Обобщающий урок по теме "Сказки А. С. Пушкина", 5 класс
Обобщающий урок по теме "Сказки А. С. Пушкина", 5 класс
Тема урока: «В мире сказок А. С. Пушкина»
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала
Вид урока:урок-игра
Цель:Повторение и обобщение знанийучащихся по теме «Сказки А. С. Пушкина»
Задачи:
1. Образовательная:
Обобщить и систематизировать знания о сказках А. С. Пушкина
2. Развивающая:
Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать в группах
3. Воспитывающая:
Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и творчеству А. С. Пушкина
Ожидаемые результаты:
– личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
– метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;
– предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра, как литературная сказка
Оборудование:портрет А. С. Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями, проектор, ноутбук, презентация «В мире сказок А. С. Пушкина»
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Контроль знаний учащихся:групповой, индивидуальный
Участники урока-игры: учитель, обучающиеся 5 класса, ребята-помощники (Кот ученый и Почтальон Печкин)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Класс заранее поделен на 2 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»). Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки»
Вступительное слово учителя
Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила урока-игры.
II. Урок-игра
Учитель:
И так, друзья, начнем программу!
Затей у нас большой запас!
А для кого они? – Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней
Чем наши волшебные сказки!
Презентация (слайд 1)
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днем одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И размышляйте вместе с ним.
И дружбой светлой дорожите,
Её, как свет звезды неся,
Как Пушкин пламенно любите, –
Жить нам без Пушкина нельзя!
(Слайд 2)
1. Входит КОТ УЧЕНЫЙ со словами из Пролога к поэме «Руслан и Людмила».
– Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам, то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может, вы мне поможете?
Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):
– Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
– Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)
– Заяц/конь («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
– Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)
– Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)
– Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.
2. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
– Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные.
Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму» зачитывает почтальон, а остальные по очереди – представители команд.
1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу:
– запрягать лошадь;
– топить печь;
– закупать продукты на рынке;
– печь яйца, варить кашу;
– нянчить детей.
Мой адрес: («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2. Торговая фирма предлагает импортные товары:
– соболя, черно-бурые лисицы;
– донские жеребцы;
– чистое серебро, злато.
И все по доступным ценам.
Адрес фирмы: («Сказка о царе Салтане…»)
3. Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:
– кругом лавки, крытые ковром;
– под святыми стол дубовый;
– печь с лежанкой изразцовой.
Наш адрес: («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4. Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Обращать по адресу: («Сказка о золотом петушке»)
5. Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу: («Сказка о рыбаке и рыбке»)
– Молодцы! Хорошо знаете сказки!
Презентация (слайды 3-9)
3. «Лучший знаток сказок»
Конкурс знатоков (по командам) (Проводит учитель)
(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске. Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса отводится по 30 секунд)
– Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)
– Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
– С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)
– В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)
– Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)
– Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)
– Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)
– В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…) («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4. Конкурс капитанов (Жизнь и творчество А. С. Пушкина) (Проводит учитель)
(Слайды 10-12)
– В каком году родился А. С. Пушкин? (1899, 1799, 1999)
– В каком городе родился А. С. Пушкин? ( Москва, Петербург, Калуга)
– В какой школе учился? ( В Царскосельском лицее)
– К кому обращается А. С. Пушкин с такими словами:
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)
– О каком городе писал А. С. Пушкин
Люблю тебя, Петра творенье… (Петербург)
– «У Лукоморья дуб зеленый…» – так начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега, залив, бухта)
5. Блиц-опрос по сказке о рыбаке и рыбке (для команды «Золотая рыбка») (Проводит учитель):
– Процитируйте зачин сказки. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)
– Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
– С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)
– Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)
– Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)
– За что рыбка наказала старика и старуху? (за жадность, алчность, ненасытность)
6. Блиц-опрос по сказке о золотом петушке (для команды «Золотой петушок») (Проводит учитель):
– Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)
– Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)
– Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)
– Как отблагодарил Дадон мудреца за помощь? (Царь хватил его жезлом по лбу – тот упал ничком, да и дух вон)
– Сколько сыновей было у Дадона? (2)
– Процитируйте концовку (исход, развязку) («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»)
III. Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке), контроль знаний обучающихся (самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний обучающихся).
1. Герой из какой сказки описан в отрывке? И что это за сказка?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» – новая царица)
2. Из каких сказок взяты строки:
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. О героях из каких сказок А. С. Пушкина здесь говорится:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и Шамаханская царица «Сказка о золотом петушке»)
4. В каких сказках и каких авторов встречается такая героиня, как спящая царевна? (В. А. Жуковский «Спящая царевна», Ш. Пьеро «Белоснежка»)
IV. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание
– Что мы планировали сделать на уроке?
– Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?
– Что у нас получилось, а что нет?
– Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд (групповое оценивание)
V. Домашнее задание
Одно задание по выбору обучающегося:
1. Выполнить рисунок к любимой сказке А. С. Пушкина.
2. Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А. С. Пушкина (по группам).
3. Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ) «Чему научили меня сказки А. С. Пушкина?»
Метки: Литература