Урок литературы "Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»"; 6 кл
Урок литературы "Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»"; 6 кл Цель урока: проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему.
Оборудование: портрет писателя, учебник, доска, мел.
Ход урока:
- Слово учителя.
Основная тема многих рассказов В. П. Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» как раз из таких. Мы должны разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, на основе каких нравственных законах должен жить человек, чтобы оставаться настоящим человеком, приносит людям добро.
– Как вы понимаете, что такое добро? (Всё хорошее)
– Что такое зло? (Всё плохое)
2. Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни, нам поможет разобраться опорная схема, которую мы составим в процессе анализа произведения.
3. Запишите тему урока. На развороте двух страниц мы будем составлять опорную схему.
4. Анализ текста.
– Каким вы представляете главного героя? (устное рисование)
Мальчик лет семи – восьми, у которого погибла мама, нет отца, живёт у бабушки и деда. Он бедно одет, но одежда у него всегда чистая. На завтрак всегда хлеб с молоком, чего нет у ребятишек Левонтьевых.
– Что является завязкой рассказа?
– Найдите описание пряника (с. 95, чтение).
– Почему этот пряник казался мальчику сказочным? (Редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное – почёт, внимание. Особенно льстит Вите отношение со стороны левонтьевских ребят. )
– Расскажите о Левонтии, его семье. (устное рисование)
Итак, можно сказать, что семья Левонтьевых живёт без нравственных правил. Отметим это в низу схемы. (Запись «Семья Левонтьевых – жизнь без нравственных правил»).
– Объясните, почему Витю неудержимо тянет к Левонтьевым? Что привлекло его в этой семье?(с. 97-98, чтение)
– Можно ли назвать такое отношение соседей к Вите любовью? (Нет, это жалость и то редкая, пьяная. )
Отметим это на схеме. (Запись «Пьяная жалость Левонтия»)
– Истинное отношение Левонтьевых к герою проявляется в дальнейших событиях. Ребята отправляются за земляникой.
– О чём свидетельствует такая деталь: «Ребятишки несли бокалы с отбитыми краям, наполовину изодранные на растопку берестяные туески, у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой. . . »? (Битая посуда – признак не бедности, а отношения к вещам и труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. )
– А какой туесок был у Вити? (аккуратный)
– О каком качестве мальчика можно сказать, судя по этой детали? ( Он умеет ценить труд. Сам приучен работать. )
– Зачитаем эпизод, как Витя собирает ягоды. (с. 99) Кто приучил мальчика к труду? (бабушка)
– Зачем? (Она знает, что без труда человек не может хорошо жить. Трудолюбивый всегда добьётся своей цели в жизни.
Вспомним, Витя идёт, чтобы своим трудом заработать на пряник. Мальчик понимает, что даром ничего не даётся. Так воспитала его бабушка, она вложила в него одно из основных качеств хорошего человека – трудолюбие. Отметим на схеме сверху «Семья мальчика – нравственная основа жизни», чуть ниже «Трудолюбие».
– Как проявляют себя левонтьевские ребята в работе? (безответственно) (с. 99)
– Как случилось, что Витя поступил также? Прочитаем по ролям этот эпизод на с. 100.
– Что чувствует герой в этот момент? Опишите его состояние. ( Он отчаялся, покаялся, хорохорится, махнул рукой на всё, его понесло – хвастается. Он становится таким же, как и левонтьевские ребята. ) Отметим это на схеме внизу под стрелкой «Напускная отчаянность», безалаберность».
– Переживает ли Витя, что не исполнил данное бабушке обещание? (Да. ) Докажите текстом. (с. 102 выборочное чтение)
– Какое нравственное качество мальчика проявляется в этом эпизоде? (Чувство долга. ) Запишем в схеме сверху «Чувство долга».
– И тут опять якобы дружеский совет Саньки. Что он советует Вите? (Нарвать в туесок травы, сверху насыпать ягод. ) Запишем в схеме снизу «Обман бабушки».
– Понимает ли Витя, что совершает плохой поступок? Докажите текстом. (с. 102 выборочное чтение)
– Какое чувство возникает у героя в это момент? (Чувство стыда)
Отметим на схеме сверху «Чувство стыда».
– Что ещё плохого совершает мальчик под влиянием Саньки? (Крадёт у бабушки калач. ) Верно, ведь плохой поступок часто влечёт за собой другой плохой из-за того, что человеку бывает трудно сказать в ответ «нет». Именно в такой ситуации находится Витя. Сможет ли он противостоять таким «дружеским советам» Саньки? Ответим на этот вопрос чуть позже. На схеме отмечаем « Кража калачей».
– Когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой? Зачитайте. (с. 103) Что чувствует герой? (Угрызения совести, называет себя окончательно запутавшимся преступником. )Записываем на схеме сверху «Угрызения совести».
– Витя решает рассказать всё бабушке, но не успевает – она уезжает рано утром в город. С каким чувством мальчик ждёт её возвращения? (Хочет избежать наказания, страх. )
– Мы видим, что творится в душе героя. А что происходит в это время в природе? (выраз. чт. наиз. описаия природы с. 105)
– Для чего автор вводит пейзаж в повествование? (На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ярче прослеживаются переживания героя. Жить хорошо, а ему-то плохо!)
– И опять Санька со своими советами тут как тут. Что он предлагает? (Не ходить домой, будто утонул, т. е. уйти от ответственности за содеянное. ) Отмечаем на схеме снизу «Совет Саньки, как не отвечать за свои поступки».
– Как на это отвечает Витя? Найдите в тексте. (с. 106)
– Вспомните начало рассказа, каким был герой и каким сейчас видим его. Что изменилось в нём? (Стал решительнее, нашёл силы сказать Саньке «нет» в ответ на его дурной совет. )
– Почему Витя отказывается от этого? (У него есть чувство ответственности. ) Запись на схеме сверху «Чувство ответственности».
– Сколько ни оттягивал Витя встречу с бабушкой, всё равно это произошло. Перескажите этот эпизод.
– Итак, Витя раскаивается в своём поступке, ведь он не только обманул бабушку, но и сделал её обманщицей. Запись на схеме сверху «Раскаяние, признание вины».
– Этот эпизод изображён на иллюстрации к рассказу. Что, по-вашему, передано художником особенно удачно? (Движения бабушки. Ей жаль внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. В таких ситуациях и проявляется истинная любовь. Бабушка часто ругает Витю, он досадует на это, но бабушка всё делает из любви к внуку, из желания, чтобы из него вырос хороший человек. )
– Почему же бабушка даёт Вите пряник конём? (Внук раскаялся. Она простила его. )
4. Вывод.
– Какой жизненный урок получил герой из этой истории? (Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя понимает, что бабушка любит его истинной любовью. Отмечаем на схеме сверху «Усвоение урока доброты, милосердия».
Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «Чему научил меня рассказ «Конь с розовой гривой». (10 предл. )
Метки: Литература