Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Материалы к уроку Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841). Основные темы и мотивы творчества М. Ю. Лермонтова

Материалы к уроку Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841). Основные темы и мотивы творчества М. Ю. Лермонтова

Материалы к уроку Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841). Основные темы и мотивы творчества М. Ю. Лермонтова

  • Мотив (литература) – простейшая составная часть сюжета;
  • МОТИВ – в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
  • ТЕМА – основной замысел, основное звучание произведения. Темой в широком смысле слова является тот образ мира, который определяет поэтическое мировосприятие художника. У всякого художника своя тема, свой образ мира.
  • Из 27 лет жизни М. Ю. Лермонтова 13 лет заполнено поэтическим творчеством, т. е. Лермонтов писал художественные произведения с 1829 по 1841 год. Значит, его творчество в основном пришлось на 30-е годы 19 века.

Эпоха

Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения.

Периодизация творчества

  • В поэзии Лермонтова можно отметить некоторые особенности, выделяющие его из круга других русских поэтов.
  • Если у Пушкина можно назвать много творческих периодов, потому что, по словам Белинского, «Пушкин каждые 2-3 года своей жизни стремительно менялся», то у Лермонтова можно выделить всего три периода творчества:

Первый период – с 1828 года по 1832 год.

  • Этот период можно назвать ученическим. Идеологическим источником художественной проблематики юного Лермонтова явилось учение о тождестве Добра и Зла, выдвинувшее принцип оправдания Зла как рожденного из одного корня с Добром и потому требующее двойного сострадания (и к жертве, и к виновнику).
  • Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода – грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки

    и следы влияния Байрона, который был "властителем дум" молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно

    , то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада.

    На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в "русские Байроны".

    Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение "Нет, я не Байрон, я другой " (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков:

    Нет, я не Байрон, я другой,

    Еще неведомый избранник,

    Как он, гонимый миром странник

  • Неслучайно это сравнение с Байроном. И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому романтизму, и близкое мировосприятие.
  • В лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятность, на раннюю трагическую гибель, на невозможность осуществить все, что предначертано.
  • За эти годы поэтом написано 250 стихотворений, 15 поэм ( «Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Кавказский пленник» и др. ), три драмы («Люди и страсти», «Испанцы», «Странный человек»), пробует себя в прозе. Лермонтов начал писать исторический роман «Вадим». Лучшими и наиболее известными стихотворениями этих лет являются "Молитва" (1829 г. ), "Ангел" (1831-32 г. ), "Парус" (1832 г. ), "Нет, я не Байрон" (1832г. ).

Второй период – с 1833 года по 1836 год.

  • Это годы становления поэтического мира художника. Лермонтов находит свои темы, определяет проблемы современности и их место в собственном творчестве. В это время поэт писал очень немного – это, скорее, период подготовки к следующему этапу – главному, этапу полной духовной и поэтической зрелости, когда каждое произведение – шедевр.
  • В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей.
  • В переходном периоде творчества Михаила Лермонтова с 1833г по 1836г центральное место занимают проза и драматургия. Это произведения: «Маскарад», написанный с 1833г по 1836г, «Княгиня Лиговская» (1836г).

Третий период – с 1837 года по 1841 год.

  • Началом этого этапа можно считать стихотворение "Смерть поэта" (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это период творческой зрелости поэта, т. к. здесь подводятся окончательные итоги всего, что было задумано в раннем, юношеском творчестве. В эти годы Лермонтов не расширяет круг тем, идей и мотивов, а только доводит до высшей степени совершенства те идеи, проблемы, мотивы и темы, которые появились у него в первый, ранний период.
  • Зрелая лирика Лермонтова сохраняет многие черты ранней, но отличается от нее рядом существенных признаков.
  • Во-первых, в лирике 18371841 годов заметно уменьшается количество стихотворений исповедального и автобиографического характера. Лермонтов стремится представить свои чувства в форме рассуждения или рассказа, отходя от напряженной патетичности и сугубо личного тона, сдерживая, прикрывая эмоции холодной иронией или сниженно прозаической речью. Энергия отрицания в этом случае ощущается более грозной, содержательной и глубокой, чем непосредственно выплеснутая наружу.
  • Во-вторых, возрастает количество «сюжетных» стихотворений из мира человеческого или природного, в которых авторская личность проступает через освещение случившихся событий.
  • В-третьих, появляются стихотворения, в которых лирическое «я» условно отодвинуто на второй план, тогда как весь первый план отдан «объективным» персонажам, отделенным от авторского лирического образа. Эти перемены обусловлены идейно-художественными сдвигами в миросозерцании поэта и, стало быть, в жанровой системе и в поэтическом языке.

