Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Стихотворение «Зимнее утро». А. С. Пушкин

Тема урока: Стихотворение «Зимнее утро». А. С. Пушкин

Цель: Познакомиться со стихотворением и проследить, как меняется настроение в стихотворении.

Задачи:

Обучающие: обучать умению делить текст на части, учить понимать смысл стихотворения и настроение героя;

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умение интонацией передавать настроение, анализировать лирический текст; соотносить картины природы с настроением героя;

Воспитывающие: прививать любовь к природе.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Подготовительная работа.

– Ребята, вы любите зиму?

– Что больше всего вам нравится в зиме?

– Какой вы представляете себе зиму?( Холодной, снежной, морозной, волшебной, вьюжной. )

– Послушайте музыку и попытайтесь представить себе зимней пейзаж. (Звучит музыка Чайковского «Зима». )

– Что вы себе представили? Какую картину вы представили?

– Вы рассказали о своих зимних впечатлениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?

– Давайте вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

3. Чтение стихотворения учителем. Первичное восприятие.

– Сегодня мы познакомимся с вами со стихотворением Пушкина «Зимнее утро».

Чтение стихотворения учителем.

– Понравилось тебе стихотворение?

– Какое же настроение хотел передать поэт? ( Мнения расходятся, поскольку в стихотворении выражено много переживаний и настроений. )

– Мнения ваши различны.

4. Постановка учебной задачи.

– Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе и подготовимся к выразительному чтению стихотворения.

5. Анализ стихотворения.

На доске и у каждого ребёнка заготовлена таблица, которая заполняется в течение урока.

1 строфа.

Утренняя радость, ликующее____________

«день чудесный!»,

«пора, красавица, проснись »,

«звездою севера явись!»

2 строфа

Тоскливое,_______________________

«вьюга злилась »,

«на ______________ небе»,

«тучи ___________ »,

«И ты __________ . . . . »

3 строфа

Восхищённое, ________________

«____________ коврами»,

« ___________ на солнце»,

« _____________ лес».

4 строфа

____________________,

_______________________.

« ___________ блеском»,

« ____________ треском»,

« ___________ думать »

5 строфа

______________________,

_______________________.

« предадимся _________

______________ коня»,

« поля ____________».

Слова – подсказки: утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищённое, восторженное, уютное, спокойное, солнечное, бодрое, мечтательное, грустное.

– Как вы думаете, сколько частей в этом стихотворении?

– Прочитайте про себя первую строфу. Подчеркните слова, при помощи которых герой обращается к своей собеседнице. («друг прелестный», «красавица», «звезда севера». )

– Как герой относится к красавице? (Герой восхищается ей, сравнивает её с утренней зарёй, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью. )

– Что означает слово Аврора? (Богиня зари в римской мифологии, Утренняя звезда. )

– Что такое утро? (пробуждение ото сна ).

– Какие слова говорят об этом?(ты дремлешь, сомкнуты негой взоры ).

– « Сомкнуты негой ». Нега-блаженство.

– Подберите синоним к слову сомкнуты? (Закрыты. )

– Как вы думаете, почему автор не использовал глагол закрыты? ( Исчезла бы загадочность, таинственность. )

– Что поразило поэта? ( солнце, мороз! – день чудесный ).

– С каким цветом ассоциируется эта строка? (Яркий, солнечный, золотистый. )

– Каким настроением окрашена первая строфа? (Радость, восторг, восхищение).

– Обратите внимание на первое и последнее предложение этой строфы. Какие они по интонации? (Восклицательные. )

– Как будем читать первую строфу?

– Прочитайте первую строфу выразительно.

6. Физминутка.

– Прочитайте про себя вторую строфу.

– Что означает слово вечор? (Вечер. )

– Заполним таблицу. (Дети вписывают недостающие слова во втором столбике. )

– Найдите олицетворения в этой строфе? («вьюга злилась». «мгла носилась». )

– Какую роль играют олицетворения в этой строфе? (Природа будто оживает. )

– Какое сравнение использует автор? («как бледное пятно». )

– Какие краски преобладают в этой строфе? («на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета))

– Какое настроение вызывают такие цвета? (тоскливое, печальное, грустное. ).

