Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Преображение Марии. Урок по повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»

Преображение Марии. Урок по повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»

Цели урока:

1) через прочтение художественного произведения приобщить учащихся к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы Великой Отечественной войны;

2) заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании;

3) развивать умение делать самостоятельный анализ эпизода, владеть монологической речью.

Содержание урока.

1. Вступительное слово учителя.

«Матерь Человеческая» Виталия Закруткина – одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир . Сколько ни читаешь эту небольшую повесть, всегда переживаешь потрясение. Вечное остаётся вечным, и оно нужно нам сегодня так же, как тем, далёким, которые впервые поклонились Матери и воздали славу её терпению и любви.

2. Музыкальное вступление.

«Песня о Земле» В. Высоцкого. Она перенесёт вас в то суровое время, когда происходит действие повести, вызовет раздумья: «Почему урок, посвящённый повести Закруткина, начался с этой песни? Какую внутреннюю связь можно обнаружить между нею и повестью?»

3. Обобщение ученика.

В песне Высоцкого перед нами измученная, искореженная, мертвая Земля, которая, на первый взгляд, никогда не поднимется из пепла. Но автор уверен: она только «затаилась на время», потому что «материнства не взять у Земли», потому что «Земля – это наша душа» _______________

И в повести мы видим страшную картину опустошения и разрушения. Кажется, это конец мира, который избежала только маленькая женщина Мария, которой предстоит стать Матерью Человеческой.

4. «Страница о себе. . . » ( Из воспоминаний писателя. )

«Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого. . .

Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Посилилась в уцелевшем погребе »

Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей

любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю .

5. Слово учителя.

Перечитаем вместе начало повести до слов: « Спустя много лет, я не могу рассказать о ней людям »

О Владычице Царица Небесная!

Ты мне упования и прибежище,

Покров и заступление и помощь.

Из молитвы.

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать море.

В. Высоцкий.

Вопросы к учащимся.

1) Почему автор говорит, что не имеет право забывать «эту женщину»?

2) Почему он вспоминает о ней , глядя на скульптуру Мадонны?

6. Обобщение.

Мадонна, Богоматерь напоминает ему о другой женщине – простой русской крестьянке, которой тоже выпала жестокая судьба. И та и другая лишились своих детей , преданных мученической казни. Но горе русской крестьянки кажется Закруткину масштабнее и неизбывнее горя Пречистой. В Матери Иисуса Христа люди видели «теплую заступницу мира холодного» (М. Ю. Лермонтов), молитвенницу перед Богом за нас, грешных. Поэтому именно у Нее миллионы людей ищут помощи и защиты (как ищет их ребенок у своей матери), преклоняют колена перед Ее чудотворными иконами. Героиня Закруткина не верит в Бога, хотя, как потом выясняется, эта вера просто заглушена временем, эпохой, идеологией, насаждаемой насильно. Но в подсознании героини вера живёт. Не случайно же в час отчаяния она обращается к Богу. Закруткин создаёт своего рода словесную икону Женщины– Матери и гимн материнству. К концу повести героиня, представшая в ореоле мученичества и самоотверженной любви к людям, приобретает незримый нимб святости. ( Прочитать от слов:» Она стояла на покатом холме с младенцем на руках )

7. Работа с репродукциями.

Взгляните и подумайте _______________

– Какие из этих репродукций вы могли бы соотнести с повестью и с её главной героиней? Почему?

– Какая вам кажется наиболее созвучной повести по смыслу? Почему?

(Выслушать варианты ответов учащихся , а затем сообщение ученика)

8. Сообщение ученика.

Обе картины соотносимы с произведением Закруткина. Но самой созвучной повести картиной можно назвать « Мать партизана»(1972г. )

Молодая женщина сидит на земле. Из глубины полотна, красного пространства фона, бежит к ней смеющийся мальчик. Он – лишь воспоминание. А наяву – строй чёрных виселиц.

Страшно это противопоставление Мадонны без младенца, возникшей, как грёза, детской фигурки и чёрных столбов с перекладинами. Символ убитого счастья, символ истребления жизни и попрания материнского чувства.

9. Слово учителя.

На глазах Марии убиты муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова ,односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и ни кого, кроме нее самой. Зачем жить? И Мария молится: « Я не могу жить, Господи, я не хочу жить. Может, Ты все-таки есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась Если Ты есть, Господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дите ни в чем не повинное И хаты наши все спалили, одна зала от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли »

10. Поразмышляем над прочитанным.

– Почему Мария пересиливает свою боль, поднимается над горем и остается жить?

