Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Интегрированный урок истории и литературы "Лермонтов на Кубани"

Интегрированный урок истории и литературы "Лермонтов на Кубани"

Цели урока: Образовательные:

– использование интеграции истории и литературы для более глубокого

усвоения учащимися темы;

– актуализация знаний учащихся по истории Кубани начала 19 века;

– первое посещение Лермонтовым Тамани и автобиографическая повесть «Тамань».

Воспитательные:

– прививать любовь и чувство гордости за родной край;

– способствовать формированию нравственных ценностей, осознанию таких понятий как историческая память, долг;

– воспитывать чувства патриотизма. Развивающие:

– развивать мышление, образное представление, художественную фантазию, познавательный интерес учащихся.

Тип урока:

Урок – освоение новых знаний Оборудование:

Выставка произведений поэта (сборники стихотворений, роман «Герой нашего времени»), репродукции и рисунки М. Ю. Лермонтова, П. А. Урусова, И. Иванова, карта Кубани, хронологическая таблица.

Ход урока: 1 . Организационный момент. 2. Вступительное слово преподавателя литературы.

1837 год. 29 января 2 ч. 45 мин. Именно в этот час скончался Пушкин. Смерть поэта потрясла Лермонтова и подвигла его на создание стихотворения «Смерть поэта», где он излил свое негодование. Погиб поэт– невольник чести, Пал, оклеветанный молвой.

Последние же строчки, обращенные к «надменным потомкам, \ Известных подлостью прославленных родов. . Л Вы жадною толпою стоящие у трона \ Свободы, Гения и Славы палачи», звучат остро, жестко, нетерпимо. Именно эти строки подтолкнули «доброжелателя» поэта послать стихотворение по почте царю с надписью: «Воззвание к революции». «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова»,– сказал Герцен. Учитель истории. «По указу ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, САМОДЕРЖЦА Всероссийского, и прочая, и прочая отправить господина прапорщика Лермонтова в Нижегородский Драгунский полк, а от города Ставрополя до города Тамани с денщиком почтовых давать с проводником за указанные прогоны, без задержания. . . »

Учитель литературы. Прочитав подорожную, урядник с почтением взглянул на размашистую подпись начальника штаба войска на Кавказской линии и в Черномории генерал – майора Петрова, вздохнул и, глядя на офицера, сказал: «С благополучным прибытием, ваше благородие, в наш богоспасаемый град Тамань».

Что происходило потом, мы можем узнать, прочитав отрывок из повести «Тамань».

Учащийся. «Я приехал на перекладной тележке, – писал Лермонтов,– поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идет?» Вышли урядник и десятник, последний повел автора повести по городу и после долгого блуждания вызвал у него недовольство. «Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начал сердиться. . . и после долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря.

Полный месяц светил на камышовую крышу моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла лачужка. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее. . . . »В хате было две лавки и стол да огромный сундук. На стене не было ни одного образа – дурной знак. Учитель литературы. Дальний путь от степного Ставрополя до берегов Черного моря наконец закончен. Устроившись поудобнее на жестком ложе, поэт получил возможность некоторое время подумать о жизни, волею судеб забросившей его « с милого севера в сторону южную», в глухой заштатный городишко. Позднее Лермонтов прославит Тамань своей повестью, которая оказалась во многом автобиографичной.

Учитель истории. Библиографические данные о пребывании Лермонтова на Кавказе и Кубани разноречивы. Вообще период нахождения поэта на Кубани слабо изучен из – за отсутствия документов. Может это было связано с военными действиями?

В те годы на Кавказе шла колониальная война между Россией и Турцией, война длительная и кровопролитная. «Владычица морей» Англия всячески подталкивала Турцию на сохранение своих позиций на Кавказе. Еще ранее Россия начала вытеснять турок из прибрежных крепостей: так, в 1828 году была окончательно взята крепость Анапа и небольшая крепость Суджук – кале, валы которой и ныне видны у Новороссийска, на Малой земле. Спустя три года, в 1831, были построены Геленджикское, а в1836 Новороссийское укрепление.

Далее за Кубанью у речки Абин было возведено Абинское укрепление, Николаевское и Кабардинское.

