Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова
Цели внеклассного мероприятия:
– познавательная – познакомить учащихся с фактами из личной жизни М. Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;
– развивающая – развивать умение выразительного чтения, развивать речь, художественное восприятие учащихся;
– воспитательная – воспитывать патриотическое отношение к поэту и его лирике, прививать интерес к биографии поэта.
Литература:
1. Селегей П. Е. В краю синих гор. Альбом. М. : Сов. Рос. 1982.
2. "В честь девы, милой сердцу и прекрасной. . . ". Альбом. 1983.
План внеклассного мероприятия
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Сообщения учеников о женщинах, близких сердцу поэта:
Е. А. Сушкова
С. А. Бахметьева
Э. Муссина-Пушкина
А. К. Воронцова-Дашкова
А. О. Смирнова – сообщение учителя
А. М. Верещагина
С. М. Карамзина
М. А. Щербатова
Е. П. Ростопчина
В. А. Лопухина – сообщение учителя
Е. Г. Быховец
А. Г. Столыпина.
4. Выразительное чтение наизусть стихотворений, посвященных вышеперечисленным женщинам.
5. Итог внеклассного мероприятия.
Вступительное слово учителя
– Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет не просто внеклассное мероприятие, а литературный вечер, посвященный юбилею – 190-летию со дня рождения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Как известно, наша школа носит имя этого поэта, вы не раз посещали школьный музей, посвященный жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Действительно, этот поэт нам очень близок. Цель нашей беседы – узнать, как можно больше, о жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня наше внимание будет обращено к его любовной лирике и к тем женщинам, которые вдохновляли его на написание столь замечательных стихотворений.
Я не могу любовь определить,
Но эта страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
– так писал о любви Лермонтов в стихотворении "1831-го, июня". Какое бы стихотворение о любви у поэта мы ни прочли, всюду она является в трагическом облике.
Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Он громкий звук внезапно раздает,
В честь девы, милой сердцу и прекрасной, -
И слышится начало песни! – но напрасно! -
Никто конца ее не допоет!. .
М. Ю. Лермонтов. "Русская мелодия". 1829.
Как-то Лермонтов заметил, что "аристократическое чувство развито в женщинах сильнее", чем в мужчинах, и женщины "чаще" мужчин "покорны первому впечатлению".
Первое впечатление, которое Лермонтов производил на женщин, для него не всегда было выгодно. В. И. Анненкова о первом знакомстве с поэтом вспоминала: "Должна признаться, он мне совсем не понравился. Он был мал ростом, коренаст, некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно". Правда, В. И. Анненкова была представлена Лермонтову не в лучшее время: он был болен, лежал в госпитале, "прикованный к постели". Может быть, поэтому "у него был злой и угрюмый вид, его небольшие глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка".
В юности Лермонтов, сознавая свое умственное превосходство над многими красивыми молодыми людьми, страдал от своей "невыгодной наружности" в глазах женщин. Позднее, будучи уже офицером, он сам, смеясь, говорил; что "судьба, будто на смех, послала ему" общую армейскую наружность". Талантливая поэтесса Е. П. Ростопчина, любившая Лермонтова как друга, писала о нем: " одно обстоятельство уже с ой поры повлияло на его характер. Он был дурен собой, и эта некрасивость решила его образ мыслей, вкусы и направление молодого человека, с пылким умом и неограниченным честолюбием". Впрочем, Е. П. Ростопчина замечала, что эта некрасивость уступила впоследствии "силе выражения" и почти исчезла, "когда гениальность преобразила простые черты его лица".
Женщины, узнавшие Лермонтова ближе, переставали замечать, что он некрасив. Хозяйка знаменитого петербургского литературного салона С. Н. Карамзина, питавшая большую симпатию к Лермонтову, сообщала сестре, что Лермонтов "мил", и его "присутствие всегда приятно и всех одушевляет". Глаза Лермонтова действовали на женщин неотразимо. "Нельзя было не смутиться, – писала Е. А. Сушкова, – когда он устремлял их с какой то неподвижностью".
Близко знавшие Лермонтова женщины никогда не называли его злым или желчным. Большая умница А. О. Смирнова справедливо говорила, "что Лермонтов вовсе не дерзкий человек, его в этом обвинили, но что он свою природную застенчивость маскирует притворной дерзостью". А Мария Лопухина, знавшая Лермонтова с его ранней юности, любила его за "добрый характер" и "любящее сердце".
