"Крыша дома твоего" (по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"
"Крыша дома твоего" (по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"
Цели урока: ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его
героев;
обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель;
выявить гражданскую позицию художника;
формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны,
чувство ответственности за её судьбу.
Оборудование: портрет В. Г. Распутина; литературный бюллетень, посвященный его
творчеству; фотоэтюды, аудиокассеты с записью песни Ю. Антонова
"Крыша дома твоего" и песни "Дом родной".
Эпиграф урока: Четыре подпорки у человека в жизни:
дом с семьей, работа, люди, с кем
вместе править праздники и будни, и
земля, на которой стоит твой дом.
В. Рапутин
Записи на доске: "Никакое общество. . . не сможет долго продержаться в силе и
здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего
народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви. "
(В. Распутин)
". . . патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее
родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её,
страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход".
(В. Распутин)
"Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё
что угодно, кроме одного – равнодушия к родине и небрежения к
её святыням". (В. Распутин)
"Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".
Словарная работа: Прощание – расставание
Проститься – 1) с кем-либо обменяться приветствиями
при расставании;
2) покинуть что-нибудь, расстаться
Матёра – матерый; мать; материк.
Матёрый – 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
2) опытный, знающий;
3) неисправимый, отъявленный.
Ход урока:
(Звучит песня Ю. Антонова "Крыша дома твоего").
Слово учителя: "Крыша дома своего. . . " Наши первые детские впечатления покоятся на том, что всё, окружающее нас (наш дом, родители, близкие нам люди) существовало вечно, что иначе и быть не может. Солнце всегда всходит из-за леса, а садится за рекой; отец и мать прожили уже много-много лет и будут жить всегда; смерть, даже при встрече с ней, остается за пределами сознания. Тем более несуразным представляется исчезновение с лица Земли самого места, где ты родился и которое навсегда должно было остаться твоей родиной. Но чем быстрее разбег цивилизации по нашей быстро сужающейся Вселенной, тем чаще люди попадают в подобную ситуацию.
Наука и техника, которые были возвеличены у нас на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище – вся земля уйдет под воду навечно. Естественно, что все по-разному относятся к этому событию.
– Как? Давайте предоставим слово представителям разных точек зрения.
– Выступления ребят, защищающих свой взгляд на эту ситуацию.
– Какой вы видите Матёру?
(Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием – Матера, жила она, "встречая и провожая годы".
– Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",– решил тот, кто открыл для людей Матёру. . . Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров – Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.
– При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир.
"И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля. . . От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделавшись от материка, держала она в достатке – не потому ли называлась громким именем – Матёра?"
– Запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В ночной тиши журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные уже людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина. А в этих избах ещё теплится жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжелых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди. )
По вашим описаниям легко можно представить Матёру. Казалось бы, такая отдалённость от столицы, от центров, сотни, тысяч километров. . . Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры?
(Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала "коммунию-колхоз". Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них).
Течет жизнь, время. . . Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней – все это тоже непосредственно коснулось острова: остров подлежит затоплению.
– Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда "есть и пошла" Матёра?
– Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?
(Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением.
Может показаться, что не стоило говорить о прошлм Матёры, что это вроде бы отвлекает от основного события. "Прощание с Матёрой" – об этом, о памяти.
Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.
– Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто. )
– Как писатель выявляет, кто есть кто?
(Через отношение к родной земле, к "малой" родине, к родной избе и к могилкам тоже).
– Давайте с вами рассмотрим сцену на кладбище и приведём доводы одной и другой сторон.
(Работа по тексту)
– Какая из сторон утверждает справедливость, гуманизм, добро?
– Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?
(Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Сколько ещё таких Матёр, может быть, до сих пор без света.
– А я сомневаюсь, что надо затапливать Матёру. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят.
– Надо было это делать по-человечески).
– А как "по-человечески"?
– Сцена на кладбище – это "по-человечески"?
(Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет).
Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова – не тот же народ? Благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников – оправдано?
– Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?
( У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. "Обсевки")
– Кто противопоставлен Воронцову, Жуку? (Дарья)
– Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?
(Дарья – воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки. . . изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни". )
-Как показана нравственная красота Дарьи?
(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").
– Через что раскрывается образ Дарьи?
(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы).
– Что такое дом, изба для Дарьи?
(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими. )
– Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".
– Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что пердшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда – в памяти". )
– Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести?
– (Павел хотел бы спасти Матёру, помочь Дарье, но бессилен. Он из тех, кто пытается докопаться до истины, оглядывается вокруг и задумывается о жизни. Но у павла нет основательности, твёрдости. Это чувствует и Дарья, и сам Павел. Он признается, что слишком широко раскинулась для него правда: и Клавка с Андреем правы по-своему, и мать. Позиция Павла в итоге сводится к смирению: надо – значит надо, жить везде можно.
– Андрей: Правильно понимает Дарья: нельзя легко, безумно относиться к жизни. А Андрей всё торопится и не видит многое вокруг. Многое он воспринимает поверхностно. Такое отношение у него и к Матере. Он как бы занимает промежуточное место между Петрухой и Дарьей: он и избу сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Он что-то потерял в своей жизни. И здесь, и на заводе у него нет пристанища, нет ему покоя, он всё ищет, где интереснее. Тревожно за него. "Он душу свою не подвинул", – говорит о нём Дарья. Вот это и есть главная потеря Андрея. )
– Подведя итог нашей дискуссии, мы постараемся ответить на вопрос: что дала нам встреча с Матёрой?
– В чём смысл конфликта повести?
(Этот конфликт относится к категории вечных: конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?)
– Какие проблемы ставит Распутин в повести?
( Эти проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно0технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на земле.
Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами "экологии души". Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесклнечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести ставятся и проблемы противоречий между городом и деревней, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные. )
– Какие символы помогают понять авторский замысел?
(Один из традиционных символов жизни – дерево– Старая лиственница– "царский листвень" – является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие – бензопила– не могут справиться с ним.
Много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни, конец дней Матеры.
Символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами.
С этим образом связан и образ Хозяина – духа, домового Матеры.
Главный же символ является ужев самом заглавии.
Словарная работа:
Прощание – расставание
Проститься – 1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;
2) покинуть что-нибудь, расстаться.
Существительное прощание, образованное от глагола проститься, относиться к обоим значениям глагола, следовательно, в его семантике присутствует очень важная для понимания идеи повести сема – "расстаться с одушевленным лицом". Остров Матера и одноименная деревня, находящаяся на нем, для писателя и для многих персонажей произведения суть одушевленные лица. Матера – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. для её жителей она – первооснов
Г. Д. Семенова, МБОУ "Ухманская СОШ", село Ухманы, канашский район, Чувашская Республика
Метки: Литература