Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога»
Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога»
Цель: познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога».
Задачи:
Обучающие: учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения;
Развивающие: обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства.
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Подготовительная работа.
– Ребята! Вы любите путешествовать?
-Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.
– Представьте себе, что вы зимой отправляетесь в дальнее путешествие. Какие картины природы вы увидите? Поможет представить вам эту зимнюю поездку музыка в исполнении большого симфонического оркестра Гостелерадио. Называется она «Метель. Зимняя дорога».
– Что вы себе представили? Какие картины нарисовали?
– Опишите своё настроение во время этого небольшого путешествия. Что вы чувствовали?
– А теперь давайте посмотрим, какой предстала зимняя дорога перед героем стихотворения Пушкина «Зимняя дорога», с которым мы сегодня познакомимся.
3. Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.
Звучит стихотворение в исполнении В. Ланового.
– Понравилось вам стихотворение?
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Менялось ли настроение в процессе чтения?
– Поделитесь чувствами. Какие картины вы представляете, слушая это стихотворение? (Словесное рисование картин).
4. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться, как через описание природы поэт показывает личные переживания человека. Выясним, встречаются ли в этом стихотворении мотивы, которые звучали в «Зимнем вечере»? Есть ли общее в настроении стихотворений?
5. Анализ стихотворения.
– Прочитайте первую строфу.
– Каким настроением она проникнута?
– Как звучат строки?
– Какой звук часто повторяется? (Л )
– Как вы думаете, зачем? (Придаёт особую плавность, нежность).
– С какой целью поэт два раза использует слово «печаль»?
– Какое настроение у природы?
– Вспомните состояние природы в стихотворении «Зимний вечер». (Тревожная, враждебная).
– Что ощущается в природе в этом стихотворении? (Наоборот. Покой, гармония. )
– Найдите эпитеты в этом отрывке.
– Какой ещё приём использует автор?
– Как вы будете читать этот отрывок? (Медленно, плавно, напевно).
– Прочитайте выразительно.
– Прочитайте вторую строфу.
– Как бежит тройка?
-Что означает слово борзая? (Быстрая. )
– Как вы понимаете слова «колокольчик однозвучный утомительно гремит»?
– Какой звук повторяется в этой строфе? (О). Зачем? (Придаёт заунывность звучанию).
– Чьё настроение передано в этом отрывке? (Настроение героя).
– Какие эпитеты использует поэт?
– Сравните этот отрывок с первым.
– Сохранился ли ритм? Слышится ли плавное звучание строк или что-то изменилось? ( Слышно чёткое, размеренное движение).
– Как будете читать этот отрывок?
Прочитайте выразительно.
6. Физминутка.
– Прочитайте третью строфу.
Вспомним ещё раз стихотворение «Зимний вечер». Есть ли в нём мотив песни?
– О чём просил спеть лирический герой?
– А что слышится в песнях ямщика?
– Как вы понимаете значение слова «долгая»? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. )
– Правильно. А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас какое действие оказывает? (И читателю невесело. )
– Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синоним к слову «родное»
– А что для героя родное?
– Да, безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска». Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека. Читая стихотворение «Няне», «Зимний вечер», мы видели, что Пушкин рисует нам не только зимний пейзаж, но и показывает состояние человека. Душевное состояние путника видим мы и в стихотворении «Зимняя дорога»
– Сравните состояние героя и состояние природы в первой строфе. Герой ощущает покой?
Подтвердите текстом.
– Прочитайте выразительно.
– Прочитайте 4 строфу.
– Почему огонь или хату хочется увидеть на пути? (Кругом глушь и снег, а хочется домашнего уюта и тепла).
– Найдите эпитеты.
-Какое значение имеет эпитет «чёрная»? Только ли цвет он обозначает? (Чёрные хаты – без огня, но «чёрный» – это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. )
– Как вы понимаете слова «только вёрсты полосаты попадаются одне»?
– Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.
– «Вёрсты полосаты». С чем сравнивает поэт вёрсты? (Жизнь тоже может быть полосатой: хорошее чередуется с плохим, светлые моменты с тёмными).
– Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.
– С какой интонацией будете читать этот отрывок?
– Прочитайте выразительно.
– Прочитайте 5 и 6 строфы.
– Определите время глаголов, которые использует поэт в этом отрывке.
( Будущее время).
– Почему герой думает о будущем, а перед этим автор использует слово скучно?(Мысли о будущем, а настроение настоящее).
– Нина – вымышленное лицо, нереальный человек. Это скорее мечта. О чём же мечтает герой? ( О доме, о друге, о человеческом счастье, о взаимопонимании).
– Прочитайте 6 строфу.
– Есть ли в этой строфе мотивы, которые уже встречались раньше в стихотворении? (Вновь мотив природы. Песня ямщика. Вновь скучно, грустно. )
– Найдите глаголы в этой строфе? (Один глагол «смолкнул»).
– В какой форме использованы прилагательные? ( В краткой форме).
– Почти нет глаголов, нет действия. Время как бы замерло, остановилось. Ямщик замолчал, не слышно родных напевов. Колокольчик больше не гремит, он однозвучен. Застыла луна. Замерли и чувства героя.
– Какое слово характеризуются чувства героя? (Грустно). И этот грустный итог подчёркивает несбыточность мечты о счастье.
Прочитайте этот отрывок выразительно. Какое настроение вы попытаетесь передать?
Звучит музыка Вивальди «Зима». Дети читают под музыку.
7. Обобщение.
– Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой? (Да. Сохранилась бы надежда на лучшее. )
– Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно. )
– Стихотворение написано в декабре 1826 года. Друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы в Сибирь.
– Где в это время находился Пушкин? (В ссылке).
Биографы Пушкина утверждают, что стихотворение было написано в поездке поэта на допрос к псковскому губернатору.
– Кто такие биографы?
– Как вы думаете, соответствует ли настроение автора стихотворения настроению героя?
– Давайте ещё раз вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни. )
– Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения?
– Что помогает Пушкину передать состояние природы и лирического героя? (Эпитеты, олицетворения, повтор слов).
– Одинаково ли настроение героя и состояние природы?
– К какому выводу мы пришли?
Продолжите предложение: «Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает________________ (внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. )
– Послушайте мелодию под названием «Зимняя дорога» А. Афанасьева, Е. Булгакова. Чем этот музыкальный отрывок похож на стихотворение «Зимняя дорога»? (Настроение не меняется, однообразие звуков, как и однообразие звучащего в стихотворении колокольчика, монотонность дороги. )
8. Итог.
– С каким стихотворением познакомились?
– С каким стихотворением сравнивали?
– Что выяснили?
Метод незаконченного предложения:
– Мне понравилось_____
– Я понял, что_____
– Я научился_____
9. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения.
Е. А. Иванова, ГБОУ СОШ школа № 476, Санкт-Петербург
Метки: Литература