А был ли роман? По рассказу И. А. Бунина «Роман горбуна», 9 класс
А был ли роман? По рассказу И. А. Бунина «Роман горбуна», 9 класс
Цель: познакомить учащихся с произведением И. А. Бунина «Роман горбуна».
Задачи:
Обучающая: анализ прозаического произведения посредством применения технологии развития критического мышления через– чтение и письмо.
Развивающая: развитие критического мышления учащихся, умения анализировать текст, умения выражать свои мысли, развитие интеллекта, коммуникативной компетенции на понятийной основе.
Воспитательная: воспитание любви к литературе, внимательного отношение к слову.
Оборудование:
– подготовленные тексты рассказа (Раздаются каждому ученику),
– медиапроектор,
– презентация (Приложение 1),
Используемые приемы:
– чтение с остановками;
– обращение к личному опыту;
– прогнозирование;
– составление синквейнов, кластеров
– «древо предсказаний».
Вызов
Учитель: Сегодня я предлагаю поработать с рассказом «Роман горбуна». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
Ученик: это произведение написал И. Бунин, все его произведения, как правило, о любви, счастливой или несчастной. Но настораживает название. У М. Булгакова тоже есть произведение «Театральный роман», но в его основе не любовная интрига. Можно предположить, что в произведении И. Бунина речь пойдёт о художественных талантах горбуна, признанных или непризнанных, или о любви.
Учитель: Как вы понимаете слово «любовь»?
Ученик: (из домашнего задания) Говорят, что ей все возрасты покорны. Вот почему нет спасения от её сетей. Она болезнь, неподдающаяся лечению. Из – за неё страдают, мучаются, умирают. Она огонь, который зажигает грудь и зажигает сердце, свет, который ослепляет. Она водопад, который внезапно обрушивается с горы. Любовь – чувство, которое нельзя приручить. Она свободна и переменчива. Сегодня можно парить на её крыльях, завтра – быть на её развалинах. Но если она взаимна Озарённый ею, ты становишься чище, добрее, милостивее. Мир наполняется музыкой. Музыкой любви.
Учитель: Я предлагаю начать знакомство с рассказом «Роман горбуна» по частям. (Выдан отрывок из текста). «Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
– Будьте в субботу пятого апреля в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и – к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю вас, ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество. . . Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам. . . Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой – букетик фиалок. . ».
Осмысление
1 остановка
Можно предположить, что завязывается любовная интрига: «Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание». Кто такой «горбун»?
Ученик: (из словаря С. И. Ожегова) «Горбун» – горбатый человек. «Горб» – 1. Большая ненормальная выпуклость на спине или груди человека, возникающая в результате деформации позвоночника и грудной клетки. 2. Сгорбленная спина. 3. У верблюдов.
«Роман» – 1. Любовные отношения между мужчиной и женщиной. 2. Большое по объёму повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом и многими героями
Учитель: Какие определения нам подходит? Кто мог влюбиться в такого человека?
Ученик: Подходят определения, касающиеся любовных отношений. Влюбиться в горбуна могла такая же горбунья, избалованная женщина, порядочная и жалостливая женщина, которая увидела не только физическое уродство, но и живую душу человека, женщина, если горбун обеспечен, ради детей или своего благосостояния, решилась написать такое письмо.
Учитель: Уже название рассказа «РОМАН ГОРБУНА» наполнено тревожным сочетанием звуков РА, АР, ГР. Мы можем думать, что мотив тревоги формируется с первых строк. Предположим, кто – то из вас получил любовное письмо без подписи (анонимное). Как повели бы себя вы в подобной ситуации?
Ученик: По – разному. Растерянно. Кому пришло в голову полюбить физическое уродство? (в данной ситуации) Или, а вдруг и я кому-то интересен ? Какая она, эта незнакомка?
(В этом классе второй год ведется курс «Русская словесность» по программе Р. И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности». Учащиеся класса очень внимательны к слову автора. На этом этапе сразу возникает дискуссия (чего я никак не ожидала), состоящая из вопросов: «Почему молодая и свободная – и горбун?», «Откуда она давно знает его и любит? – Наблюдала и присматривалась. Почему?», «Почему родная душа? Она тоже изгой общества? Почему? Как одиночество? Как не такая?», «Почему серый костюм? – Не хочет быть заметной?», «Почему букетик фиалок, а не роз? Почему не букет? Фиалка – маленький цветок? Опять не хочет выделяться и привлекать к себе внимание!»).
