Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Обобщающий урок по теме "Сказки А. С. Пушкина", 5 класс

Обобщающий урок по теме "Сказки А. С. Пушкина", 5 класс

Тема урока: «В мире сказок А. С. Пушкина»

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала

Вид урока:урок-игра

Цель:Повторение и обобщение знанийучащихся по теме «Сказки А. С. Пушкина»

Задачи:

1. Образовательная:

Обобщить и систематизировать знания о сказках А. С. Пушкина

2. Развивающая:

Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать в группах

3. Воспитывающая:

Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и творчеству А. С. Пушкина

Ожидаемые результаты:

– личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

– метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;

– предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра, как литературная сказка

Оборудование:портрет А. С. Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями, проектор, ноутбук, презентация «В мире сказок А. С. Пушкина»

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Контроль знаний учащихся:групповой, индивидуальный

Участники урока-игры: учитель, обучающиеся 5 класса, ребята-помощники (Кот ученый и Почтальон Печкин)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс заранее поделен на 2 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»). Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки»

Вступительное слово учителя

Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила урока-игры.

II. Урок-игра

Учитель:

И так, друзья, начнем программу!

Затей у нас большой запас!

А для кого они? – Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней

Чем наши волшебные сказки!

Презентация (слайд 1)

Читайте Пушкина, читайте,

И не живите днем одним.

С ним и любите, и мечтайте,

И размышляйте вместе с ним.

И дружбой светлой дорожите,

Её, как свет звезды неся,

Как Пушкин пламенно любите, –

Жить нам без Пушкина нельзя!

(Слайд 2)

1. Входит КОТ УЧЕНЫЙ со словами из Пролога к поэме «Руслан и Людмила».

– Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам, то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может, вы мне поможете?

Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):

Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)

Заяц/конь («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)

Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

– Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.

2. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:

– Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные.

Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму» зачитывает почтальон, а остальные по очереди – представители команд.

1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.

Могу:

– запрягать лошадь;

– топить печь;

– закупать продукты на рынке;

– печь яйца, варить кашу;

– нянчить детей.

Мой адрес: («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Торговая фирма предлагает импортные товары:

– соболя, черно-бурые лисицы;

– донские жеребцы;

– чистое серебро, злато.

И все по доступным ценам.

Адрес фирмы: («Сказка о царе Салтане…»)

3. Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:

– кругом лавки, крытые ковром;

– под святыми стол дубовый;

– печь с лежанкой изразцовой.

Наш адрес: («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

4. Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Обращать по адресу: («Сказка о золотом петушке»)

5. Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу: («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Молодцы! Хорошо знаете сказки!

Презентация (слайды 3-9)

3. «Лучший знаток сказок»

Конкурс знатоков (по командам) (Проводит учитель)

(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске. Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса отводится по 30 секунд)

Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)

Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)

В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)

Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)

Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)

Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)

В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…) («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

4. Конкурс капитанов (Жизнь и творчество А. С. Пушкина) (Проводит учитель)

(Слайды 10-12)

– В каком году родился А. С. Пушкин? (1899, 1799, 1999)

– В каком городе родился А. С. Пушкин? ( Москва, Петербург, Калуга)

– В какой школе учился? ( В Царскосельском лицее)

– К кому обращается А. С. Пушкин с такими словами:

Подруга дней моих суровых.

Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)

– О каком городе писал А. С. Пушкин

Люблю тебя, Петра творенье… (Петербург)

«У Лукоморья дуб зеленый…» – так начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега, залив, бухта)

5. Блиц-опрос по сказке о рыбаке и рыбке (для команды «Золотая рыбка») (Проводит учитель):

– Процитируйте зачин сказки. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)

– Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)

– С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)

– Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)

– Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)

– За что рыбка наказала старика и старуху? (за жадность, алчность, ненасытность)

6. Блиц-опрос по сказке о золотом петушке (для команды «Золотой петушок») (Проводит учитель):

– Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

– Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)

– Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)

– Как отблагодарил Дадон мудреца за помощь? (Царь хватил его жезлом по лбу – тот упал ничком, да и дух вон)

– Сколько сыновей было у Дадона? (2)

– Процитируйте концовку (исход, развязку) («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»)

III. Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке), контроль знаний обучающихся (самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний обучающихся).

1. Герой из какой сказки описан в отрывке? И что это за сказка?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» – новая царица)

2. Из каких сказок взяты строки:

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. О героях из каких сказок А. С. Пушкина здесь говорится:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и Шамаханская царица «Сказка о золотом петушке»)

4. В каких сказках и каких авторов встречается такая героиня, как спящая царевна? (В. А. Жуковский «Спящая царевна», Ш. Пьеро «Белоснежка»)

IV. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание

– Что мы планировали сделать на уроке?

– Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?

– Что у нас получилось, а что нет?

– Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд (групповое оценивание)

V. Домашнее задание

Одно задание по выбору обучающегося:

1. Выполнить рисунок к любимой сказке А. С. Пушкина.

2. Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А. С. Пушкина (по группам).

3. Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ) «Чему научили меня сказки А. С. Пушкина?»

Метки: Литература