Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проект Суд над Раскольниковым (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание)

Проект Суд над Раскольниковым (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание)

Цели:

Обучающая: анализ литературного произведения Ф. М. Достоевского

Преступление и наказание, роль образа Р. Раскольникова для основной

сюжетной линии романа.

Развивающая: развитие литературной речи, способности устанавливать причинно-

следственные связи.

Воспитательная: формирование установок социального поведения, способности

к рефлексии.

Ценности, которые формируются в процессе урока: свобода и ответственность.

Рекомендации преподавателю

За одну неделю до проведения урока Суд над Раскольниковым учитель совместно с

учащимися должен обсудить и выбрать:

1) участников суда;

2) дать задание участникам подготовить выступления/речи на суде и в течение

недели обсудить эти выступления (при этом нужно учитывать логику, грамотное

построение речи, убедительность).

ВАЖНО ДАТЬ УЧАЩИМСЯ СВОБОДУ. Путь они сами поработают над заданием.

Роли для суда:

1. Судья

2. Соня Мармеладова

3. Дуня Раскольникова

4. Родион Раскольников

5. Группа учеников – защита

6. Группа учеников-обвинение

7. Присяжные заседатели

8. Секретарь

Ход урока

I. Мозговой штурм

Назвать положительные и отрицательные черты характера Родиона Раскольникова.

Положительные Отрицательные

1. Добрый, способен отдать последние 1. Замкнутый.

деньги нуждающимся.

2. Озлобленный.

2. Жалостливый. 3. Способен убить человека.

3. Способный защитить беззащитного. 4. Считает, что может распоряжаться

4. Любящий сын и брат. судьбами людей.

5. Стремится изменить жизнь. 5. Создал античеловеческую теорию

6. Способен раскаяться. Кровь по совести.

7. Борется с несправедливостью. 6. и т. д.

8. и т. д.

II. Судебный процесс

Секретарь:

В аудиторию входят судья, присяжные заседатели, рассаживаются. Обвиняемый Р.

Раскольников находится в зале суда – справа от судьи и присяжных в углу аудитории.

Судья:

Слушается дело бывшего студента Петербургского университета Родиона

Раскольникова, обвиняемого в убийстве коллежской ассесорши Алены Ивановны и ее

сводной сестры Лизаветы.

Обвинение:

Родион Раскольников совершил преднамеренное убийство, причем убил пожилую

женщину, которая была гораздо слабее его и не могла себя защитить.

Защита:

Но Раскольников этим убийством хотел защитить тех, кого обирала старуха-

процентщица, забирала у них последнее и наживалась на этом.

Обвинение:

Алена Ивановна не совершала ничего противозаконного, она давала за вещи деньги,

которые помогали людям жить. Теперь Раскольников лишил их такой возможности.

Защита:

Раскольников хотел спасти на старухины деньги тысячи людей, которые страдали от

нищеты. Он – добрый и жалостливый человек, не раз помогал знакомым и незнакомым

людям, в частности семье Мармеладовых.

Судья:

В зал суда приглашается Софья Семеновна Мармеладова. Что Вы можете рассказать о

Родионе Раскольникове?

С. Мармеладова:

Ваша честь, я знаю Родиона Романовича как доброго и великодушного человека. Он

защищал свою честь перед господином Лужиным. Когда мы находились в бедственном

положении, он помог нам деньгами, причем отдал последнее, хотя сам в них очень

нуждался.

Судья:

Он рассказывал Вам об убийстве?

С. Мармеладова:

Да, рассказывал. Как он мучался!!! Он был не в себе, страдал.

Обвинение:

Раскольников убил не только старуху-процентщицу, но и ее сводную сестру Лизавету,

беззащитную и ни в чем не виновную, но самое большое преступление – он убил еще не

родившегося ребенка Лизаветы. Такой ценой он хотел спасти тысячу людей?

Защита:

Да, убийство ничем нельзя оправдать. Но нужно учесть, что Лизавету Родион не хотел

убивать. Он убил непреднамеренно, когда она вошла в квартиру. Так как после первого

убийства он был не в себе, он убил Лизавету в состоянии аффекта. Ваша честь, прошу

учесть, что Родион Раскольников находился в очень тяжелом положении: отсутствие

средств, исключение из университета, переживание за сестру.

Судья:

В зал суда приглашается Евдокия Романовна Раскольникова.

