Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ИЗУЧЕНИЕ "ДОНСКИХ РАССКАЗОВ" В 11 КЛАССЕ

ИЗУЧЕНИЕ "ДОНСКИХ РАССКАЗОВ" В 11 КЛАССЕ Настоящая встреча учащихся с произведениями Шолохова происходит в старших классах в процессе изучения темы коллективизации в советской литературе 30 -80 годов.

Важнейшей особенностью изучения творчества писателя является необходимость постигать его произведения не в отрыве, а в плотной связи с произведениями других замечательных писателей 20 века, которые также обращались к отражению противоречивых процессов гражданской войны и коллективизации. Это "Кануны" В. Белова, "Мужики и бабы" Б. Можаева, "Овраги" С. Антонова. Такая литературная параллель дает возможность более объективно представить описываемое время и выявить полнее взгляд писателя на поднимаемые проблемы.

Непосредственное изучение творчества Шолохова начинаем с разговора о его судьбе и, конечно, об авторстве произведений.

Прежде чем приступить к изучению романов Шолохова, два урока можно посвятить литературному и человековедческому анализу "Донских рассказов". В работе над материалом используется репродуктивный метод, подразумевающий проблемный анализ, и эвристический, позволяющий учащимся выйти на исследовательский уровень деятельности через анализ эпизодов, образов, героев, композиции произведения, богатства языка.

Предлагаю основные вопросы, направления проблемного исследования произведения. Четкая же структура уроков, порядок рассмотрения вопросов ,разговор о художественном строе речи зависят от творческих возможностей каждого учителя, от его индивидуального подхода к материалу.

Перед тем как обсуждать рассказы, хорошо познакомить учеников с историческими материалами о массовом терроре на Дону, с документами, отражающими события, легшие потом в основу "Донских рассказов" и романов Шолохова. Ориентиром к подбору таких материалов может послужить статья Ф. Б. Бирюкова "Шолохов сегодня", опубликованная во втором номере журнала "Литература в школе" за 1990 год.

Начать обсуждение можно с разговора о позиции Шолохова как человека и писателя, рассказы которого в изображении гражданской войны контрастировали с лакированной героической поэзией и прозой Н. Тихонова, М. Светлова, Н. Островского. Шолохов, будучи очевидцем и участником войны, видел, что она несет страшное зло в человеческий мир прежде всего потому, что необратимо калечит души. В рассказах Шолохова нет победителей: и те, кто имеет власть и силу и вершит чужие судьбы, морально умерщвлены, и те, кого убивали, но кто остался жив, тоже невосполнимо душевно ранены. Общая массовая деградация – вот следствие братоубийственной войны, и это мы должны помочь понять нашим ученикам. Ведь похожие проблемы, к сожалению, становятся актуальными и для нашего времени.

Только в жертвенности видит писатель спасительное очищение человеческой души. Примером служит один из лучших рассказов цикла "Продкомиссар", в котором главный герой, убивающий своего отца, спасает ценою своей жизни чужого мальчика, то есть он искупает великий грех отцеубийства своей кровью и перед смертью становится вновь человеком; и рассказ "Алешкино сердце",где юный герой, переживший все ужасы голода и последствий, с ним связанных, закостеневший от горя, жертвует собой ради чужой женщины с ребенком и оживает.

Чтобы помочь ученикам понять тематическое единство цикла, предложим выбрать из всех названий рассказов одно, которым можно было бы назвать весь сборник.

И это, конечно,"Коловерть". Именно коловерть происходит в судьбах и душах шолоховских героев. Далее разбираем, какое содержание Шолохов вкладывает в это слово и как он раскрывает свои мысли в самых различных рассказах.

Закрутила коловерть людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот убивает отец сына в "Роднике", сын отца в "Продкомиссаре", муж жену, оставляя сиротой ребенка, в рассказе "Семейный человек", трагическим убийством заканчивается любовь в "Кривой стежке", на глазах у ребенка убивает обиженный его отца в "Обиде", убивают неугодного начальника в рассказе "Смертный враг", лишает жизни сына отец вместе со старшим сыном в "Червоточине", издеваются и убивают детей на глазах старика отца в рассказе "Лазоревая степь".

Так же Шолохов исследует необычайный по силе конфликт поколений, когда дети во имя чужих идей идут против родителей, они отвергают весь старинный, сформированный веками уклад, а вместе с ними перечеркивают всю жизнь своих близких и даже устраняют их за ненужностью. Так поступает герой рассказа "Продкомиссар" Игнат Бодягин, много лет не видавший родного дома, а теперь разоряющий его и отдающий на расстрел отца. Такая же семейная драма непонимания складывается у героев и в рассказах "Червоточина", "Бахчевник".

Новое поколение не осознает того, что изменить жизнь к лучшему можно только упорным трудом и нравственным усовершенствованием. Никакими революциями, честным дележом земли, борьбой во имя светлого будущего людей не сделать счастливым.