– Заполните первую часть таблицы.

– Что изменится в интонации по сравнению с первой строфой?

– Как будем читать эту часть стихотворения?

– Прочитайте выразительно.

– Прочитайте про себя третью строфу.

– О чем хочет сказать поэт? (Нет повода для грусти. То, что было, уже прошло, посмотри в окно " )

– Герой любуется красотой природы, солнечным днём, глядя в окно. Что же увидел он в окне?

– Обратим внимание на точность слов, использованных поэтом. Почему лес "прозрачный" и "чернеет"?

– В этой строфе есть скрытое сравнение: "снег лежит" "великолепными коврами".

Почему возникает такое сравнение?

– Какие цвета преобладают в этой части стихотворения? («под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель зеленеет», «речка блестит» (голубые, зеленые, блестящие цвета).

– Заполним таблицу.

– Какие чувства испытывает поэт в этой строфе? (Восторженное, восхищённое, противоположное настроению второй строфы. )

-Да. Вы правы. Настроение третьей строфы противоположно, противопоставлено настроению второй строфы. Как будем читать эту строфу?

– Прочитайте выразительно третью строфу.

– Прочитайте про себя четвёртую строфу. Куда переносятся действия? (В дом).

– Куда обращён взгляд героя, какое у него настроение?

– На какие слова, передающие настроение героя, вы обратили внимание?

– Вновь обратим внимание на мастерство поэта. Одной фразой он рисует целую картину: "вся комната янтарным блеском озарена". Что вы представили? Почему "блеск" и "янтарный"?

– Найдите эпитет? («весёлый треск»,«янтарным блеском». )

– Какие цвета преобладают в этих строчках? («янтарным блеском» (теплый желтый цвет).

-О чем говорят строки: "Приятно думать у лежанки, но знаешь " (стремление к движению сохраняется; автор готов променять уют на движение )

– Какое настроение присутствует в этом описании? Заполним таблицу.

– Прочитайте последнюю строфу.

– Что значит: " предадимся бегу нетерпеливого коня "?

Конь – символ устремленности вперед (стремление ).

Прочитайте еще раз последние строки. Они звучат немного грустно. Почему? ( Они проникнуты воспоминаниями).

– Как будем читать?

– Прочитайте последнюю строфу.

– Посмотрите на таблицу. Почему подобраны именно эти слова? (Отражают настроение. )

– Какое же настроение пытался передать поэт в стихотворении?

– Как передать все это многообразие в своем чтении?

– С каким чувством нужно читать такое стихотворение?

– Кому может быть посвящено стихотворение? ( женщине )

– Как поэт называет ее? («друг прелестный», «красавица», «друг милый». ) Какую строфу будем читать особенно выразительно? Почему?

– Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Послушайте музыкальный фрагмент "Ноябрь. Тройка. " П. И. Чайковского. Послушайте музыку, проследите, как сочетается мелодия пушкинского стиха с настоящей музыкой.

– Прочитайте всё стихотворение под музыку.

7. Обобщение.

– Мы посмотрели, как в стихотворении меняется настроение героя от строфы к строфе.

Назовите эти картины-настроения.

  1. смотрит в окно и радуется морозному дню;
  2. вспоминает с печалью вчерашний вечер;
  3. снова смотрит в окно и любуется видом за окном;
  4. смотрит в комнату и радуется её теплу и уюту;
  5. мечтает навестить поля, лес и берег.

– Сейчас вы прослушаете 5 музыкальных отрывков. Ваша задача озаглавить строкой из стихотворения каждый отрывок. (Звучат фрагменты из альбома « Времена года» Чайковского. Дети озаглавливают каждый отрывок. )

Идеальный вариант:

1. «Мороз и солнце; день чудесный!».

2. «И ты печальная сидела-».

3. «Блестя на солнце, снег лежит» или «И речка подо льдом блестит».

4. «Весёлым треском трещит затопленная печь».

5. Любая из 3 последних строчек.

– Посмотрите внимательно на выбранные строки. Как вы думаете, что они отражают? (Настроение героя в каждой части. )

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть по желанию.

Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Е. А. Иванова, ГБОУ СОШ школа № 476, Санкт-Петербург

Метки: Литература