Положение на Кавказе в тот год было сложным. Английское правительство всячески подстрекало турков на выпады против русских. Готовилось даже нападение. Чтобы предотвратить подобное, русское командование решило провести экспедицию под командованием генерала Вельяминова в район Геленджика с целью укрепления там своих позиций. Именно в распоряжение этого генерала и попадал Лермонтов.

Учитель литературы. Но а пока поэт с тяжелым сердцем покинул Россию Ученик. Прощай, немытая Россия

Страна рабов, страна господ, И вы – мундиры голубые, И ты – послушный им народ. . . Учитель. Каким настроением проникнуто стихотворение? К кому обращены слова «немытая Россия»? Какое отношение было у Лермонтова к России? Ученик. С обидой и горечью. Он не допускал даже мысли о том, чтобы покинуть родину. Хотя мы знаем, что как несладко порой жилось поэту. С детства он не помнил матери, в 3 года остался без отца. Ученик. Друзей у поэта не было. Приходилось общаться больше с людьми великосветскими, которые льстили ему, стремились сделать его как и Пушкина великосветским поэтом. А ему было противно. Учитель литературы. В каких стихотворениях звучит тема одиночества?

Ученики. «Парус»– Белеет парус одинокий (чтение стихотворения)

«Сосна»– На севере диком стоит одиноко. . . (чтение стихот-ния) «Утес»– Одиноко он стоит, задумался глубоко. . . . (чтение стихот-

ний).

Учитель литературы. И отправляясь на Кавказ, Лермонтов остро ощущал свое одиночество.

«И скучно и грустно, и некому руку подать в минуты душевной невзгоды. . . Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят, все лучшие годы! Любить, но кого же? На время – не стоит труда, а вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно. . .

Что страсти?– Ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,– Такая пустая и глупая шутка».

Учитель истории. Лермонтов выехал на Кубань, чтобы попасть в отряд Вельяминова, который, по слухам, должен был находиться в районе Геленджика. Туда в те годы вели две дороги: одна сухопутная через укрепления Абинское, Николаевское и Кабардинское, но ею пользовались только 3-4 раза в год, когда в эти места доставляли провиант, фураж да сменялись гарнизоны. По этой дороге ни почта, на малые оказии не ходили из-за опасности нападения горцев.

Вторая дорога лежала морем через город Тамань и была более безопасной. Именно этой дорогой и воспользовался Лермонтов.

Первый исследователь жизни поэта профессор Висковатов П. А. писал: так, «Лермонтов ехал на восточный берег Черного моря, где должны были открыться усиленные военные действия против горцев под начальством генерала Вельяминова, в то время полагалось нужным совершенно отрезать горцев от Черного моря, и для этого хотели продлить еще раннее построенную линию береговых укреплений от Геленджика до речки Вулана. Получить разрешение на участие в экспедиции было совсем не трудно, особенно для гвардейских офицеров, ехавших на Кавказ «за лаврами», или людей, сосланных туда за провинности. Последним начальство давало возможность выслужиться или заслужить облегчение участи. Так поступали с разжалованными в солдаты декабристами. Им нередко давали важные поручения и назначения, несмотря на звание рядового». Кого из декабристов, отправленных на Кубань и Кавказ, вы можете назвать? Были ли они знакомы с Лермонтовым?

Ученики. Декабрист Н. И. Лорер, брат декабриста Дельвига и др. Учитель литературы. Но вернемся в тот день, когда Лермонтов прибыл в приморский город Тамань. Словами Печорина закончил поэт описание той бесконечной ночи: «. . . я насилу дождался утра. Полюбовавшись несколько времени из окна на голубое небо, на дальний берег Крыма. . . я отправился в крепость Фанагорию, чтоб узнать от коменданта о часе моего отъезда в Геленджик». «Но, увы! Комендант ничего не мог сказать. Суда, стоящие в пристане, были все – или сторожевые, или купеческие, которые еще не начали нагружаться. Может дня только через три будет оказия». Учитель истории. Итак, получив у коменданта такой ответ, поэт откланялся и вышел. Однако, имея свободное время, он решил осмотреть крепость и слободку Щемиловку. Слободка – небольшое поселение свободных людей: стрельцов, ямщиков, отставных солдат. В том году в слободке было всего 37 хаток-мазанок, сделанных из самана с крышами, покрытыми глиной.