Д. Раскольникова:

Ваша честь, мой брат Родион – добрый и заботливый. Он учился ради нас с мамой. Мы

живем очень бедно, помогать брату не могли, поэтому он ушел из университета. Я хотела

выйти замуж за Лужина, чтобы помочь Родиону, хотя не любила Лужина. Родион был

против этого брака, он не принимал моей жертвы. Он мучился, что не мог помочь нам. Он

хотел защитить меня от таких, как Лужин и Свидригайлов. Он всегда защищал тех, кто не

может защитить себя. Он был в гневе, когда получил письмо от маменьки и узнал, как

обошелся со мной господин Свидригайлов, как выгнали меня с позором. Он любит нас, но

ничем не может нам помочь, так как сам ничего не имеет. Да, он совершил тяжкое

убийство, но будьте к нему милосердны, он находился в безвыходном положении.

Обвинение:

Защита представила Раскольникова как доброго, жалостливого человека. Но они

забыли об античеловеческой теории Раскольникова кровь по совести, которая позволяет

подсудимому перешагнуть через кровь, вершить суд над людьми. Это страшная теория,

она разрешает совершать убийство. Раскольников сам говорил, что этим убийством он

проверял себя. Под его топор попадают виновные и невиновные. Обвиняемый достоин

сурового наказания. Если каждый решит проверить себя ценой убийства, что же будет?

Судья:

Суд предоставляет последнее слово обвиняемому Родиону Раскольникову.

Р. Раскольников:

Господа судьи, я попытаюсь объяснить свои поступки и причины, подтолкнувшие

меня к ним. Я хотел получить образование, но был не в состоянии. Я видел, как

несправедливо все в жизни. У кого-то есть все, у кого-то – ничего. Я не могу смотреть

спокойно, как живут бедные. Я хотел их защитить. . . Старуха-процентщица наживалась на

бедных. Я хотел ее богатством спасти бедных от нищеты. Я раскаиваюсь, что убил

Лизавету . Я не подумал, что после убийства не смогу воспользоваться теми

вещами, что украл. Они напоминали мне об убийстве. Я понял, что не имел права идти

туда и совершать убийство. Я не сильный, я – такая же вошь, как и все. Это черт меня

повел в дом старухи. Никому я не помог деньгами. Наверное, добрые дела не делаются

кровавыми деньгами.

Судья:

Суд удаляется на совещание, которое можно провести методом аквариум.

В нашем случае метод "аквариум" – форма диалога, когда ребятам предлагают

обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того,

кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут

быть несколько желающих. (На нашем уроке диалог в аквариуме ведут судьи. )

Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема -

"аквариум". Метод аквариум дает школьникам возможность увидеть своих

сверстников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на

чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою

мысль и т. д.

После перерыва оглашается приговор суда.

Судья:

Суд учел обстоятельства жизни обвиняемого, выступление защиты, которая говорила

о хороших чертах Родиона Раскольникова, учел раскаяние подсудимого. Суд принял во

внимание и преднамеренность убийства, повлекшего за собой убийство двух невинных

жертв и вынес следующий приговор. Зачитывается приговор.

После вынесения приговора идет обсуждение в группе с ребятами обоснованности

решения суда и об отношении ребят к преступлению Раскольникова. Очень важно

обратить внимание на то, что жажда делать добро другим ценой чужой жизни говорит о

жажде свободы от закона человеческого. Преступивший этот закон один раз, уже не

вернется к обычному пониманию запрета на убийство. И должна быть ответственность за

проявление такой свободы, которая, по сути, и не свобода, а стереотип мышления: Если

у меня нет, то я отниму, убью, но сделаю так, как мне кажется справедливым. Любой из

нас может стать жертвой такого философа. И Ф. М. Достоевский об этом предупреждает

наше общество, особенно если учесть, в какое историческое время это было написано.

Домашнее задание: написать письмо Р. Раскольникову от имени Сони Мармеладовой,

Дуни Раскольниковой, Разумихина или от себя лично (по выбору )

Письма

Письмо Родиону Раскольникову от Катерины Ивановны. (Ольга Ахеева)

Милый Родя, как ты там? Мы очень сильно скучаем по тебе. У нас все хорошо. Но

меня мучает только одна мысль: как ты там и здоров ли? Я все жду твоего освобождения,

но потом понимаю, что впереди еще так много долгих лет. Я считаю, что ты не виноват и

сделал это не ради себя, а ради других людей.

