Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

Цель: познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

Задачи:

Обучающие: учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения;

Развивающие: обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Подготовительная работа.

– Ребята! Вы любите путешествовать?

-Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

– Представьте себе, что вы зимой отправляетесь в дальнее путешествие. Какие картины природы вы увидите? Поможет представить вам эту зимнюю поездку музыка в исполнении большого симфонического оркестра Гостелерадио. Называется она «Метель. Зимняя дорога».

– Что вы себе представили? Какие картины нарисовали?

– Опишите своё настроение во время этого небольшого путешествия. Что вы чувствовали?

– А теперь давайте посмотрим, какой предстала зимняя дорога перед героем стихотворения Пушкина «Зимняя дорога», с которым мы сегодня познакомимся.

3. Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.

Звучит стихотворение в исполнении В. Ланового.

– Понравилось вам стихотворение?

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Менялось ли настроение в процессе чтения?

– Поделитесь чувствами. Какие картины вы представляете, слушая это стихотворение? (Словесное рисование картин).

4. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться, как через описание природы поэт показывает личные переживания человека. Выясним, встречаются ли в этом стихотворении мотивы, которые звучали в «Зимнем вечере»? Есть ли общее в настроении стихотворений?

5. Анализ стихотворения.

– Прочитайте первую строфу.

– Каким настроением она проникнута?

– Как звучат строки?

– Какой звук часто повторяется? (Л )

– Как вы думаете, зачем? (Придаёт особую плавность, нежность).

– С какой целью поэт два раза использует слово «печаль»?

– Какое настроение у природы?

– Вспомните состояние природы в стихотворении «Зимний вечер». (Тревожная, враждебная).

– Что ощущается в природе в этом стихотворении? (Наоборот. Покой, гармония. )

– Найдите эпитеты в этом отрывке.

– Какой ещё приём использует автор?

– Как вы будете читать этот отрывок? (Медленно, плавно, напевно).

– Прочитайте выразительно.

– Прочитайте вторую строфу.

– Как бежит тройка?

-Что означает слово борзая? (Быстрая. )

– Как вы понимаете слова «колокольчик однозвучный утомительно гремит»?

– Какой звук повторяется в этой строфе? (О). Зачем? (Придаёт заунывность звучанию).

– Чьё настроение передано в этом отрывке? (Настроение героя).

– Какие эпитеты использует поэт?

– Сравните этот отрывок с первым.

– Сохранился ли ритм? Слышится ли плавное звучание строк или что-то изменилось? ( Слышно чёткое, размеренное движение).

– Как будете читать этот отрывок?

Прочитайте выразительно.

6. Физминутка.

– Прочитайте третью строфу.

Вспомним ещё раз стихотворение «Зимний вечер». Есть ли в нём мотив песни?

– О чём просил спеть лирический герой?

– А что слышится в песнях ямщика?

– Как вы понимаете значение слова «долгая»? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. )

– Правильно. А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас какое действие оказывает? (И читателю невесело. )

– Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синоним к слову «родное»

– А что для героя родное?

– Да, безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска». Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека. Читая стихотворение «Няне», «Зимний вечер», мы видели, что Пушкин рисует нам не только зимний пейзаж, но и показывает состояние человека. Душевное состояние путника видим мы и в стихотворении «Зимняя дорога»

– Сравните состояние героя и состояние природы в первой строфе. Герой ощущает покой?

Подтвердите текстом.

– Прочитайте выразительно.

– Прочитайте 4 строфу.

– Почему огонь или хату хочется увидеть на пути? (Кругом глушь и снег, а хочется домашнего уюта и тепла).

– Найдите эпитеты.

-Какое значение имеет эпитет «чёрная»? Только ли цвет он обозначает? (Чёрные хаты – без огня, но «чёрный» – это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. )

– Как вы понимаете слова «только вёрсты полосаты попадаются одне»?

– Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.

– «Вёрсты полосаты». С чем сравнивает поэт вёрсты? (Жизнь тоже может быть полосатой: хорошее чередуется с плохим, светлые моменты с тёмными).

– Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.

– С какой интонацией будете читать этот отрывок?

– Прочитайте выразительно.

– Прочитайте 5 и 6 строфы.

– Определите время глаголов, которые использует поэт в этом отрывке.

( Будущее время).

– Почему герой думает о будущем, а перед этим автор использует слово скучно?(Мысли о будущем, а настроение настоящее).

– Нина – вымышленное лицо, нереальный человек. Это скорее мечта. О чём же мечтает герой? ( О доме, о друге, о человеческом счастье, о взаимопонимании).

– Прочитайте 6 строфу.

– Есть ли в этой строфе мотивы, которые уже встречались раньше в стихотворении? (Вновь мотив природы. Песня ямщика. Вновь скучно, грустно. )

– Найдите глаголы в этой строфе? (Один глагол «смолкнул»).

– В какой форме использованы прилагательные? ( В краткой форме).

– Почти нет глаголов, нет действия. Время как бы замерло, остановилось. Ямщик замолчал, не слышно родных напевов. Колокольчик больше не гремит, он однозвучен. Застыла луна. Замерли и чувства героя.

– Какое слово характеризуются чувства героя? (Грустно). И этот грустный итог подчёркивает несбыточность мечты о счастье.

Прочитайте этот отрывок выразительно. Какое настроение вы попытаетесь передать?

Звучит музыка Вивальди «Зима». Дети читают под музыку.

7. Обобщение.

– Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой? (Да. Сохранилась бы надежда на лучшее. )

– Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно. )

– Стихотворение написано в декабре 1826 года. Друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы в Сибирь.

– Где в это время находился Пушкин? (В ссылке).

Биографы Пушкина утверждают, что стихотворение было написано в поездке поэта на допрос к псковскому губернатору.

– Кто такие биографы?

– Как вы думаете, соответствует ли настроение автора стихотворения настроению героя?

– Давайте ещё раз вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни. )

– Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения?

– Что помогает Пушкину передать состояние природы и лирического героя? (Эпитеты, олицетворения, повтор слов).

– Одинаково ли настроение героя и состояние природы?

– К какому выводу мы пришли?

Продолжите предложение: «Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает________________ (внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. )

– Послушайте мелодию под названием «Зимняя дорога» А. Афанасьева, Е. Булгакова. Чем этот музыкальный отрывок похож на стихотворение «Зимняя дорога»? (Настроение не меняется, однообразие звуков, как и однообразие звучащего в стихотворении колокольчика, монотонность дороги. )

8. Итог.

– С каким стихотворением познакомились?

– С каким стихотворением сравнивали?

– Что выяснили?

Метод незаконченного предложения:

– Мне понравилось_____

– Я понял, что_____

– Я научился_____

9. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения.

Е. А. Иванова, ГБОУ СОШ школа № 476, Санкт-Петербург

Метки: Литература