Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Стихотворение «Зимний вечер» в творчестве А. С. Пушкина и музыке

Стихотворение «Зимний вечер» в творчестве А. С. Пушкина и музыке

Цель: Познакомить со стихотворением « Зимний вечер» и научить читать выразительно.

Задачи:1. Обучающие:

– учить выразительно читать стихотворение;

– формировать умение видеть и понимать предназначение средств художественной выразительности;

– учить наблюдать, сравнивать и анализировать.

2. Развивающая:

– развивать речь учащихся, воображение, способность воспринимать произведения различных видов искусств.

3. Воспитывающая:

– воспитывать бережное отношение к слову, обогащать духовный мир ребёнка.

Оборудование:

Портрет А. С. Пушкина. Художник В. А Тропинин.

Портрет Арины Родионовны Я. П. Серяков.

Виды Михайловского.

Рисунки детей(заранее дано задание)

Ход урока.

1. Организационный момент.

– С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

2. Проверка домашнего задания.

1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.

– Обратимся теперь к стихам А. С. Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.

2. Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.

3. Подготовительная работа.

– Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Написано оно в селе Михайловском, родовом имении ( доме) поэта, где он находился в ссылке 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг).

– Что значит родовое имение? Подберите однокоренные слова? (род, родной, родители).

– Как иначе сказать – родовое имение ? (Имение родителей. )

– А. С. Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух.

С 1824 года по 1826 Пушкин находился в Михайловском в ссылке. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – няня поэта.

– Как звали няню поэта ? (Арина Родионовна).

– С каким стихотворением, посвящённым няне поэта, мы уже познакомились? («Няне»).

– Как Пушкин называет свою няню в этом стихотворении? («Подруга дней моих суровых »)

– Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П. И. Чайковского.

Послушайте музыку П. И. Чайковского « У камелька» из альбома « Времена года». Она поможет вам ощутить тепло, уют пушкинского кабинета в Михайловском, услышать тихий, неспешный разговор няни и поэта.

Звучит музыка.

– Какой вечер нарисовала музыка? ( Добрый, уютный, тёплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведёт задушевную беседу. )

– Как звучала мелодия? ( Мелодия звучала задушевно и напевно, как русская народная песня. )

У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки.

Образ няни, разделявшей одиночество поэта, его чувства к ней раскрываются в стихотворении «Зимний вечер».

3. Знакомство со стихотворением.

Учитель выразительно читает стихотворение.

Выявление первичного восприятия стихотворения:

– Понравилось вам стихотворение?

– Какие чувства вызвало у вас?

– О каком времени года говорится в стихотворении? (О зиме. )

– Какую картину вы представили?

4. Постановка учебной задачи.

– Сегодня мы будем с вами учиться читать это стихотворение выразительно.

– Что значит, прочитать выразительно? (Прочитать с нужной интонацией, попытаться передать те чувства, которые испытывал поэт, когда писал это стихотворение. )

5. Анализ стихотворения.

– На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (на 2 части. )

-Какие это части? (Описание погоды и беседа с няней. )

– Найдите эти части . ( 1 часть: «Буря мглою небо застучит »; 2 часть «Наша ветхая лачужка ». )

Прочитайте про себя первую часть.

– Какая была погода в тот зимний вечер? (Погода бушевала. )

-Как описывает поэт бурю? (Как живое существо).

Какое средство художественной выразительности использует поэт, чтобы буря «ожила»? (Олицетворение. )

Найдите олицетворения в 1 части? (Буря застучит, мглою небо кроет ,буря заплачет).

Что означает слово «кроет»?( Покрывает. )

Что означает слово кровля? (Кровля– то, что покрывает дом, крыша. )

-Что означает слово обветшалая?( Обветшалая – старая, разрушающаяся. )

Вспомните, что называют сравнением? (Один предмет сравнивают с другим, похожим чем-то. )

– С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? ( С воем зверя )

Найдите ещё сравнения в этой части? (Заплачет, как дитя; как путник запоздалый. )

– Почему поэт прибегает к таким сравнениям? (Сравнения помогают представить силу снежной бури, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передаёт душевное переживание поэта)

– Какой вечер предстал перед нами? ( Холодный, метельный. )

– Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.

– Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? (Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно». )

– Ударения в словах падают на какие звуки? ( о, а, у, е, и. )

– Что они изображают? (Завывание вьюги. )

– Какие строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.

