Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Тема: История болезни человека. Интегрированное занятие по рассказу М. Булгакова «Морфий»

Тема: История болезни человека. Интегрированное занятие по рассказу М. Булгакова «Морфий»

Тема: История болезни человека. Интегрированное занятие по рассказу М. Булгакова «Морфий»

Рассказ М. А. Булгакова был написан и опубликован в 1927 году. Но и сейчас проблема негативного влияния наркотиков на жизнь человека, поднятая автором, актуальна.

Цель: предупредить о неразумном увлечении наркотиками, что ведет к гибели и

распаду личности человека.

– О чем рассказ?

– Кто главное действующее лицо в рассказе? – Смерть. Она одерживает победу.

Историческая справка. М. Булгаков 2 года служил в Земской больнице, испытывал тяготение к морфию. Финал рассказа – возможный финал его жизни. Но ему удалось побороть Зло.

1921 год. Письмо матери: «В числе погибших быть не желаю».

Беседа.

1. Почему доктор Бомгардв начале так много рассуждает о счастье? – Покой и мир в доме и душе – главные вечные ценности.

2. В чем, по мнению автора, счастье? – Счастье – это цель и способ жизни. Жизнь прекрасна! Поэтому основные мотивы первой части – свет, смех, уют, домашний чай, спокойный сон.

3. Кто и что нарушает счастливое течение жизни? – Письмо Сергея Полякова – просьба о помощи ( завязка рассказа). Ночью привезли умирающего. Он оставил письмо и дневник (история болезни прекрасного человека и незаурядного врача).

4. О чем это письмо?(Чтение)

Что узнаем? – Доктор Поляков страдал наркоманией (« будьте осторожны с белыми, растворимыми в 25 частях кристаллами»). Жизнь его мучительна. Хочет умереть. («Я раздумал лечиться. Это безнадежно»)

* Письмо – исповедь человека, жизнь которого бессмысленно загублена. Оно предостережение другим.

5. Почему доктор Поляков начал принимать морфий? – С одной стороны– переживает семейную драму; с трудом преодолевает сложности деревенской жизни (больница-«снежный гроб», «необитаемый остров»). С другой стороны – молодость, энергичность, литературные способности, тоска по театрам и библиотекам, отсутствие общения). Неожиданные боли в желудке. Успокоить боль смог морфий.

* Доктор – интеллигентный человек. Он осознает свою роль в деревне. Но живет в противоречии с собственными запросами и возможностями деревни. Преодолеть это испытание не сумел.

6. Чем оправдывает он свое увлечение морфием? – Врач должен на себе проверить действие лекарств. Ощущения? – уходят воспоминания, увеличивается работоспособность, ясность мысли, улучшается сон. Но это самообман!

* Процесс самоуничтожения начался.

7. Какие изменения происходят с человеком? -Увеличение дозы. Смена настроения (минутный восторг, агрессия).

– Сцена борьбы с фельдшерицей за ключи от аптеки.

– Подбор слов для описания поведения героя указывает на трагедию свершившуюся («грубо», «злость», «вырвет», «оскалившись», «кипела ярость», «шел и трясся»).

– Наркотик в крови превращается в смесь дьявола.

– Нет наркотика – нет жизни. («Человека нет. Движется, тоскует, страдает труп, Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия». )

*Привычка создается быстро.

8. Какова реакция на морфиниста? – Реакция людей разная: презрение и раздражение; жалость и сострадание.

Профессор-психиатр (С жалостью, но и с презрением: свободный выбор, отсутствие силы воли перенести лечение. )

Коллеги. (Осуждают. )

Анна Кирилловна (Испытывает комплекс вины).

Доктор Поляков (Стыдится, испытывает чувство унижения, вины перед Анной Кирилловной).

Простые люди, пациенты доверяют ему свои жизни (Опасно!)

*Наркотик разрушает связь человека с миром вследствие распада личности.

9. Как описан распад личности доктора Полякова?

* Процесс необратим. (После побега из психиатрической клиники; после выбора:«Не лечиться!)

Симптомы распада личности.

– Все чаще посещает безумие, галлюцинации, нежизненные явление становятся его спутниками («старушонка с желтыми волосами и вилами в руках летит на него», «бледные люди в черных окнах», монотонные угрожающие голоса).

– Рвота с икотой, слабость.

– Кража морфия.

