Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Статья об А. С. Пушкине

Статья об А. С. Пушкине

Можно использовать как лекционный материал по литературе в 9 классе при изучении творчества А. С. Пушкина.

Цели:

1)Вызвать у учащихся интерес к тому, как менялись взгляды А. С. Пушкина на проблему политической и внутренней СВОБОДЫ на разных его жизненных этапах.

2) Сформировать представление о самовыражении авторского «Я» в отношении СВОБОДЫ в его творчестве.

3) Воспитывать интерес и уважение к свободолюбивым идеалам поэта.

I. Вступление.

Пушкинские идеалы свободы в юношеский период творчества.

II. Основная часть.

1) Кто был «властителем дум» для Пушкина в 20-е годы.

2)Что явилось причиной пересмотра прежних идеалов в сознании поэта.

III. Заключение.

В чём видел поэт залог свободы в зрелый период творчества.

Теперь, когда два с лишним века отделяют нас от того дня, когда родился гений русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин, мы можем определённо сказать, что имя его стало синонимом не только русской литературы, но и синонимом России. Его значение, по мере удаления во времени, не угасает, а возрастает.

Передовые политические искания эпохи, в которой жил Пушкин, её идеалы, дворянская революционность, антифеодальные тенденции, связанные с именем Наполеона, освободительные движения – всё это накладывало отпечаток на миросозерцание и мирочувствование поэта и нашло выражение во «всемирной отзывчивости» пушкинского гения.

Основной идеей времени, в котором жил Пушкин, была Вольность.

Он сам был демонстрацией Свободы, её живым выражением и всегда находился в подозрении у «жестокого века», даже тогда, когда не создавал крамольных, «возмутительных стихов».

Взгляды Пушкина на проблему политической и внутренней свободы менялись на протяжении всей его жизни и творчества, однако мотив вольности, свободолюбия всегда был основным в его произведениях.

Как мыслящий человек, он на разных уровнях своего развития каждый раз по-новому определяет для себя содержание этого слова.

Живой, отзывчивый и мальчишески озорной Пушкин осмеливался говорить величайшие дерзости самодержавию, вполне осознавая опасность подобной позиции. « Вольность и закон» – вот что входит в понятие свободы в его оде

« Вольность»: это Свобода абсолютная, точнее идеальная.

Сжатый, взволнованный стих взывал не просто к разуму, в нём звучал явный и пламенный язык мятежа, язык борьбы:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

( 1818г. )

Поэт говорил о праве народов самим управлять своей судьбой.

Восстание – другого пути юный Пушкин не видел в аракчеевской России. Более того, «злодейская порфира» получает и общий смысл; она относима к любому царю, королю, императору, нарушающему общечеловеческие законы:

Увы! Куда ни брошу взор –

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы…

Друзья, такие как: Пущин, Чаадаев, младший Тургенев – в восхищении обнимали поэта и в то же время тревожились за него.

Сколько открытости, молодого восторга несут в себе уже начальные строчки в стихотворении « Деревня»:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

(1819 г. )

Оно написано после первого приезда Пушкина в Михайловское по окончании Лицея:

…Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить…

Здесь создан не только идеальный физический мир, но и духовный.

Это идеал свободного человека, норма человеческой жизни. С этой позиции и осуждается то, что изображено во второй части стихотворения: «барство дикое», « рабство тощее»– « мысль ужасная», омрачающая душу:

…Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённый

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдёт ли, наконец, прекрасная заря?-

в этих строчках выразилась и вера Пушкина в будущее, в прекрасную «зарю», и чувство ответственности перед историей, перед Россией.

1817-20 годы – период, наиболее вольнолюбивый, собственно гражданский и самый «политический» в развитии поэта.

Прекрасные, благородные порывы пушкинской юности как нельзя лучше совпали с первыми порывами к свободе в молодом русском обществе.

…Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы…-

обращается поэт к своим современникам, близким ему по духу, в стихотворении « К Чаадаеву» в 1818г. Это говорит юность, но юность думающая, мечтающая о взрослом деле. Пушкин стал не просто первым певцом, но действительно первым «любовником» русской СВОБОДЫ, потому и доныне остаётся первой любовью России. …Но он стал и жертвой этой свободы, мучеником за веру в неё – отправлен в политическую ссылку.

