Конспект урока по литературе «Что это за мир такой?. . » (по рассказу Ф. М. Достоевского). 7 кл
Конспект урока по литературе «Что это за мир такой?. . » (по рассказу Ф. М. Достоевского). 7 кл Цель урока: показать типичные образы детей, никому не нужных, забытых, брошенных; продолжить формирование навыков анализа произведения; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; сформировать у учащихся чувство ответственности за тех, кто рядом; пробудить чувство сострадания к герою, а также ко всем обездоленным детям.
Господи, что это за мир такой,
если решил он обойтись без добрых людей?
В. Распутин
Малютка, я бы мог утопить
в слезах, пролитых тобою,
всех, кто тебя обидел.
Но я соберу, соберу все слезы,
пролитые всеми детьми на свете,
Яростно хлынут они
И обрушат несправедливость.
Гарольд Гриффин,
канадский поэт
Под эпиграфами к уроку ключевые слова: ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ВЕРА (индивидуальное задание – ЛЗ этих слов)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.
Вера – убеждение в существовании Бога.
Ход урока:
Слово учителя.
Ребята! Вы прочитали рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Это первая наша встреча с писателем. Прежде чем приступить к анализу произведения, давайте поближе познакомимся с человеком, который заставил трепетать наши сердца, заставил призадуматься о судьбе обездоленных и угнетенных.
– Сообщение подготовленного ученика о жизни Ф. М. Достоевского.
Как вы понимаете слова: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу»?
– Обрести Христа – обрести веру в Бога. Иисус Христос для человека – Спаситель.
Уверовав в Христа, человек следует Ему и в страданиях, и в любви, и в сострадании к ближнему, обретая и спасая тем самым свою бессмертную душу.
Учитель: Ф. М. Достоевский – «взрослый» писатель. Он автор больших и нелегких для чтения романов. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы тот никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.
Для Достоевского было ясно: если страдают и плачут дети, значит, что-то не так в этом мире, значит, неправильно, несправедливо устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью! Тогда и сам он будет ДОБРЕЕ, СПРАВЕДЛИВЕЕ, МИЛОСЕРДНЕЕ!
Один из любимых героев Достоевского говорит детям (зачитать): «…Теперь, в эту минуту, как я смотрю на ваши добрые, милые лица, – милые мои деточки, может быть вы не поймете, что я вам скажу, потому что я говорю часто очень непонятно, но вы все-таки запомните и потом когда-нибудь согласитесь с моими словами. Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома».
Итак, ребята, судьба обездоленных детей в рассказе «Мальчик у Христа на елке».
Представьте, пожалуйста, произведение (составляем литературный «паспорт»):
1. Литературная форма:
– проза
2. Литературный род:
– эпический
3. Литературный жанр:
– авторская литература. Рассказ, так как он мал по объему, говорится в нем об одном событии из жизни героя, происходящее изображено на протяжении короткого времени.
4. Тема рассказа:
– Изображение обездоленных детей.
5. Для чего написан рассказ, какова его идея?
На этот вопрос попробуем ответить анализом произведения.
– Давайте уточним, к какому жанру относится произведение?
– Святочных рассказов. Святки – это праздничные дни в честь Рождества Христова.
– В чем особенность святочных рассказов?
– Действие происходит в праздничные дни, в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, добрая неожиданность, конец, как правило, хороший.
– С каким событием связано Рождество и что вы ощущаете в эти праздничные дни?
– Вспомним наше настроение перед праздником. Детские впечатления незабываемы: праздничная суета, подготовка сюрпризов, елка, добрые лица близких людей. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
Каким вы представляете себе героя рассказа?
– описания внешности, манеры поведения.
– По этому описанию можно представить зримый образ мальчика. Каков же он?
– Мальчик несчастен, одинок, он беден, до него никому нет дела. Но он ребенок, способный радоваться чуду, сказке – живым куклам.
– Как в первой части рассказа раскрывается характер мальчика?
