Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Тема. Древнерусская литература. Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха

Тема. Древнерусская литература. Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха

Тема. Древнерусская литература. Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха

Цели урока:

образовательные:

– систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.

развивающие:

– развитие мышления, памяти; формирование коммуникативных навыков, навыков работы с компьютерными программами; совершенствование навыков сравнения, сопоставления информации, полученной самостоятельно из разных источников;

воспитательные:

– воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения работать в группе; воспитание у учащихся нравственных качеств через образ Владимира Мономаха.

Предварительное домашнее задание: собрать сведения о жанрах ДРЛ; подготовить проекты о жизни Владимира Мономаха, о содержании и структуре полного текста «Поучения» Владимира Мономаха; составить «Поучение» сверстникам.

Тип урока: обобщение дополнительного материала по теме.

Эпиграф к уроку: «Имеющий уши, да услышит » (из «Евангелия» от Матфея).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся.

Прошу садиться. Здравствуйте, ребята и гости. Надеюсь, вам будет интересно то, о чём пойдёт речь на уроке. Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ – «Поучением» Владимира Мономаха. Запишите в тетрадях число, тему урока : «Значение «Поучения» Владимира Мономаха».

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из «Евангелия» от Матфея: «Имеющий уши, да услышит».

Ребята, исходя из темы урока и эпиграфа, поставьте учебную задачу на урок. ( Нам необходимо выяснить, в чём заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас. ) Спасибо, верно.

Мне хотелось бы, ребята, чтобы сегодня на уроке вы продемонстрировали не только свои знания, которые приобрели во время подготовки к уроку, но и показали бы, как можно их воплотить в реальные проекты и как их можно использовать.

Домашнее задание будет связано с тем, о чём пойдёт речь на уроке. Запишите его: написать сочинение-миниатюру «Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?»

Учитель. Итак, приступим к работе. Поучение – это один из жанров ДРЛ. Давайте вспомним, что это за жанр и какие ещё жанры существовали в ДРЛ.

Группа ребят получила задание провести опрос в интересной форме по теме «Жанры ДРЛ». Посмотрим, что у них получилось. (Задание классу). Прошу вас записать названия жанров, о которых пойдёт речь.

Кроссворд «Жанры ДРЛ». Приложение 1.

Учащиеся отгадывают кроссворд, по вертикали получается слово «поучение». По горизонтали:

1. Текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. (Повесть)

2. Разновидность жанра древнерусского красноречия, в котором прославлялись христианские праздники, раскрывался смысл или символика тех или иных эпизодов и образов Священного писания. (Слово)

3. Произведение, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя. (Поучение)

4. Буквально «чтение по месяцам» – собрание произведений о святых людях. (Четьи-минеи)

5. Погодная (по годам) запись исторических событий древнего времени. (Летопись)

6. Произведения, в которых описывались путешествия. (Хождение)

7. От греч. тайный, подложный, скрытый, сокровенный – древние религиозные легенды-сказания, которые выдавались за "священное" писание наравне с Библией и Евангелиями. (Апокриф)

8. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым. (Житие)

Вопросы 1-й группе.

– Почему вы остановили свой выбор на этих жанрах? (Из большого многообразия жанров выбрали те, которые нам показались самыми распространёнными в те времена. )

– Какие ещё жанры существовали в ДРЛ? (Кроме упомянутых, в ДРЛ было ещё много жанров, например, хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков. Патерик – описание жизни святых отцов. Аполог, или притча – рассказ-аллегория, каждый из персонажей которого и весь сюжет существовали лишь для того, чтобы наглядно проиллюстрировать какую-либо идею. Моление, похвала и другие. )

Учитель. – В чём, на ваш взгляд, состоит значение ДРЛ?( Из произведений ДРЛ мы узнаём о жизни предков. Она помогает нам понять существо связи прошлого с настоящим и заглянуть в будущее. )

– Скажите,ребята, чему вы научились, выполняя это задание? (Мы прочитали много разной информации о жанрах ДРЛ: листали энциклопедии, справочники, просматривали Интернет. Потом думали, как поинтереснее представить собранный материал и решили составить кроссворд. Освоили компьютерную программу Майкрософт Повер Пойнт. )

Учитель. (Классу) Как вы считаете, справились ребята с заданием? (Конечно, ребята справились с заданием. Они постарались усложнить работу и включили в кроссворд названия таких жанров, о которых не все знали. Зато теперь будем знать. )

Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились и опрос интересный провели, и узнали много о жанрах ДРЛ. Со своей задачей вы справились и заслуживаете отличных оценок.

3. Защита проектов учащихся.

 Мы уже познакомились с фрагментом из «Поучения» Владимира Мономаха. А кто такой Владимир Мономах? Что вам удалось узнать о нём, о его жизни? (Презентация учащихся «Жизнь «благоверного, христолюбивого и великого князя всея Руси» Владимира Мономаха». ) Приложение 2

Задание классу: составьте план биографии В. Мономаха.