Название же Щемиловка возникло из – за той ужасной скуки, которая царила в Богом забытой слободе.

Осмотрев Фанагорийскую крепость, Лермонтов мог узнать от казаков, что в городе Тамань числиться всего 56 дворов с населением мужского рода в 150 5.

человек, а женского человек на 20 меньше. Мужчины – отставные казаки, что Фанагорийская крепость имеет свою историю. Ранее (в 15 веке) Тамань принадлежала генуэзским купцам. После того как она была захвачена турками – османами здесь даже находилась резиденция наместника Крымского хана. А в 1783 году после отказа от трона жил хан Шахин – Гирей со свитой 2000 человек и гаремом в 180 жен. Отсюда был вывезен русскими властями в Воронеж на постоянное место жительство. Его же жены и дети, погрузившись на парусник, ушли морем в пределы османских владений. Через 4 года в канун новой русско – турецкой войны из Крыма в Тамань на судах прибыли русские войска и восстановили цитадель, которую по велению Екатерины Великой назвали Фанагорийской.

Учитель литературы. Мы знаем из повести, как провел остаток дня Лермонтов, возвратившись в город. Вечером Печорин вел разговоры с девушкой, дочкой хозяйки квартиры, и она пыталась его утопить. Но если ей это не удалось, то слепой мальчик мог украсть его вещи: шкатулку и кинжал. « И зачем было судьбе бросить меня в мирный круг честных контрабандистов?. . . . Слава Богу, поутру явилась возможность ехать, и я оставил Тамань». На этом мы и закончим знакомство с памятными местами, где когда – то был Лермонтов и герои его произведений. Там, где были станции, выросли города и поселения. Все в мире меняется, но остается неизменной светлая память о юном поэте, когда – то побывавшем на Кубани.

3. Домашнее задание.

Выучить по выбору любое стихотворение М. Ю. Лермонтова.

4. Подведение итогов урока.

Тема урока: «Кубань – степная дочь России»

Цель урока: воспитание чувства ответственности, патриотизма и гордости за родной край.

Оборудование: карта Кубани, выставка иллюстрированных книг «Родная Кубань. Страницы истории» 2003г. ; «Зовут меня Кубань»2006г.

Ход урока.

1. Слово учителю. Когда-то в южных районах современной России, в том числе и на Кубани, жили отважные племена скифов, которые на своих мощных, выносливых лошадях продвигались по степям так быстро, что сами себя называли «оленями». Пришли скифы в Северное Причерноморье из Азии на рубеже 8-7 веков до н. э. Увиденное море показалось скифам неприветливым и мрачным, поэтому они назвали его Черным. Много столетий скифы занимали огромную территорию от Алтая до Дуная.

Ни одному врагу, напавшему на них, они не давали спастись, так как изматывали противника и днем и ночью. Здесь речь идет о скифах – кочевниках, которых звали царскими.

Несмотря на воинственность и многочисленность скифов, их в 3 веке до н. э. стали теснить сарматы – ираноязычные кочевники, пришедшие из – за Дона. Создав мощный с местными племенами военно – политический союз, заставили скифов покинуть Кубань.

Прошло уже более полутора тысяч лет, как исчезли, смешались с другими народами, меоты и сарматы. Давным-давно превратились в руины цветущие боспорские города. Такие разные народы, но теперь мы понимаем, что у них была одна история, в которой у каждого были свое место и своя роль. И каждый народ привнес что-то свое в историю. Теперь мы с вами живем в этих краях, и мы тоже разные. И если научимся понимать древнюю историю, то будем лучше понимать друг друга.

Ученик. Ты был на Кубани? А ты побывай.

Отличные люди, Прославленный край! Там ветер просторный И песня простая, У клуба парнишек И девушек стая.

Другой ученик. Там примут тебя, Как хорошего друга, Покажут, как Землю Ворочают плугом, Как хлеб убирают, Как стол накрывают, Как в горнице гостя У нас угощают.

Третий ученик. Люблю тебя, край мой, Простор краснодарский^ И труд хлебороба, И песни, и пляски.

И пыль под копытами на ипподроме, И яркую лампочку в маленьком доме, Улыбку и радость на лицах казачьих– Суровых и смуглых, простых, но горячих Ты был на Кубани? А ты побывай.