11. Сообщение ученика _______________

Убитая горем Мария зовет смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, « что она не одна, что в ней теплится иная , пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь » И она остается жить, погребая одного за другим тех, с кем сталкивает ее судьба. Сначала это девочка Саня, потом пожилой немецкий солдат, затем умерший на ее руках Вернер Брахт и политрук Слава и только в последнюю очередь муж и сын. Для каждого из погибших Мария находит свои слова, напоминающие народный плачь. «Пальцы-то у тебя в чернилах, девчоночка хоть школу вашу закрыли, а грамотной ты хотела быть Учительницей быть хотела. Не довелось тебе выучиться » – это для Сани. «Вот и отгулял ты на земле. Видать по всему, был ты ещё честным, чистым парнем, не замаранным убийством и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам,детям, плохо становится, вы все матерей вспоминаете А что из тебя получилось бы, если бы ты не был убит, если б не умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро приучили б тебя к тому, что делают сами И людей бы ты убивал, и девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и хаты поджигал бы на чужой земле Может, и лучше, что ты помер и остался чистым » – это о Вернере Брахте. Для Марии все мёртвые ( даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы

Однако именно после этих похорон она ощущает в себе « сильные требовательные толчки его, нерождённого Не ведая ни страха, ни болезни, ни горечи утрат, ни любви, ни ненависти, он уже готов был подойти к истокам своей полной страданий и счастья дороги и, подчиняясь зовущей его силе жизни, толкал материнское чрево локотками, коленками, головой

12. Эпизод «Описание сельского кладбища» (Слово учителя. Выразительное чтение. )

Мёртвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти Марии. Именно мёртвые ( вернее память о них) заставляют её жить. Поистине: смертию смерть поправ И здесь очень важное значение имеет описание сельского кладбища.

Предшествует этому эпизоду внутренний диалог разума и сердца Марии. Прочитаем этот диалог. Разум, безусловно, прав, подсказывая, что нужно беречь нерождённое дитя, « а не спину гнуть и силу терять на неубранных колхозных полях». Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа Мария идёт на кладбище. Как вы думаете, почему? Почему она вспоминает там Радуницу – день поминовения усопших?( Выслушать мнения ребят).

Кладбище помогает рода ощутить ответственность за продление рода, за возрождение жизни на хуторе. Она говорит с дедом Корнеем , первым хуторянином , просит совета у матери. Как вы думаете, нашла ли она ответы на мучившие ее вопросы? Почему вы так решили?

Помянув своих земляков, ощутив неразрывную связь с ними, Мария отбрасывает всякие сомнения и принимает то решение, которое подсказывает ей сердце: «Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея, поклонилась покосившемуся, промолвила, как будто обращалась к живому: « Ты был первым, и они не посрамили твою память, и те, кто лежит тут с тобой , и те, кого казнили и угнали злые враги. Негожи и мне быть последней »

На следующий день Мария уже самоотверженно трудилась на поле _______________

13. Самостоятельный анализ эпизода.

Осознать свою миссию помогают Марии не только мертвые, но и живые. И один из них-солдат Вернер Брахт.

1)Обратившись к тексту, опиши, кого увидела Мария в погребе?

2)Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?

3)Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что остановило женщину? Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?

14. Обобщение _______________

« Ненависть и горячая и слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце » : « убей убийцу». За «полураздавленным недобитым гадёнышем» она увидела «раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ножки повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки ». Но жизнь повернула всё по– своему.

Раненый мальчишка успел сдавленно выкрикнуть единственное слово «мама» «Слабый крик __________пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко– близко увидела светло– голубые , мокрые от слёз мальчишеские глаза »

Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. И как награда за эти сострадание и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь напугав Марию хлопаньем крыльев, сел ей на колени, завертелся и , надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила руку и просительно встряхивая крыльями».

Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила

На путь утешительницы, помощницы, заступницы _______________

15. Знаешь ли ты _______________

– Нельзя нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если Человеком овладевает желание отомстить.

– Всё больше и больше людей в наши дни, руководствуясь гуманитарными принципами, приходят к выводу, что в ситуациях вооружённых конфликтов месть не способствует их разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт, ухудшая его последствия.

– Как ты думаешь, действительно ли месть во время войны особенно опасна? Почему?

16. Поразмышляем над прочитанным _______________

– Вспомните, в какие ещё моменты жизни Мария испытывает острое чувство материнства.

– Когда она начинает ощущать себя матерью всех?

– Что же помогло ей выжить?

17. Обобщение учителя.

Мария испытывает острое чувство материнства, когда она нашла голодных, измученных детей в копне сена, а потом, когда они впервые назвали её мамой

После рождения собственного ребёнка Мария начинает ощущать себя матерью всех. «Слабой рукой она гладила пушистую голову сына, всхлипывала. Ей почудилось,что в свисте пуль и грохоте снарядов, в разгуле убийств,жестокости,крови она родила не только сына но содрагаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери защиты и ласки». Мария, познавшая боль своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось её преображение в Матерь Человеческую.

Помогло выжить Марии материнское чувство ответственности и любви. Не зная толком Богоматери, она последовала Её примеру , став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой.

18. . « Пусть поколения знают »

( Класс затемняется, включается фонограмма «Ave, Maria» И. -С. Баха-Ш. Гуно в исполнении Анны Герман или Ф. Шуберта в исполнении Р. Лоретти.

19. Демонстрация слайдов. Домашнее задание.

Т. А. Клипа, МОУ СОШ №3, г. Южноуральск, Челябинская область

Метки: Литература