Главная тема творчества Лермонтова

  • Личность в процессе самопознания и самовоплощения.
  • Лирика Лермонтова – это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности – истинное художественное открытие автора.
  • Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.
  • Философия лирики Лермонтова
  • Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях личности и Судьбы. Духовный мир поэта и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека – удивительная, чисто лермонтовская черта. Противоборство сил добра и зла в душе человека – основной конфликт лирического героя Лермонтова.
  • Основной творческий принцип поэта
  • сформулирован в «Герое нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа. . . » Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.

Своеобразие художественного мира М. Ю. Лермонтова

  • Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о светлом будущем, стал ярким творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Но уже в первых романтических произведениях Лермонтова возникали и росли реалистические тенденции (социальная среда в «Маскараде»). Отражая более сложный период развития общественной мысли, Лермонтов, по мнению И. А. Гончарова, «опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною идей и полета».
  • Для Лермонтова характерно параллельное сосуществование романтизма и реализма, их хрупкое, но все же гармоническое равновесие. Например, поэма "Мцыри" – это романтизм, а "Песнь о купце Калашникове" – реализм. Обе поэмы написаны в 1838 году. Такой синхронности, параллельности, одновременности, такого гармонического двуединства не знал ни одни поэт 50-х годов. Именно это сплетение двух стилей, двух систем в творчестве Лермонтова и сделало его центральным поэтом 30-х годов. Лермонтов был и романтиком, и реалистом одновременно. Это двуединство вообще характерно для Лермонтова. Оно проявляется, не только в равновесии романтизма и реализма, но и в удивительном сосуществовании в его творчестве поэзии и прозы, религиозной веры и религиозного скептицизма. Еще раз подобное двуединство повторилось в литературе в конце 19 века в творчестве Максима Горького.
  • Если для Пушкина характерно равно уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему времени, в каждом из которых он видит звенья единой цепи текущего времени и поэтому ценит каждое звено, т. е. показывает их равноправие и равновеликость и отказывается от абсолютизации какого-то одного времени (примером является стихотворение "Вновь я посетил. . . "), то у Лермонтова из трех времен почти всегда доминирует только прошлое. Оно властно, как тень, стоит за спиной его героев, которые страдают от того, что не могут ничего забыть из прошлого. Например, Печорин записывает: "Я странно устроен – ничего не забываю". Лермонтовские герои не знают забвения прошлого. Поэтому чаше всего лермонтовский герой презирает настоящее, не верит в будущее и испытывает странное состояние исчерпанности своей жизни. Такими показаны и Демон, и Печорин. Неспособный ничего забыть из прошлого, его герой не знает обновления, поэтому чаще всего он трагичен и мрачен. Если Онегин показан в развитии, в эволюции, то Печорин показан сложившимся человеком, его духовный мир стабилен, его духовное развитие остановлено, т. к. он вырван из динамики последовательного времени. Если у Пушкина нет абсолютизации какого-то одного времени, то Лермонтов абсолютизирует прошлое, во многих произведениях показывая власть прошлого над настоящим и будущим. Этот мотив власти прошлого особенно ярко явлен в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я любил». . . ": "люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою", т. е. даже в любимой женщине Лермонтов видит только свое прошлое страданье.
  • Исследователь русской литературы Д. С. Мережковский писал, что, абсолютизируя прошлое, Лермонтов имеет в виду не только предшествующие земные годы своей земной биографии, а подразумевает жизнь своей души в предшествующие века, т. е. еще до того, как его душа вселилась в его земную оболочку. Для Лермонтова прошлое в стихах – это не только его ранние годы, но и какое-то большое прошедшее время, в которое страдала его душа до появления самого Михаила Юрьевича на свет, до его земного существования. Именно поэтому Мережковский называет Лермонтова поэтом сверхчеловечества. А Блок называл Лермонтова поэтом Боговидцем, или ясновидцем. При этом следует отметить, что ясновидение у Лермонтова, т. е. способность видеть свою душу и души других людей, направлено не в будущее, а в прошлое.
  • Желая сжато сформулировать самое главное отличие Лермонтова от его гениального предшественника Пушкина и подчеркнуть то новое, что Лермонтов сделал в русской литературе, критик-демократ В. Г. Белинский писал в 1843 году: «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». В творчестве Лермонтова проблема личности не только определяет весь комплекс его остальных идей, но во многом формирует его поэтическую систему. Изучение этого круга вопросов отчасти разъясняет своеобразие художественного метода Лермонтова.

