Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

"Крыша дома твоего" (по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"

"Крыша дома твоего" (по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"

Цели урока: ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его

героев;

обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель;

выявить гражданскую позицию художника;

формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны,

чувство ответственности за её судьбу.

Оборудование: портрет В. Г. Распутина; литературный бюллетень, посвященный его

творчеству; фотоэтюды, аудиокассеты с записью песни Ю. Антонова

"Крыша дома твоего" и песни "Дом родной".

Эпиграф урока: Четыре подпорки у человека в жизни:

дом с семьей, работа, люди, с кем

вместе править праздники и будни, и

земля, на которой стоит твой дом.

В. Рапутин

Записи на доске: "Никакое общество. . . не сможет долго продержаться в силе и

здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего

народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви. "

(В. Распутин)

". . . патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее

родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её,

страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход".

(В. Распутин)

"Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё

что угодно, кроме одного – равнодушия к родине и небрежения к

её святыням". (В. Распутин)

"Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".

Словарная работа: Прощание – расставание

Проститься – 1) с кем-либо обменяться приветствиями

при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться

Матёра – матерый; мать; материк.

Матёрый – 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

Ход урока:

(Звучит песня Ю. Антонова "Крыша дома твоего").

Слово учителя: "Крыша дома своего. . . " Наши первые детские впечатления покоятся на том, что всё, окружающее нас (наш дом, родители, близкие нам люди) существовало вечно, что иначе и быть не может. Солнце всегда всходит из-за леса, а садится за рекой; отец и мать прожили уже много-много лет и будут жить всегда; смерть, даже при встрече с ней, остается за пределами сознания. Тем более несуразным представляется исчезновение с лица Земли самого места, где ты родился и которое навсегда должно было остаться твоей родиной. Но чем быстрее разбег цивилизации по нашей быстро сужающейся Вселенной, тем чаще люди попадают в подобную ситуацию.

Наука и техника, которые были возвеличены у нас на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище – вся земля уйдет под воду навечно. Естественно, что все по-разному относятся к этому событию.

– Как? Давайте предоставим слово представителям разных точек зрения.

– Выступления ребят, защищающих свой взгляд на эту ситуацию.

– Какой вы видите Матёру?

(Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием – Матера, жила она, "встречая и провожая годы".

– Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",– решил тот, кто открыл для людей Матёру. . . Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров – Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

– При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир.

"И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля. . . От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделавшись от материка, держала она в достатке – не потому ли называлась громким именем – Матёра?"

– Запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В ночной тиши журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные уже людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина. А в этих избах ещё теплится жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжелых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди. )

По вашим описаниям легко можно представить Матёру. Казалось бы, такая отдалённость от столицы, от центров, сотни, тысяч километров. . . Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры?

(Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала "коммунию-колхоз". Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них).

Течет жизнь, время. . . Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней – все это тоже непосредственно коснулось острова: остров подлежит затоплению.

– Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда "есть и пошла" Матёра?

– Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?

(Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением.

Может показаться, что не стоило говорить о прошлм Матёры, что это вроде бы отвлекает от основного события. "Прощание с Матёрой" – об этом, о памяти.

Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.

– Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто. )

– Как писатель выявляет, кто есть кто?

(Через отношение к родной земле, к "малой" родине, к родной избе и к могилкам тоже).

– Давайте с вами рассмотрим сцену на кладбище и приведём доводы одной и другой сторон.

(Работа по тексту)

– Какая из сторон утверждает справедливость, гуманизм, добро?

– Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?

(Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Сколько ещё таких Матёр, может быть, до сих пор без света.

– А я сомневаюсь, что надо затапливать Матёру. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят.

– Надо было это делать по-человечески).

– А как "по-человечески"?

– Сцена на кладбище – это "по-человечески"?

(Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет).

Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова – не тот же народ? Благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников – оправдано?

– Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?

( У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. "Обсевки")

– Кто противопоставлен Воронцову, Жуку? (Дарья)

– Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

(Дарья – воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки. . . изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни". )

-Как показана нравственная красота Дарьи?

(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").

– Через что раскрывается образ Дарьи?

(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы).

– Что такое дом, изба для Дарьи?

(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими. )

– Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

– Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что пердшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда – в памяти". )

– Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести?

– (Павел хотел бы спасти Матёру, помочь Дарье, но бессилен. Он из тех, кто пытается докопаться до истины, оглядывается вокруг и задумывается о жизни. Но у павла нет основательности, твёрдости. Это чувствует и Дарья, и сам Павел. Он признается, что слишком широко раскинулась для него правда: и Клавка с Андреем правы по-своему, и мать. Позиция Павла в итоге сводится к смирению: надо – значит надо, жить везде можно.

– Андрей: Правильно понимает Дарья: нельзя легко, безумно относиться к жизни. А Андрей всё торопится и не видит многое вокруг. Многое он воспринимает поверхностно. Такое отношение у него и к Матере. Он как бы занимает промежуточное место между Петрухой и Дарьей: он и избу сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Он что-то потерял в своей жизни. И здесь, и на заводе у него нет пристанища, нет ему покоя, он всё ищет, где интереснее. Тревожно за него. "Он душу свою не подвинул", – говорит о нём Дарья. Вот это и есть главная потеря Андрея. )

– Подведя итог нашей дискуссии, мы постараемся ответить на вопрос: что дала нам встреча с Матёрой?

– В чём смысл конфликта повести?

(Этот конфликт относится к категории вечных: конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?)

– Какие проблемы ставит Распутин в повести?

( Эти проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно0технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на земле.

Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами "экологии души". Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесклнечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести ставятся и проблемы противоречий между городом и деревней, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные. )

– Какие символы помогают понять авторский замысел?

(Один из традиционных символов жизни – дерево– Старая лиственница– "царский листвень" – является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие – бензопила– не могут справиться с ним.

Много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни, конец дней Матеры.

Символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами.

С этим образом связан и образ Хозяина – духа, домового Матеры.

Главный же символ является ужев самом заглавии.

Словарная работа:

Прощание – расставание

Проститься – 1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться.

Существительное прощание, образованное от глагола проститься, относиться к обоим значениям глагола, следовательно, в его семантике присутствует очень важная для понимания идеи повести сема – "расстаться с одушевленным лицом". Остров Матера и одноименная деревня, находящаяся на нем, для писателя и для многих персонажей произведения суть одушевленные лица. Матера – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. для её жителей она – первооснов

Г. Д. Семенова, МБОУ "Ухманская СОШ", село Ухманы, канашский район, Чувашская Республика

Метки: Литература