Женщины играли большую роль в жизни поэта. Он любил их за "артистическое чувство", за свое "прошлое страданье" и даже за "мелкие слабости". "Женщины должны бы желать, – писал Лермонтов в "Герое нашего времени", – чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости".
По натуре своей горделивый, сосредоточенный и сверх того, кроме гения, отличавшийся силой характера (отмечал А. В. Дружинин), зрелый Лермонтов уже не комплексовал по поводу своей наружности. Среди женщин у него были друзья и приятельницы, и было "небольшое число страстных привязанностей, имевших решительное влияние на его жизнь".
Многим женщинам, которых Лермонтов знал, уважал и искренне любил он посвящал свои стихи.
Екатерина Александровна Сушкова
С Е. А. Сушковой (1812-1868) Лермонтов познакомился в Москве в доме своей родственницы и друга А. М. Верещагиной весной 1830г. Сушкова входила в компанию молодежи, окружавшей в это время Лермонтова в Москве и подмосковном имении Середниково. Летом 1830г пятнадцатилетний поэт посвятил ей 11 стихотворений, составлявших так называемый "сушковский цикл" любовной лирики Лермонтова. Но Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее мальчика, лишь смеялась над ним. Осенью 1831г они расстались до конца 1834г, когда вновь встретились в Петербурге. К этому времени в жизни обоих произошли большие изменения. Лермонтов стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, за Сушковой прочно установилась репутация кокетки. Она собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина, друга Лермонтова.
Заметя склонность Алексея к Сушковой, Лермонтов вскоре писал в Москву к его сестре Марии: "Скажите, мне наверное показалось, будто у него что-то вроде нежности к M-lle Caterin Souchkoff. . . знаете ли вы об этом – дядья mamselle очень хотели бы их обвенчать!. . Боже упаси. Эта женщина – летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! – было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею __________но, я не знаю есть что-то такое в ее манерах, в ее голосе, что-то жестокое, неровное, сломанное, что отталкивает ". Желая доказать другу, насколько легкомысленнен его выбор, Лермонтов затеял интригу против Сушковой и расстроил намечающееся сватовство. Не понимая игры Лермонтова, Сушкова действительно в него влюбилась.
В 1838 г. Е. А. Сушкова вышла замуж за дипломата А. В. Хвостова, в 1870 г. после смерти Сушковой-Хвостовой были опубликованы ее "Записки", вызвавшие большой интерес в обществе, как книга воспоминаний о Лермонтове.
В своих "Записках" Е. А. Сушкова, в частности рассказала историю создания стихотворения "Нищий".
В августе 1830 г. большая компания молодежи отправилась в пешую прогулку. Из Середниково в Троице-Сергиеву лавру: "На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звон монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: "Пошли вам Бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!"
Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на камнях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги . Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи ".
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830
А. К. Воронцова-Дашкова
С Александрой Кирилловной Воронцовой-Дашковой, урожденной Нарышкиной (1818-1856), Лермонтов познакомился в конце 1830-х годов в Петербурге. Она была женой одного из самых богатых людей России того времени – Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова. С этой четой дружил А. С. Пушкин. На балах в их доме бывала царская семья. Посещал их балы и Лермонтов. В. А. Соллогуб писал о Воронцовой-Дашковой "Много случалось встречать мне на своем веку женщин гораздо более красивых, может быть, даже более умных, хотя графиня Воронцова-Дашкова отличалась необыкновенным остроумием, но никогда не встречал я ни в одной из них такого соединения самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Живым ключом били в ней жизнь и оживляла, скрашивала ее окружающее".
Лермонтов посвятил Воронцовой-Дашковой стихотворение "К портрету", поводом к написанию которого послужило получение ею своего портрета, литографированного в Париже.
К портрету
Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом;
Значенья пустого слова
В устах её полны приветом.
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь, ей несносна привычка,
Она ускользнёт, как змея,
Порхнёт и умчится, как птичка.
Таит молодое чело
По воле – и радость и горе.
В глазах – как на небе светило,
В душе её темно, как в море!
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно.