Основные темы и мотивы творчества М. Ю. Лермонтова

  • тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества);
  • тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности);
  • тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом);
  • тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души);
  • тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания);
  • тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков);
  • тема избранности (судьба поэта и его творений).

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

  • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную. . . », «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива. . . »);
  • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю. . . », «Расстались мы, но твой портрет. . . »);
  • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия. . . », «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали. . . », «Не обвиняй меня, Всесильный. . . », «Поэт», «Пророк»

Основные черты «лирического героя» Лермонтова (см. слайд №24 в презентации)

Тема Родины, эпохи, поколения

Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Особенность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна: духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. В стихотворении «Родина» он говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью! – а в стихотворении «Прощай, немытая Россия » поэт презирает «страну рабов, страну господ».

  • 1837 – «Бородино»
  • Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

  • При этом Лермонтов явно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь.

1841 – «Прощай, немытая Россия. . . »

  • Одно из самых острых политических выступлений поэта. По пафосу оно в одно и то же время оскорбительно-дерзкое, и скорбное, проникнутое душевной болью. Емкая историческая характеристика, инвектива, в которой отмечены отсталость, неразвитость, нецивилизованность современной поэту России, гнет рабства и произвол полицейской государственной системы. Впервые в русской литературе выносится приговор не каким-то отдельным сторонам русской действительности, а всей николаевской России, которая здесь изображена как социально-историческое целое.
  • Первая строфа – тема России, вторая – тема личности и ее «побега». Лаконизм, резкая афористическая отточенность, близость к жанру эпиграммы.

1841 – «Родина»

  • Стихотворение было задумано по пути на Кавказ весной 1841 года – это было путешествие на лошадях через всю Россию, когда ясно был виден трагический контраст между блеском петербургских салонов и нищетой деревень, в которых после страшного неурожая 1839 года ели даже кровельную солому.
  • Понятие «квасного» официального патриотизма Лермонтову чуждо. Образчиком такового можно считать, например, высказывание Бенкендорфа: «Прошлое России было блестяще, ее настоящее более чем великолепно, а что касается ее будущего, оно превосходит всё, что может представить себе самое смелое воображение».
  • Первоначальное название – «Отчизна». Отчизна – декабристский термин, связанный с идеей гражданского долга; Лермонтов изменяет название и подчеркивает, что его любовь к Родине не определяется ни идеями декабристов, ни концепцией официальной народности, ни идеалами славянофилов. Это чисто личное чувство, причем именно чувство. Лермонтовское стихотворение представляет собой декларацию СТРАННОЙ любви «РАССУДКУ ВОПРЕКИ», чувство Родины здесь иррационально, оно дано как явление философское и психологическое, оно отличается от патриотизма «официальной народности (самодержавие, православие, народность). Холодность к тому, что обычно составляет предмет поэтического воодушевления. Расставание с романтическим взглядом на мир (демонический взгляд сверху вниз, взгляд презрения и горькой насмешки), здесь – своего рода снисхождение к человеческому взгляду на мир с его земными радостями и печалями; даже вместо традиционно романтических образов гор, одинокой сосны или чинары, пальмы появляются реалистические в своей простоте образы берез, причем это «чета белеющих берез». В основе стихотворения антитеза казенного патриотизма и естественного чувства. Феномен человека 30 годов в том, что он начисто ЛИШЕН ИМПЕРСКОГО СОЗНАНИЯ, столь присущего предыдущему поколению. Это как раз и есть главный атрибут СТРАННОСТИ любви. Здесь начало одной из основных традиций русской литературы, в рамках которой патриотизм воспринимался как чувство антагонистичное рассудку и глубоко личное. Продолжение этой традиции – Ф. Тютчев:
  • Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать -

    В Россию можно только верить.

Ю. Шевчук:

Родина.

Еду я на родину,

Пусть кричат – уродина,

А она нам нравится,

Хоть и не красавица

1830 – «Предсказание»

  • Мрачное пророчество было написано Лермонтовым в 16-летнем возрасте. Картина революции нарисована черными красками (кровь, смерти, беззаконие, голод, страдания и, очевидно, гибель многих невинных жертв, которые попадают под колеса истории, печальные села, зарево в речных водах – всё это нарисовано в духе апокалиптической иллюстрации).
  • В финале стихотворения – загадочный мрачный образ «мощного человека», олицетворяющего кару, возмездие. Кто он и откуда -непонятно, что будет означать его возмездие – неизвестно, ясно только, что едва ли это будет благодатно.
  • Лермонтовское пророчество сбылось спустя немногим меньше века, и первую часть стиха можно считать историческим предвидением революционных событий 1917 года.
  • Позиция автора, который называет год, «когда царей корона упадет», ЧЕРНЫМ годом России, на самом деле противоречива, она сложнее, о чем, например, может свидетельствовать следующий биографический комментарий: несмотря на ясное понимание жестокости гражданской войны, неизбежно сопровождающей революцию, в черновике стихотворения рядом с заглавием Лермонтов написал: «(Это мечта)»

