Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема. Творчество М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина

Тема. Творчество М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина

Цели: отметить широту интересов поэта и ученого; подчеркнуть особенности характера, патриотизм, уверенность в будущем русской науки и ее творцов.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение фрагментов из «Повести » по ролям.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Беседа с использованием материала учебника.

Михаил Васильевич Ломоносов

(1711-1765)

А. С. Пушкин писал о Ломоносове: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

Действительно, Ломоносову свойственна необыкновенная широта интересов. Во многих областях современного ему знания он заявил себя как гениальный ученый. Не случайно Московский Государственный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Но Ломоносов не только великий ученый и выдающийся поэт, но и «великий характер, явление, делающее честь человеческой природе и русскому имени». (В. Г. Белинский, критик XIX века. )

– Что значит «великий характер»?

Обращение к статье учебника (с. 64-66).

Долгие плавания десятилетнего Миши Ломоносова с отцом-рыбаком по Белому морю на небольшом парусном судне с романтическим названием «чайка» закалили мужество мальчика, помогли познать жизнь в ее заманчивой красоте и трудностях. Величавая природа Севера вызывала восторг Ломоносова, способствовала развитию его любознательности, формировала суждения о явлениях окружающей жизни. Живые непосредственные наблюдения, накопленные в детстве, нашли впоследствии отражение в научных открытиях Ломоносова и его стихотворениях. Только человек, сам боровшийся с морской стихией, познавший ее грозно-величавый нрав, мог написать такие замечательные стихи.

Корабль как ярых волн среди,

Которые хотят покрыти,

Бежит, срывая с них верьхи,

Претит с пути себя склонити;

Седая пена вкруг шумит,

В пучине след его горит _______________

(«На взятие Хотина». )

В 1730 году Ломоносов, ему было 19 лет, без ведома отца ушел в Москву учиться, где за пять лет прошел восьмилетний курс обучения, овладел латынью и усвоил другие науки. Годы учения были тяжелы: учеников наказывали розгами, за допущенную ошибку в учебе или поведении на шею провинившемуся вешали свиток («калькулюс») как знак ученического нерадения. Испытывали ученики и материальные трудности. Ломоносов потом вспоминал, что «имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды».

И все-таки Ломоносов учился, преодолевая трудности.

Не довольствуясь поурочными заданиями, он самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком замечательной учености. Поэтому в сентябре 1736 года Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя другими студентами направляют в Германию, в Марбург, для изучения химии и горнорудного дела. В июне 1741 года он возвращается в Россию и приступает к работе в Академии наук, основанной Петром I в 1724 году.

– Что было смыслом его жизни?

Обращение к учебнику.

Да, Ломоносов понимал, что процветание родины зависит от развития наук. Но после смерти Петра I в Академии сложилась обстановка, которая не способствовала развитию наук. Руководство Академии больше заботилось о своих собственных выгодах, нежели о нуждах отечества. Ее фактическим хозяином был немец Шумахер, секретарь академической канцелярии и попечитель библиотеки. Невежественный и властолюбивый, он окружил себя подхалимами и стал чинить всевозможные препятствия в работе видных ученых, и они вынуждены были покинуть Петербург. Шумахер и его приспешники не считались с национальными интересами страны, сознательно взяли курс на ограничение русских талантов. И Ломоносов вступил в решительную борьбу с засилием иностранцев, за честь русской науки и укрепление ее национальных кадров.

Сам Ломоносов в освоении наук шел впереди века, обгоняя его в своих открытиях. В химии он открыл закон о сохранении материи, в физике разработал теорию теплоты, высказал мысль о существовании атома. Занятия астрономией убедили его в том, что планета Венера окружена атмосферой. Обратившись к метеорологии, он объяснил явление атмосферного электричества, образование гроз, северного сияния. Ему принадлежит идея освоения Северного морского пути, реализованная только в 30-х годах XX века.

Во времена Ломоносова в царской России, да и не только в России, редко кому из ученых удавалось поставить науку на службу человека. Иные же просто и не думали об этом.

