Тема: История болезни человека. Интегрированное занятие по рассказу М. Булгакова «Морфий»
Тема: История болезни человека. Интегрированное занятие по рассказу М. Булгакова «Морфий»
Рассказ М. А. Булгакова был написан и опубликован в 1927 году. Но и сейчас проблема негативного влияния наркотиков на жизнь человека, поднятая автором, актуальна.
Цель: предупредить о неразумном увлечении наркотиками, что ведет к гибели и
распаду личности человека.
– О чем рассказ?
– Кто главное действующее лицо в рассказе? – Смерть. Она одерживает победу.
Историческая справка. М. Булгаков 2 года служил в Земской больнице, испытывал тяготение к морфию. Финал рассказа – возможный финал его жизни. Но ему удалось побороть Зло.
1921 год. Письмо матери: «В числе погибших быть не желаю».
Беседа.
1. Почему доктор Бомгардв начале так много рассуждает о счастье? – Покой и мир в доме и душе – главные вечные ценности.
2. В чем, по мнению автора, счастье? – Счастье – это цель и способ жизни. Жизнь прекрасна! Поэтому основные мотивы первой части – свет, смех, уют, домашний чай, спокойный сон.
3. Кто и что нарушает счастливое течение жизни? – Письмо Сергея Полякова – просьба о помощи ( завязка рассказа). Ночью привезли умирающего. Он оставил письмо и дневник (история болезни прекрасного человека и незаурядного врача).
4. О чем это письмо?(Чтение)
Что узнаем? – Доктор Поляков страдал наркоманией (« будьте осторожны с белыми, растворимыми в 25 частях кристаллами»). Жизнь его мучительна. Хочет умереть. («Я раздумал лечиться. Это безнадежно»)
* Письмо – исповедь человека, жизнь которого бессмысленно загублена. Оно предостережение другим.
5. Почему доктор Поляков начал принимать морфий? – С одной стороны– переживает семейную драму; с трудом преодолевает сложности деревенской жизни (больница-«снежный гроб», «необитаемый остров»). С другой стороны – молодость, энергичность, литературные способности, тоска по театрам и библиотекам, отсутствие общения). Неожиданные боли в желудке. Успокоить боль смог морфий.
* Доктор – интеллигентный человек. Он осознает свою роль в деревне. Но живет в противоречии с собственными запросами и возможностями деревни. Преодолеть это испытание не сумел.
6. Чем оправдывает он свое увлечение морфием? – Врач должен на себе проверить действие лекарств. Ощущения? – уходят воспоминания, увеличивается работоспособность, ясность мысли, улучшается сон. Но это самообман!
* Процесс самоуничтожения начался.
7. Какие изменения происходят с человеком? -Увеличение дозы. Смена настроения (минутный восторг, агрессия).
– Сцена борьбы с фельдшерицей за ключи от аптеки.
– Подбор слов для описания поведения героя указывает на трагедию свершившуюся («грубо», «злость», «вырвет», «оскалившись», «кипела ярость», «шел и трясся»).
– Наркотик в крови превращается в смесь дьявола.
– Нет наркотика – нет жизни. («Человека нет. Движется, тоскует, страдает труп, Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия». )
*Привычка создается быстро.
8. Какова реакция на морфиниста? – Реакция людей разная: презрение и раздражение; жалость и сострадание.
Профессор-психиатр (С жалостью, но и с презрением: свободный выбор, отсутствие силы воли перенести лечение. )
Коллеги. (Осуждают. )
Анна Кирилловна (Испытывает комплекс вины).
Доктор Поляков (Стыдится, испытывает чувство унижения, вины перед Анной Кирилловной).
Простые люди, пациенты доверяют ему свои жизни (Опасно!)
*Наркотик разрушает связь человека с миром вследствие распада личности.
9. Как описан распад личности доктора Полякова?
* Процесс необратим. (После побега из психиатрической клиники; после выбора:«Не лечиться!)
Симптомы распада личности.
– Все чаще посещает безумие, галлюцинации, нежизненные явление становятся его спутниками («старушонка с желтыми волосами и вилами в руках летит на него», «бледные люди в черных окнах», монотонные угрожающие голоса).
– Рвота с икотой, слабость.
– Кража морфия.
– Впрыскивание в грязной уборной.