Слайд 3-4. Владимир Всеволодович Мономах (1053 – 1125) – великий князь киевский, военачальник.

Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. По матери же Владимир приходился внуком правящему тогда византийскому императору Константину IX Мономаху. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю.

Слайд 5-6. Есть и другое объяснение названия Владимира Всеволодовича Мономахом: будто бы он ходил на генуэзцев, занявших Тавриду, и, при взятии Кафы, убил в поединке генуэзского князя, за что и прозван Мономахом, т. е. единоборцем.

По свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости – смелым среди князей на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям. В знак особой любви назвали его Мономахом (т. е. достойнейшим из внуков).

Слайд 7. С 13-ти лет он вместе с отцом стал принимать участие в княжеских трудах – ратных походах и охотах ("ловах"). Около 1067 года (дата предположительная) Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.

После смерти отца (1093) в руках Владимира оказалась реальная власть над Киевом. Однако он добровольно уступает Киев своему двоюродному брату Святополку Изяславичу. В следующем году Владимир вынужденно оставляет и Чернигов, который переходит в руки другого его двоюродного брата Олега Святославича, и переходит на княжение в отчий Переяславль. В годы своего переяславского княжения (1094-1113) Владимир становится не просто одним из наиболее авторитетных и влиятельных, но, бесспорно, самым авторитетным и влиятельным из русских князей.

Слайд 8. Большой заслугой князя Владимира Мономаха в биографии стал разгром половцев. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. Ценой невероятных усилий князьям удается примириться друг с другом, прекратить бесконечные междоусобные войны, объединиться перед лицом внешней опасности. В 1103, 1107, 1111 годах Владимир Мономах организует большие совместные походы в Степь, в которых принимают участие сильнейшие русские князья того времени. Русь была освобождена.

Слайд 9. Когда умер киевский князь Святополк, Владимир Мономах подавил киевское восстание и возглавил правление страной (1113 – 1125). Тогда же вышел знаменитый «Устав Владимира Мономаха». Период его правления был в целом благоприятным для Руси. Прекратились междоусобицы.

Слайд 10. В 1116 году Владимир воевал против греков (Византии), поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира (Мария) была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин, новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок князю царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи, он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Слайд 11-12. Скончался великий князь 19 мая 1125 года. По словам летописи, "слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе; . . . весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери".

Слайд 13. Князь Владимир Всеволодович Мономах, несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных фигур русского Средневековья. Его княжением по существу завершается эпоха Киевской Руси и начинается новый этап русской истории, получивший название удельного периода, или периода феодальной раздробленности.

Мономах имел большой жизненный опыт; это благородный человек, всегда думавший о благе своего государства.

Это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проведший в неустанных трудах и в опасных воинских походах.

Учитель. Спасибо, ребята.

Вопросы 2-й группе.

– Одной из задач, которую вы ставили, было выявить в личности В. Мономаха черты исторического деятеля. Какие черты вам показались важными? (Нам кажется, что Мономах был незаурядным человеком для своего времени, государственным деятелем русского средневековья. Он был человеком, который заботился в первую очередь о славе и чести родной земли. )

– Как можно использовать вашу презентацию? ( Презентацию можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках истории, а также на классных часах. Ученики должны знать своих предков, которые приносили ей славу и укрепляли её могущество. )

– К каким источникам вы обращались, работая над проектом? (Мы прочитали много разной литературы: листали энциклопедии, справочники, а также просматривали Интернет, скачивая необходимые иллюстрации для презентации. )

– Вам было интересно работать над проектом? (Да, мы многое узнали не только о самом Мономахе, но и о том времени, в которое он жил. Познакомились ближе с его личностью. )

Учитель. (Классу) Ребята, а вам было интересно?

Учитель. Вы хорошо поработали и заслуживаете самых высоких оценок. Спасибо.

Мы узнали много интересного о личности великого князя Владимира Мономаха. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.

 Физкультминутка

Славный князь Мономах правил на Руси. (Повороты туловища. )

Кто не слышал о нём, послушай, уясни:

Был он честен, и смел, и исполнен сил (Махи руками. )

Русь святую собрать, избавить от войны.

От половецких племён он избавил Русь. (Наклоны туловища. )

Подружил всех князей и возглавил их.

Сыновьям Мономах дал такой наказ: (Вращения глазами. )

В дружбе жить, уважать старых и больных,

Не лениться, учиться, дружбой дорожить. (Вращения кистями рук. )

И тогда вспомнит Русь сыновей своих.

Учитель. Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал «Поучение», которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.