1838 – «Дума»

  • 20-30 годы 19 века в России многие признавали как эпоху мрачную. Боязнь свободомыслия, нетерпимость ко всякому проявлению независимости, произвол и деспотизм, крушение многих надежд, связанных с прогрессом и гуманностью – все это дало повод многим говорить о ней как об «эпохе безвременья», эпохе реакции, утраты былой революционности, равнодушия к общественным вопросам, смирение перед властью и отказ от борьбы. Очень большая часть русского дворянства вела бесплодную и бессодержательную жизнь, в которой главное внимание уделялось парадам и балам, чинам и разгулу, роскоши, что дало повод оценить его как «общество танцоров и парадёров», апатичных и душевно состарившихся, беспутно прожигающих жизнь в мотовстве и скуке. В творчестве Лермонтова это одно из итоговых произведений. Личная трактовка темы обреченности заменена исторической, лирическое Я обобщено, расширено до поколения. Связь с «Философическим письмом» ПЯ. Чаадаева» («Мы живем в каком-то равнодушии ко всему, в самом тесном горизонте, без прошедшего и будущего. Мы растем, но не зреем; идем вперед, но по какому-то косвенному направлению, не ведущему к цели . . . Во все продолжение нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одной полезной мысли не возросло на бесплодной нашей почве; ни одной великой истины не возникло из среды нас . . . Мы жили, мы живем, как великий урок для отдаленных потомств, которые воспользуются им непременно, но в настоящем времени, что бы ни говорили, мы составляем пробел в порядке разумения») Убийственные оценки поколения, причем СВОЕГО (стихи написаны от 1 лица («МЫ»), траурные мрачные пророчества, создание обобщенного образа. Трагедия его осмыслена прежде всего как утрата духовных ценностей, равнодушие, душевный холод. Позиция автора таит в себе парадокс: конфликтуя с поколением, обличая его, он конфликтует и с собой как частью его. Тон стихотворения – внешне бесстрастная констатация, подчеркнуто лишенная эмоциональных всплесков. Нагнетание настроения – огромное число союзов И. Обилие негативных эпитетов (печально, пусто, постыдно равнодушны, позорно малодушны, презренные, бесплодный, завистливый, бесполезный, скучный, угрюмый, позабытый, презрительный, горький, обманутый). Множество символических образов. Важны параллели с «Героем нашего времени»)

Тема поэта и поэзии

  • Тема традиционна, возникает как продолжение пушкинской традиции. В центре – мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе. Важнейшие мотивы и образы здесь – поэт и толпа, назначение творчества, свобода, поэт и эпоха, вдохновение, одиночество

1832 – «Я жить хочу! Хочу печали. . . »

  • Жизнь поэта без страданий, как океан без бури, – это не жизнь. Поэтическое творчество – жизнь «ценою муки», а награда – земная слава и способность слышать «звуки неба». Любовь, счастье, спокойствие – не тот желанный удел, которого ищет лирический герой; настоящая жизнь для него проникнута печалью и невозможна без страданий.

1837 – «Смерть Поэта»

  • Распространялось в списках, не было опубликовано до 1858 года. Сначала была написана первая часть, затем в ответ на клеветнические толки о Пушкине и попытки оправдать Дантеса – последние 16 строк, которые оказались более резкими по тематике и пафосу. Они послужили основанием для ареста и ссылки на Кавказ в действующую армию. Эти стихи были громким дебютом, они принесли автору широкую известность – и литературную, и общественную.
  • По жанру – сочетание признаков оды («На смерть . . . »), скорбной элегии, эпитафии, надгробного слова и гражданской инвективы, обличительного памфлета, высокой сатиры.
  • По настроению – богатство интонаций (негодование, презрение, грусть, элегическая скорбь, размышление, страсть, сарказм, горечь, гнев проклятий) По способу отражения мира – это и попытка создать нечто вроде исторического документа, посвященного гибели конкретного человека, и аллегория, ибо в названии – «Смерть Поэта», кроме того, ни разу не названы в тексте ни Пушкин, ни Дантес, ни кто бы то ни было другой из современников, то есть ситуация берется в предельном обобщении, Поэт – не только Пушкин, но и Поэт вообще, и в более широком смысле – выразитель человеческого достоинства, чести, «Свободы, Гения и Славы», мученик; а убийца – жалкое орудие ничтожной завистливой светской толпы, черни.
  • Композиционно выделяется 3 части:
  • Среди наиболее ярких художественных средств следует отметить яркость метафор и эпитетов, использование анафоры. Стихи написаны высоким стилем, они демонстративно публицистичны (ораторская интонация, множество обращений, риторических вопросов, восклицаний)