– Внешний вид: худ, бледен восковой бледностью, потеря веса, нарывы, фурункулы.
*Он раб наркотика.
Результат: нет радости в жизни, разрушена врачебная карьера, здоровье потеряно, связи с людьми разрушены.
*Это мучение, а не жизнь!
*Раскаяние запоздало. – Он бессилен вернуть прошлое. Остается только умереть (Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь, такую – нет!»)
Итоги урока.
1. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?
2. Кто виноват? Можно ли было избежать этого страшного зла для себя и горя для других?
3. Что делать, если зло начинает овладевать человеком? Есть ли шансы спастись?
4. Была ли возможность у доктора Полякова?
5. Почему он ею не воспользовался?
* Ч. Айтматов. «Плаха». Обсуждение. Вторая часть – описание тех, кто добывает это зелье.
* Письменная работа. «Какие жизненные ценности вам кажутся истинными?»
Высказывания учеников.
* В рассказе М. Булгакова перед нами – история болезни человека, прослеживаемая автором с медицинской тщательностью для того, чтобы предупредить тех молодых людей, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя.
* Это рассказ о смерти, которая, как главное действующее лицо и как тень человеческая присутствует уже на первых страницах рассказа.
* Смерть сопровождает человека до конца его недолгой жизни, борется с ним и одерживает полную скорбную победу.
* М. Булгаков хотел предупредить подростков о неразумном увлечении наркотиками, объяснить, что это путь к физическому и нравственному разрушению.
*Рассказ заставил задуматься над тем, что очень важно научиться противостоять каким бы то ни было негативным жизненным проявлениям.
* Основная мысль рассказа: наркотик разрушает все связи человека с людьми, окружающим миром, ведет к физической, психической и нравственной гибели.
Этическая беседа учителя с учениками.
Учитель. Существует физическое, психическое и нравственное здоровье (его ещё называют социальным). Раскройте смысл каждого из понятий и объясните, в чём этот вид проявляется.
Ученики. Физическое здоровье проявляется в отсутствии болезни.
Психическое здоровье проявляется в эмоциональной устойчивости, умении владеть собой.
Нравственное здоровье зависит от нравственных принципов человека, проявляется в активном неприятии пороков.
Учитель. Здоровье привилегия мудрости. Чтобы сохранить здоровье нужно проявить мудрость. Как это сделать?
Ученики: соблюдать меру во всём; сначала подумать, а потом сделать; отказаться от вредных привычек; познать себя; обрести смысл жизни; найти высшую цель.
Учитель. Ум дается человеку от природы. Разум дается обучением. Мудрость в поступках приобретается самовоспитанием. Здоровье, и в особенности нравственное, – это непрестанная работа над собой, воспитание своей души.
Быть здоровым означает быть счастливым .
*Таков итог негативного влияния наркотиков на организм молодого человека, не сумевшего устоять перед этой разрушительной силой.
Психологический тренинг (Педагог-психолог Левачева В. В. )
«Распад личности в рассказе М. Булгакова «Морфий»(1927г) Психологический портрет. Ценности, цели, интересы»
Цели урока:
– Осмысление жизненных ситуаций, представленных в рассказе.
– Разоблачить наркоманию, которая имеет истинное лицо «путь в никуда».
Задачи:
– Актуализировать представления о «личности», «человеке», «индивидуальности».
– Расширить представление о внешнем и внутреннем мире человека
– Рефлексия собственного образа «Я»
Ход занятия Вводная часть
Психолог. В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Специфической особенностью человека является то, что это существо биологическое и в тоже время общественное.
Что означает слово «личность»? Какой смысл мы в него вкладываем? (Ответы детей)
– Это результат социального развития.
– Это многообразие социальных отношений.
– Она может разделять или не разделять психологию группы, в которой она находится.
Что вы понимаете про себя, когда говорите «Я индивидуальность»? (Дискуссия).
Человек – удивительное явление, его жизнь протекает в двух мирах внешнем и внутреннем. Конечно, эти миры взаимосвязаны, но всё же живут и развиваются они по своим собственным законам.
Внешний мир – в нём человек рождается и существует в своём физическом облике. Этот мир дарует ему тело, в котором заложены свойства и возможности. Это мир предметов, природных явлений. Это мир психологических отражений, которые характеризуются рядом особенностей:
– – Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность. Совершается в процессе активной деятельности.
