Стихотворение «Зимний вечер» в творчестве А. С. Пушкина и музыке
Стихотворение «Зимний вечер» в творчестве А. С. Пушкина и музыке
Цель: Познакомить со стихотворением « Зимний вечер» и научить читать выразительно.
Задачи:1. Обучающие:
– учить выразительно читать стихотворение;
– формировать умение видеть и понимать предназначение средств художественной выразительности;
– учить наблюдать, сравнивать и анализировать.
2. Развивающая:
– развивать речь учащихся, воображение, способность воспринимать произведения различных видов искусств.
3. Воспитывающая:
– воспитывать бережное отношение к слову, обогащать духовный мир ребёнка.
Оборудование:
Портрет А. С. Пушкина. Художник В. А Тропинин.
Портрет Арины Родионовны Я. П. Серяков.
Виды Михайловского.
Рисунки детей(заранее дано задание)
Ход урока.
1. Организационный момент.
– С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
2. Проверка домашнего задания.
1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.
– Обратимся теперь к стихам А. С. Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
2. Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.
3. Подготовительная работа.
– Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Написано оно в селе Михайловском, родовом имении ( доме) поэта, где он находился в ссылке 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг).
– Что значит родовое имение? Подберите однокоренные слова? (род, родной, родители).
– Как иначе сказать – родовое имение ? (Имение родителей. )
– А. С. Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух.
С 1824 года по 1826 Пушкин находился в Михайловском в ссылке. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – няня поэта.
– Как звали няню поэта ? (Арина Родионовна).
– С каким стихотворением, посвящённым няне поэта, мы уже познакомились? («Няне»).
– Как Пушкин называет свою няню в этом стихотворении? («Подруга дней моих суровых »)
– Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П. И. Чайковского.
Послушайте музыку П. И. Чайковского « У камелька» из альбома « Времена года». Она поможет вам ощутить тепло, уют пушкинского кабинета в Михайловском, услышать тихий, неспешный разговор няни и поэта.
Звучит музыка.
– Какой вечер нарисовала музыка? ( Добрый, уютный, тёплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведёт задушевную беседу. )
– Как звучала мелодия? ( Мелодия звучала задушевно и напевно, как русская народная песня. )
У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки.
Образ няни, разделявшей одиночество поэта, его чувства к ней раскрываются в стихотворении «Зимний вечер».
3. Знакомство со стихотворением.
Учитель выразительно читает стихотворение.
Выявление первичного восприятия стихотворения:
– Понравилось вам стихотворение?
– Какие чувства вызвало у вас?
– О каком времени года говорится в стихотворении? (О зиме. )
– Какую картину вы представили?
4. Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы будем с вами учиться читать это стихотворение выразительно.
– Что значит, прочитать выразительно? (Прочитать с нужной интонацией, попытаться передать те чувства, которые испытывал поэт, когда писал это стихотворение. )
5. Анализ стихотворения.
– На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (на 2 части. )
-Какие это части? (Описание погоды и беседа с няней. )
– Найдите эти части . ( 1 часть: «Буря мглою небо застучит »; 2 часть «Наша ветхая лачужка ». )
– Прочитайте про себя первую часть.
– Какая была погода в тот зимний вечер? (Погода бушевала. )
-Как описывает поэт бурю? (Как живое существо).
– Какое средство художественной выразительности использует поэт, чтобы буря «ожила»? (Олицетворение. )
– Найдите олицетворения в 1 части? (Буря застучит, мглою небо кроет ,буря заплачет).
– Что означает слово «кроет»?( Покрывает. )
Что означает слово кровля? (Кровля– то, что покрывает дом, крыша. )
-Что означает слово обветшалая?( Обветшалая – старая, разрушающаяся. )
– Вспомните, что называют сравнением? (Один предмет сравнивают с другим, похожим чем-то. )
– С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? ( С воем зверя )
– Найдите ещё сравнения в этой части? (Заплачет, как дитя; как путник запоздалый. )
– Почему поэт прибегает к таким сравнениям? (Сравнения помогают представить силу снежной бури, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передаёт душевное переживание поэта)
– Какой вечер предстал перед нами? ( Холодный, метельный. )
– Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
– Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? (Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно». )
– Ударения в словах падают на какие звуки? ( о, а, у, е, и. )
– Что они изображают? (Завывание вьюги. )
– Какие строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.
