Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Наедине с книгой. Часть 1

Наедине с книгой. Часть 1

Анкетирование мнений учащихся о прочитанных книгах как способ повышения эффективности урока.

Вероятно, создание новой концепции преподавания литературы (новые ФГОС) не по силам одному человеку, но свои суждения о ней я высказать могу.

Наедине с книгой – первый этап знакомства учеников с любым художественным произведением, изучаемым в школе. Каждый учитель пытается добиться того, чтобы книга была прочитана от начала до конца. Но мы не учитываем мысли и чувства детей, возникающие в процессе чтения. А ведь это – главное, от чего нужно отталкиваться при изучении произведения.

Недаром Н. В. Гоголь писал: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели». Наши ученики – тоже читатели, со свежим нравственным восприятием. А если довериться им?

Наслаждаться искусством можно лишь наедине с ним, потому что «не свои – наши мысли – заставляет поэт петь внутри нас», – так образно сказал А. Франс о влиянии поэзии на человека.

Каким же образом может педагог проникнуть в сознание школьника, узнать, что он испытывает, о чем думает, читая книгу, какие проблемы, поднятые в ней, созвучны его душе? Я использую анкетирование, проводя его до начала изучения произведения на уроке. При этом очень важно, чтобы оно стало нормой. Эти размышления могут быть стихийными. Не беда. Чтобы облегчить самостоятельный анализ книги, вопросы анкет традиционны – они даны учащимся на весь год и практически не меняются. Предвижу возражения: повторяемость вопросов делает разговор о книге скучным, а урок – стандартным. Это (проверено многолетней практикой) далеко не так. Да, вопросы анкеты стандартные, но разные – писательские судьбы, личности авторов, произведения, проблемы и творческое их воплощение, поэтому и диалог читателя с книгой, с классом, с учителем и самим собой при его умелом ведении получится разным, и уроки будут эффективными, интересными и разными. Принятая в школе концепция преподавания литературы, основанная на принципе «от учителя – к ученику» перерождается в принцип «от ученика – душе». Предварительное анкетирование учащихся не допускает решения вопроса о структуре урока и его методике, без учета интересов школьников, их мыслей и чувств. Их уровень восприятия, обнаруженный в анкетах, – та отправная точка, с которой начинается методический поиск учителя.

Вот вопросы – обычные, такие каждый учитель не раз задавал своим ученикам:

1. Какое впечатление произвела книга, что в ней особенно запомнилось и почему?

2. Какие проблемы ставит автор в ней?

3. Какие проблемы, по-твоему, надо обсудить в классе?

4. Возникли ли у тебя сокровенные мысли, и хочешь ли ты поделиться ими с товарищами?

5. По какой проблеме книги, с чтением и анализом какой главы (эпизода, отрывка, стихотворения) ты хотел бы выступить на уроке? Какой отрывок поэтического произведения (стихотворение) ты хотел бы выучить наизусть, прочитать на уроке и выказать свое отношение к нему?

6. Что ты оцениваешь иначе, чем автор, и почему?

7. Какие трудности встретились при чтении? Какие слова и выражения остались непонятными? Какие страницы, эпизоды не осознал до конца?

8. Какие вопросы возникли в процессе чтения?

9. Какие высказывания автора или его героев привлекли твое внимание? Можно делать записи и читать в классе высказывания, обсуждая.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Литература