Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проект Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

Проект Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

ЦЕЛИ:

1. Выявить фольклорную направленность поэмы, найти жанры фольклора

2. Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.

Работа в группах

Найти изобразительно-выразительные средства:

1 гр. – сказки,

2 гр. – былины,

3 гр. – были,

4 гр. – песни,

5 гр. – притчи,

6 гр. – пословицы, поговорки, приметы, народный театр.

ПРОДУКТ: конспект.

Глава IV («Демушка») в значительной степени построена на основе похоронных причитаний Ирины Федосовой (из сборника Барсова). Часто Некрасов использует конкретный текст причитания; но важен здесь именно текст, который сам по себе позволяет развернуть картину крестьянского быта. Кроме того, мы узнаем таким образом о факте существования похоронных причитаний в крестьянской среде. Такое использование фольклора, в свою очередь, имеет двоякое значение: во-первых, автор отбирает наиболее сильные и яркие в художественном отношении данные и тем повышает эмоциональность и изобразительность своего произведения, во-вторых, фольклорность произведения делает его доступнее для крестьянской (и вообще демократической) аудитории, а именно эта ориентация на демократическую аудиторию характерна для Некрасова. Особенно значительны здесь заимствования из «Плача по старосте», одного из самых, острых в социальном отношении. Некрасов при этом свободно обращается с материалом и вместе с тем несколько видоизменяет его. Особенно показательно сопоставление проклятия судьям у Некрасова и у Ирины Федосовой. Ирина Фе¬досова заканчивает «Плач по старосте» так:

Вы падите-тко, горюци мои слезушки

Вы не на воду падите-тко, не на землю.

Не на божью вы церковь, на строеньице,

Вы падите-тко, горюци мои слезушки,

Вы на этого злодея супостатово,

Да вы прямо ко ретивому сердечушку,

Да ты дай же, боже, господи,

Чтобы тлен пришел на цветно его платьице,

Как безумьице во буйну бы головушку.

Еще дай же, боже, господи,

Ему в дом жену неумную,

Плодить детей неразумныих,

Слыши, господи, молитвы мои грешны

Прими, господи, ты слезы детей малыих. . .

У Некрасова

Злодея! Палачи!

Падите мои слезыньки,

Не на землю, не на воду,

Не на господень храм.

Падите прямо на сердце

Злодею моему!

Ты дай же, боже, господи,

Чтоб тлен пришел на платьице,

Безумье ни головушк

Злодея моего!

Жену ему неумную

Пошли, детей – юродивых!

Прими, услыши, господи,

Молитвы, слезы матери,

Злодея накажи!. .

И здесь Некрасов, следуя своему правилу («чтобы словам было тесно»), значительно сокращает фольклорный текст, не уменьшая, однако, числа строчек: каждая строка, у него гораздо короче, чем у Ирины Федосовой, так как освобождена от «балластных» слов. Вследствие этого меняется ритм: у Ирины Федосовой, при большой внутренней силе, изложение дается медленное и потому сравнительно мало напряженное, у Некрасова же короткие строчки с многочисленными восклицаниями как раз создают большую эмоциональную напряженность (и здесь мужские клаузулы имеют, такое же значение). Кроме того, подхватив из причитания Ирины Федосовой слово «злодея», Некрасов четырехкратным повторением этого слова превращает его как бы в лейтмотив всего проклятия, тем более что слово это звучит в самом начале, а затем в конце каждого смыслового отрезка. Так и здесь подчеркивается и усиливается социальная значимость текста.

Использование жанра народной песни в создании образа Якима Нагого

В Якиме Нагом представлен своеобразный образ крестьянского праведника. Яким Нагой способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:

У каждого

крестьянина

Душа, что

туча черная,

Гневна,

грозна – и надо бы

Громом

греметь оттудова,

Кровавым

лить дождям

А все вином

кончается!

Яков Нагой живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками), Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народа уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.

Фольклорно-сказочный материал

Фольклорно-сказочный материал непременно, вошел в сюжетную базу поэмы. Так, говорящая пеночка, вмешивающаяся в спор мужиков и обещающая выкуп за птенчика, – образ сказочный. Сказочный мотив также скатерть– самобранка, хотя применение её в поэме Некрасова совсем оригинальное: она обязана подкармливать и одевать мужиков во время их странствований; корявая Дурандиха (ведьма), леший – корова с колокольчиком – персонажи сказок; зайка серенький, лисица хитрая, ворон – герои басен; а черт – это одновременно и сказочный, и инфернальный персонаж. Сами мужики-богатыри являются героями былин и сказок. Также в прологе присутствуют магические, сакральные числа – семь и три: семь мужиков, семь филинов, семь дерев, четырнадцать свечей (две семерки).

Четырнадцать свечей!

_______________

У самого костра,

Сидит да черту молится. . .