– В первой части создается обобщенный, типичный образ детей, никому не нужных, брошенных и забытых. Достоевский рисует страшную картину жизни людей, которые поколение за поколением живут бродяжничеством, воровством и преступлением.
– Как автор показывает обреченность, трагедию детей?
– Другие люди не замечают их: «Один из них … ночевал у одного дворника в какой– то корзине, и тот его так и не замечал».
– Как вы думаете, почему автор употребил несовершенный вид глагола «не замечал»? Какую мысль автора выражает грамматическая форма глагола?
- Подчеркивается постоянство действия. «Не замечал» – отворачивался, не хотел видеть ради своего спокойствия.
– С какой целью автор неверно цитирует Некрасова? Сопоставьте с оригиналом и сделайте вывод.
– 1. «Скверный» от слова «скверна» – нечто гнусное, мерзкое, порочное, то, что кощунственно. (Кощунствовать – оскорблять святыню).
2. «Безжалостно» вместо «по капле» – отражает отношение автора к происходящему.
3. «Вливал» – т. е. насильно.
Таким образом, в отношении ДЕТСТВА («Детство» – название стихотворения) совершается преступление, циничное, насильственное, оскорбляющее святость детства, убивающее СВЯТОЕ – ДУШУ РЕБЕНКА!
– Что же ждет общество в будущем?
– Дикость (зачитать последний абзац Iчасти)
На этой тревожной ноте заканчивается Iчасть произведения. (Обращаемся к стихотворению Г. Гриффина «Слезы», заранее записанное на доске или спроецированное на интерактивную доску)
– Как изображает автор отношение общества к детям во второй части рассказа?
– «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика» (стр. 374)
– «…сидят там четыре богатые барыни…» (стор. 375)
(Обратите внимание на девушку, которая дала копеечку. )
– Что стало с мальчиком? Кто виноват в его смерти?
– развернутый ответ, потом зачитать: «И узнал он, что…»
Итак, мы видим, что общество относится к ребенку бездушно в каждом конкретном случае. Рассуждения писателя о судьбе детей в первой части усиливаются конкретным рассказом о судьбе одного ребенка во второй части.
– Какой художественный прием использует автор?
– Прием антитезы.
– Как прием антитезы «мертвость» общества людей?
– «Живые куколки» противопоставлены мертвым душой людям.
– Мир Христа (мир света, любви, радости, прощения) противопоставляется миру земному (миру холода, темноты, отчаяния, злобы).
– Как характеризует мальчика эпизод «Елка у Христа»?
– Мальчик хотел всем рассказать об увиденных куколках, он способен удивляться, радоваться жизни, он любит всех людей.
– Теперь давайте попробуем объяснить смысл слов, с которых начинается повествование и которые неоднократно повторяются в рассказе: «Дети – страшный народ, они снятся и мерещатся».
– Мерещиться – представляться неясно, представляться вдали, казаться во сне и наяву. Дети «странны» взрослым своей способностью действовать не по разуму и расчету. Они способны мечтать, удивляться, сохранить душу в бездушном мире.
Выводы.
В притче о богаче и Лазаре из Евангелия есть стих: «…и даже если кто из мертвых воскреснет, не поверят». «Мальчику у Христа на елке» не поверят люди бездушные, не способные к состраданию и любви. Автор не принуждает нас верить в то, что произошло, он говорит о своей позиции человека, любящего детей и верующего во Христа.
Христос для Достоевского не отвлеченный идеал, но абсолютное, высшее Благо и совершенная Красота. Поэтому он пишет: «Если бы кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной».
Тихо звучит песня «Генералы песчаных карьеров». Подводим итоги.
– Уроки Ф. М. Достоевского. Чему научил рассказ? К чему призывает писатель?
- К ДОБРУ, ВЕРЕ, МИЛОСЕРДИЮ, СПРАВЕДЛИВОСТИ.
– Задание на дом:
Сочинение-рассуждение «О чем заставил задуматься рассказ «Мальчик у Христа на елке»?
Использованная литература:
1. Материал учебника по литературе для 7 класса под ред. М. Ладыгина.
2. Текст рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Метки: Литература