Урок мудрости и доброты (по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»); 6 класс
Урок мудрости и доброты (по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»); 6 класс Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.
В. Астафьев.
Цели урока:
– раскрыть идейное содержание рассказа, характеры главных героев, отношение к ним автора и способы выражения авторской позиции; обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; продолжить работу над такими литературоведческими понятиями, «антитеза», «сюжет» «литературный характер»;
– развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни; умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;
– заинтересовать учащихся творчеством В. П. Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.
Словарная работа: доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.
Оборудование: портрет В. П. Астафьева, памятки, иллюстрации к рассказу, кластеры, презентация, песня «Родительский дом».
Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом».
«Все мы родом из детства…»
Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де – Сент Экзюпери.
– Как вы их понимаете?
Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.
– Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»
Портрет В. П. Астафьева.
Мы продолжаем размышлять над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.
Вспомним немного об авторе. (Сообщение ученицы)
Стихотворение К. Кулиева.
Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В. Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Детство».
– Почему?
– Какое слово можно назвать здесь ключевым?
(Воспоминания)
– Какие слова являются однокоренными к этому слову?
(Помнить, память …)
– Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?
(Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль. )
Тема урока «Уроки мудрости и доброты»
Итак, тема нашего урока «Уроки мудрости и доброты».
– А как вы понимаете слово «доброта»?
– Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь)
Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ. (Словарь литературных терминов)
– Кто главные герои рассказа?
– Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?
Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Словарь литературных терминов)
Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.
Восстановим основные сюжетные моменты рассказа.
– Обещание бабушки купить пряник;
– Сбор ягод;
– Наставления Саньки;
– Переживания;
– «Отчёт и расчёт».
Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка. Вспомните, что означают эти термины? (Словарь литературных терминов)
– Какое же событие можно считать завязкой?
Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный пряник.
– Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Текст)
Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.
– Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.
– Конём, баба?
– Конём, конём.
– Почему пряничный конь был таким желанным подарком? (Текст)
Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.
С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».
Итак, пряник– это не только лакомство и игрушка, а что ещё?
Возьмите заготовки и составьте кластер «Пряник». Не заполняйте все, в конце урока мы ещё вернёмся к этому заданию.
– Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?
(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше. )
Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…» (текст)
– Что мы знаем о семье дяди Левонтия?
– Чем эта семья отличается от семьи Витьки?
«Ребёнок учится всему…
– Как вы понимаете эту народную мудрость?
– Возьмите памятки и дайте сжатую характеристику семье Левонтия и бабушки.
– Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? (Текст)
«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».
– Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Текст)
«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…
…по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку– батуна, наелись до зелёной слюны…
Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?
– Почему Витька не хотел идти с ними?
(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник. )
– После чего он присоединился к ребятам?
Санька стал его дразнить. (Текст)
– Бабушки Петровны испугался? Эх ты!
– Зато мне бабушка пряник конём купит!
– Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!
– Я?
– Ты!
– Я?
– Ты, ты!
– Жадный?
– Жадный!
– А хочешь, все ягоды съем?
– Слабо!
– Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)
– Я ещё у бабушки калач украду!
– Давай!
– Только одного калача мало!
– Шанег прихвати!
– А лучше ещё и пирог!
– Лишнее не будет!
– Ладно!
Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим
День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.
– Как автор рисует душевные переживания героя? (Текст)
«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».
– Почему он не хочет сказать бабушке правду?
– Что ему посоветовал Санька?
И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.
– Можно ли это считать кульминацией рассказа?
– Что такое кульминация? (Словарь литературных терминов)
– Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)
«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».
– Какой же можно сделать вывод?
Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.
– Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)
«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…
Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.
А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов)
«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»
И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.
Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.
– Как же наказала его бабушка? (Текст)
«И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».
– Почему бабушка так поступила?
– Что она – неграмотный простой человек поняла?
– Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?
– Как вы считаете, что такое мудрость?
– А как это слово объясняется в толковом словаре?
– Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?
– Можно ли это событие считать развязкой?
– Что такое развязка? (Словарь литературных терминов)
Давайте вернёмся к нашим кластерам и посмотрим, какие слова можно туда добавить. (Любовь, память)
На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:
«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».
Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.
Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».
Источники информации:
1. Астафьев В. П. Последний поклон: Повести. -М. : Молодая гвардия, 1989. -335 с.
2. Емельянова О. Н. Пословицы, поговорки, присловия в прозе Виктора Астафьева // Творчество А. П. Астафьева: философский, исторический, филологический аспекты: Матер. науч. -метод. конференции…– Красноярск–Ачинск. – 1998. – С. 56-59.
3. Кулиев К. Ш. Лирика. Перевод с балкарского Наума Гребнева. Изд-во «Правда», М. , 1974
4. Лузгина Т. А. Экспрессивность глагольного слова в произведениях В. Астафьева // Творчество А. П. Астафьева: философский, исторический, филологический аспекты: Матер. науч. -метод. конференции…– Красноярск–Ачинск. – 1998. – С. 62-64.
5. Самотик Л. Г. Народность языка произведений В. П. Астафьева // Творчество А. П. Астафьева: философский, исторический, филологический аспекты: Матер. науч. -метод. конференции…– Красноярск–Ачинск. – 1998. – С. 46-56.
6. Учебник Литература, 6 класс М. : «Просвещение», 2010 г. в двух частях. Авторы-составители: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин
Метки: Литература