– Преломляется через индивидуальность.
– Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
А близкие нам люди. . Они будут служить нам зеркалом: вот-что мы думаем о себе, а вот– как это видят, читают по нашим поступкам те, кто рядом с нами.
Практическое задание. Тест «Каким ты выглядишь в глазах других людей?» Задание осуществляется в два этапа с последующим обсуждением в малых группах.
I этап. «Каким выглядит Сергей Поляков в глазах других людей?» (совместное групповое
выполнение теста). Обсуждение результатов тестирования главного героя рассказа в виде
дискуссии.
II этап. «Каким ты выглядишь в глазах других людей?» (индивидуальное выполнение теста,
групповая рефлексия).
Основная часть
Психолог. Внутренний мир доступен изучению. Но есть определённые трудности. Внутренний мир – штука тайная, особая. Он открывается только своему обладателю, который при желании может поведать о нём другим, приоткрыть завесу своей тайны. Образ «Я» – это представление человека о себе самом. Оно не всегдв выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка, в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.
Образ Я имеет три вида Я -характеристик: социальное Я, физическое Я, психологическое Я. (краткое описание характеристик).
С какого Я начинается распад личности главного героя? (высказывания детей)
Социальное, физическое и психологическое Я – всё это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира в ширину, его географическая карта. Однако наше Я имеет и свою глубину. «Идущий к самому себе рискует встретиться с самим собой» говорил Карл Густав Юнг. Эти слова предупреждают о глубине внутреннего мира. Внутренний мир включает в себя три этажа:
– наша сознательная жизнь – она очень богата. Она складывается в текущую картину мира,
которую мы осознаём. Хорошо осознаётся то, что в данный момент кажется наиболее
значительным, важным. (Примеры детей)
– неосознаваемые процессы – это стереотипы, действующие в тех или иных ситуациях как бы
за нас, на неосознаваемом уровне. Эти процессы человек при желании может осознавать и
откорректировать. Для этого необходимо время и волевое усилие. Неосознаваемые процессы
внутреннего мира находятся под нашим контролем. (Например: вредные привычки)
– бессознательная жизнь нашего Я' – это потаённые глубины внутреннего мира. В
бессознательном «живут» переживания, мысли и воспоминания, которые стали для человека
слишком болезненными, слишком тяжёлыми. И он вытеснил, переместил их в
бессознательное. Открытие бессознательного, которое является вместилищем болезненных
переживаний, принадлежит величайшему психологу и психиатру XX века Зигмунду Фрейду.
«Вытеснение» – это его термин. Вытесненные переживания не уходят совсем, они дают о
себе знать в виде невроза. Так или иначе, мы выходим на то, что «главный» уровень
– внутреннего мира – сознательный. Именно здесь разворачивается психическая жизнь человека, доступная его пониманию, контролю, оценке и изменению.
– Что влияет на жизнь Сергея Полякова сильнее – сознательные решения или бессознательные влечения и реакции?
– Были ли в вашей жизни случаи, о которых вы можете уверенно сказать: да, здесь повлияло бессознательное?
– Психолог. Вся известная нам информация о внешнем мире героя, его познании, все переживания и чувства, объедены в «тетради общего вида в чёрной клеёнке». С её помощью мы можем увидеть личную картину мира Сергей Полякова.
– Практическое задание: нарисуйте обозначив различными цветами пространство, которое принадлежит миру главного героя, выделив телесные и личностные особенности, (групповая работа). Организация дискуссии по картинам мира главного героя.
– Заключительная часть
– Упражнение – аукцион «Ценности, интересы».
– Я хочу предложить вам упражнение, в котором вы сможете определить, какие ценности вы хотели бы заложить в фундамент будущих отношений с людьми. Лишь когда я осознаю, что ценно лично для меня, я смогу – хотя бы частично – позаботиться о том, чтобы в моей жизни и в моём окружении эти ценности принимались во внимание. Упражнение выполняется малыми группами. Составляется рейтинг ценностей.
– Какие ценности могли бы спасти Сергея Полякова? Высказывания детей Обратная связь
– Какие переживания за жизнь героя вами были осознанны? Что забираете с этого занятия с собой?
Р. И. Стеблева, Физико-математический Лицей №40, Нижегородская область
Метки: Литература