Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Тема учебного занятия: Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина. 10 класс

Тема учебного занятия: Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина. 10 класс

Тема учебного занятия: Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина. 10 класс

Тип урока: анализ эпического произведения

Цель и ожидаемый результат: проанализировать произведение, научить учащихся понимать характер главного героя произведения через его взаимоотношения с женщинами и его собственного отношения к любви.

Задачи урока:

  1. продолжить детальное изучение романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»;
  2. показать разнообразие женских образов произведения;
  3. раскрыть характер Печорина через взаимоотношение с женщинами;
  4. учить отличать в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев, делать обобщения;
  5. развивать критическое мышление, гуманизм и толерантное отношение к окружающим: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
  6. Организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к уроку: костюмы героинь произведения, хрестоматия «Герой нашего времени», презентация

Ход урока

  1. Организационный момент

В 2014 году будет праздноваться 200-летний юбилей Михаила Лермонтова. Поэт родился 15 октября 1814 года. Наш сегодняшний урок посвящен детальному изучению произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

На этом уроке мы поговорим о женщинах, в отношении к которым открывается истинная сущность Печорина; женщинах, отношение которых к Печорину раскрывает также определенные стороны его характера. Слайд№1

  1. Актуализация знаний (инсценированное представление Печорина и главных героинь романа)

Учитель: Положение Белы является по-настоящему трагическим. Хотя ей посвящена целая повесть романа, автор обращает на нее внимание разве что как на красивую «вещь»: «и в самом деле она была красивая: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она зачастую из-под лба на него посматривала. . . ». Печорин своей прихотью, навеянной ему Максимом Максимовичем, вырвал ее из обычной жизни. Когда же она полюбила его и этим сознательно порвала с прошлым, он остыл к ней.

Входит Бэла: «Я не раба его – я княжеская дочь!»

Печорин: «Любовь дикарки не намного лучше любви знатной госпожи, невежество и простосердечность одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Учитель: В девушке – контрабандистке действительно собраны качества, свойственные этой профессии. Ее душа словно срослась с непостоянным, бурным морем. Она смела, решительна: обнаружив, что Печорин узнал, что случилось ночью на морском берегу, и якобы собирается донести коменданту, она решается убить его, проявив завидную хитрость, ловкость и силу. Она искренне грустит и беспокоится о Янко в бурную ночь. Но в то же время она чудовищно жестока к бедному слепому и старухе! Ее духовный мир скуден. Ее стремления и заботы ограниченны, деньги определяют их.

Входит контрабандистка: «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком!»

Печорин: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!»

Учитель: Мэри Лиговская – умная, культурная, гордая девушка, способная на глубокое чувство, хотя ей присуща и романтическая мечтательность. Мы видим перед собой человека с определенными жизненными принципами, который способен упростить и должен переступить через любые условности, которые в банальном понимании общества составляют супружеское счастье, и сделать возможным счастье возлюбленного при любых испытаниях. Из последнего диалога Печорина с ее матерью мы понимаем, что Мэри догадывается о причинах положения героя, о его ссылке на Кавказ, но все же, несмотря на это, ждет его объяснения – вернее, ответа на ее объяснение. Мэри первая признается Печорину в своей любви, но ее чувства были им отброшены. На протяжении нескольких минут Печорин искал в своем сердце «хоть каплю любви к милой Мэри». Но в знак глубокого уважения к ней он сделает так, чтобы их разлука стала для нее менее болезненной: выставит себя не в лучшем свете, предложит Мэри его пренебрегать. Даже и тогда, больно пораженная в самое сердце, Мэри не опустится до мелкой мести.

Входит Мери: «Или вы меня презираете, или очень любите! Может вы хотите посмеяться надо мной. Возмутить мою душу и потом оставить: Вы молчите? Вы может быть хотите, чтобы я первая вам сказала, что я вас люблю?. . . »

Печорин: «Я над вами смеялся! Мне с нею скучно!»

Учитель:Вера – образ более эскизный, нарисованный несколькими яркими штрихами. Мы видим женщину, у которой чувство, эмоции все время борются с умом. Выйдя замуж за старого князя ради сына, она будет предавать мужа с Печориным. Испугавшись за судьбу Печорина на дуэли, она выдаст своим поведением собственные чувства, поставив на карту и семейный покой, и уважение мужа к ней, и будущее. Наверное, она предчувствует печальное расставание с Печориным, роман без счастливой развязки, но ничего не может с собой сделать, так как идет навстречу любви, не оценивая последствий порывов собственных души и сердца.

Входит Вера: «Прощай, прощай Я погибла, – но что за нужда?. . . Если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, – я не говорю уж любить, – нет, только помнить Я твоя раба, и я буду наказана – ты меня разлюбишь!»

Печорин: «Я никогда не делался рабом любимой женщины!»

  1. Определение учащимися темы урока:

Слайд № 2

Итак, тема сегодняшнего урока (ответы учеников) Правильно, тема урока: « Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина»

  1. Определение учащимися задач урока:

На сегодняшнем уроке мы: (Ответы учеников) продолжим детальное изучение романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»; покажем разнообразие женских образов произведения; раскроем характер Печорина через взаимоотношение с женщинами; научимся отличать в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев, делать обобщения; Слайд № 3

  1. Работа с текстом (анализ эпического произведения)

Учитель: Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.

а) Слайд № 4 Печорин и Бэла

Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры.

