Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рассказ Михаила Шолохова "Нахаленок" в 6 классе

Рассказ Михаила Шолохова "Нахаленок" в 6 классе Предлагается изучать рассказ М. А. Шолохова "Нахаленок" на уроках внеклассного чтения, после изучения таких произведений, как "Корова" А. Платонова, "Кладовая солнца" М. Пришвина.

"Донские рассказы" Михаила Шолохова обладают большой силой воспитательного воздействия. Со многими из них ученики могут познакомиться по экранизациям, отдельные новеллы с увлечением читаются школьниками средних классов. Дети не только восхищаются героизмом и мужеством людей, боровшихся, не щадя себя, за новую жизнь, судьба героев рождает у ребят сочувствие, сострадание к чужому горю, чужой беде. Такие произведения воспитывают душевную чуткость, эмоциональность ,затрагивают тонкие струны детской души. Это очень важно для шестиклассников, вступающих в сложный подростковый возраст, когда ребенок стесняется проявления чувств, когда жалость подчас считается слабостью, а сострадание и милосердие некоторым из них, к сожалению, вообще неизвестны.

"Донские рассказы" – это не просто начало, это истоки творчества Шолохова. Как доказал В. В. Гура, это подступы, предыстория "Тихого Дона",а все вместе произведения Шолохова "составляют одну, единую Книгу". И чем раньше ученик откроет ее, тем полнее и глубже он сумеет ее постичь.

Многие рассказы Шолохова равно интересны как для взрослых, так и для детей. Таков и его: "Нахаленок". Рассказ знакомит ребят с грозными, трагическими событиями, участниками и героями которых становятся и взрослые, и маленький мальчик. Дети любой страны в тяжелые годы войн и революций живут особой, не совсем детской жизнью. Рассказ, таким образом, хорошо "вписывается"в круг героико-патриотических произведений, в которых решается важная проблема – дети и война, дети и революция.

"Нахаленок" дает возможность рассмотреть не только изображаемые автором события(классовая борьба и установление Советской власти на Дону),не только отдельных героев (Мишка, его отец, дед, станичные ребята), но и выяснить мотивы и причины поступков героев, проследить, какое влияние на маленького Мишку оказал отец, под влиянием каких событий мальчик принимает правду отца, почему проникается такой любовью и доверием к Ленину.

Рассказ чрезвычайно богат по идейному содержанию, совершенна его форма. Вчитываясь в текст, учащиеся увидят и поймут, как многообразно писатель проявляет свое отношение к герою, какими разнообразными изобразительными средствами и приемами пользуется. Рассказ дает материал для закрепления теоретико-литературных понятий, вводимых в 6 классе.

Учащиеся имеют возможность увидеть своеобразие шолоховского юмора, его функцию в произведении, мастерство писателя в изображении пейзажа, портрета и характера, а также яркий и образный язык автора, выразительную речь персонажей, являющуюся важнейшим средством их характеристики, средством создания образа. Особо следует остановиться на своеобразии композиции рассказа и ее средствах.

Изучая это произведение, учитель может формировать у учащихся умения и навыки, предусмотренные программой: умение воссоздать в воображении художественные картины, нарисованные писателем, выделять эпизоды, важные для характеристики действующих лиц, сопоставлять героев произведения с целью выявить авторское отношение к ним, умение выразительно читать и пересказывать эпическое произведение.

Рассказ "Нахаленок" детям нравится. Они весело смеются, читая его, пересказывая отдельные сцены и эпизоды. Шестиклассники легко воспринимают шолоховский стиль и с удовольствием включают в свой пересказ характерные выражения героев, живую речь автора.

Своеобразие рассказа и особенности его восприятия учащимся диктуют путь анализа. Вряд ли целесообразно составлять вполне очевидную характеристику Мишки -главного героя произведения. Гораздо важнее рассмотреть его поступки и выяснить их мотивы, интересно проанализировать мысли и чувства, восприятие мира семилетним ребенком и посмотреть, какое влияние на отзывчивую детскую душу оказали грозные события того времени. Рассматривая отдельные сцены, учитель покажет, как надо вчитываться, размышлять над текстом, постигать художественную функцию эпизода и отдельного слова. Следует обучить школьников в отдельном видеть целое, не допускать раздробленности.

Рассказ школьники прочитают дома, однако отдельные эпизоды пусть прозвучат уже на первом уроке. Школьники легко представят, увидят Мишку, его отца, деда, станичных мальчишек, услышав их речь, в которой раскрывается и индивидуальная сущность героев, и их социальная принадлежность. В коротком рассказе Шолохова много живых и ярких сцен. Зримости их изображения писатель достигает выразительным диалогом, которому, как известно, придавал большое значение.