Третья группа ребят подробно исследовала полный текст «Поучения». Расскажите о проделанной работе.

 Какова история создания, структура и содержание «Поучения»? (Презентация учащихся «Поучение» Владимира Мономаха как завещание потомкам» (презентация). Приложение 3

Задание классу: запишите сведения о «Поучении».

Слайд 4. В 1110 -1118 г. г. была составлена лучшая русская летопись «Повесть временных лет». Первая редакция "Повести временных лет" создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Нестор стремится всем ходом исторического повествования убедить русских князей покончить с братоубийственными войнами и на первый план выдвигает идею княжеского братолюбия.

Слайд 5. Став Киевским князем, Мономах передал ведение летописи в Выдубицкий монастырь, игумен которого Сильвестр в 1116 г. составляет вторую редакцию "Повести временных лет". В ней на первый план выдвинута фигура Мономаха, подчеркиваются его заслуги в борьбе с половцами и в установлении мира между князьями.

В 1118 г. в том же Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция "Повести временных лет". В эту редакцию включено "Поучение" Владимира Мономаха.

Слайд 6. Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Мономахом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчины. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» – к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно имел в виду всех русских князей.

Слайд 7. «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая могла сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей графа А. И. Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.

Слайд 8-9. «Поучение» Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: это собственно «Поучение», его автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу, убийце его сына.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего. . . Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите».

Слайд 10-12. Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 80 и 3 больших воинских походов. Князь обращается и ко всем русским князьям, которым выпадет после него "держать" Русскую землю и заботиться о ее покое и процветании. Он учит князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, довольствоваться своим уделом и т. д. В произведении с точностью передаются исторические события – борьба с половцами, походы князей.

Слайд 13-15. Причем все то, о чем Мономах писал в своем "Поучении", было в буквальном смысле выстрадано им. Он мог с полным основанием сослаться на собственный опыт. В этом отношении совершенно уникально дошедшее до нас его письмо князю Олегу Черниговскому – его главному политическому противнику и личному врагу, более того, убийце его сына. Это письмо было написано в самый разгар войны между ними (начало 1097 года). События, явившиеся поводом к письму Мономаха, разыгрались в 1096 г. В междоусобной битве с войсками Олега Святославича под стенами Мурома был убит сын Мономаха – Изяслав.

Преступление Олега было тем более ужасно, что убитый Изяслав приходился крестным сыном Олега. Со средневековой точки зрения Олег был сыноубийцей. Он крестил Изяслава в один из коротких промежутков между войнами с Мономахом.

Но Владимир прощает убийцу своего сына и по существу снимает с него ответственность за случившееся, предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах, обещает вернуть отобранные волости – но лишь при условии, что и сам Олег смирится и оставит свою гордыню. В этом письме требования нравственного порядка: призывы к человечности, состраданию, христианскому долгу. По словам Д. С. Лихачёва, «письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Он заботится о правде и о своей стране».

Слайд 16. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени. Владимир Мономах изложил моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют значение и ценны по сей день. Но «Поучение» – это не только свод бытовых и нравственных советов, но и политическое завещание князя. Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве.

Слайд 17. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, видящим большую пользу в познании христианских заповедей. Особенно ценным является то, что свою жизнь Владимир Мономах старался строить по тем же правилам, о которых написал в «Поучении». Это заставляет людей задумываться о взаимоотношениях между ними, совершенствовать свои нравственные принципы.

Вопросы 3 группе.

– Не кажется ли вам, что «Поучение» устарело в наши дни? (То, о чём писал Мономах, относится к понятиям «вечным», то есть таким, которые важны в любые времена, поэтому его значение будет актуально всегда. )

– Как вы работали над проектом? (Нам пришлось много потрудиться. Так как в учебнике представлен только фрагмент «Поучения», мы нашли в хрестоматии по ДРЛ его полный текст, но в оригинале прочитать его не смогли, нашли перевод. С удивлением обнаружили, что «Поучение» состоит из трёх частей. Мы узнали, что не все учёные придерживаются мнения, является ли оно единым произведением, так как Мономах создавал его части в разное время. )

– Что было самым трудным? (Самым трудным было систематизировать тот обширный материал, который нам удалось найти и выбрать самое, как нам кажется, интересное для представления в презентации. )

Учитель. Спасибо, ребята. Вы довольно глубоко разобрались в структуре и содержании «Поучения», проделали большую серьёзную работу и получаете отличные оценки.

 Какие же советы «благоверного князя» Владимира Мономаха кажутся вам полезными и актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к ним? (Проект учащихся. Буклет «Поучение». ) Приложение 4

Детям

 Не сочтите за труд прочитать эту грамотку: может, окажется она вам полезной.

 Ребята, никогда не ссорьтесь, а если такое случилось, не держите друг на друга зла, ибо разрушится ваша дружба, и в мире будет царить зло и ненависть.