1838 – «Поэт»

  • стихотворение о смысле и назначении поэзии, о месте поэта в обществе. В основе текста композиционный прием сравнения. Первая часть -аллегорическое описание воинского кинжала, его в прошлом славной судьбы и бессмысленного настоящего, когда он превратился в бесполезную дорогую золотую игрушку. Этот кинжал напоминает автору об участи поэта в современном обществе. Вторая часть – памфлет, посвященный современности, когда поэзия утратила свою некогда значимую социальную роль, превратившись в салонное развлечение, «золотую игрушку». В стихотворении аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией. Характерно, что себя Лермонтов не отождествляет с таким «поэтом», а, напротив, обращается к нему с гневной филиппикой. Обличением-отповедью, призывая его «проснуться» и сновавернуть себе «достоинство пророка». В стихотворении звучит и мысль о том, что настоящее искусство чуждается «богатой резьбы», и уверенность в том, что развлекательная поэзия никого, в сущности, утешить не может, и понимание того, что никакие «румяна» не помогут скрыть истину и «морщины века». Гимн активной гражданской литературной позиции, беспощадная оценка светской черни, которая тешится блестками и обманом. Аналогия поэзии и оружия. Понимание того, что литература в любую эпоху является мощным средством воздействия на читателей, средством формирования общественной позиции.

1840 – «Есть речи – значенье. . . »

  • Стихотворение посвящено «слову, рожденному из пламя и света». Его судьба трагична и высока. «Средь мирского шума» оно затеряно и безответно, но в храме и средь боя оно может и должно быть услышано. Обращение к чувству, а не к разуму. Искусство воздействует на душу в большей степени, чем на сознание.

1841 – «Пророк»

  • Судьба христианского пророка осмыслена Лермонтовым в связи с евангельским рассказом апостола Павла («Я был в трудах, безмерно в ранах, более в темнице и многократно при смерти . . . меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, много раз был в

    путешествиях, в опасностях . . . в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и наготе»). Павел, тринадцатый апостол, бывший гонитель христиан, имя которого было Савл и которому явился в сиянии сам Господь – и тогда умер Савл и родился Павел – для того, чтобы повернуть историю человечества на другой путь. Став апостолом, он совершил три тяжелейших миссионерских похода, Евангелием и крестом покорял людей. Важно, что стихи являются своеобразным откликом на пушкинские, ибо Лермонтов начинает их с того, на чем заканчивает одноименное стихотворение Пушкин. Лермонтовские стихи трагичнее, безысходнее. Образ Пророка – гонимый, непонятый, «худ и бледен», в рубище, нищий, его слышит лишь природа; он несет в мир ученье любви, правды, но встречает лишь насмешки и гонения. Общее с пушкинским Пророком – божественное происхождение дара, миссия на земле («бог гласит его устами»), «всеведенье». История пророка дана от первого лица. Груз насмешек самолюбивой пошлости, не способной понять высокого,

    аскетического инакомыслия, а способной лишь презирать его, – такова судьба Божьего избранника в изображении Лермонтова.

  • См. слайд № 38 в презентации

Человек и окружающий мир, герой и общество, попытки осмысления жизни в стихах Лермонтова

  • Лирика Лермонтова глубоко романтична. Герой – сильная, яркая личность, он живет высокими идеалами и могучими страстями, но не находит в мире понимания и сочувствия, он в непримиримом конфликте с действительностью в ее самых разных проявлениях. Горечь одиночества – одно из самых сильных чувств поэта, мотив одиночества – один из самых характерных для лермонтовских стихов. Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности, сомнения в смысле и ценности человеческой жизни. Основа романтического миропонимания поэта – осознание конфликта мечты и реальности, осознание недостижимости идеала, несовершенства человеческой природы и земного мира, утрата смысла жизни.

1830-«Нищий»

  • Аллегория.
  • Сюжет первой строфы разворачивается «у врат обители святой», что делает всю картину более драматичной. Однако первая строфа менее важна, чем вторая, она (первая) дана, главным образом, для того, чтобы усилить впечатление от второй, так как страдания нищего и лирического героя оказываются сопоставлены. Стихи эти и о безответной любви, и о жестокости, и о человеческой разобщенности, неспособности к состраданию, о боли отвергнутого влюбленного. Образы камня и хлеба символичны. Композиционный прием, который лежит в основе стихотворения, – развернутое сравнение, делающее смысл стихотворения аллегоричным (образ нищего и образ лирического героя).