Богат разговорно-бытовой язык в рассказах Шолохова. Довольно часто автор включает в свой рассказ характерные для его героев слова и выражения. Так, писатель включил в свою речь слова из лексикона семилетнего мальчишки, воспроизвел отчасти манеру его разговора, включил отрывки несобственно-прямой речи мальчика.

Это своеобразие авторского повествования школьники чувствуют, но затрудняются словесно оформить возникшие впечатления, дать свой анализ несобственно-авторской речи. Это и понятно, ведь у школьников еще сравнительно беден лексический запас, иногда они не знают точного значения слова. Помощь, подсказка учителя здесь необходима.

Используя интерес учащихся к эпическому произведению, следует учить их воспринимать в художественном тексте не только то, что лежит на поверхности, но и то, что в глубине его, учить наблюдать жизнь слова во всех его оттенках, погружаться в мысли писателя, надо показать, что в подлинном искусстве нет ничего нейтрального, незначительного. Первый шаг к этому­ – вдумчивое чтение, чтение, основанное на видении, на размышлении. Второй-стремление точно выразить в слове те мысли и чувства, которые рождаются во время чтения и в процессе анализа художественного произведения.

2. НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ,КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА "НАХАЛЕНОК".

Большую помощь преподавателю оказывает альбом "Михаил Александрович Шолохов" (Громцева С. Н. , Курдюмова Т. Ф. , Альбом "М. А. Шолохов,М. ,1982г. ). Демонстрация этих материалов создает прекрасную зрительную опору для восприятия учащимися того, что говорит учитель. Школьники видят места, которые связаны с жизнью писателя и его героев. Рассказ учителя могут иллюстрировать следующие листы альбома:

1. Михаил Шолохов в годы работы над первой книгой"Тихого Дона"(лист 3)

2. Крутояры Дона(лист 21)

3. Вид на Вешенскую с Дона(лист 20)

4. Дом,где родился М. А. Шолохов(лист 2)

5. Михаил Шолохов-ученик 1 класса мужской гимназии. 1914 г. лист 2)

6. М. А. Шолохов с внуком Андрюшей (лист 15).

7. М. А. Шолохов с вешенскими школьниками. 1970 г. (лист 18)

8. Школьники вручают М. А. Шолохову памятный альбом. 1970г. (лист18)

9. Обложка к изданию рассказа М. А. Шолохова

"Нахаленок"(лист 22)

3. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ "НАХАЛЕНОК" (2 часа)

Урок 1.

На первом уроке в небольшом вступительном слове учитель рассказывает о Шолохове-писателе и человеке, у которого "обыкновенная биография в необыкновенное время". Шестиклассники уже имеют понятие о революции и гражданской войне, поэтому учитель рассказывает о Шолохове как участнике революционных событий на Дону, которые впоследствии легли в основу многих его произведений, в частности рассказа "Нахаленок". Но попутно необходимо будет разъяснить, что такое продразверстка и продотряды, с этими незнакомыми для многих понятиями дети встретятся в рассказе.

Затем следует детальный анализ первых двух глав произведения. Композиционно – это своеобразная экспозиция. Здесь читатель знакомится с главным героем в обычной обстановке, с его ежедневными занятиями и проказами. Здесь Мишка такой, каким он был до возвращения домой отца.

Задача первого этапа работы над рассказом – помочь учащимся обнаружить и высказать свое отношение к прочитанному. На основе первоначального восприятия надо подвести ребят к пониманию и видению того, где и когда происходят события, кто главный герой и каков он в начале рассказа. Эти сведения школьники вычитают из самого произведения. На первом этапе работы должны быть выявлены и четко определены "исходные позиции", с которых особенно отчетливо станет видно, что произошло с Мишкой затем под влиянием отца и тех грозных событий, свидетелями и участниками которых стал мальчик.

Эти задачи могут быть реализованы в ходе беседы и наблюдений над текстом, когда учащиеся будут пересказывать понравившиеся им сцены и эпизоды, уже в самом пересказе обнаруживая отношение к прочитанному. Особое место должно занять выразительное чтение учителя.

Разговор с учащимися об их впечатлениях о рассказе может производиться по следующим вопросам:

1. Какое впечатление произвел на вас рассказ?

2. Какие сцены и эпизоды вам понравились и запомнились? Перескажи их.

3. Заметили ли вы что-нибудь необычное в том, как Шолохов рассказывает о своем герое?