Слайд № 5 Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? (в песне героиня выражает восхищение внешностью героя и сожаление, что он другой национальности и веры) В чем своеобразие ее чувства? (она обладает особенной гордостью, даже когда она говорит Печорину, что она его пленница, и, следовательно, он может поступить с ней, как хочет, в ней ощущается ее человеческое достоинство. . . ) Почему она вначале отвергает любовь Печорина? (он чужой ей по обычаям, она гордая княжеская дочь, и понимает, что полюбив русского офицера, предаст свой род – примеры из текста)

Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? (подарки, внимание, забота, изучение языка – примеры из текста) Почему он охладел к Бэле? (пока она не сдавалась, ему было интересно завоевывать ее, потом, когда героиня не просто ответила взаимностью, а глубоко и сильно полюбила его, страсть начала угасать и Печорину стало скучно) Любил ли он ее на самом деле? (с его стороны все было несерьезным увлечением ради собственной прихоти)

Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина? (образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства. Ему все надоедает, и он делает вывод: "Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой". )

б) Слайд № 6 Печорин и девушка – контрабандистка

Как Печорин рассуждает о внешности девушки-контрабандистки и как это характеризует его самого? (найдите описание внешности девушки в тексте: для героя это все обворожительно, он увлечен таинственностью девушки и миром "честных контрабандистов".

Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем она превосходила Печорина и в чем ему уступала? (превосходила в ловкости и выдержке, но уступала в ярости и силе)

Какова композиционная роль ее образа? (Образ этой девушки помогает автору показать стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит. Это мир беззаконно вольной жизни, и это притягивает Печорина, как и все новое и непознанное в жизни. Но и в этом романтическом мире герой оказывается лишним и не находит себе пристанища. )

в) Слайд № 7 Печорин и Мэри

Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? (Печорин искушён в обольщении, а Мери искренна, она находит в себе решимость признаться в любви и не показать своих чувств обществу, в то время, как Печорин радуется, что довел девушку до нервного расстройства) Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. (стр. 101) Как Печорин объясняет свои отношения с Мери? (ответ в тексте)

Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? (стр. 145-146 Печорин не может найти забвения в женской любви. Ему свойственны живые порывы сердца, человечность. Острое сострадание вызывает у него оскорбленная его ответом «безмолвно страдающая» Мери. Но тихое семейное счастье не для него. «Нет, я не ужился бы с этой долей», – признается он. Поэтому щадит Мэри и выставляет себя в худшем виде, чтобы она его возненавидела и не так болезненно было расставание. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». ) Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери? (потому что он невольно скомпрометировал княжну, знал, что Грушницкий лжет)

Каков композиционный смысл образа Мери? (Княжна Мери нужна была Лермонтову, чтобы показать страсть Печорина властвовать над людьми, возбуждать чувство любви, принося другим только страдания. Мы видим, что "молодая, едва распустившаяся душа" Мери не способна пробудить в главном герое настоящие и искренние чувства. И любовь наивной Мери ему также не нужна. )

г) Слайд № 8 Печорин и Вера

Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая (стр. 85-87) и монолог Веры в записи от 23 мая. (стр. 98) Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу? (Вера любит Печорина жертвенной любовью, она на все идет ради него. Печорин тоже любит Веру и искренне, но он любит её для себя, чтобы все время чувствовать себя любимым)

Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке? (Вера оценивает его как собственника, способного дать лишь страдание; сам Печорин радуется, что еще умеет плакать, способен чувствовать и в то же время не терять рассудок; автор хочет показать, что утрата Веры – это, пожалуй, самая большая потеря, но личность героя с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, рассудочным эгоистом. )

Как образ Веры помогает понять характер Печорина? (Образ Веры играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Она – единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется. Ее образ начертан неясно: Лермонтов не описывает ее жизнь подробно, не раскрывает подробно и ее характер. Но при этом указывает на то, что Вера – единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: "Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть", – и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолетные. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы еще более показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу – главное, по его мнению, в жизни. )

  1. Итог урока Слайд № 9

Опорная схема в виде цитат

Слайд № 10 Выводы

Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоко интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом – его трагедия. Так, в историях несчастной любви трех женщин, в их трагическом финале как нельзя лучше раскрывается характер главного героя. Да, он жесток и холоден с ними. Погублена Бэла, разбита жизнь Мери, страдая, уезжает Вера. Однако в этом не только вина Печорина. Он сам переживает глубокие душевные муки после смерти Бэлы, для него также мучительно его признание с Мери, а потеряв Веру, он, сохранявший хладнокровие даже под дулом пистолета, «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Герой несет окружающим лишь горе, но не умышленно, а только потому, что, как он сам признается, его жизнь прошла в «борьбе с собой и светом», а свои лучшие чувства, боясь насмешки, он «хоронил в глубине сердца; там они и умерли».

Слайд № 11

Самооценка (критерии оценки собственных знаний и деятельности на уроке):

  1. Знание содержания произведения;
  2. Умение ориентироваться в тексте, находить нужные для анализа эпизоды;
  3. Умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения;
  4. Собственное участие в работе на уроке;

Оценить свое знание материала и работу на уроке и прикрепить звездочку в тот прямоугольник, который подходит для твоей оценки собственной деятельности.

Слайд № 12

Домашнее задание: Биография М. Е. Салтыкова – Щедрина

Н. В. Шевченко, МБОУ СОШ № 1, х. Керчик – Савров, Октябрьский район, Ростовская область

Метки: Литература