Свеча – это христианский, священный мотив, а костер – некий языческий мотив. Эти два мотива тесно связаны с народом, с народной жизнью и творчеством. Крестьяне по вере христиане (в поэме есть песня, которую поет ангел, – "Средь мира"), но в их праздниках присутствуют языческие мотивы (как и в фольклоре).

Избранная Некрасовым сказочная форма развития сюжета открывала перед ним широчайшие способности и позволяла дать ряд ярких реалистических картин российской реальности; «сказочность» не мешала реализму по существу и в то же время помогала сделать ряд острых столкновений (по другому очень тяжело было бы выполнить, к примеру, встречу фермеров с царем).

Сказочные элементы

Сошлись семь мужиков. Семь мужиков – традиционные герои русских сказок – отправляются в путь-дорожку на поиски счастья.

Путь-дороженька

По вашему хотению,

По моему велению

С румяным солнцем-дедушкой

Ветры буйные

Мать-земля колышется

Рать-орда крестьянская

Млада-младёшенька

Нашим добрым молодцам

Русь-матушка

Царь-батюшка

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" – это эпос, изображающий жизнь во всей ее полноте и многообразии, он показывает жизнь всего русского народа, немыслимого без фольклора. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества, но и многое привнес в него.

Использование былин в поэме

Наиболее прославленные виды фольклора – былины и исторические песни, сказки и легенды – представлены у Некрасова сравнительно мало: его влечет к себе не фольклорная экзотика (историческая, авантюрная или фантастическая), а правда крестьянской жизни, нашедшая отражение в бытовых песнях. Однако в словах Савелия о богатырстве крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Поднять-то поднял он,

Покамест тягу страшную

Да в землю сам ушел по грудь

С натуги! По лицу его

Не слезы – кровь течет _______________

Народные поверья

1. Ну! леший шутку славную

Над нами подшутил.

(заблудился-значит леший закружил) «Пролог»

2. С кем встречи вы боитеся,

Идя путём-дорогою?

(Встретил попа – нехорош выход) «Поп»

3. Кукуй, кукуй, кукушечка!

Заколосится хлеб,

Подавишься ты колосом -

Не будешь куковать! (Пролог)

(Кукушка перестаёт куковать, когда заколосится хлеб («подавившись колосом»,говорит говорит народ)

4. Пошли крутую радугу на наши небеса!

(Крутая радуга_к вёдру; пологая – к дождю).

5. Беду накликала,

А чем? Рубаху чистую надела в Рождество.

(Не надевай чистую рубаху в Рождество: не то жди неурожая) «Волчица»

6. С золовушки бракованной

Снимаю сапоги _______________

( Если младшая сестра выйдет замуж ранее старшей, то последняя называется бракованной) «Волчица»

7. В рот яблока

До Спаса не беру.

(Если мать умершего младенца станет есть яблоки до Спаса(когда они поспевают),то бог, в наказание, не даст на том свете её умершему младенцу «яблочка поиграть») «Волчица»

8. Я в третий поклонилася,

И волюшка скатилася

С девичьей головы _______________

(Во время последней вечеринки с невесты снимают «волю», т. е. ленту, которую носят до замужества) «До замужества»

Подведем итоги нашим наблюдениям.

I. Некрасов использует фольклорный материал для различных целей. С одной стороны, сам фольклор является элементом быта и именно для показа, для более полного изображения быта включается в произведения Некрасова. С другой стороны, фольклорность произведения делает его доступнее для крестьянской аудитории.

II. В поэме «Кому па Руси жить хорошо» фольклорный материал используется Некрасовым различным образом. Он либо включает в произведение конкретный текст причитаний или песен, взятых из книжных источников, либо видоизменяет фольклорный материал, повышая его эмоциональность и изобразительность , либо создает свои собственные произведения, пользуясь только фольклорной стилистикой.

III. Различные фольклорные жанры далеко не в равной степени используются Некрасовым. Особенно богато представлены у него свадебные и похоронные причитания и бытовые лирические песни, которые давали возможность показать тяжелые стороны жизни крестьянства наиболее ярко и эффективно.

IV. Сравнительно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества (загадки, пословицы и поговорки), что придает поэме особый фольклорный колорит, в то время как былины и исторические песни, сказки и легенды – представлены сравнительно мало.

V. Вся работа Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче – дать наиболее сильный в художественном и идейном отношении текст. Некрасов стремится дать яркое и эмоционально-действенное изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к, крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье. Этой задачей определяется и отбор наиболее полноценного в художественном и социальном отношении материала и переработка его.

Именно в этом проявляется отношение к фольклору революционного демократа-шестидесятника: не отбрасывание фольклора, не преклонение перед ним, а активное и актуальное использование ценного в фольклоре и создание новых ценностей на основе его. И именно этому активному отношению к фольклору, не подчинению ему, а овладению им, учит нас поэзия Некрасова.

Т. А. Клипа, МОУ СОШ №3, г. Южноуральск, Челябинская область

Метки: Литература