант 1

Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»

(2-е явление 2-го действия) и выполните задания

1. 1. 1. Какую роль в монологе Фамусова играют слова: «все вы», «мы», «по вашему», «по нашему», «Вы, нынешние»?

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов освещает проблему противоречий между старым и новым поколением. Фамусов видит, что молодое поколение не стремится продолжать традиции, заведенные «исстари». Вот почему в его монологе звучат слова : «все вы», «мы», «по вашему», «по нашему».

Себя и людей своего круга Фамусов называет «мы», восхищается умением их «отцов» на примере Максима Петровича добиться уважения «при дворе». К молодому поколению Фамусов относится скептически: «Вы, нынешние, – нутка!»

1. 1. 2. За что Фамусов уважает Максима Петровича?

Для Фамусова люди, подобные Максиму Петровичу, – пример достойный подражания. Осуждая гордость молодого поколения («все вы гордецы»), Фамусов говорит о том, каких высот достиг Максим Петрович:

он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам _______________

Фамусов с гордостью говорит о том, что дядя «пред всеми знал почет», что от него зависели судьбы многих людей. Он даже забывает, что дядя покойник, когда восхищенно рассказывает о нем как о живущем:

В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, – нутка!

1. 1. 3. Почему Фамусов обращается к Чацкому, используя формы множественного числа?

В лице Чацкого Фамусов видит молодое поколение людей, живущих не по заведенным традициям, а по-своему. Фамусов пренебрежительное называет молодое поколение «гордецами» и считает нужным внушить ему необходимость жить так, как жили «их отцы».

На протяжении всего монолога Фамусов использует формы множественного числа, говоря не только о молодежи («все вы гордецы», «как по-вашему», «вы, нынешние»), но и о своем поколении («мы, например», «по-нашему»). Таким образом подчеркивается мысль о том, что конфликт между поколениями является не личной, а общественной проблемой.

1. 1. 4. Найдите в монологе Фамусова риторические вопросы и риторические восклицания. Укажите их роль.

Фамусов в приведенном монологе считает необходимым дать наставление молодым людям, подобным Чацкому, не умеющим жить так, как жили «старшие».

С этой целью в монологе используются риторические вопросы: «Спросили бы, как делали отцы?», «Изволили смеяться; как же он?», «А? как по вашему?»

Фамусов выражает в своем монологе восхищение людьми, достигшими общественного признания и уважения, поэтому в его речи используются риторические восклицания: «Максим Петрович! Шутка!», «Максим Петрович! Да!»

В то же время и для нравоучения, и для выражения своего отношения к Максиму Петровичу Фамусов использует одновременно и риторические вопросы, и риторические восклицания:

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович! Шутка!

Подобные примеры показывают уверенность Фамусова в правильности его жизненной позиции.

1. 1. 5. Прочитайте монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть » и сопоставьте его с монологом Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!. Что объединяет эти монологи?

Фамусов и Чацкий – представители разных поколений, у них различное отношение к жизни. Оба они умны и понимают, что являются выразителями разных идеологий. Фамусов консервативно настроен против каких бы то ни было преобразований в обществе, а Чацкий представляет интересы молодых дворян, которые не могут мириться с пережитками прошлого. Оба они касаются одной и той же темы: «век нынешний и век минувший».

Для Фамусова не существует иного пути, чем продолжать традиции «отцов», именно поэтому он приводит в пример жизнь его дяди максима Петровича.

Чацкому ненавистен старый образ жизни. Он называет минувший век «прямым» веком «покорности и страха».

Если Фамусов восхищен тем, как жил Максим Петрович и считает, что подобострастие по отношению к высокопоставленным лицам не является отрицательной чертой, то Чацкий осуждает это подобострастие, называя людей, подобных Максиму Максимычу «охотниками поподличать везде». А Фамусов, в свою очередь, называет дядюшку человеком смышленым, который «упал __________больно, встал здорово» и потому «знал при дворе почет». Называя новое поколение «нынешними», Фамусов осуждает его неумение жить.

