Рабочая программа по литературе; 7 класс
Рабочая программа по литературе; 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету литература для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минюстом России 07. 06. 2012, рег. № 24480
2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
3. Учебного плана МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска на 2013-2014 учебный год.
3. Авторской программы среднего (полного) общего образования для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина,,2011). – М. : Просвещение, 2011 г.
Цели, решаемые при реализации программы:
– развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;
– воспитать духовно развитую личность;
– формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
– развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
понимать авторскую позицию;
– формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
– развивать устную и письменную речь учащихся;
– овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
– выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;
– грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.
формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развивать и совершенствовать устную и письменную речи учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
должны знать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Технологии обучения, формы организации образовательного процесса
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, словарной работы, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.
В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Реализация данной программы обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др. ), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Основной формой обучения является классно-урочная, программа предусматривает также проведение уроков-концертов, уроков-путешествий, уроков-экскурсий, уроков комплексного анализа произведений, уроков-экскурсий, уроков развития речи.
Виды и формы контроля
Основными видами контроля, проводимыми на уроках разных типов, являются:
Устный пересказ
Развернутый ответ на вопрос
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение
Рассказ-характеристика одного из героев
Создание плана произведения, отдельной главы, ответа
Тестирование
Мини-сочинения
Устное сочинение по картине
Самостоятельный анализ лирического произведения
Чтение наизусть
Учебно-тематическое планирование по литературе
Класс – 7 б
Количество часов
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
Плановых уроков:
на изучение произведений в классе – 53
развитие речи – 12
уроки контроля – 2
итоговое тестирование – 1
Содержание программы
1. Введение – 1 час
Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника.
2. Устное народное творчество – 5 часов
Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличие пословиц от поговорок.
3. Древнерусская литература – 3 часа
Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.
4. Из русской литературы XVIII века – 2 часа
М. В. Ломоносов – 1 час
Г. Р. Державин – 1 час.
Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.
5. Из русской литературы XIX века – 26 часов
А. С. Пушкин – 6 часов
М. Ю. Лермонтов – 3 часа
Н. В. Гоголь – 3 часа
И. С. Тургенев – 2 часа
Н. А. Некрасов – 2 часа
А. К. Толстой – 1 час
М. Е. Салтыков– Щедрин – 2 часа
Л. Н. Толстой – 2 часа
А. П. Чехов – 3 часа
Стихи русских поэтов о родной природе -2 часа
Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В. Г. Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
6. Произведения русских писателей ХХ века – 22 часа
И. А. Бунин – 2 часа
М. Горький – 4 часа
Л. Андреев – 1 час
В. В. Маяковский – 2 часа
А. П. Платонов – 3 часа
Б. Л. Пастернак – 1 час
А. Т. Твардовский – 1 час
Ф. А. Абрамов – 1 час
Е. И. Носов – 2 часа
Ю. П. Казаков – 1 час
Д. С. Лихачев – 1 час
М. М. Зощенко – 1 час
Стихотворения русских поэтов о природе – 1 час
Песни на слова русских поэтов ХХ века – 1 час
Расул Гамзатов – 1 час.
Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
7. Зарубежная литература – 5 часов
Р. Бернс – 1 час
Дж. Г. Байрон – 1 час
Японские трехстишия-хокку – 1 час
О. Генри – 1час
Р. Д. Бредбери – 1 час.
Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
Учебно-методическое обеспечение
1. Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5-9 кл. : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010
2. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Авт. вступ. ст. , сост. и коммент. В. П. Аникин, Д. С. Лихачев, Т. Н. Михельсон. – М. : Дет. лит. , 1979.
3. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века: Учеб. —
М. : Аспект-Пресс, 1999.
4. Древняя Русь. История русского народа с I по IX век. – М. , 2001
5. Карпов А. Ю. Сказания русской летописи: Для семейного чтения. – М. , 2001.
6. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. – 2-е изд. – М. : Дрофа, 2000.
7. Коровина В. Я. Литература. Рабочие программы. 5-9 кл. – М. : Просвещение, 2011
8. Литература. 7 кл. : Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Авт. -сост. В. Я. Коровина. – 17-е изд. – М. : Просвещение, 2009.
9. Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. – М. : Языки русской культуры, 2001.
10. Литература. 7 кл. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. – Ярославль, 2010
11. Литература. 7 класс: поурочные планы по уч. -хрестоматии В. Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2009
12. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. – М. , 2001.
13. Миронова Н. А. Тематическое и поурочное планирование по лит-ре. 7 кл. – М. , 2004
Путилов Б. Н. Древняя Русь: Боги, герои, люди. – СПб. , 1999.
14. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М. : АСТ; Минск: Харвест, 2002.
15. Ревякин А. И. История русской литературы XIX века. Первая половина: Учеб. пособие. – М. : Просвещение, 1977
16. Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. – 3-е изд. – М. : Флинта: Наука, 2001.
17. Турьянская Б. И. Литература в 7 кл. : Урок за уроком. – М. : ООО «Русское слово», 2002
Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века: Учеб. посо-бие. – М. : Просвещение, 1979.
18. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» – М. : Просвещение, 2009
19. Черных О. Г. Практикум по литературе: 7 класс. – М. : ВАКО, 2010
20. Энциклопедия для детей « Аванта +». Русская литература, том 9, часть 1. – М: Аванта, 2000г.
21. Читаем, думаем, спорим. . . : Дидактические материалы по литературе. 7 класс / Авт. -сост. В. Я. Коровина. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2008
Метки: Литература