Иной тип ученого являл собой Ломоносов. По замечанию Н. Г. Чернышевского, он «хотел служить не чистой науке, а только отечеству». Ломоносов мечтал о процветании Родины и своими научными трудами, как только мог, способствовал этому.

Но развитие национальной культуры немыслимо без отечественного просвещения. И Ломоносов стремится сделать образование достоянием всего народа, для чего необходимо было расширить сеть просветительных учреждений, открыть новый учебный центр, основанный на родной, русской почве. И Ломоносов добился открытия Московского университета.

В учащихся Ломоносов ценил прежде всего ум, их способность постигать науки, а не происхождение. «В университете, – говорил он, – студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нужды нет».

Ломоносов был не только ученый, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот, он ценил то искусство, которое служит народу, он пел хвалу человеческому разуму, человеческим деяниям, принесшим пользу и славу отчизне. В стихотворении «Разговор с Анакреонтом»

(Анакреонт – древнегреческий поэт – лирик; годы жизни: 570-478 до н. э. ) мы читаем:

Мне струны поневоле

Звучат геройский шум,

Не возмущайте боле,

Любовны мысли, ум;

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

М. Ломоносов в «Оде на взятие Хотина», посвященной взятию турецкой крепости Хотин в 1739 г. , прославляет победу русских воинов, их бесстрашие, несокрушимость:

За хо́лмы, где паляща хлябь,

Дым, пепел, пламень, смерть рыгает,

За Тигр, Стамбул, своих заграбь.

Что камни с берегов сдирает,

Но чтоб орлов сдержать полет,

Таких препон на свете нет.

Им воды, лес, бугры, стремнины,

Глухия степи равен путь.

Где только ветры могут дуть,

Доступят там полки орлины.

Наряду с показом героизма русских воинов Ломоносов рисовал в своих одах (ода – песня, торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. 7 кл. , учебник, ч. II, с. 296) образы выдающихся исторических деятелей: Дмитрия Донского, Ивана IV, Петра I, боровшихся за укрепление политической самостоятельности и военной мощи русского государства. Особенно часто Ломоносов обращался к Петру I. Это был его любимый герой. В лице Петра поэт воспевал мощь, силу и великую жизнеспособность русской нации. Петру I, реформатору, посвящена поэма (творение, один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств; 7 кл. , учебник, II ч. , с. 296). «Петр Великий» (1756-1761). Петр I показан в поэме мудрым правителем, неутомимо преследующим своих противников. Это «строитель, плаватель, в полях, в морях герой».

В Петербурге был воздвигнут памятник Петру I, выполненный по проекту скульптора Фальконе. Памятник удивительно гармонирует с тем образом, который нарисован Ломоносовым.

На экран проецируется слайд.

Работа с учебником (I ч. , с. 66).

В скульптуре Фальконе Петр I изображен всадником, сидящим на вздыбленном коне. Конь и его грозный седок устремлены вперед. Вся композиция символизирует новую Россию и напоминает оценку Петру I, данную Ломоносовым:

Россию, варварством попранну,

С собой возвысил до небес.

Глядя на скульптуру Фальконе, нельзя не вспомнить и других слов, сказанных поэтом в одной из «елисаветинских» од:

Таков был Петр, врагам ужасен,

Своим отец, везде велик.

– В учебнике есть одна из надписей на памятнике (зачитать ее).

– Чем Петр I прославил себя? (Созданием города, флота, армии, «художествами» (при Петре I были попытки создания театра), личными подвигами, победами над турками, шведами, развитием наук. )

Работа с репродукцией мозаичной картины М. Ломоносова «Полтавская баталия» (с. 77).

– Кто изображен на картине М. Ломоносова?

– Трудна ли была работа по созданию «Полтавской баталии»?

Воспевая героев, прославляя силу русского оружия и государства, Ломоносов защищал мир и дружбу между народами. Ему, как гуманисту, войны были ненавистны. «Велико дело в том, чтоб побеждать, – писал поэт в 1753 году, – но более того всегдашний мир держать».

