Тема урока: Стихотворение «Зимнее утро». А. С. Пушкин
Тема урока: Стихотворение «Зимнее утро». А. С. Пушкин
Цель: Познакомиться со стихотворением и проследить, как меняется настроение в стихотворении.
Задачи:
Обучающие: обучать умению делить текст на части, учить понимать смысл стихотворения и настроение героя;
Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умение интонацией передавать настроение, анализировать лирический текст; соотносить картины природы с настроением героя;
Воспитывающие: прививать любовь к природе.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Подготовительная работа.
– Ребята, вы любите зиму?
– Что больше всего вам нравится в зиме?
– Какой вы представляете себе зиму?( Холодной, снежной, морозной, волшебной, вьюжной. )
– Послушайте музыку и попытайтесь представить себе зимней пейзаж. (Звучит музыка Чайковского «Зима». )
– Что вы себе представили? Какую картину вы представили?
– Вы рассказали о своих зимних впечатлениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?
– Давайте вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.
3. Чтение стихотворения учителем. Первичное восприятие.
– Сегодня мы познакомимся с вами со стихотворением Пушкина «Зимнее утро».
Чтение стихотворения учителем.
– Понравилось тебе стихотворение?
– Какое же настроение хотел передать поэт? ( Мнения расходятся, поскольку в стихотворении выражено много переживаний и настроений. )
– Мнения ваши различны.
4. Постановка учебной задачи.
– Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе и подготовимся к выразительному чтению стихотворения.
5. Анализ стихотворения.
На доске и у каждого ребёнка заготовлена таблица, которая заполняется в течение урока.
1 строфа. Утренняя радость, ликующее____________ |
«день чудесный!», «пора, красавица, проснись », «звездою севера явись!» |
2 строфа Тоскливое,_______________________ |
«вьюга злилась », «на ______________ небе», «тучи ___________ », «И ты __________ . . . . » |
3 строфа Восхищённое, ________________ |
«____________ коврами», « ___________ на солнце», « _____________ лес». |
4 строфа ____________________, _______________________. |
« ___________ блеском», « ____________ треском», « ___________ думать » |
5 строфа ______________________, _______________________. |
« предадимся _________ ______________ коня», « поля ____________». |
Слова – подсказки: утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищённое, восторженное, уютное, спокойное, солнечное, бодрое, мечтательное, грустное. |
– Как вы думаете, сколько частей в этом стихотворении?
– Прочитайте про себя первую строфу. Подчеркните слова, при помощи которых герой обращается к своей собеседнице. («друг прелестный», «красавица», «звезда севера». )
– Как герой относится к красавице? (Герой восхищается ей, сравнивает её с утренней зарёй, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью. )
– Что означает слово Аврора? (Богиня зари в римской мифологии, Утренняя звезда. )
– Что такое утро? (пробуждение ото сна ).
– Какие слова говорят об этом?(ты дремлешь, сомкнуты негой взоры ).
– « Сомкнуты негой ». Нега-блаженство.
– Подберите синоним к слову сомкнуты? (Закрыты. )
– Как вы думаете, почему автор не использовал глагол закрыты? ( Исчезла бы загадочность, таинственность. )
– Что поразило поэта? ( солнце, мороз! – день чудесный ).
– С каким цветом ассоциируется эта строка? (Яркий, солнечный, золотистый. )
– Каким настроением окрашена первая строфа? (Радость, восторг, восхищение).
– Обратите внимание на первое и последнее предложение этой строфы. Какие они по интонации? (Восклицательные. )
– Как будем читать первую строфу?
– Прочитайте первую строфу выразительно.
6. Физминутка.
– Прочитайте про себя вторую строфу.
– Что означает слово вечор? (Вечер. )
– Заполним таблицу. (Дети вписывают недостающие слова во втором столбике. )
– Найдите олицетворения в этой строфе? («вьюга злилась». «мгла носилась». )
– Какую роль играют олицетворения в этой строфе? (Природа будто оживает. )
– Какое сравнение использует автор? («как бледное пятно». )
– Какие краски преобладают в этой строфе? («на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета))
– Какое настроение вызывают такие цвета? (тоскливое, печальное, грустное. ).
– Заполните первую часть таблицы.