Родя, я знаю, ты очень добрый и щедрый человек. Ты помогаешь совершенно

незнакомым тебе людям, отдавая последние деньги. Ведь ты всегда делал все не ради

своей цели, а ради тех, кто нуждается в твоей помощи.

Мы ждем тебя с нетерпением!

Катерина Ивановна

Здравствуй, Родион! Пишет тебе Пустянцев Дима. Я давно хотел задать тебе вопрос,

но никак не мог решиться. Но вот настал момент, когда смогу объяснить свою точку

зрения на твой поступок. Я часто спрашиваю себя, зачем ты совершил это преступление?

Ведь можно было решить эту проблему совершенно иным образом. Но, с одной стороны,

я могу тебя понять, в каких тяжелых условиях ты жил, как тяжело приходилось твоей

матери. Но ведь убийство – это не выход из ситуации. Ты думал и надеялся, что об этом

убийстве никто не узнает. Но, как говорится, сколько ниточка не вьется, а конец всегда

найдется. И найдется такой следователь, который раскусит твой план. Как это и

произошло.

Совершая этот ужасный поступок, ты хотел реализовать свою теорию кровь по

совести. Но, совершив убийство, ты осознал, что не так просто быть сильным.

Ну ладно, я не буду тебя обвинять, что сделано, того не вернуть.

Бог даст, свидимся опять!

Здравствуй, Родион!

Я не могла остаться равнодушной после того, как услышала о тебе, вернее, о том, что

ты сделал.

Я понимаю, не мне тебя судить. Ведь мы даже незнакомы. Но я не могу молчать, я

считаю, ты должен знать, что многим тебя не понять. Интересно, о чем ты думаешь, читая

мое письмо? Наверное, ты себе места не находишь. Я знаю, тебе неприятно. Мне знакомо

это чувство. Но тебе повезло больше, по крайней мере, ты можешь получать и читать мои

письма и ощущать это неприятное чувство, осознавая, что ты наедине со своими

мыслями, не понятый другими. А кого-то ты лишил даже такой возможности. Ты – эгоист.

И даже сейчас ты уверен, что я не права, ты оправдываешься перед собой. Ты страшный,

непредсказуемый человек. Неужели у тебя даже рука не дрогнула? Как ты пошел на

убийство? Да ты больше, чем убийца. Надеюсь, ты это осознаешь. Я хотела бы верить, что

тобой двигало не что иное, как борьба за справедливость и желание помочь этими

деньгами нуждающимся в них. Но ты слишком много на себя взял. Кем ты себя возомнил?

Мне больше нечего сказать.

(Елена Белова)

Здравствуйте, дорогой Родион Романович!

Пишет Вам Анастасия Григорьевна, хорошая подруга Сони. Вы, наверное, меня плохо

помните, мы с Вами мало встречались, но я о Вас очень много слышала. Мне о Вас

рассказывала Сонечка. Когда я узнала об этом ужасном происшествии, я была в шоке! Я

никогда не думала, что Вы способны на такой нечеловеческий поступок. Я всегда была о

Вас очень хорошего мнения. По рассказам Сони, Вы очень добрый и сердечный человек,

который всегда готов помочь людям. Но этот поступок говорит совсем обратное. Как Вы

могли распоряжаться чужой жизнью? Это ведь очень жестоко с Вашей стороны! Как мог

такой умный, образованный и жалостливый человек пойти на это преступление?

Конечно, я не вправе осуждать Вас, и я не осуждаю, а высказываю свое мнение. Я думаю,

что Вы поняли свою ошибку. И это наказание исправит Вас. Родион, у Вас будет много

времени, чтобы обо всем подумать и все понять. Я очень надеюсь, что Вы исправитесь, и

в дальнейшем у Вас, Родион, не будет таких страшных ошибок. Я Вам хочу дать совет:

запомните, что если Вы хотите помочь людям, никогда не идите на преступление. Убив

человека, Вы никому не поможете и кровавыми деньгами ничью судьбу не устроите. Вы

должны научиться сдерживать свои чувства и эмоции и научиться подавлять в себе гнев и

месть. Я знаю, что в душе Вы – хороший человек! Я надеюсь, что Вы выберете

правильный путь в своей жизни.

С уважением, Анастасия.

(Анастасия Густоева)

Т. А. Клипа, МОУ СОШ №3, г. Южноуральск, Челябинская область

Метки: Литература