1831 – «Чаша жизни»

  • В основе стихотворения – развернутая метафора. Человеческая жизнь представлена в виде напитка, который пьет человек с повязкой на глазах все свои годы из чаши с золотыми краями. Красота, блеск, богатство жизненных впечатлений – все это оказывается иллюзией, может быть, сладкой, утешительной, но иллюзией, которая рушится перед смертью. Обольстительная прелесть жизни – лишь мечта, которой тешится слепец, не видящий, не знающий правды. Правда открывается герою перед смертью, и эта правда горька.

1830 – «Мой дом»

  • Декларация того, что пространство, в котором живет лирический герой, безгранично, как космос. Дом поэта – это вселенная без начала и конца, его кровля и стены – лишь условные границы того пути, который нельзя измерить ни взглядом, ни шагами, а только душой, кровля достигает звезд. Лермонтовский лирический герой бездомен в привычном, земном понимании этого слова, но лишь потому, что его дом – «везде, где есть небесный свод». В этом доме не тесно, в нем есть место чувству правды, которое названо «святым зерном вечности»; в нем же он страдает и находит утешение. В этом стихотворении звучат довольно редкие для лермонтовской лирики слова благодарности всемогущему Творцу за его творение; этот «прекрасный дом» описывается как божественный подарок.

1832 – «Парус»

  • Стихотворение, которое можно считать эпиграфом ко всей лермонтовской лирике. Олицетворенный Любовная лирикапарус – персонаж, отдельный от автора, и в то же время этот образ выражает авторское сознание. Одиночество – один из главных мотивов стихотворения, который пронизывает и почти все творчество поэта, и выражает его умонастроение.
  • Стихотворение символично, и этот символ многозначен. Парус, как и поэт, противостоят житейскому морю реальности. Буря противостоит штилю. Каждая строфа делится на «половинки»: сначала пейзаж, а потом – лирический отзыв на него. Человеческая жизнь описана как вечный конфликт мечты и реальности.
  • Характерна гамма красок (белый, золотой, голубой) и космический масштаб пейзажа (вид от земли до неба и пространство между ними как «туман».
  • Парус – одинокая фигура, странствующая в этом «тумане», белая, хрупкая, крошечная на фоне безбрежного океана, трепетная, незащищенная, – это романтическая эмблема лирического героя. Той

    земли, которую он «ищет», не существует в реальности; идеала нет ни в начале, ни в конце пути, но, даже при заведомой тщетности мятежных поисков, существования паруса без этих вечных скитаний в поиске неведомого, недостижимого идеала представить себе невозможно. В романтической стихии моря романтические порывы бури оказываются романтическим идеалом беспокойного и мятежного счастья.

1837 – «Когда волнуется желтеющая нива. . . »

  • Синтаксически стихотворение построено как одно сложноподчиненное предложение, в котором в рамках 16 строк череда условно-временных придаточных приведена к ряду из 4 главных предложений, сосредоточивших в себе смысловой итог.
  • Это стихи, которые утверждают возможность гармонии вместо фатальной неизбежности войны между землей и небом. Когда в мире всё одушевлено и дематериализовано, тогда наступает то, ради чего написано все стихотворение: «когда» сменяется на «тогда», и оказываются вместе, в гармоническом единстве те сущности, которые в лирике Лермонтова «обычно между собой тайно враждуют или ведут отчаянные открытые войны, – Я, МИР, БОГ. По трем длинным ступеням-строфам человек словно, уходя из мира внешнего, постепенно погружается во внутренний, а по коротким ступеням-строкам последнего четверостишия поднимается на высшую ступень – к богу в небе. В стихотворении дан обобщенный мифологический пейзаж, развернутый как бы вне времени (поскольку в нем запечатлены сразу несколько времен года). Созерцание мира природы и погружение мысли «в . . . смутный сон» – именно это оказывается залогом того, что тревога души затихает, смиряется и сменяется постижением земного счастья и верой в бога, которого герой теперь видит в небесах.