Чацкий же подвергает осмеянию подобный путь к благополучной жизни:

А сверстничек, а старичок

Иной, глядя на тот скачок,

И разрушаясь в ветхой коже,

Чай приговаривал: "Ax! если бы мне тоже!"

Конечно, Чацкий выражает передовые идеи начала XIX века, но он не знает жизни, в отличие от Фамусова. Чацкий ошибается, говоря: «Да нынче смех страшит и держит стыд в узде » Чацкий недооценивает силы «века минувшего», потому и испытывает «мильон терзаний» после объявления его сумасшедшим.

Вариант 2

В. А. Жуковский. Элегия «Море»

1. 2. 1. В чем заключаются особенности элегии как жанра лирического стихотворения? Раскройте их на примере стихотворения В. А. Жуковского «Море».

Элегия – стихотворение – философское раздумье о жизни, любви, природе, течении времени. Элегия обычно проникнута романтическим настроением, романтическими образами. За реальными предметами и явлениями у романтиков скрывается еще что-то невысказанное, недоговоренное. В стихотворении В. А. Жуковского «Море» представлен основной образ моря в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Для лирического героя оно проникнуто какой-то тайной: « Открой мне глубокую тайну твою».

1. 2. 2. Как соотнесены в стихотворении образы моря и неба?

Образы моря и неба взаимно дополняют друг друга. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звезд. Чувствуется гармония в природе. Жуковский пишет о море:

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

В бурю море неспокойно, оно рвется, воет, терзает « враждебную мглу, и тучи уходят.

Единение моря и небо показано в заключительных строках:

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

1. 2. 3. Каким предстает перед нами лирический герой стихотворения В. А. Жуковского «Море»?

Лирический герой стихотворения В. А. Жуковского «Море» близок к природе. Его привлекает могущество и загадочность моря. Для лирического героя море как живое существо. На это указывают олицетворения:

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

1. 2. 4. Какие лексические средства выразительности помогают автору передать состояние лирического героя в этом стихотворении?

Состояние лирического героя поэт передает через описание морского пейзажа. Стихотворение представляет собой элегию. Четырехстопный амфибрахий в белых (нерифмованных) стихах элегии передает и безмолвие моря, и движение волн. Рефрен (строки, повторяющиеся как припев в песне) «безмолвное море, лазурное море» помогает созданию образа прекрасного, спокойного моря. В описании бури поэт использует аллитерацию, т. е. умело группирует одинаковые или сходные согласные звуки [з], [р] и [р'], [ш]: « безмолвное», «лазурное», «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу »

При чтении создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн.

Море представляется живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Отсюда – метафоры, метафорические сравнения, олицетворения: море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью, тревожною думой». Поэт использует риторические вопросы, обращается к морю с вопросом, словно к человеку: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?»

Ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Образу моря сопутствует образ неба. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него».

1. 2. 5. Что сближает стихотворение «Море» В. А. Жуковского с приведенным ниже стихотворением Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное »?

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное » так же, как и в элегии В. А. Жуковского «Море» центральным образом является образ моря. Но Тютчев заостряет внимание на ночном пейзаже, причем, как и у Жуковского, у Тютчева море переменчиво:

Как хорошо ты, о море ночное, –

Здесь лучезарно, там сизо-темно. . .

В обоих стихотворениях поэты выражают восхищение морем:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей. (Жуковский)

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном! (Тютчев)

Оба поэта используют высокий слог, торжественный стиль в описании красок моря: у Жуковского море «лазурное», оно льется «светозарной лазурью, у Тютчева море «лучезарно», оно «блещет» под сиянием луны.

Лирический герой Жуковского и Тютчева одушевляет морскую стихию, на что указывают олицетворения: «ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты» (у Жуковского), «словно живое, Ходит, и дышит» ( у Тютчева).

Оба поэта широко используют звукопись в описании моря. У Тютчева, как и у Жуковского наблюдается аллитератция на [з], [p]

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

Как и Жуковский, Тютчев использует риторические вопросы «Чей это праздник так празднуешь ты?» и восклицания «Как хорошо ты в безлюдье ночном!»