Необходимо не только разобрать смысловое единство рассказов писателя -гуманиста, направленное против любого насилия над человеком, но и помочь увидеть ученикам, что Шолохов показывает выход из кровавого месива человеческой жестокости. И этот выход можно определить при анализе рассказов "Алешкино сердце", "Жеребенок","Чужая кровь","Один язык".

Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, то есть попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего пострадают те, кто сделает первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим. Такова основная мысль рассказов "Жеребенок", "Чужая кровь" и "Алешкино сердце". Писатель учит нас открывать свое сердце друг другу и таким образом приходить к согласию (рассказ "Один язык").

Можно предложить учащимся попытаться самим выделить темы и проблемы шолоховских рассказов (тема детства; тема женской судьбы; проблема богооставленности человека; тема любви; тема человеческой веры), проанализировав несколько из них.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ БЕСЕДЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ.

Рассказ " Жеребенок "

1. Как описывается рождение жеребенка? Какое первое чувство испытал он на земле и почему? Как вы думаете, чем объясняется то, что писатель пишет о разрыве снаряда: ". . . нежный. . . комочек шрапнельного разрыва", а о стрельбе пулемета– " под его жизнерадостный строчащий стук"?

2. Можно ли по началу рассказа определить, в какое время происходит действие?

3. Почему сначала Трофим, а потом и командир эскадрона предлагают убить жеребенка? Почему это решение оказывается невыполнимым?

4. Опишите переправу красноармейцев через Дон. Как был спасен жеребенок? За что умер красноармеец Трофим? Охарактеризуйте белого офицера, выстрелившего в Трофима.

5. Какая мысль заключена в финальных строчках рассказа: "А на песке, в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью"?

Рассказ " Пастух"

1. Как вы думаете, почему Шолохов начинает рассказ описания хуторского собрания, нанимающего пастуха? Как это помогает понять будущие события?

2. " Обуглилась земля, травы желтизной покоробились, у колодцев . . . жилы пересохли", " степь испятнали бурые прыщи сурчиных нор"– так описывается в начале рассказа окружающая героев природа. Каков характер этого пейзажа? В чем его связь с описываемыми событиями?

3. О чем мечтают пастух Григорий и его сестра Дунятка?

4. Как, какими картинами описывает автор падеж скота? В чем связь этих трагических зарисовок с основным содержанием рассказа?

5. Из-за чего погибает Григорий? Как описана его смерть?

6. Какие детали рассказа наиболее ярко раскрывают особенности описываемого времени, остроту классовой борьбы?

7. Почему в рассказе, несмотря на его трагический характер, нет ощущения безысходности?

Рассказ "Батраки"

1. Что можно сказать о конфликте рассказа " Батраки"? Кто противостоит герою рассказа Федору Бойцову?

2. В каких жизненных испытаниях и душевных переживаниях формируется характер Федора? Какие события ускорили его духовное созревание, пробудили дремавшие ранее силы?

3. Почему встреча с матерью приобретает такое важное значение в развитии сюжета? Почему Федор раньше терпел все издевательства хозяина, а потом восстает?

4. Какое влияние на становление характера Федора как волевого, целеустремленного человека оказывают встречи с молодым рабочим Фролом?

5. Кого называет Фрол " кровной родней" Федора? Как встретили комсомольцы Федора, в чем выразилась их помощь ему?

6. В какой момент и что имел в виду Федор, сказав о себе: " Счастье навалилось. . . Давно ли думал, что на земле одно горе ходит и все люди чужие?"

7. В чем, на ваш взгляд, выражается гуманистическая направленность рассказа

В ходе работы над шолоховскими рассказами нельзя увлекаться только проблемным анализом. Надо говорить еще и о художественных особенностях его произведений.

Во-первых следует разобраться, зачем Шолохов употребляет большое количество диалектных слов. Для этого нужно выделить их в тексте, рассмотреть их образную и смысловую систему употребления. Результат этой стилистической работы будет состоять в понимании того, что, сохранял весь колорит народной речи, Шолохов максимально приближает нас к событиям на Дону, мы забываем, что читаем произведения писателя, становимся участниками описываемых событий.

Во-вторых, нужно заняться наблюдением над удивительной образностью языка писателя. Это задание лучше дать на дом после первого урока. Учащиеся должны выписать в тетрадь понравившиеся им выражения или сделать закладки в тексте.

В ходе работы школьники отвечают на вопрос: " В чем особенность шолоховского языка, в чем необычайность употребляемых им художественных средств: различных метонимий и эпитетов?"

После прочтения рассказов у учащихся создается ощущение, что степь, леса, река Дон – это живые существа, которые участвуют во всех событиях и переживают их так же, как люди. Пейзаж в рассказах Шолохова помогает раскрыть внутреннее состояние героев. Здесь уместно сказать о неоднозначной роли пейзажа в рассказах Шолохова.