1840 – «Как часто, пестрою толпою окружен. . . »

  • Названия нет, есть лишь точное обозначение даты написания – 1 января, которое напоминает эпиграф. Традиции лирического дневника, тесная связь с живым переживанием, исповедальность. Стихотворение построено на антитезе светского мира ритуалов и бездушных развлечений, где «затверженные речи» производят впечатление «дикого шепота», а изящные танцы – шумной пляски; и воспоминаний героя о детстве и родных местах. Мир маскарада – мир фальши, неискренности, отсутствия сильных и живых чувств. Этот мир воспринимается как пестрый, душный и бездушный, он вызывает раздражение, досаду.
  • Вторая часть стихотворения рисует маршрут побега из того мира блеска и суеты, и этот маршрут – забытьё, мечта, воспоминание, полет памяти. Идеальный мир изображен как мираж сознания, как царство прошлого, реально вернуться в которое человек не властен. Единственное, что герой может противопоставить тягостному маскараду в реальности, – это, узнав свой обман, бросить миру «железный стих, облитый горечью и злостью».

1840 – «И скучно, и грустно. . . »

  • внутренний монолог, исповедь, горькие раздумья над жизнью, «глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни, похоронная песня всей жизни» (Белинский).
  • В подтексте этих стихов – противоречие между живым, непосредственным чувством и беспощадным, холодным разумом, между стремлением жить полной жизнью и сознанием тщетности, бесплодности человеческих желаний и страстей.
  • В этом образце жанра интимной исповеди Лермонтов нарушает каноны старой «высокой» лирики: оно построено на очень простых, почти разговорных интонациях и оборотах речи.
  • Взгляд автора вокруг себя и в глубину собственной души видит только несовершенство – мира и свое собственное. Одиночество, тщета всех устремлений, бренность, неостановимый бег времени, ничтожность радостей и мук, яд холодного рассудка – все это отравляет жизнь, которая представляется герою «пустой и глупой шуткой».

1840 – «Благодарность»

  • Стихотворение удалось напечатать, лишь заменив написание «Тебя» на «тебя» – со строчной буквы, чтобы оно приобрело вид обращения к женщине, вид любовного послания, хотя маскировка была весьма призрачной, так как многое в тексте ей противоречит.
  • Трагическое чувство одиночества в мире и разлад с враждебной действительностью выливаются в дерзко-иронический вызов богу, основавшему несовершенный и парадоксальный мир.
  • Финал (о чем мольба) неоднозначен. Во многих произведениях Лермонтов говорит о Высшей воле с какой-то личною обидой, будто он видит в ней виновницу всех своих несчастий, глубоко его оскорбившую.

1840– «Тучи» 1841– «Дубовый листок»

  • Стихи о судьбе романтического героя, неудовлетворенного жизнью и одинокого.
  • Развивается тема скитаний, бездомности, изгнанничества. Идеология романтизма – бегство от скуки обыденной жизни при заведомой невозможности обрести идеал.
  • Центральный образ имеет символический смысл.
  • В «Листке» звучит мотив утраты жизненных корней, оторванности от них, невозможности заново обрести на чужбине утерянную родину, найти родительский кров: младой чинаре не нужен чужой дубовый листок: он, весь в пыли дальних странствий, не может стать братом.

Любовная лирика

  • Любовная тема пронизана мотивами страдания, неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд. Неразделенная любовь, начиная с самых ранних стихов и на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни, разочарования, неверия в прочность женского чувства, ревности. Скорбные настроения, чувство оскорбленной гордости, отчаяние.
  • Если в пушкинских стихах любовь – это светлое чувство, дарующее человеку ощущение гармонии, просветление, надежду, счастье, богатство душевных переживаний, то в лермонтовской лирике любовь чаще окрашена в мрачные тона. Темы-спутники – обман, измена, одиночество. В любви лирический герой не находит счастья, он мечтает о нем, надеется, но не обретает, а краткие мгновения счастья так мимолетны, что вызывают сомнения в своей неиллюзорности, отсюда – важность образов сновидения, мечты, воспоминания, то есть всего того, что может увести человека от реального мира или дать ему возможность на время забыть о нем, погрузившись в мир грез, фантазии, мечтаний. В стихах Лермонтова блуждает сюжет о том, что светское общество (с ним обычно связаны символические мотивы маски, маскарада, фальши) губительно для любовного чувства, светские женщины в любви коварны и жестоки, а искреннее и живое чувство становится в свете предметом насмешек, злословия. Стихи о любви часто рисуют лирического героя как человека презрительно гордого, саркастичного, язвительного, не смиренно преклоняющего колени перед возлюбленной, а словно бы бросающего ей вызов, не благословляющего ее, а пророчащего ей муки или жизненную пустоту.
  • Из немногих исключений – стихотворение «Молитва» 1837 года, где

    звучит мольба о счастье любимой женщины, о ее душе, где внутренняя

    драма героя, одинокого странника с пустынной душой, отступает перед

    образом героини с ее чистотой и беззащитностью перед враждебными

    силами «мира холодного». Интонация просветленной грусти, звучание религиозной темы – важные приметы стихотворения.

