Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕАТР ШЕКСПИРОВСКОЙ ЭПОХИ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕАТР ШЕКСПИРОВСКОЙ ЭПОХИ

Цель урока. Сформировать у учащихся 9 класса представление об особенностях театра эпохи Шекспира; опираясь на тексты различных произведений Шекспира, помочь учащимся осмыслить особенности актёрской игры, методов воссоздания иллюзии реальности в театре шекспировской эпохи; развивать творческую активность учащихся; приобщать к мировому культурному наследию.

Оборудование. Презентация по теме урока, отрывок из фильма Г. Козинцева «Гамлет», распечатанные отрывки из текста пьес В. Шекспира

На доске – стихотворение С. Я. Маршака.

Старик Шекспир не сразу стал Шекспиром,

Не сразу он из ряда вышел вон.

Века прошли, пока он целым миром

Был в звание Шекспира возведен.

  1. 1. Вступительное слово учителя: Сегодняшний урок мы посвятим эпохе великого английского драматурга В. Шекспира. Прочитайте эпиграф, который написан на доске. Как вы поняли слова замечательного поэта, писателя, литературоведа Самуила Маршака о Шекспире, который был прекрасным переводчиком произведений великого поэта и драматурга?

А теперь мы попробуем погрузиться в ту эпоху, в которую жил и творил Шекспир, создавая свой великий мир. Мне будут в этом помогать мои помощники.

Итак, вместе с нами сегодня:

– учёный-театровед;

– лондонский архитектор;

– очевидцы шекспировских представлений;

– актёры-исполнители.

  1. 2. Первое слово учёному-театроведу. Скажите, пожалуйста, чем отличался театр, в котором играл Шекспир и для которого сочинял свои пьесы, от современного театра?

Учёный: В театре шекспировской эпохи в изображении действий героев, речей и мыслей персонажей использовались особого рода условности, иные методы создания иллюзии реальности. Зритель принимал их безоговорочно, потому что не знал ничего иного. В шекспировском театре не было иллюзии погружения, зрители не могли раствориться в действии пьесы сопереживать игре актёров. Пьесы игрались при дневном освещении, женские рол играл мальчики, не было занавеса, отделявшего зрительный зал от сцены. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма режиссёра Г. Козинцева «Гамлет»: мы увидим момент, когда король и королева смотрят поставленный актёрами спектакль. Обратите внимание на то, как всё происходит.

(Просмотр отрывка, обсуждение увиденного)

  1. 3. Давайте послушаем диалог современников Шекспира, которые бывали на спектаклях в те далёкие времена.

– Я бываю в театре нечасто -– это ведь пока не считается достойным времяпрепровождением.

– Да, многие считают, что это только отвлекает достойных горожан от работы и плохо влияют на их нравы.

– Да и, собственно театров-то не было. Таверна или постоялый двор -– вот там разыгрывались представления.

– Наскоро сооружали сцену прямо напротив основного входа.

– А зрители стояли с трёх сторон. Самые богатые платили за места на балконах.

– В Лондоне можно посетить представления 11 театров, которые существовали тогда.

– Больше всего я запомнил представления в театре «Глобус».

  1. 4. А теперь зададим вопросы архитектору, который расскажет нам об устройстве знаменитого театра «Глобус», возведённого в 1599 году в Лондоне (используется презентация).

Архитектор: Театр «Глобус» был построен по всем тогдашним нормам. Публика в нём стояла, кроме именитых зрителей. Сцена занимала большую часть пространства театра, глубоко вдаваясь в зрительный зал. Была ещё внутренняя сцена, набодобие алькова, отгороженная от основной сцены занавесом. На ней происходили значительные сценические действия: здесь прятался Полоний, здесь была убита Дездемона, здесь умирала Джульетта. Под сценой было специальное помещение, которое не видели зрители, но использовалось актёрами, например, для появления призраков. Над первым рядом балконов находился второй, где сидел музыканты. Над сценой было устроено нечто наподобие крыши, окрашенное в синий цвет с яркими звёздами. Крыша держалась на колоннах, которые в некоторых пьесах выполняли роль деревьев.

  1. 5. И опять вопрос к тем, кто бывал на представлении в театре «Глобус». Что ещё необычного происходило во время спектакля?