То хохочет, наконец. . . Ты теперь в краю казачьем Самый звонкий бубенец. . .

Так писал о Григории Пономаренко поэт К. Обойщиков.

Учитель. Начался новый – 21– век, а с ним и новое тысячелетие. . . Что же представляет собой Кубань сейчас, в наше непростое время?

Мы с гордостью можем сказать, что Краснодарский край – один из наиболее успешно развивающихся регионов России.

Кубань давно стали называть «житницей России». Называть вполне заслуженно: бескрайние кубанские поля, колосящаяся золотая пшеница, каравай теплого душистого хлеба и упорный, не знающий перерывов труд земледельцев – вот что включает в себя понятие «житница».

В Краснодарском крае производится три четверти всего выращиваемого в стране риса. Большая часть винограда собирается тоже у нас. Существенный вклад вносят труженики сельского хозяйства Кубани в производство сахара, растительного масла; сбору овощей и фруктов.

Краснодарский край-это еще и крупный промышленный регион. Именно возможности Кубани в сфере развития промышленности привлекают сюда даже зарубежных предпринимателей. Во многом благодаря этому стало возможным строительство целого ряда промышленных предприятий: по производству строительных материалов (Мостовской район), пищевых продуктов (Тимашевск),табачных изделий и напитков (Краснодар).

Мощный толчок к развитию получили морские порты.

Еще одна общеизвестная характеристика Кубани – «всероссийская здравница». Наши соотечественники из различных уголков России, а также гости из – за рубежа с удовольствием отдыхают и лечатся в санаториях, пансионатах, домах отдыха в Сочи, Анапе, Геленджике, Ейске.

Прославленный край! Отличные люди

Учитель. С конца 18 в. , когда южные степи Кубани стали частью России, и пошла слава о плодородии кубанских черноземов.

Неоглядная равнина, покрытая цветущим разнотравьем с непугаными птицами, зверьем, множеством курганов, да табуны лошадей приводили в восторг заезжего путешественника.

Теперь, два столетия спустя, бескрайняя кубанская степь изменилась, она освоена, превращена в хозяйственные ландшафты, радует многоликими урожайными полями и совсем по-другому цветет. Этой земле посвятили свою жизнь многие выдающиеся ученые и простые пахари.

Ученик. Что такое «хороший сорт пшеницы»? На этот вопрос в течение всей своей долгой жизни пытался ответить Петр Пантелеймонович Лукьяненко, создатель всемирно известных сортов, которого земляки – кубанцы называли «хлебный батько». Ученый занимался селекцией. Он мечтал создать новый сорт пшеницы, а для этого скрещивал сорта, привезенные из разных уголков земли. Только в 1950 г. Удалось вывести новый сорт «безостая – 1». Колос его тяжелее, ни дождь, ни ветер не могут положить его на землю. Зерно не осыпается, урожайность в несколько раз выше.

За свои труды Лукьяненко удостоен звания Героя Социалистического Труда, избран академиком Академии наук СССР.

Другой ученик. Легендарным стало имя и академика Василия Степановича Пустовойтова. Он совершил настоящую революцию в мировой селекции. Ему удалось повысить масличность в подсолнухе до 50% ( в мире она равна толь 33%). Сорок два сорта подсолнечника вывел ученый. Их покупают и высевают многие страны мира.

Третий ученик. Нельзя не вспомнить кубанского поэта – песенника Григория Пономаренко. Более 200 песен написано этим замечательным человеком. Раздольная «Здравствуй, наша Кубань»,

энергичная «Трудовые руки», «Кубаночка» и многие другие.

То поет душа, то плачет,

Большое внимание уделяется в крае проблемам образования и культуры. В крае сейчас-около 100 высших учебных заведений, которые готовят высококвалифицированных специалистов.

Всемирную известность приобрел Кубанский казачий хор; по всей России публике знакомы творческие объединения «Премьера»; Кубань стала местом проведения международных и российских кинофестивалей «Кинотавр» и «Киношок».

Кубань давно не только «житница» и «здравница». Она все в большей и большей степени оправдывает еще одно бытующее в народе определение: жемчужина России.

Метки: Литература