Учитель: А. Н. Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что серый цвет относится к бесцветным тонам, имеет не цветовую характеристику, а световую. Речевая традиция не связывает серый цвет ни с красотой, ни с праздничностью, ни срадостным подъёмом. В странах Востока лиловый цвет символизирует духовную силу, а ясновидящая Ванга считала это цвет символом взаимной любви.
Учитель: Предлагаю систематизировать полученную информацию посредством составления кластера.
Горбун
Гордый и печальный взор Благородный умный лоб
Одиночество
Незнакомка
Лиловый зонтик, букет фиалок Молода
Серый английский Давно знает, любит Богата
Надеется на взаимность, на родную
Одиночество?
Учитель: В кластере, характеризующем Горбуна, только две прямые характеристики, а в кластере, характеризующем Незнакомку, – шесть. Связывает чувство одиночества. И то мы не знаем, по какой причине она написала письмо. Появляется интрига, и усиливается тревога, которая поддерживается всё тем же тревожным сочетанием звуков РА, АР, ГР: ГОРБУН, ГОРДЫЙ, ТРОСТЬ, СОДРОГНУЛСЯ
Я предлагаю познакомиться со следующей частью рассказа «Роман горбуна» (Выдан следующий отрывок из текста).
«Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели. . . Потом, наряженный, он сел в кресло, – как гость, как чужой в своей собственной квартире, – и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел».
2 остановка
Образа Незнакомки в этом отрывке не наблюдается, зато наполняется образ Горбуна.
Горбун:
Роковой час Потрясен Купил перчатки
Ждал Прекрасные глаза потемнели
Наряжался Разлился румянец
Сходил к парикмахеру
Наряженный Как гость Как чужой в своей квартире
Учитель: Теперь о Горбуне мы знаем больше и можем предположить, что Незнакомка и Горбун, действительно, могут оказаться родственными душами. Почему?
Ученик: У них одинаковые вкусы в одежде: оба выбирают серые цвета в сочетании с лиловым и сиреневым. (Незнакомка: лиловый зонт, фиалки. Горбун: сиреневые перчатки, серый галстук).
Учитель: Какое чувство Вы испытали, когда прочитали вторую часть?
Ответы учеников:
– Я всё больше убеждаюсь, что эта Незнакомка странная. Раз совпадают вкусы в одежде, раз она предполагает, что он её не отвергнет, то она, может быть, тоже с физическим изъяном?
– Мне тревожно за Горбуна: он в неизвестности и волнении.
Учитель: Как И. А. Бунин показывает волнение героя?
Ответы учеников:
– Волнение героя выражается в следующих словах:
«Потрясён», «ждал», «сходил к парикмахеру», «купил перчатки, галстук», «наряжался», «без конца привязывал галстук холодными и дрожащими руками», «разлился румянец», «глаза потемнели», «стал ждать рокового часа».
Учитель: Вертикаль тревожного сочетания звуков РА, АР, ГР организует внутреннее пространство текста. Через аллитерации в повествование входит мотив рока. Что означает слово «роковой?»
Ученик: В словаре С. И. Ожегова слово «роковой» обозначает: 1. Приносящий горе, несчастье, неизбежно доставляющий страдания, неотвратимый. 2. Решающий, предопределяющий дальнейшие события. 3. Гибельный, имеющий тяжёлые или гибельные последствия.
Учитель: За восклицанием, которое говорит о восторженном состоянии героя, идёт методичный показ сборов на свидание: события переданы последовательно, замедленно, точно изображено внутренне состояние героя. В данном отрывке преобладают глаголы, что говорит о динамике развития действия. Горбун находится в приподнято – восторженном волнении от неизвестности, загадки. Может быть, в его жизнь ворвётся любовь, и всё изменится? Не готовит ли автор нас к тому, что Горбун не только наряженный гость в своей квартире, но и празднике жизни?
Ученик: Я считаю, что из этой встречи ничего не может получиться, потому что даже «в столовой важно, грозно пробило», нет даже слова «часы», показан только средний род. Он содрогнулся.