Оба поэта передают восхищение необузданной стихией и испытывают перед ней робость и растерянность:

Стою очарован над бездной твоей. (Жуковский)

Весь, как во сне, я потерян стою

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою. . . (Тютчев)

Тест 5

Вариант 1

Монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера »

1. 1. 1. В представленном монологе Фамусова раскрывается неписаные «законы» светского общества. Сформулируйте эти законы.

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» раскрываются типичные черты жизни высшего дворянского общества. Фамусов является представителем этого общества. В своем монологе «Вкус, батюшка, отменная манера » он освещает основные принципы жизни дворян, у которых «а все свои законы есть».

Прежде всего, они гордились дворянством и дорожили тем, что свой титул могут передать по наследству, ведь «по отцу и сыну честь». В дворянском обществе человека оценивали по степени его богатства:

__________Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, -

Тот и жених.

Фамусов говорит о том. что в их обществе принимают всех «званных и незванных, особенно из иностранных ». Человека оценивают по богатству и знатности, а не по высоким нравственным качествам:

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнёхонько, про всех готов обед.

Защитник самодержавно-крепостнического строя, Фамусов восхищается старыми порядками, верностью родовитых москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни.

1. 1. 2. Как Фамусов относится к молодежи? Почему вы так считаете?

Поскольку этот монолог обращен к полковнику Скалозубу, Фамусов настроен благодушно. Фамусов показывает, что не всегда бывает доволен молодым поколением. На это указывает метафора «журим». Однако он с нежностью говорит о детях и внуках, восхищаясь их умом:

Журим мы их, а если разберешь, -

В пятнадцать лет учителей научат!

1. 1. 3. Как характеризует Фамусова его отношение к женской половине светского общества?

Фамусов в присутствии Скалозуба поддерживает светскую беседу. Мы не увидим искреннего его отношения к женщинам. Фамусов говорит неодобрительно о том, что они могут восстать общим бунтом», но в то же время признает, что роль женщин в светском обществе значима:

Скомандовать велите перед фрунтом!

Присутствовать пошлите их в Сенат!

Однако это только красивые слова! И все же Фамусов с уважением называет наиболее известные имена

Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!

Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

А дочек кто видал, всяк голову повесь. . .

Он хочет выдать Софью замуж за Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы», и потому называет дочерей патриотками за их интерес к военным.

1. 1. 4. Какое средства художественной выразительности использует Грибоедов в строках:

у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, -

Тот и жених.

Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат. На нас не подиви.

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.

В этом отрывке используются метафоры «исстари ведется», «наберется душ тысячки две родовых», «надутый всяким чванством», чтобы показать, за что человека ценят в дворянском обществе.

Фамусов использует просторечные слова «разумником», «хоть прытче будь», «на нас не подиви», чтобы показать, что дворяне не терпят людей умных, у которых нет богатства.

«А в семью не включат». О какой семье может идти речь? Конечно, о дворянском обществе, где гордятся своим происхождением и богатством. Значит, слова дворянство и «семью» с ударением на первом слоге можно рассматривать как контекстные синонимы.

1. 1. 5. Прочитайте диалог Чацкого и Молчалина. Что в репликах Молчалина созвучно мыслям, высказанным Фамусовым в монологе «Вкус, батюшка, отменная манера _______________

В репликах Молчалина мы видим подтверждение мысли Фамусова о том, что женщины играют немаловажную роль в жизни дворянского общества. Фамусов говорил Скалозубу:

Скомандовать велите перед фрунтом!

Присутствовать пошлите их в Сенат!

Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!

Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна

Молчалин, поучая Чацкого, тоже называет имя Татьяны Юрьевны – очень влиятельной женщины в высшем обществе, потому что

Чиновные и должностные -

Все ей друзья и все родные _______________

В монологе Фамусова звучит восхищение Москвой:

Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица, как Москва.

И в реплике Молчалина раскрывается восхищение той жизнью, которую ведут в Москве дворяне:

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить?

Весь смысл жизни дворян сводится к тому, чтобы продвигаться по служебной лестнице с помощью «нужных людей».

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Литература