– Впрыскивание в грязной уборной.

– Внешний вид: худ, бледен восковой бледностью, потеря веса, нарывы, фурункулы.

*Он раб наркотика.

Результат: нет радости в жизни, разрушена врачебная карьера, здоровье потеряно, связи с людьми разрушены.

*Это мучение, а не жизнь!

*Раскаяние запоздало. – Он бессилен вернуть прошлое. Остается только умереть (Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь, такую – нет!»)

Итоги урока.

1. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?

2. Кто виноват? Можно ли было избежать этого страшного зла для себя и горя для других?

3. Что делать, если зло начинает овладевать человеком? Есть ли шансы спастись?

4. Была ли возможность у доктора Полякова?

5. Почему он ею не воспользовался?

* Ч. Айтматов. «Плаха». Обсуждение. Вторая часть – описание тех, кто добывает это зелье.

* Письменная работа. «Какие жизненные ценности вам кажутся истинными?»

Высказывания учеников.

* В рассказе М. Булгакова перед нами – история болезни человека, прослеживаемая автором с медицинской тщательностью для того, чтобы предупредить тех молодых людей, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя.

* Это рассказ о смерти, которая, как главное действующее лицо и как тень человеческая присутствует уже на первых страницах рассказа.

* Смерть сопровождает человека до конца его недолгой жизни, борется с ним и одерживает полную скорбную победу.

* М. Булгаков хотел предупредить подростков о неразумном увлечении наркотиками, объяснить, что это путь к физическому и нравственному разрушению.

*Рассказ заставил задуматься над тем, что очень важно научиться противостоять каким бы то ни было негативным жизненным проявлениям.

* Основная мысль рассказа: наркотик разрушает все связи человека с людьми, окружающим миром, ведет к физической, психической и нравственной гибели.

Этическая беседа учителя с учениками.

Учитель. Существует физическое, психическое и нравственное здоровье (его ещё называют социальным). Раскройте смысл каждого из понятий и объясните, в чём этот вид проявляется.

Ученики. Физическое здоровье проявляется в отсутствии болезни.

Психическое здоровье проявляется в эмоциональной устойчивости, умении владеть собой.

Нравственное здоровье зависит от нравственных принципов человека, проявляется в активном неприятии пороков.

Учитель. Здоровье привилегия мудрости. Чтобы сохранить здоровье нужно проявить мудрость. Как это сделать?

Ученики: соблюдать меру во всём; сначала подумать, а потом сделать; отказаться от вредных привычек; познать себя; обрести смысл жизни; найти высшую цель.

Учитель. Ум дается человеку от природы. Разум дается обучением. Мудрость в поступках приобретается самовоспитанием. Здоровье, и в особенности нравственное, – это непрестанная работа над собой, воспитание своей души.

Быть здоровым означает быть счастливым .

*Таков итог негативного влияния наркотиков на организм молодого человека, не сумевшего устоять перед этой разрушительной силой.

Психологический тренинг (Педагог-психолог Левачева В. В. )

«Распад личности в рассказе М. Булгакова «Морфий»(1927г) Психологический портрет. Ценности, цели, интересы»

Цели урока:

– Осмысление жизненных ситуаций, представленных в рассказе.

– Разоблачить наркоманию, которая имеет истинное лицо «путь в никуда».

Задачи:

– Актуализировать представления о «личности», «человеке», «индивидуальности».

– Расширить представление о внешнем и внутреннем мире человека

– Рефлексия собственного образа «Я»

Ход занятия Вводная часть

Психолог. В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Специфической особенностью человека является то, что это существо биологическое и в тоже время общественное.

Что означает слово «личность»? Какой смысл мы в него вкладываем? (Ответы детей)

– Это результат социального развития.

– Это многообразие социальных отношений.

– Она может разделять или не разделять психологию группы, в которой она находится.

Что вы понимаете про себя, когда говорите «Я индивидуальность»? (Дискуссия).

Человек – удивительное явление, его жизнь протекает в двух мирах внешнем и внутреннем. Конечно, эти миры взаимосвязаны, но всё же живут и развиваются они по своим собственным законам.

Внешний мир – в нём человек рождается и существует в своём физическом облике. Этот мир дарует ему тело, в котором заложены свойства и возможности. Это мир предметов, природных явлений. Это мир психологических отражений, которые характеризуются рядом особенностей:

– – Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность. Совершается в процессе активной деятельности.