Александра Михайловна Верещагина
А. М. Верещагина (1810-1873) – родственница Лермонтова: её родная тётка по матери Екатерина Аркадьевна, рожденная Анненкова была женой брата Лермонтова Д. А. Столыпина. По отцу А. М. Верещагина была двоюродной сестрой В. А. Лопухиной. Лермонтов познакомился с Верещагиной в 1828 г. в Москве. Об этих отношениях А. П. Шан-Гирей вспоминал «Miss Alexandrint т. е. А. М. Верищагина, кузин его, принимала в нём большое участие, она отлично умела пользоваться немного саркастическим направлением ума своего и иронией, чтобы овладеть этой беспокойную натурой и направлять её, шутя и смеясь, к прекрасному и благородному. »
Верищагина раньше многих разгадала в Лермонтове настоящего поэта. Она писала ему: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо. »
Она берегла его стихи, написанные на листах, он часто выписывал свои стихи в её альбомы, рисовал в них.
В 1837 г. А. М. Верищагина вышла замуж за вюртембергского дипломата барона Карла фон Хюгеля, жила в Германии, в Штутгарде замке Нонберг. С Лермонтовым она продолжала переписываться. В замке Нонберг находились многие реликвии связанные с поэтом: автопортрет Лермонтова в бурке, написанный Лермонтовым портрет В. А. Лопухиной, картина маслом работы поэта, автограф посвященной Верищагиной поэмы «Ангел смерти», многие стихи и рисунки Лермонтова. Часть этих реликвий в начале 1960-х и была возвращена на родину И. Л. Андрониковым.
Звезда
Вверху одна
Горит звезда,
Мой взор она
Манит всегда,
Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Меня зовет.
Таков же был
Тот нежный взор,
Что я любил
Судьбе в укор;
Мук никогда
Он зреть не мог,
Как та звезда,
Он был далёк;
Усталых вежд
Я не смыкал,
И без надежд
К нему взирал.
1830
[Из альбома А. М. Верищагиной]
Александра Осиповна Смирнова
А. О. Смирнова, урожденная Россией (1809-1882), была одной из выдающихся женщин петербургского общества. Она закончила Екатерининский институт и до замужества была фрейлиной императриц. Красивая и блестящего ума и независимого характера, она находилась в дружеских отношениях с Пушкиным, Жуковским, Гоголем и тесно была связана со всем кругом писателей, встречающихся в салоне Карамзиных и в ее салоне. К числу ее хороших знакомых принадлежал и Лермонтов. А. О. Смирнова считается прототипом Минской в незаконченной повести Лермонтова «Штосс»: «На нем было черное платье, кажется по случаю придворного траура она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, черные, длинные, чудесные волосы оттеняли и еще молодое лицо, и на этом лице сияла печать мысли. . . »
Смирнова была воспета многими поэта. Вслед за ними Лермонтов оставил в ее альбоме стихотворное послание. «Софи Карамзина мне раз сказала, – вспоминала Александра Осиповна, – что Лермонтов был обижен тем, что я ничего ему не сказала о его стихах. Альбом всегда лежал на маленьком столике в моем салоне. Он пришел как-то утром, не застал меня, поднялся наверх, открыл альбом и написал эти стихи »
А. О. Смирновой
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу -
Что ж делать?. . Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано _______________
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно _______________
1840
Итог литературного вечера
Итак, ребята, в завершение сегодняшнего литературного вечера пусть каждый из вас подумает и ответит, что полезного для себя вынес каждый участник из нашей беседы о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? Может быть кто-то поменял свое представление о поэте? Если так, то на каких основаниях? Подумайте, что для Михаила Юрьевича Лермонтова – любовь? Почему она у него зачастую трагична? Как бы вы объяснили это чувство можете кто-то думает иначе, чем поэт? (каждый ученик отвечает на поставленные вопросы).
В чем-то ваше мнение разошлось, и в одном мы все солидарны: сегодня наше представление о жизни поэта расширилось, он предстал перед нами в новом образе – в образе лирического героя, воспевающего любовь. Любовь для М. Ю. Лермонтова – чувство светлое, необходимое как воздух, чтобы жить и творить бесспорные шедевры в области литературы.
Г. Д. Семенова, МБОУ "Ухманская СОШ", село Ухманы, канашский район, Чувашская Республика
Метки: Литература