– Все актёры, кроме убитых, должны были покидать сцену. Мёртвых уносили по ходу действия слуги или армия (как в финале «Гамлета» Фортинбрас воздавал почести убитому Гамлету).

– Чтобы отличить день от ночи в ходе представления, использовали факелы.

– Почти не было декораций и реквизита. Да и костюмы мало соответствовали историческому колориту.

– Драматург и актёры обращались к зрительскому воображению. Они описывали место действия (замок, покои) в монологах.

  1. 6. Давайте послушаем отрывок из пьесы Шекспира «Генрих V». К чему призывает хор, обращаясь к зрителям?

Акт 1, Пролог.

Хор.

О, если б муза вознеслась, пылая,

На яркий небосвод воображенья,

Внушив, что эта сцена – королевство,

Актёры – принцы, зрители – монархи!

.

Я, как Пролог, прошу у вас терпенья,

Вниманья к пьесе, доброго сужденья.

Просмотр отрывка в исполнении актёров, обсуждение поставленного вопроса.

  1. 7. А теперь ещё один отрывок – разговор Розенкранца и Гамлета из трагедии «Гамлет». Давайте попробуем составить рекомендации актёрам, исходя из услышанного текста.

(Актёры из числа исполняют отрывок, тексты отрывка на партах у школьников)

Гамлет. Тот, что играет короля, будет желанным гостем; его величеству я воздам должное; отважный рыцарь пусть орудует шпагой и щитом; любовник пусть не вздыхает даром; чудак пусть мирно кончает свою роль; шут пусть смешит тех, у кого щекотливые легкие; героиня пусть свободно высказывает свою душу, а белый стих при этом пусть хромает. Что это за актеры?

Розенкранц

Те самые, которые вам так нравились, – столичные трагики.

Гамлет

Как это случилось, что они странствуют? Оседлость была для них лучше и в смысле славы и в смысле доходов.

Розенкранц

Мне кажется, что их затруднения происходят от последних новшеств.

Гамлет

Таким же ли они пользуются почетом, как в те времена, когда я был в

городе? Так же ли их посещают?

Розенкранц

Нет, по правде, этого уже не бывает.

Гамлет

Почему же? Или они начали ржаветь?

Розенкранц

Нет, их усердие идет обычным шагом; но там имеется выводок детей,

маленьких соколят, которые кричат громче, чем требуется, за что им и хлопают

прежестоко; сейчас они в моде и так честят простой театр – как они его

зовут, – что многие шпагоносцы побаиваются гусиных перьев и едва

осмеливаются ходить туда.

Гамлет

Как, это дети? Кто их содержит? Что им платят? Или они будут заниматься

своим ремеслом только до тех пор, пока могут петь? Не скажут ли они

впоследствии, если вырастут в простых актеров, – а это весьма возможно, если

у них не найдется ничего лучшего, – что их писатели им повредили, заставляя

их глумиться над собственным наследием?

Розенкранц

Признаться, немало было шуму с обеих сторон, и народ не считает грехом

подстрекать их к препирательствам; одно время за пьесу ничего не давали,

если в этой распре сочинитель и актер не доходили до кулаков.

Обсуждение увиденного отрывка, составление рекомендаций актёрам.

8. Подведение итогов увиденного.

Итак, нам остаётся подвести итоги. Наши знания о Шекспире и его эпохе, которые мы получили, читая раньше трагедию «Ромео и Джульетта» и «Гамлет», сегодня мы старались углубить. Подведите итоги урока. Что вы сегодня узнали? Что было особенно интересным и неожиданным в нашем уроке?

В заключение я бы хотела предложить вам материалы портала «Уильям Шекспир – материалы о жизни и творчестве» (http://www. w-shakespeare. ru/library/shekspirovskie-chteniya-2004-26. html).

Обратите внимание на материал Б. О. Моцойхена «Шекспир и Интернет», особенно на Приложения, в которых собраны ссылки и пояснения на путеводители по шекспировскому Интернету, ссылки на издания шекспировских текстов на языке оригинала, на статьи и сайты, рассказывающие об эпохе Шекспира и театре той поры. Шекспир – целый мир, и открывать его можно всю жизнь. Счастливого вам путешествия по миру великого драматурга! Настоящих открытий и радости познания на этом пути!

Е. М. Бочкова,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Лицей» города Новомосковска Тульской области,

Г. Новомосковск.

Метки: Литература