Учитель: Предлагаю обратиться к следующей части текста.
«Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте. . ».
3 остановка
Предлагаю создать лексико – семантический ряд, который бы показывал душевное состояние героя.
Ученик: не мог владеть собой – зашагал быстрее – блаженный страх – предвкушаем счастье – быстро вошёл – оцепенел.
Учитель: Какое слово или словосочетание вы бы определили в качестве ключевого?
Ученик: Оцепенел.
Учитель: Почему?
Ответы учащихся:
– Знал эту женщину;
– Увидел молодую и очень красивую женщину;
– Это был кто – то, кого он увидеть не ожидал.
Учитель: Как И. А. Бунин описывает внешность героя?
Ученик: С «длинными и тонкими ногами, со всей вызывающей важностью, присущей горбу».
Учитель: Не иронизирует ли автор над своим героем: тонкие ноги и важность? Я дочитаю текст до конца.
4 остановка
« навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, – горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!».
Комментарии учителя: После того как текст был прочитан, загадка разгадана, в классе повисла тишина. Даже те учащиеся, которые с самого начала выдвигали предположения, что письмо написала горбунья, молчали.
Учитель: Ваши впечатления от рассказа?
Ответы учащихся:
– Грустная история;
– Жаль горбуна;
– Жизнь разбилась, не успев обрести смысл;
– Рассказ практически начинается словом горбун, им и заканчивается, композиция похожа на кольцевую.
Учитель: Рассказ называется «Роман горбуна». Я возвращаюсь к названию урока «А был ли роман?»
Ответы учащихся:
– В начале урока мы определили, что такое «роман». В прямом смысле романа не было.
– Было ожидание перемен, может быть, любви.
– Была влюблённость в Незнакомку, которой он не знал, а узнав, оцепенел.
Учитель: Герой спешил на своё первое и, может быть, единственное желание. Оцепенение: появление незнакомки – жестокая действительность, которая, возможно, стёрла последние блики неуловимого и призрачного счастья.
Словно великий грешник, низвергнутый из рая, горбун цепенеет, видя свое собственное отражение.
Рефлексия
Учитель: И. А. Бунин заканчивает произведение фразой: «Беспощаден кто-то к человеку!» Я предлагаю написать небольшую письменную работу по предложенным темам:
– Кто беспощаден к человеку в рассказе?
– Мои впечатления от рассказа?
– Возможен ли роман горбуна?
– Синквейн.
Из работ учащихся:
Быстрова Ксения
Возможен ли роман горбуна? (эссе)
«Мне всегда очень нравятся уроки, когда мы читаем текс по частям, предполагаем развитие сюжета, финал. Рассказ «Роман горбуна» меня потряс. Я не была в числе тех, кто предполагал, что письмо написала горбунья, хотя логически много аргументов ребята сразу привели, что это именно она. Я романтик, поэтому мне хотелось верить, что письмо написала молодая девушка, которая знает горбуна как хорошего человека, влюбилась в него, хотела бы составить с ним счастье. Мне казалось, что эта молодая женщина по каким – то причинам одинока, потому что любит горбуна, поэтому другим оказывает, мучается от неразделённой любви горбуна.
Я думаю, что горбун тоже иначе представлял Незнакомку. Возможно, встретив Горбунью в парке, он деликатно с ней попрощался, может быть, даже погулял с ней по аллеям. Я представляю, как идут по парку два горбуна, в все оглядываются.
Я думаю, что эти люди могут остаться приятелями, но возлюбленными – вряд ли.
Каварзин Павел
Синквейн
Роман?
Ожидающий, мучающийся
Ждёт, томится, разочаровывается
Трагическое ошеломление одинокого человека
Желание любви
Список используемой литературы и Интернет – ресурсов
- С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. Работаем по новым стандартам// М. Просвещение. – 2011
- http://lib. 1september. ru/
- http://www. openclass. ru/node/222787
- http://rudocs. exdat. com/docs/index-380754. html
- Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника. – 2010. – №1. -С. 29-30
Е. Н. Воронова, МОУ "СОШ №4", г. Тихвин, Ленинградская область
Метки: Литература