(То по кровле обветШалой

Вдруг Соломой ЗаШумит,

То, как путник ЗапоЗдалый,

К нам в окоШко поСтуЧит. )

– На какие слова падает логическое ударение? ( На глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит. )

– Послушайте две мелодии и подумайте, какая из них подойдёт к первой части стихотворения.

Первой звучит уже прослушанная в начале урока мелодия из альбома Чайковского «Времена года», второй фрагмент «Ноябрь» «Времена года».

– Подойдёт ли первая мелодия? (Нет. Она спокойная, ласковая, домашняя, а в первой части погода бушует. Человек не в силах повлиять на погоду. От этого становится очень грустно. )

– А вторая мелодия? ( Да. Она неспокойная, стремительная, немного пугающая. )

– Прочитайте выразительно первую часть. Попытайтесь передать состояние природы.

Один-два ученика читают первую часть.

– Получилось прочитать выразительно?

– Что пытались передать?

5. Физкультминутка.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

– Прочитайте про себя вторую часть стихотворения.

– Что означает слово лачужка? (Старенькая избушка, небольшая. )

– Если заменить слово лачужка однокоренным словом лачуга, изменится ли смысл? (Да. Лачужка маленькая, ей тяжело выдержать натиск бури. )

– Почему поэт называет домик няни печальной и тёмной лачужкой ? (Домик няни, эта «ветхая лачужка», противостоит буре, но против стихии он ненадёжный защитник).

– Буря как бы проникла в дом, её завывание раздаётся внутри дома. И при этом «ветхая лачужка» не только бедна, но и темна. Тьма хозяйничает за стенами дома, но и в самом доме не светло. Таково и настроение: в «ветхой лачужке» невесело. Здесь живёт тёмная печаль.

– Чему посвящена вторая часть? (Она обращена к няне. )

-Как он называет няню? (Добрая подружка, моя старушка. )

– Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера.

– Найдите эти строки.

( « Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?»)

– Что такое веретено? ( Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом. )

– Каким настроением пронизана эта часть стихотворения? (Она грустная, нежная печальная. )

– Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства.

-Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

-Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

– Какие слова помогают передать грустное настроение?( Мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе. )

– Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль.

– Что просит он у няни?

( Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла». )

– Что напоминают эти строки ? (Русскую народную песню )

– Как вам кажется, для чего Пушкин употребил эти строки?

Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню пела Арина Родионовна. Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря.

-Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? (Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно)

. Как надо читать 2 часть стихотворения, каким тоном?(Спокойным, напевным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).

– Поставьте ударение над словами: мой друг, моя старушка, добрая подружка. Паузы обозначьте.

– Прочитайте вторую часть стихотворения выразительно.

– Сравните первую и вторую части стихотворения. Похожи ли они? (Нет. Вторая часть пронизана любовью, нежностью, лаской. Она задушевная и очень грустная. )

– Как заканчивается стихотворение? (Опять мы видим описание бури. )

– Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость.

– Прочитайте выразительно всё стихотворение.

Читает один человек.

– Вспомните, что такое мелодекламация. ( Чтение под музыку. )

– Будет звучать музыка. Попробуйте ещё раз прочитать стихотворение.

Звучит «Декабрь» из альбома « Времена года».

6. Обобщение.

– Кому посвящено стихотворение? (Няне. )

– Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет. Оно грустное. )

– Сравните это стихотворение со стихотворением « Зимнее утро». Что между ними общего? (Они о зиме: зимнее утро и зимний вечер. )

– Чем они отличаются? (Стихотворения отличаются настроением. В стихотворении «Зимнее утро настроение меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» – грустное от начала до конца. )

– Какой изображена зима в стихотворении? (Суровая, вьюжная. )

– Какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (Печальное, грустное, тоскливое. )

– Да. Стихотворение «Зимний вечер» – самое грустное. Удалось ли нам передать настроение поэта при чтении стихотворения?

– Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи? ( Взволнованную, тревожную, кружащуюся и в то же время грустную. )

7. Итог урока. Рефлексия.

– С каким стихотворением познакомились на уроке?

– Кто автор этого стихотворения?

– Какую музыку слушали?

– Помогла ли музыка лучше понять стихотворение?

– Что нового узнал на уроке?

– Что больше всего запомнилось?

10. Домашнее задание.

1. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».

2. Выучить стихотворение по желанию.

Е. А. Иванова, ГБОУ СОШ школа № 476, Санкт-Петербург

Метки: Литература