(То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит. )
– На какие слова падает логическое ударение? ( На глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит. )
– Послушайте две мелодии и подумайте, какая из них подойдёт к первой части стихотворения.
Первой звучит уже прослушанная в начале урока мелодия из альбома Чайковского «Времена года», второй фрагмент «Ноябрь» «Времена года».
– Подойдёт ли первая мелодия? (Нет. Она спокойная, ласковая, домашняя, а в первой части погода бушует. Человек не в силах повлиять на погоду. От этого становится очень грустно. )
– А вторая мелодия? ( Да. Она неспокойная, стремительная, немного пугающая. )
– Прочитайте выразительно первую часть. Попытайтесь передать состояние природы.
Один-два ученика читают первую часть.
– Получилось прочитать выразительно?
– Что пытались передать?
5. Физкультминутка.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
– Прочитайте про себя вторую часть стихотворения.
– Что означает слово лачужка? (Старенькая избушка, небольшая. )
– Если заменить слово лачужка однокоренным словом лачуга, изменится ли смысл? (Да. Лачужка маленькая, ей тяжело выдержать натиск бури. )
– Почему поэт называет домик няни печальной и тёмной лачужкой ? (Домик няни, эта «ветхая лачужка», противостоит буре, но против стихии он ненадёжный защитник).
– Буря как бы проникла в дом, её завывание раздаётся внутри дома. И при этом «ветхая лачужка» не только бедна, но и темна. Тьма хозяйничает за стенами дома, но и в самом доме не светло. Таково и настроение: в «ветхой лачужке» невесело. Здесь живёт тёмная печаль.
– Чему посвящена вторая часть? (Она обращена к няне. )
-Как он называет няню? (Добрая подружка, моя старушка. )
– Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера.
– Найдите эти строки.
( « Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?»)
– Что такое веретено? ( Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом. )
– Каким настроением пронизана эта часть стихотворения? (Она грустная, нежная печальная. )
– Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства.
-Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /
-Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.
– Какие слова помогают передать грустное настроение?( Мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе. )
– Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль.
– Что просит он у няни?
( Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла». )
– Что напоминают эти строки ? (Русскую народную песню )
– Как вам кажется, для чего Пушкин употребил эти строки?
Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню пела Арина Родионовна. Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря.
-Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? (Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно)
. Как надо читать 2 часть стихотворения, каким тоном?(Спокойным, напевным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).
– Поставьте ударение над словами: мой друг, моя старушка, добрая подружка. Паузы обозначьте.
– Прочитайте вторую часть стихотворения выразительно.
– Сравните первую и вторую части стихотворения. Похожи ли они? (Нет. Вторая часть пронизана любовью, нежностью, лаской. Она задушевная и очень грустная. )
– Как заканчивается стихотворение? (Опять мы видим описание бури. )
– Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость.
– Прочитайте выразительно всё стихотворение.
Читает один человек.
– Вспомните, что такое мелодекламация. ( Чтение под музыку. )
– Будет звучать музыка. Попробуйте ещё раз прочитать стихотворение.
Звучит «Декабрь» из альбома « Времена года».
6. Обобщение.
– Кому посвящено стихотворение? (Няне. )
– Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет. Оно грустное. )
– Сравните это стихотворение со стихотворением « Зимнее утро». Что между ними общего? (Они о зиме: зимнее утро и зимний вечер. )
– Чем они отличаются? (Стихотворения отличаются настроением. В стихотворении «Зимнее утро настроение меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» – грустное от начала до конца. )
– Какой изображена зима в стихотворении? (Суровая, вьюжная. )
– Какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (Печальное, грустное, тоскливое. )
– Да. Стихотворение «Зимний вечер» – самое грустное. Удалось ли нам передать настроение поэта при чтении стихотворения?
– Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи? ( Взволнованную, тревожную, кружащуюся и в то же время грустную. )
7. Итог урока. Рефлексия.
– С каким стихотворением познакомились на уроке?
– Кто автор этого стихотворения?
– Какую музыку слушали?
– Помогла ли музыка лучше понять стихотворение?
– Что нового узнал на уроке?
– Что больше всего запомнилось?
10. Домашнее задание.
1. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».
2. Выучить стихотворение по желанию.
Е. А. Иванова, ГБОУ СОШ школа № 476, Санкт-Петербург
Метки: Литература