Когда рассказ прочитан, эмоционально воспринят, учитель ведет школьников к осмыслению впечатлений и к пониманию того, почему рассказ вызывает такие разнообразные и противоречивые чувства, что в нем особенного. Своеобразие "Нахаленка" выражается, в частности, в том, что каждая сцена и эпизод, как говорится, встают перед глазами. Шолохову присуще кинематографическое видение, и каждая маленькая глава – это своеобразный кинофрагмент, который мы как будто видим на экране и который вызывает наше вполне определенное отношение.

Учитель не только поддерживает, но и углубляет интерес учащихся к тому "необычному", что они чувствуют в рассказе. Показать это можно, проанализировав две сцены: первая-начало рассказа, возвращение отца, и вторая­ – встреча Мишки и Витьки-поповича на пруду.

Учитель читает начало рассказа (до слов:"Мишка вырываться, да не тут-то было"). Что же своеобразного и необычного в этой сцене? Мишка как действующее лицо еще не проявился, но автор сразу вводит читателя в мир ребенка, в мир его радостей и огорчений. Все происходящее видится будто бы глазами мальчика. Мишка по-своему называет все происходящее.

Предлагаем ребятам найти в отрывке, который только что прочитан, слова и выражения, которые мог произнести мальчик, а не взрослый человек, и которые автор намеренно включил в свою речь ("маманька визжит, лопочет что-то","дед бежит, подпрыгивает","следом за дедом прет в горницу чужой большущий солдат","мамка на шее висит, воет","стряхнул чужой мамку с шеи да как гаркнет").

Возвращение отца передано через восприятие ребенка, многое удивляет его новизной и необычностью. Мальчик многого не знает, потому так поразила его шапка с лентами, но без козырька (это бескозырка, но такое название ему неизвестно). Почему

Мишка "струхнул и под одеяло спрятался"? Да потому, что испугало его незнакомое слово "потомство".

Делается вывод о том, что ничего не рассказывая о своем герое прямо, Шолохов в то же время очень много сказал о нем и сделал это взглядом на мир глазами ребенка. Такая манера повествования создает особый эмоциональный тон рассказа, позволяет писателю выразить свое отношение к изображаемому.

Прелесть, своеобразие шолоховского рассказа в том, что его героев мы видим и слышим, так ярка и выразительна их речь в диалогах. Учитель показывает это, читая и анализируя второй эпизод: встреча Витьки-поповича и Мишки на пруду.

Достаточно прислушаться к речи мальчишек, и можно сказать, кто эти ребята по своему социальному положению, каков их характер, как они относятся друг к другу. В процессе чтения и беседы ребята устанавливают, что в этой сцене достаточно отчетливо слышится и голос автора.

В этой сцене Витька-попович обзывает Мишку нахаленком. Как реагирует на это прозвище мальчик? (Схватил камень, готов броситься в драку). Вероятно, вид у него был настолько решительный и воинственный, что Витька испугался, заискивающе улыбнулся, заговорил примирительно и даже пообещал кинжал. В этом поведении Витьки, как в зеркале, отражается и состояние Мишки: слово" нахаленок" привело его в ярость.

Что здесь оскорбительного и обидного? Учитель рассказывает, что злой Витька, по-видимому, повторяет слова взрослых. А они называли Мишку так потому, что родился он, когда родители его еще не состояли в браке, не были обвенчаны в церкви. Такого ребенка презрительно называли нахаленок, то есть родившийся без отца. Понятно, почему это прозвище так задевает Мишку. Он слышит в нем оскорбление отцу, о котором мальчик только что говорил с гордостью.

В этой сцене оба героя совсем еще дети. Они хвастаются друг перед другом (один -кинжалом, другой -ружьем, которое отец принес с войны, самим отцом, его необычной шапкой). Как часто бывает у детей, ребята поддразнивают друг друга, но в их детской перепалке уже прослушиваются речи взрослых, вражда и ненависть их отцов.

Итак, две сцены. Состоялось первое знакомство с героем. Оно будет полнее, если рассмотреть портрет героя. Каков же он маленький Мишка? Сначала учитель дает возможность школьникам рассказать о своих представлениях, а затем обращается к тексту рассказа. Ребятам легко "вычитать" из описания внешности зримое изображение героя. Учитель же помогает им во внешнем облике "прочитать" его характер, темперамент, социальную принадлежность. В итоге делается вывод о том, что Мишка настоящий деревенский мальчишка: не очень-то ухоженный, живущий больше на улице, чем дома, обожженный солнцем и ветром, непоседливый и шустрый.

Предлагается проследить учащимся, чем занимается Мишка в течение дня (первые две главы рассказа).

Мишка живет в неспокойное время. Не нужна точная датировка-время действий определяется характером событий и содержанием разговоров, которые ведут не только взрослые, но и дети.