– Что изменится в интонации по сравнению с первой строфой?
– Как будем читать эту часть стихотворения?
– Прочитайте выразительно.
– Прочитайте про себя третью строфу.
– О чем хочет сказать поэт? (Нет повода для грусти. То, что было, уже прошло, посмотри в окно " )
– Герой любуется красотой природы, солнечным днём, глядя в окно. Что же увидел он в окне?
– Обратим внимание на точность слов, использованных поэтом. Почему лес "прозрачный" и "чернеет"?
– В этой строфе есть скрытое сравнение: "снег лежит" "великолепными коврами".
Почему возникает такое сравнение?
– Какие цвета преобладают в этой части стихотворения? («под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель зеленеет», «речка блестит» (голубые, зеленые, блестящие цвета).
– Заполним таблицу.
– Какие чувства испытывает поэт в этой строфе? (Восторженное, восхищённое, противоположное настроению второй строфы. )
-Да. Вы правы. Настроение третьей строфы противоположно, противопоставлено настроению второй строфы. Как будем читать эту строфу?
– Прочитайте выразительно третью строфу.
– Прочитайте про себя четвёртую строфу. Куда переносятся действия? (В дом).
– Куда обращён взгляд героя, какое у него настроение?
– На какие слова, передающие настроение героя, вы обратили внимание?
– Вновь обратим внимание на мастерство поэта. Одной фразой он рисует целую картину: "вся комната янтарным блеском озарена". Что вы представили? Почему "блеск" и "янтарный"?
– Найдите эпитет? («весёлый треск»,«янтарным блеском». )
– Какие цвета преобладают в этих строчках? («янтарным блеском» (теплый желтый цвет).
-О чем говорят строки: "Приятно думать у лежанки, но знаешь " (стремление к движению сохраняется; автор готов променять уют на движение )
– Какое настроение присутствует в этом описании? Заполним таблицу.
– Прочитайте последнюю строфу.
– Что значит: " предадимся бегу нетерпеливого коня "?
Конь – символ устремленности вперед (стремление ).
Прочитайте еще раз последние строки. Они звучат немного грустно. Почему? ( Они проникнуты воспоминаниями).
– Как будем читать?
– Прочитайте последнюю строфу.
– Посмотрите на таблицу. Почему подобраны именно эти слова? (Отражают настроение. )
– Какое же настроение пытался передать поэт в стихотворении?
– Как передать все это многообразие в своем чтении?
– С каким чувством нужно читать такое стихотворение?
– Кому может быть посвящено стихотворение? ( женщине )
– Как поэт называет ее? («друг прелестный», «красавица», «друг милый». ) Какую строфу будем читать особенно выразительно? Почему?
– Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?
Послушайте музыкальный фрагмент "Ноябрь. Тройка. " П. И. Чайковского. Послушайте музыку, проследите, как сочетается мелодия пушкинского стиха с настоящей музыкой.
– Прочитайте всё стихотворение под музыку.
7. Обобщение.
– Мы посмотрели, как в стихотворении меняется настроение героя от строфы к строфе.
Назовите эти картины-настроения.
- смотрит в окно и радуется морозному дню;
- вспоминает с печалью вчерашний вечер;
- снова смотрит в окно и любуется видом за окном;
- смотрит в комнату и радуется её теплу и уюту;
- мечтает навестить поля, лес и берег.
– Сейчас вы прослушаете 5 музыкальных отрывков. Ваша задача озаглавить строкой из стихотворения каждый отрывок. (Звучат фрагменты из альбома « Времена года» Чайковского. Дети озаглавливают каждый отрывок. )
Идеальный вариант:
1. «Мороз и солнце; день чудесный!».
2. «И ты печальная сидела-».
3. «Блестя на солнце, снег лежит» или «И речка подо льдом блестит».
4. «Весёлым треском трещит затопленная печь».
5. Любая из 3 последних строчек.
– Посмотрите внимательно на выбранные строки. Как вы думаете, что они отражают? (Настроение героя в каждой части. )
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть по желанию.
Нарисовать иллюстрации к стихотворению.
Е. А. Иванова, ГБОУ СОШ школа № 476, Санкт-Петербург
Метки: Литература