Страстное слово в защиту мира звучит во многих его произведениях. Но наиболее ярко, убедительно и в высшей степени оригинально он говорит о мире в оде 1747 года. Ода писалась как раз в тот момент, когда императрица Елизавета Петровна готовилась к вооруженному выступлению на стороне Австрии и Англии против Пруссии и Франции, затевалась война, которая ничего не сулила России, кроме разорения.

Ломоносов знал о планах императрицы и, желая предостеречь ее от опасного шага, не жалея красок, рисует преимущества «тишины», мира, чтобы показать прелести мирной жизни.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли.

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

(«Ода на день восшествия »)

Подобных слов в защиту мира не знала ни русская, ни западно-европейская поэзия. После гимна тишине Ломоносов славит Петра I, отца Елизаветы, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь своего отца. Затем, как бы давая «наказ» императрице, поэт рисует огромные пространства ее державы, ее несметные богатства: реки, леса, земные недра. Этими богатствами нужно овладеть и обратить на пользу народа. Сделать это могут люди науки, ученые, русские ученые.

3. Работа с учебником («Ода на день восшествия », с. 67).

Беседа по вопросам.

– К кому обращается автор в 1-й строфе отрывка из оды? (К будущим ученым из среды русского народа, которых благословляет на труд упорный, требующий размаха, широты ума, смелости. )

– Во что верит Ломоносов? (Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости проникнуты последние строки 1-й строфы. Платон – древнегреческий ученый, Ньютон – английский математик, физик. )

Доказать, что 2-я строфа отрывка – гимн науке.

– К какому стилю относится язык оды? (К высокому стилю: помимо русских слов есть церковно-славянские, придающие торжественность. )

Работа с учебником.

– С какой целью Ломоносов классифицировал (разделил по группам) словарный состав языка? (Церковнославянизмы перегружали, портили книжную речь, делали ее непонятной даже образованным людям. Его реформа языка ограничила употребление церковнославянизмов и сблизила литературный язык с разговорной речью. Преобразования Ломоносова способствовали очищению родного языка и от иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью. )

Слово учителя.

Вывод. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе и как ученый, и как поэт Ломоносов все свои силы и знания отдал служению народу и Родине; боролся с врагами просвещения.

Знакомство с «теорией трех штилей».

Работа с учебником – с. 66, I ч.

– К каким «стилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?

– Какова главная мысль каждого из них?

– Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить небольшой словарь устаревших слов; вспомнить значение терминов: ода, трагедия, драма, сатира, эпи-грамма.

– К каким стилям относит эти жанры Ломоносов?

Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений Ломоносова. Подумайте над содержанием стихотворения «Ночною темнотою ».

Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворений «Признание» Державина (с. 69-70 в учебнике), «На птичку» (с. 70).

Цели: подчеркнуть честность и прямоту характера поэта, смелость в обличительном изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа, показать живость и естественность стиха.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и комментарий устаревших слов.

– К каким стилям относит Ломоносов следующие жанры: поэмы, оды, трагедии (высокий); драма, сатира (средний); эпиграммы (низкий).

2. Чтение стихотворения Ломоносова.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Рассказ учителя.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН

(1743-1816)

Имя Г. Р. Державина не раз упоминал в своих стихах А. С. Пушкин. В стихотворении «К другу стихотворцу» мы читаем:

Хорошие стихи не так легко писать _______________

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас _______________

Главное в поэзии Ломоносова, предшественника Державина, – гражданственность, вера в великое будущее России и ее народа – было подхвачено и развито Г. Р. Державиным.

Крупнейший поэт второй половины XVIII века, он славит в своих одах силу русского оружия, утверждает высокие гражданские идеалы: служение Родине, укрепляя ее могущество, заботу о благополучии своего народа. В то же время творчеству Державина присуща ярко выраженная сатирическая направленность. В лучшей своей оде «Фелица» (латинское слово – фе́ликс, счастливый), наряду с прославлением Екатерины II, мы обнаруживаем и резкую критику вельмож, жизнь которых поэт хорошо знал.