В-третьих, провести работу над жанровым своеобразием рассказов, выделяя их композиционные особенности, обратить внимание на сказовую манеру некоторых рассказов ("Шибалково семя", " О Колчаке, крапиве и прочем" и др. ), наличие юмора в рассказах.

Наконец, в-четвертых, в процессе разговора о реалистическом методе писателя познакомить учащихся с таким явлением в литературе, как натурализм.

В завершение проблемного анализа шолоховских рассказов можно предложить детям написать небольшое домашнее эссе о связи тематики рассказов с сегодняшним днем. Ведь наиболее близко к сердцу мы воспринимаем материал, пропускаемый через себя, когда ставим себя на место героя произведения. С наиболее интересными работами ученики могут выступить потом как с докладами, защищая свои публицистические высказывания, взгляды, конечно, после предварительной проверки учителя.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ПО " ДОНСКИМ РАССКАЗАМ".

1. В чем трагизм " Донских рассказах"?

2. Судьба человека в гражданской войне. Жестокость и жалость. . . Как они уживаются в одном человеке ("Шибалково семя", "Алешкино сердце", "Родинка","Чужая кровь")? Какие чувства вы испытывали при чтении?

3. Прочитайте рассказ " Продкомиссар". Одобряете или осуждаете поведение сына Игната Бодягина по отношению к отцу? И в то же время писатель рассказывает о гибели Игната: замотался, потерял время. Так каков же Игнат?

4. Перечитайте рассказ "Родинка". С какими мыслями ушел из жизни потрясенный содеянным белогвардейский атаман? Сознанием своей запутанности? Прозрением?

5. Ваши впечатления от рассказа "Чужая кровь"? Какова литературная реминисценция? Какие страницы других литературных произведений вы вспомнили и почему?

6. Перечислите примеры острых психологических моментов в рассказах, построенных на резких антитезах, отражающих реальные противоречия жизни: примеры лаконичных средств изображения обстановки, портрета, пейзажа, диалога. В чем сила народной речи в рассказах Шолохова?

7. Как в рассказе "Жеребенок" автор сталкивает две стихии – войну и мир?

ЭПИГРАФЫ К УРОКАМ

1. Белым был-

Красным стал,

Кровь покрасила. . .

Красным был-

Белым стал,

Смерть побелила.

М. Цветаева

2. О, годы юности немилой,

Ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он – враг.

А мать?

Но сказано: два мира,

И ничего о матерях. . .

А. Т. Твардовский. " По праву памяти"

3. Там, где царит насилие,– царит горе и льется кровь.

В. Гроссман

4. А ад я видел на земле.

Саша Черный

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ

ПО "ДОНСКИМ РАССКАЗАМ" ШОЛОХОВА

Изобразительный материал

1. Михаил Шолохов. Жизнь и творчество. Выставка в школе/ Сост. В. В. Гура. , М. ,1964,1975 гг.

2. Жизнь и творчество М. Шолохова. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке/ Сост. В. В. Гура, М. ,1980г.

3. Михаил Александрович Шолохов. Альбом / Сост. С. Н. Громцева, Т. Ф. Курдюмова/ Под ред. В. В. Гуры, М. , 1982 г.

Экранные пособия

1. Михаил Шолохов. Фильм черно – белый. 2 части. Ростов-на-Дону, 1966 г. Автор сценария И. Котенко. Редактор А. Мазурхо.

Кинофрагменты

1. Из к/ф " Нахаленок". Режиссер Е. Карелов. 1962 г. – 6 фрагментов:

1) Отец и сын;

2) Рассказ о Ленине;

3) Портрет Ленина;

4) Выборы в исполком;

5) Мишка поступает в отряд;

6) Подвиг

Диафильмы

1. " Нахаленок". Цветной. Сценарий О. Зубковой. Худож. редактор В. Иванов.

2. Михаил Шолохов. Автор А. Ширяев. Худ. -оформитель

Ж. Гиричева.

Звукозапись

1. Фонохрестоматия по литературе для шестого класса. Сост. Э. О. Конокотин.

2. Фонохрестоматия по литературе для одиннадцатого класса. Сост. Е. И. Бушлина.

Экранизация рассказов

1. "Пастух" ( 1957). Режиссер И. Бабич.

2. "Жеребенок"( 1959). Режиссер В. Фетин.

3. " Нахаленок"( 1962). Режиссер Е. Карелов

4. " Смертный враг" (1971). Режиссер Е. Матвеев

5. " В лазоревой степи" (1971). Режиссеры: В. Ланской, В. Жамшурин, В. Кольцов, О. Бондарев. Фильм состоит из трех новелл, в основе которых лежат рассказы " Коловерть", "Червоточина", "Продкомиссар».

Метки: Литература