– Преломляется через индивидуальность.

– Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.

А близкие нам люди. . Они будут служить нам зеркалом: вот-что мы думаем о себе, а вот– как это видят, читают по нашим поступкам те, кто рядом с нами.

Практическое задание. Тест «Каким ты выглядишь в глазах других людей?» Задание осуществляется в два этапа с последующим обсуждением в малых группах.

I этап. «Каким выглядит Сергей Поляков в глазах других людей?» (совместное групповое

выполнение теста). Обсуждение результатов тестирования главного героя рассказа в виде

дискуссии.

II этап. «Каким ты выглядишь в глазах других людей?» (индивидуальное выполнение теста,

групповая рефлексия).

Основная часть

Психолог. Внутренний мир доступен изучению. Но есть определённые трудности. Внутренний мир – штука тайная, особая. Он открывается только своему обладателю, который при желании может поведать о нём другим, приоткрыть завесу своей тайны. Образ «Я» – это представление человека о себе самом. Оно не всегдв выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка, в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.

Образ Я имеет три вида Я -характеристик: социальное Я, физическое Я, психологическое Я. (краткое описание характеристик).

С какого Я начинается распад личности главного героя? (высказывания детей)

Социальное, физическое и психологическое Я – всё это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира в ширину, его географическая карта. Однако наше Я имеет и свою глубину. «Идущий к самому себе рискует встретиться с самим собой» говорил Карл Густав Юнг. Эти слова предупреждают о глубине внутреннего мира. Внутренний мир включает в себя три этажа:

– наша сознательная жизнь – она очень богата. Она складывается в текущую картину мира,

которую мы осознаём. Хорошо осознаётся то, что в данный момент кажется наиболее

значительным, важным. (Примеры детей)

– неосознаваемые процессы – это стереотипы, действующие в тех или иных ситуациях как бы

за нас, на неосознаваемом уровне. Эти процессы человек при желании может осознавать и

откорректировать. Для этого необходимо время и волевое усилие. Неосознаваемые процессы

внутреннего мира находятся под нашим контролем. (Например: вредные привычки)

– бессознательная жизнь нашего Я' – это потаённые глубины внутреннего мира. В

бессознательном «живут» переживания, мысли и воспоминания, которые стали для человека

слишком болезненными, слишком тяжёлыми. И он вытеснил, переместил их в

бессознательное. Открытие бессознательного, которое является вместилищем болезненных

переживаний, принадлежит величайшему психологу и психиатру XX века Зигмунду Фрейду.

«Вытеснение» – это его термин. Вытесненные переживания не уходят совсем, они дают о

себе знать в виде невроза. Так или иначе, мы выходим на то, что «главный» уровень

– внутреннего мира – сознательный. Именно здесь разворачивается психическая жизнь человека, доступная его пониманию, контролю, оценке и изменению.

– Что влияет на жизнь Сергея Полякова сильнее – сознательные решения или бессознательные влечения и реакции?

– Были ли в вашей жизни случаи, о которых вы можете уверенно сказать: да, здесь повлияло бессознательное?

– Психолог. Вся известная нам информация о внешнем мире героя, его познании, все переживания и чувства, объедены в «тетради общего вида в чёрной клеёнке». С её помощью мы можем увидеть личную картину мира Сергей Полякова.

– Практическое задание: нарисуйте обозначив различными цветами пространство, которое принадлежит миру главного героя, выделив телесные и личностные особенности, (групповая работа). Организация дискуссии по картинам мира главного героя.

– Заключительная часть

– Упражнение – аукцион «Ценности, интересы».

– Я хочу предложить вам упражнение, в котором вы сможете определить, какие ценности вы хотели бы заложить в фундамент будущих отношений с людьми. Лишь когда я осознаю, что ценно лично для меня, я смогу – хотя бы частично – позаботиться о том, чтобы в моей жизни и в моём окружении эти ценности принимались во внимание. Упражнение выполняется малыми группами. Составляется рейтинг ценностей.

– Какие ценности могли бы спасти Сергея Полякова? Высказывания детей Обратная связь

– Какие переживания за жизнь героя вами были осознанны? Что забираете с этого занятия с собой?

Р. И. Стеблева, Физико-математический Лицей №40, Нижегородская область

Метки: Литература