Державин восхвалял императрицу (он верил в ее доброту, справедливость, потому что не знал ее близко), вельмож же он изобразил иначе, причисляя и себя к ним, чтобы снять отчасти с себя обвинение:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофий пью,

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою.

То плен от персов похищаю,

То стрелы к туркам обращаю;

То возмечтав, что я Султан,

Вселенну устрашаю взглядом _______________

Кого же имел в виду Державин?

Г. А. Потемкина, всесильного фаворита императрицы.

А вот еще строки из оды, которые поразили жителей столицы своей смелостью:

Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными бойцами

И пляской веселю мой дух;

Или о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов;

Или над Невскими брегами

Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов.

А в этих строках задеты другие «сильные мира сего»: граф А. Г. Ор-лов, любивший кулачные бои; враг Державина Н. И. Панин, забывший службу ради охоты; С. К. Нарышкин, хозяин крепостного оркестра роговой музыки.

– Что поразило читателей оды, познакомившихся в этими строками? Смелость поэта, резко критикующего вельмож. И в оде «Фелице», то есть императрице, Ломоносов высказал свое пожелание соблюдать законы, как и ее подданные.

В обличительной оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не только современников, но и нас поражают прямота и смелость Державина, служившего при трех монархах: Екатерине II, Павле I и Александре I.

Чтение. Учебник, I ч. , с. 69, 1-й абз.

3. Работа по учебнику (с. 69, I ч. ).

– Почему все самодержцы отказывались от его службы?

На этот вопрос ответ мы получим, прочитав стихотворение «Признание» (с. 69). (Поэт был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть, и умнее. Любил «чистосердечье» – правду, ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если блистал делами, стихами, то не кичился этим, все это было дано ему Богом. Если поэт хвалил царей в своих стихах, то это было искренне, притворяться он не умел, а цари ему действительно казались богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам, чтобы их дети, их потомки были такими же великими. Не скрывал поэт, что правду, горькую правду говорил («брякнуть») вельможам, потому что он друг отчизне, царю и им самим. Признается в своих недостатках: проводил время в свете, в суете, любил женщин, слагал о них песни. В жизни поэта было все: и взлеты, и падения. Заканчивается стихотворение строчками, что если читатель – человек, то не упрекнет поэта ни за что, поэт уверен, что осудить его не за что. )

– Почему самодержцы отказывались от службы самого умного, самого честного и добросовестного человека? (Да, гордость, чувство собственного достоинства были главными в его характере. Державин поясняет, в чем его заслуги перед «родом славян» и отечественной литературой:

первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

(«Памятник». )

Заслугой Державина является и сближение литературного языка с разговорным языком, он смешивал в своих стихах «высокое» и «низкое». Поэт сделал русский слог «забавным», то есть веселым, простым, острым.

Задание: найти в стихотворении «Признание» «высокое» и «низкое» (Ода – и «брякнуть», «мнил», «суета»).

Посмел поэт в условиях самодержавия мечтать и о свободе. Эта мечта вылилась всего в четыре строки.

4. Чтение стихотворения «На птичку».

– Над чем заставляет задуматься это четверостишие? (Свобода выбора помогает раскрыться человеческим способностям и исполнять свое дело с радостью и искусно. )

5. Чтение учителем стихотворения «Река времен », написанного за несколько дней до смерти.

– О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства. )

– Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков. )

В стихотворении «Памятник» (1795 г. ) Г. Р. Державин писал:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род Вселенна будет чтить.

6. Заключительное слово учителя.

Вывод. Поэт был прав. Память о нем жива, потому что он содействовал распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, проповедовал истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в поэтическую речь слова, понятные народу, и придал русскому стиху живость и естественность. Этот поэтический язык Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).

IV. Подведение итогов урока.

– Назовите художественные открытия поэта.

Домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из стихотворений; прочитать поэму А. С. Пушкина «Полтава».

Индивидуальное задание: подготовить рассказ о Пушкине-лицеисте.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Литература