 Относитесь ко всякой работе серьёзно, добросовестно, с трудолюбием, доводите всякое дело до конца, и не беритесь за другое, пока не закончите прежнее, ибо никакое дело у вас не получится, и сочтут вас за несерьёзного человека.

 Будьте добры и честны по отношению ко всему, что вас окружает.

 Не заставляйте людей злиться на вас, ведь это зло вернётся к вам. Не делайте людям ничего плохого, а делайте только хорошие дела. И добро обязательно вернётся к вам в жизни. А зло порождает только зло. Так не умножайте зло на земле.

 Не ленитесь, будьте деятельными людьми. Лень губит человека. Труд – облагораживает.

Одноклассникам

 Учитесь, хорошо учитесь, будьте умными, ведь умному легче идти по жизни.

 Любите книги. В них вы найдете много полезного и интересного. Книга – мудрый советчик и товарищ.

 Используйте свой ум везде, ум – это бесконечная фантазия. Если ты действуешь с умом, то никогда не попадёшь в глупую ситуацию.

 Не ограничивайтесь тем, что задают вам в школе, дерзайте. Ваше образование – залог вашего будущего.

 Не останавливайтесь в своём развитии, ибо нет предела совершенству. Век живи – век учись.

 Воплощайте в жизнь свои идеи, придумывайте новые, развивайте мысли и фантазии. Может быть, именно от вас зависит будущее нашей страны.

Взрослым

 Не злоупотребляйте спиртным! Это не приведёт Вас к добру, а только погубит Вас и ваши семьи. Ведите здоровый образ жизни, это приумножит Ваше здоровье.

 Бросайте курить! Какой пример Вы показываете своим детям? В здоровом теле – здоровый дух.

 Держите своё слово! Обманывая, Вы унижаете себя, и в глазах своих детей Вы перестаёте быть авторитетом. А обман рано или поздно раскроется, и Вам будет стыдно.

 Уважайте мнение своих детей. Они – граждане большой страны, где каждый имеет право голоса. Порой детские рассуждения помогают взрослым в трудных жизненных ситуациях.

 Любите своих детей. В них Ваше будущее. Они, вырастая, берут Вас под свою опеку.

Учитель. Чем вы объясните выбор таких советов своим сверстникам? (Нам кажется, для нас и наших сверстников главное – хорошо учиться, чтобы стать полезными своей родине; быть хорошими детьми для своих родителей, чтобы стать им опорой в будущем; быть здоровыми, чтобы не тратить время, отпущенное нам для жизни, на лечение; быть преданными своей родине, чтобы отдать ей свой долг сполна. Эти истины никогда не устареют. О них говорил и Владимир Мономах в своём «Поучении», они важны и сейчас. )

– А почему вы не ограничились советами детям и сверстникам и обратились к взрослым? (Мы считаем, что многие взрослые часто не понимают детей, другие – ведут себя иногда, как неразумные дети: сквернословят, пьянствуют, не заботятся о своих семьях. Поэтому мы посчитали, что взрослым полезно будет узнать наше мнение о них. Ведь мы должны брать с них пример. Может, взрослые, прочитав наше «Поучение» задумаются или даже изменятся. )

– Почему вы выбрали форму буклета для реализации своего проекта? ( Это простой и доступный, а также наглядный способ донести информацию до тех, кому она адресована. )

Учитель. Чему вы научились, выполняя задание? (Мы научились отбирать и обобщать информацию, редактировать тексты, овладели компьютерной программой для создания буклетов. )

– Как можно практически использовать вашу работу? (Мы оформили свои советы в виде буклета и хотели бы раздать их присутствующим на уроке гостям, а также своим родителям и младшим братьям и сёстрам. )

Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали и честно заработали отличные оценки.

4. Заключительное слово учителя. Выдающийся памятник ДРЛ – "Поучение" Владимира Мономаха– необходимо рассматривать в контексте исторической эпохи конца XI века. Конечно, политическая деятельность самого Владимира Мономаха отнюдь не всегда была безупречной в моральном отношении. В его деятельности были и случаи коварства, и нарушения обещаний, и жестокого обращения с населением захваченных городов. Все это так!

И при всем том Мономах умел признавать свои ошибки, умел, как в случае с Олегом, простить заклятому врагу. Его пример удивителен. И поучителен для нас. В этом и заключается его значение для потомков.

5. Итоги урока. Рефлексия.

– А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам полученные умения и навыки в будущем?

Учитель. Готовясь самостоятельно к уроку, вы сумели добыть новые знания, осмыслили их и представили в виде кроссворда, презентаций, буклета. То есть вы показали, как можно использовать на практике свои знания. Спасибо за плодотворный и интересный урок.

(Дополнительное задание: составить синквейн по теме.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Литература