Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рабочая программа по литературе; 7 класс

Рабочая программа по литературе; 7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минюстом России 07. 06. 2012, рег. № 24480

2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3. Учебного плана МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска на 2013-2014 учебный год.

3. Авторской программы среднего (полного) общего образования для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина,,2011). – М. : Просвещение, 2011 г.

Цели, решаемые при реализации программы:

– развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;

– воспитать духовно развитую личность;

– формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

– развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

понимать авторскую позицию;

– формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

– развивать устную и письменную речь учащихся;

– овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

– выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;

– грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.

формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

развивать и совершенствовать устную и письменную речи учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

должны знать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Технологии обучения, формы организации образовательного процесса

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, словарной работы, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Реализация данной программы обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др. ), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Основной формой обучения является классно-урочная, программа предусматривает также проведение уроков-концертов, уроков-путешествий, уроков-экскурсий, уроков комплексного анализа произведений, уроков-экскурсий, уроков развития речи.

Виды и формы контроля

Основными видами контроля, проводимыми на уроках разных типов, являются:

Устный пересказ

Развернутый ответ на вопрос

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение

Рассказ-характеристика одного из героев

Создание плана произведения, отдельной главы, ответа

Тестирование

Мини-сочинения

Устное сочинение по картине

Самостоятельный анализ лирического произведения

Чтение наизусть

Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс – 7 б

Количество часов

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

Плановых уроков:

на изучение произведений в классе – 53

развитие речи – 12

уроки контроля – 2

итоговое тестирование – 1

Содержание программы

1. Введение – 1 час

Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника.

2. Устное народное творчество – 5 часов

Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличие пословиц от поговорок.

3. Древнерусская литература – 3 часа

Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.

4. Из русской литературы XVIII века – 2 часа

М. В. Ломоносов – 1 час

Г. Р. Державин – 1 час.

Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.

5. Из русской литературы XIX века – 26 часов

А. С. Пушкин – 6 часов

М. Ю. Лермонтов – 3 часа

Н. В. Гоголь – 3 часа

И. С. Тургенев – 2 часа

Н. А. Некрасов – 2 часа

А. К. Толстой – 1 час

М. Е. Салтыков– Щедрин – 2 часа

Л. Н. Толстой – 2 часа

А. П. Чехов – 3 часа

Стихи русских поэтов о родной природе -2 часа

Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В. Г. Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.

6. Произведения русских писателей ХХ века – 22 часа

И. А. Бунин – 2 часа

М. Горький – 4 часа

Л. Андреев – 1 час

В. В. Маяковский – 2 часа

А. П. Платонов – 3 часа

Б. Л. Пастернак – 1 час

А. Т. Твардовский – 1 час

Ф. А. Абрамов – 1 час

Е. И. Носов – 2 часа

Ю. П. Казаков – 1 час

Д. С. Лихачев – 1 час

М. М. Зощенко – 1 час

Стихотворения русских поэтов о природе – 1 час

Песни на слова русских поэтов ХХ века – 1 час

Расул Гамзатов – 1 час.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

7. Зарубежная литература – 5 часов

Р. Бернс – 1 час

Дж. Г. Байрон – 1 час

Японские трехстишия-хокку – 1 час

О. Генри – 1час

Р. Д. Бредбери – 1 час.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

Учебно-методическое обеспечение

1. Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5-9 кл. : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010

2. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Авт. вступ. ст. , сост. и коммент. В. П. Аникин, Д. С. Лихачев, Т. Н. Михельсон. – М. : Дет. лит. , 1979.

3. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века: Учеб. —

М. : Аспект-Пресс, 1999.

4. Древняя Русь. История русского народа с I по IX век. – М. , 2001

5. Карпов А. Ю. Сказания русской летописи: Для семейного чтения. – М. , 2001.

6. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. – 2-е изд. – М. : Дрофа, 2000.

7. Коровина В. Я. Литература. Рабочие программы. 5-9 кл. – М. : Просвещение, 2011

8. Литература. 7 кл. : Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Авт. -сост. В. Я. Коровина. – 17-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

9. Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. – М. : Языки русской культуры, 2001.

10. Литература. 7 кл. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. – Ярославль, 2010

11. Литература. 7 класс: поурочные планы по уч. -хрестоматии В. Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2009

12. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. – М. , 2001.

13. Миронова Н. А. Тематическое и поурочное планирование по лит-ре. 7 кл. – М. , 2004

Путилов Б. Н. Древняя Русь: Боги, герои, люди. – СПб. , 1999.

14. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М. : АСТ; Минск: Харвест, 2002.

15. Ревякин А. И. История русской литературы XIX века. Первая половина: Учеб. пособие. – М. : Просвещение, 1977

16. Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. – 3-е изд. – М. : Флинта: Наука, 2001.

17. Турьянская Б. И. Литература в 7 кл. : Урок за уроком. – М. : ООО «Русское слово», 2002

Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века: Учеб. посо-бие. – М. : Просвещение, 1979.

18. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» – М. : Просвещение, 2009

19. Черных О. Г. Практикум по литературе: 7 класс. – М. : ВАКО, 2010

20. Энциклопедия для детей « Аванта +». Русская литература, том 9, часть 1. – М: Аванта, 2000г.

21. Читаем, думаем, спорим. . . : Дидактические материалы по литературе. 7 класс / Авт. -сост. В. Я. Коровина. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2008

Метки: Литература