Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок мудрости и доброты (по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»); 6 класс

Урок мудрости и доброты (по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»); 6 класс Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

В. Астафьев.

Цели урока:

– раскрыть идейное содержание рассказа, характеры главных героев, отношение к ним автора и способы выражения авторской позиции; обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; продолжить работу над такими литературоведческими понятиями, «антитеза», «сюжет» «литературный характер»;

– развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни; умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;

– заинтересовать учащихся творчеством В. П. Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

Словарная работа: доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.

Оборудование: портрет В. П. Астафьева, памятки, иллюстрации к рассказу, кластеры, презентация, песня «Родительский дом».

Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом».

«Все мы родом из детства…»

Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де – Сент Экзюпери.

– Как вы их понимаете?

Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

– Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»

Портрет В. П. Астафьева.

Мы продолжаем размышлять над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.

Вспомним немного об авторе. (Сообщение ученицы)

Стихотворение К. Кулиева.

Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В. Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Детство».

– Почему?

– Какое слово можно назвать здесь ключевым?

(Воспоминания)

– Какие слова являются однокоренными к этому слову?

(Помнить, память …)

– Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?

(Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль. )

Тема урока «Уроки мудрости и доброты»

Итак, тема нашего урока «Уроки мудрости и доброты».

– А как вы понимаете слово «доброта»?

– Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь)

Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ. (Словарь литературных терминов)

– Кто главные герои рассказа?

– Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Словарь литературных терминов)

Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.

Восстановим основные сюжетные моменты рассказа.

– Обещание бабушки купить пряник;

– Сбор ягод;

– Наставления Саньки;

– Переживания;

– «Отчёт и расчёт».

Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка. Вспомните, что означают эти термины? (Словарь литературных терминов)

– Какое же событие можно считать завязкой?

Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный пряник.

– Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Текст)

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.

– Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

– Конём, баба?

– Конём, конём.

– Почему пряничный конь был таким желанным подарком? (Текст)

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

Итак, пряник– это не только лакомство и игрушка, а что ещё?

Возьмите заготовки и составьте кластер «Пряник». Не заполняйте все, в конце урока мы ещё вернёмся к этому заданию.

– Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше. )

Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…» (текст)

– Что мы знаем о семье дяди Левонтия?

– Чем эта семья отличается от семьи Витьки?

«Ребёнок учится всему…

– Как вы понимаете эту народную мудрость?

– Возьмите памятки и дайте сжатую характеристику семье Левонтия и бабушки.

– Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? (Текст)

«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

– Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Текст)

«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…

…по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку– батуна, наелись до зелёной слюны…

Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?

– Почему Витька не хотел идти с ними?

(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник. )

– После чего он присоединился к ребятам?

Санька стал его дразнить. (Текст)

– Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

– Зато мне бабушка пряник конём купит!

– Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!

– Я?

– Ты!

– Я?

– Ты, ты!

– Жадный?

– Жадный!

– А хочешь, все ягоды съем?

– Слабо!

– Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)

– Я ещё у бабушки калач украду!

– Давай!

– Только одного калача мало!

– Шанег прихвати!

– А лучше ещё и пирог!

– Лишнее не будет!

– Ладно!

Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

– Как автор рисует душевные переживания героя? (Текст)

«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».

– Почему он не хочет сказать бабушке правду?

– Что ему посоветовал Санька?

И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.

– Можно ли это считать кульминацией рассказа?

– Что такое кульминация? (Словарь литературных терминов)

– Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

– Какой же можно сделать вывод?

Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

– Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов)

«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»

И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.

Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.

– Как же наказала его бабушка? (Текст)

«И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».

Почему бабушка так поступила?

– Что она – неграмотный простой человек поняла?

– Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

– Как вы считаете, что такое мудрость?

– А как это слово объясняется в толковом словаре?

– Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?

– Можно ли это событие считать развязкой?

– Что такое развязка? (Словарь литературных терминов)

Давайте вернёмся к нашим кластерам и посмотрим, какие слова можно туда добавить. (Любовь, память)

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».

Источники информации:

1. Астафьев В. П. Последний поклон: Повести. -М. : Молодая гвардия, 1989. -335 с.

2. Емельянова О. Н. Пословицы, поговорки, присловия в прозе Виктора Астафьева // Творчество А. П. Астафьева: философский, исторический, филологический аспекты: Матер. науч. -метод. конференции…– Красноярск–Ачинск. – 1998. – С. 56-59.

3. Кулиев К. Ш. Лирика. Перевод с балкарского Наума Гребнева. Изд-во «Правда», М. , 1974

4. Лузгина Т. А. Экспрессивность глагольного слова в произведениях В. Астафьева // Творчество А. П. Астафьева: философский, исторический, филологический аспекты: Матер. науч. -метод. конференции…– Красноярск–Ачинск. – 1998. – С. 62-64.

5. Самотик Л. Г. Народность языка произведений В. П. Астафьева // Творчество А. П. Астафьева: философский, исторический, филологический аспекты: Матер. науч. -метод. конференции…– Красноярск–Ачинск. – 1998. – С. 46-56.

6. Учебник Литература, 6 класс М. : «Просвещение», 2010 г. в двух частях. Авторы-составители: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

Метки: Литература