« Властителем дум» в молодости для Пушкина оказался Байрон – поэт, объявивший войну обществу, которое отнимало у человека свободу, создавший в своей поэзии образы мятежных героев-протестантов. Пушкина привлекала дерзость, отвага грандиозность Байрона. Когда поэт узнаёт о его гибели на чужбине, в рядах греческих повстанцев, его охватывают сомнение и тревога. Уж если конституционная Британия, кичащаяся свободами, не сумела сберечь своего гения, то могут ли в России смелые люди покончить с рабством народа, уничтожить страшную силу самодержавия?

Пушкин пишет стихотворение, полное горечи и сомнений:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

………………………………. .

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь…-

пишет он в 1823 году.

Пушкин утрачивает веру в возможность обновления России. Этот период был переломным в нравственных, эстетических и философских представлениях поэта. В стихотворении 1824 года « Прощай, свободная стихия!» выразилось не только прощание с морем, но и прощание с прежними идеалами свободы, с «властителями дум» – Наполеоном и Байроном – желание найти свободу не от чего-то, а в чём-то (не вокруг себя, а внутри себя). К 30-ти годам у Пушкина появляется желание жизни одинаково далёкой от жестокости законов человеческого стада-государства и от эгоистически замкнутых в самовлюблённости индивидуалистов Их свобода – злая сила, она несёт людям несчастья, страдания и смерть.

Революция, подготовленная декабристами, не привела к счастью и свету; одни её участники попали на эшафот, другие – в «каторжные норы».

Однако готовность их пожертвовать собой во имя высокой цели духовно преображала человека, он оказывался способным преодолевать покорность судьбе, он обретал нравственную свободу в рабской стране.

…Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье…-

пишет поэт в послании к друзьям-декабристам в 1827 г. Он неоднократно обращается к царю о «милости к падшим». « Любовь и тайная свобода//Внушали сердцу гимн простой»,– «быть эхом русского народа» – таков итог прочувствованной ответственности поэта перед историей, перед Россией, высказанный ещё в 1818 году. Это не отказ от свободы, а лишь пересмотр прежних взглядов.

Ни история, ни современность не давали ответа на вопрос, каковы же пути завоевания СВОБОДЫ. «Я гимны прежние пою», – утверждает Пушкин в стихотворении «Арион» в 1827 году, а в 1833 году в отрывке «Осень» им поставлен вопрос: « Куда ж нам плыть?»

Вера в Николая I оказалась иллюзией, она ввергла Пушкина в опасные и мучительные отношения с монархом. В последние годы жизни Пушкин всё чаще обращался к чистым радостям жизни, утверждал гордое одиночество поэта: « Ты царь, живи один…» (« Поэту» 1830г. ) Утверждая своё одиночество, он защищался от посягательств на его мысли, ведь такое утверждение – почти вызов. Не эгоизм, а свобода от любого рабского чувства звучит в его строчках:

Я не хочу печалить Вас ничем…

……………………………………

Я Вас любил так искренне, так нежно,

Как дай Вам бог любимой быть другим.

Свобода в любви, уважение другого человека, его чувств, по – пушкински, есть залог личной свободы. Он умел целиком погружаться в интересы народа, отдаваться обыкновенной окружающей жизни, явлениям молодости, дружбы, любви. В его итоговом стихотворении «Памятник»1836 г. выражено то, что подтверждается всей его жизнью:

…И буду долго тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал…

Мы и сегодня преклоняемся перед этим Свободолюбивым Гением, так как личность самого поэта, его творчество являются примером служения высшим в мире ценностям: добру, красоте, правде.

Используемая литература:

Н. Скатов « Русский гений», Москва, «Современник» 1987г.

Н. Золотарёва « Встреча с Пушкиным», Москва, « Русский язык»1985г.

Ю. Лотман « Александр Сергеевич Пушкин», Ленинград, « Просвещение» 1981 г.

Метки: Литература