Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока литературы "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество". 10 кл

Конспект урока литературы "М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество". 10 кл

Цели

:

  1. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика.
  2. Вызвать интерес к творчеству писателя, развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире и гротеске.
  3. Показать на примере сказок переплетения «образов человеческих и звериных».

Задачи:

  • проверить литературоведческий и бытовой уровни усвоения произведений писателя;
  • развивать лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;
  • совершенствовать умения доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать интеллектуальные способности;
  • воспитывать чувства гражданской ответственности и патриотизма учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, книги М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Форма проведения урока: презентация.

Форма организации учащихся: индивидуальная, коллективная.

Тип урока: объяснение нового материала

Ход урока.

1. Оргмомент. Тема урока. Целеполагание. Слайды.

2. Вступительное слово учителя. У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию.

Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе XIX века М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше. Чтение эпиграфа с доски и работа с ним: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М. Е. Салтыков-Щедрин). Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.

– Что мы помним из биографии писателя? (Ответы учеников).

3. Активизация ранее изученного материала. Викторина по сказкам. Назвать сказки, изученные в средней школе. Слайд. Перечислить героев сказок (вопрос-аукцион): медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла. В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения вредны»? («Орёл-меценат»). Что произошло с «диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков? (Он стал ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки. ) Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош, коли меня любят!»? (Кисель из одноимённой сказки). Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба не растут»? (Вяленой воблы. ) Какая сказка является русским вариантом «робинзонады»? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». ) Чем обоснован выбор художественных реалий сказок?(Ответы учеников. )

4. Биография писателя. Учащиеся делают записи в тетради. Слайды.

Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина в более полном объёме.

Предлагаем конспект учащегося. Учитель подробнее комментирует слайды.

1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок – Михаил Салтыков.

1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.

1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.

1845-47 – участие в революционном кружке Петрашевского (идеи утопического идеализма), начало сотрудничества с журналами «Современник» и «Отечественные записки».

1847– опубликована повесть " Противоречия ".

1848 – повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.

1848-55 – жизнь в Вятке.

1856, июнь – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной.

1856-1857 – по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность, под псевдонимом Н. Щедрин.

1858-1862 – М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.

1862 – вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".

1864 – вернулся на государственную службу.

1866 – вступает в должность управляющего Тульской казённой палатой.

1867 – переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казённой палатой.

1868 – получил отставку и стал одним из редакторов, а после

смерти Некрасова – ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).

1869-70 – "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.

1880 – "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения.

1882-1886 – 32 сказки, использование «эзопова языка».

1887-89 – в «Вестнике Европы» опубликован роман "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.

1889, 28 апреля (10 мая) – М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

5. Проблематика и поэтика сказок. Индивидуальное сообщение первого ученика. Слайды.

Записи в тетрадях.

«Сказки»это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).

Зачин

Сказочный сюжет

Фольклорные выражения

Народная лексика

Сказочные персонажи

Концовка

Сказки Салтыкова-Щедрина

Сатира.

Сарказм.

Смешение категорий добра и зла.

Нет положительного героя.

Уподобление человека животному.

Сказки русского народа

Юмор.

Гипербола.

Победа добра над злом.

Положительный герой.

Очеловечивание животных.

Проблематика сказок.

Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Положение народа («Коняга», «Кисель»)

Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

Поэтика. Художественные особенности сказок (с примерами из текста).

Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

Эзопов язык (иносказание и метафоричность)

Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

Гиперболизация

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ. Индивидуальное сообщение второго ученика. Слайды. Записи в тетрадях.

Сатирические приёмы.

ирония – осмеяние, имеющее двойной смысл,

где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

сарказм – едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

гротеск – предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

иносказание, аллегория – иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык – художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

гипербола – чрезмерное преувеличение

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: критический реализм (слайд).

6. Письменная самостоятельная работа (на листочках).

Вопросы.

1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?

2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?

3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского?

4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»? 5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?

6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими?

8. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский смех?

9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную . . . и звание . . . предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?

10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин?

ОТВЕТЫ.

1. Царскосельский лицей.

2. Кружка М. В. Петрашевского.

3. Арестован был за повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и сослан в Вятку.

4. «Вятский плен» – почти 8 лет (1848—1855).

5. «История одного города» – Глупова, с 1731 по 1826 г.

6. «Современник» и «Отечественные записки».

7. Пенкосниматели.

8. Смех сквозь негодование.

9. «. . . литературу», «. . . литератора».

10. 32 сказки.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.

7. Подведение итогов. Выводы.

Рефлексия. Заключительное слово учителя.

8. Домашнее задание.

Выучить лекцию. Подготовиться к проверочной работе «Сатирические приёмы».

Прочитать повесть «История одного города» (до «Фантастического путешественника»).

Записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию повести для одноклассников.

Использованная литература

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Авт. -сост. Е. Ю. Липина. – 4-к изд. , М. Дрофа, 2002.
  2. Литературные викторины. Л. Л. Бельская. М. , Просвещение, 2007.
  3. Русская литература XIX века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч. , под ред. Г. А. Обернихиной, М. , Дрофа, 2006.
  4. Лыссый Ю. И. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. М. , Мнемозина, 2011.
  5. Интернет-ресурс: http://www. myshared. ru/slide/62172/#

Метки: Литература