  • См. слайд № 50 в презентации

1838-«Как небеса твой взор блистает »

  • Поэт рассказывает о «трепещущей душе», о «голосе нежном», которые встретил. Лирический герой считает, что если любить, то на всю жизнь, самозабвенно и жертвенно. Но властвующая в жизни дисгармония делает любовь трагической, приносящей лишь муки. Сплетни, интриги светского общества способны опошлить и растоптать самую чистую и прекрасную земную любовь.

1840 – «Отчего»

  • Любовь для Лермонтова неразлучна с печалью. В его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Лирический герой одинок, не понят, но это лишь усиливает в нем сознание своей избранности и предназначенности для высшего счастья – творить. Стихотворение посвящено Наталье Ивановой, в которую он был безнадежно влюблен(ей посвящен цикл стихов – история неразделенного и оскорбленного чувства).

1837 – «Расстались мы, но твой портрет »

Стихи посвящены Варваре Лопухиной, которую поэт любил всю жизнь, она отвечала на его чувства, но замуж вышла за другого. В 1835 году, для Лермонтова как будто прозвучал гром среди ясного неба! – пришло известие о замужестве Вареньки Лопухиной.

Под влиянием родителей, Варвара Александровна выходит замуж за Николая Фёдоровича Бахметева, человека ревнивого, старше ее на семнадцать лет. Именно непредсказуемое поведение поэта приводит Лопухину к алтарю, где она стоит в подвенечном платье, бледная и красивая, как все невесты, и необычайно грустная. . . Рука об руку с другим, которому она говорит «да». Потому что Лермонтов не расслышал и не разгадал ее. . . Или не смог сказать ей своего «да», спрятавшись в вихре утех и развлечений. Варенька же, как пушкинская Татьяна, повинуется судьбе и выходит замуж за нелюбимого. И вот тогда поэт очнулся В одно мгновение вдруг оказалось, что любовь к Вареньке жива, ревность и негодование распаляют это чувство до предела. В один миг Мишель вспоминает, что она – самый дорогой для него человек и он тяжело переживает эту, по его мнению, измену любимой женщины. Горечь утраченной любви надолго окрашивает его творчество, а Варенька становится единственной властительницей его израненного сердца. Лермонтов понял это всей душой, но понял, видимо, поздно.

А что же Варвара?. . Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он ее. Муж запретил ей общаться с поэтом, да к тому же в приказном порядке «предложил» уничтожить все его письма (и все остальное, что имело отношение к Лермонтову, – а это также были рукописи, рисунки). Варенька все-таки успела во время отдыха на курорте передать часть этих милых сердцу вещей Александре Верещагиной, благодаря которой многое уцелело. . .

В 1841 году, после гибели поэта, здоровье Вареньки ухудшилось.

Именно смерть Лермонтова стала для женщины сильнейшим потрясением, от которого она так и не смогла оправиться. В 1851 году в возрасте 36 лет Варвара Бахметева скончалась, пережив своего героя-поэта на 10 лет. Похоронили её в Малом соборе Донского монастыря. Её муж пережил её больше чем на тридцать лет. Николай Фёдорович Бахметев умер 3 марта 1884 года и был похоронен рядом с супругой. .

  • «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье поэта было невозможным, но пережитое ими чувство будет всегда озарять жизнь – об этом стихотворение.

1841 – «Нет не тебя так пылко я люблю »

  • Для поэта любовь – прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Стихи о любви здесь превращаются в философские размышления. Лирический герой будто сам бежит от безмятежности и покоя, испытывает противоречивые чувства:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

О любви

«Люблю, люблю!» – вот постоянный рефрен лермонтовской лирики. Любовь – всепроникающая тема и один из основных мотивов лермонтовской лирики; выступающий в конкретном воплощении, как любовь к отечеству, природе, детям и прежде всего – как любовь к женщине в различных ее проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.

Безусловно, кристаллизация в творчестве Лермонтова любовных мотивов основана на биографических фактах из жизни поэта, хотя нельзя сводить их только к осмыслению собственных переживаний Лермонтова.

  • «Если бы Лермонтов прожил хотя бы столько же, сколько Пушкин, еще не известно, кто бы из них был Пушкин!» – восклицал Ираклий Андроников, один из лучших специалистов по творчеству Лермонтова. Действительно, судьба Лермонтова – страшная трагедия русской литературы, ибо талант его, его огромный дар не успел реализовать себя полностью: ему отпущено было лишь 27 лет жизни.

О. О. Королева, ГБОУ Школа №1354, г. Москва

Метки: Литература