Учитель предлагает следующее задание классу: опираясь на текст рассказа, установить, когда происходят описываемые события, назвать факты, которые помогают определить время действия. На дом целесообразно предложить такие задания, которые организовали бы самостоятельную работу школьников над текстом рассказа, помогли закреплению навыков выразительного чтения и развития речи:

1. Подготовьте выразительное чтение по лицам отрывка из второй главы со слов: "Ребята возле пруда. . . " до слов: ". . . не догонять не побежали". Можно ли на основании того, о чем и как говорят станичные мальчишки, судить об их характере, культурном уровне, происхождении и настроении.

2. Найдите в тексте рассказа те места, где люди и события увидены глазами семилетнего мальчика. Каким видит мир Мишка и почему он так себе его представляет?

Урок 2.

Работа начинается с проверки домашнего задания. Затем рассматриваются главы с 3-й по 6-ю. Ключевой эпизод во второй группе глав – это ночной разговор отца с сыном. Необходимо детально проанализировать рассказ Фомы Коршунова о войне и Ленине, потому что этот рассказ во многом определил дальнейшее действия Мишки, изменил характер его поступков. Применяя различные приемы и формы работы, учитель рассматривает также еще несколько эпизодов: собрание в исполкоме, сбор Мишки в армию, сцена в поповском доме, финальный героический поступок мальчика.

Задача второго этапа работы – проследить, под влиянием каких событий и как изменился малолетний Мишка. Анализируется сцена, когда Мишка, стоя во дворе, наблюдает работу отца:

1. Почему Мишка сразу не бежит к отцу с вопросами, а стоит, долго смотрит, несмело трогает его рукой и спрашивает шепотом?

Школьники должны понять психологическое состояние мальчика: он полон сомнений: вдруг ребята правы, и отец на войне не воевал?! Наконец, мальчик преодолел страх, он хочет знать все до конца: что делал отец на войне, с кем воевал? В этих вопросах не простое любопытство, а желание узнать ту правду, которая снимет боль, уничтожит обиду, усилит гордость за отца. Отец обещает вечером все подробно рассказать про войну.

2. Как автору удается передать нетерпеливое ожидание вечера ребенком?

Учитель обращает внимание на художественно-выразительную функцию слова в этом эпизоде ("день растянулся, как длинная глухая дорога в степи", нетерпение"одолевает" Мишку, мать "провозилась" у коровы,"прокопалась" в погребе).

Сцена "Рассказ отца о войне". Интересно параллельно проследить по тексту, что и как рассказывает отец о войне, о Ленине и как это воспринимает мальчик.

Эпизод "Сон Мишки" читается по лицам. Звучащее слово делает его особенно зримым, вызывает веселый смех. Школьники понимают, что комизм ситуации создается несоответствием между реальностью и тем, как эта реальность преломляется в мишкином сне. Ленин становится для мальчика воплощением справедливости и оправдан тот живейший интерес, который проявляет мальчик к его портрету("вырвал" его из рук отца,"впился в него глазами").

Чем же поразил Мишку портрет?

Что нового появляется в поступках и речи героя под влиянием отца? (Посещение собрания, появление новых выражений в речи).

Чтение по ролям сцены "Мишка собирается уйти на войну". Почему мальчик решился на это? Представьте себе настроение, состояние Мишки и передайте, воспроизведя особенности его речи.

Таким образом, активизируя самостоятельную деятельность школьников, учитель подводит шестиклассников к обобщению, выводам, осмыслению идейного содержания произведения.

В заключении школьникам предлагается выполнить проблемное задание: станичные ребята по-разному называли Мишку: "нахаленок", "коммунячий сын", "коммуненок". Как в этих прозвищах меняется отношение к мальчику и почему? Почему Мишка, семилетний мальчик, смог совершить героический поступок?

Делается вывод о том, что подвиг мальчика подготовлен его короткой жизнью. Он поверил отцу, понял подлинный смысл слова "бандит", когда увидел изуродованный труп отца. Он не мог поступить иначе!

На дом можно рекомендовать детям проиллюстрировать понравившийся эпизод рассказа, нарисовать портрет мальчика. Можно провести конкурс на лучшее выразительное чтение диалогов рассказа "Нахаленок" на выбор со слов:

1)"А ну, иди сюда, Михайло Фомич. . . "

2)"Посреди хаты стряхнул чужой мамку с шеи да как гаркнет:

– А где мое потомство?. . . "

3)"Красноармейцы остановились, рассыпались по площади. . . "

Рассказ Шолохова "Нахаленок" обладает огромным воспитательным, нравственным воздействием. Изучение этого произведения может и должно стать на уроках литературы в шестом классе запоминающимся.

Метки: Литература