Урок по произведению Н. А. Некрасова "Размышление у парадного подъезда"; 7 класс
Урок по произведению Н. А. Некрасова "Размышление у парадного подъезда"; 7 класс
Тема:
Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении «Размышление у парадного подъезда».
Цель: Помочь учащимся сформулировать проблемный вопрос и подойти к решению этого вопроса при помощи групповой работы, определить пафос стихотворения, поразмышлять над раздумьями лирического героя.
Задачи:
1. Учить видеть в стихах поэта отношение автора к проблеме.
2. Развивать навыки исследовательской деятельности, совершенствовать навыки выразительного чтения.
3. Воспитать чувство патриотизма, чувство сострадания и милосердия к русскому народу.
Ход урока:
Я лиру посвятил народу своему.
Н. А. Некрасов.
1. Мотивация:
— Из воспоминаний А. Я. Панаевой: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень. По всей вероятности, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение. Но швейцар прогнал их. Я пришла к Некрасову и рассказала ему об этом. Через два часа он прочитал мне стихотворение «Размышление у парадного подъезда»».
2. Слово учителя:
Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. Благодаря воспоминаниям жены Некрасова, Авдотье Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, как появилось стихотворение «Размышление у парадного подъезда».
3. Выразительное чтение стихотворения.
4. Элементы анализа текста стихотворения «Размышления у парадного подъезда».
-Размышление – это слово, которое даёт начало решению проблемы данного произведения. Раздумья поэта, впечатление от увиденного как размышление. Некрасов хотел донести до читателей мысль о судьбе русского народа с мучительным вопросом-обращением: «Эх, сердечный!
Ты проснёшься ль, исполненный сил». Некрасов призывает бороться за свою свободу.
Проблема рабского состояния народа в царской России решается путём исследования.
5. Словарная работа:
Пилигримы – странники
Похоронная тризна – поминовение усопших
Лепта – грош, денежка, провидение – промысел Божий
Останки – тело, труп
6. Исследование (Класс делится на 4 исследовательские группы. )
В стихотворении четыре основные картины сменяют одна другую.
— Дайте названия каждой из сменяющих друг друга картин (каждая группа озаглавливает свою часть)
1. Парадный подъезд по торжественным дням
2. Парадный подъезд в обычные дни.
3. Владелец роскошных палат.
4. Великая скорбь русского народа.
Исследование первой части (группа 1):
– В первой части автор знакомит нас с картиной парадного подъезда знатного вельможи в торжественные дни, поэт зло бичует чинопочитание, низкопоклонство и раболепие низших чинов перед вельможей : чиновники, одержимые холопским недугом ,подъезжают к заветным дверям с каким –то испугом. Совершив своего рода обряд чинопочитания, где гости разъезжаются ,довольные собой . В восьми строках вступления дана остро сатирическая картина парадного подъезда по торжественным дням.
Исследование второй части(2 группа)
Эта часть рисует парадный подъезд в обычные дни. Собирательный образ народных ходатаев, пришедших искать защиты от мироедов у сильного вельможи и не допущенных к нему, является центральным. Он и наталкивает Некрасова на размышления. С большой симпатией автор изображает пилигримов-ходатаев:
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах
По котомке на спинах согнутых
Крест на шее и кровь на ногах…
Они обращаются к швейцару, стоящему у подъезда, с выражением надежды и мук, просят допустить их к вельможе и предлагают скудную лепту.
Прогнанные от парадного подъезда швейцаром крестьяне пошли,
Повторяя: суди его бог!
Разводя безнадёжно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами….
Сколько горя, страданий, унижений вынесли эти мужики на своём пути, так и не добившись правды!
Исследование третьей части(3 группа)
Разоблачается владелец роскошных палат. Звучит резкая сатира. В каждом слове поэта звучат гнев и возмущение против притеснителей народа:
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись!
Отношение к вельможе семьи и отчизны двойственное: при всём внешнем почёте, в глубине души все питают к нему неприязненные чувства.
. . Как дитя,
Ты уснёшь, окружён попечением
Дорогой и любимой семьи
(ждущей смерти твоей с нетерпением),
Привезут к нам останки твои…….
Исследование четвёртой части(4 группа)
Некрасов от образов обездоленных, измученных далёкой дорогой, стонущих мужиков с изумительным мастерством переходит к широкому, обобщённому образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Русский народ– сеятель ,хранитель ,сердечный – вызывает глубокое сочувствие. Эта часть начинается со слов «Родная земля! Назови мне такую обитель…» своим словарно – звуковым строем создаёт яркое представление о силе народного горя ,усиливающееся также и сравнением скорби народной с многоводной Волгой.
7. Работа с иллюстрациями учебника.
— Какие из них кажутся наиболее удачными?
— Как бы вы изобразили эту сцену?
— Какая из иллюстраций привлекла ваше внимание?
8 . Слово учителя:
В «Размышлениях у парадного подъезда» с особой остротой раскрыты глубокое сочувствие Некрасова угнетённому народу и его ненависть к тем ,кто закрепощает народ, не даёт ему свободно жить. Некрасов осуждает покорность русского бесправного народа и призывает этот народ добиваться свободы и независимости. Только у такого народа, который может бороться за свои права, есть будущее…
9. . Рефлексия. Что понравилось на уроке? Что запомнилось? Написать сочинение – миниатюру «Что меня взволновало в этом стихотворении»
Списоклитературы:
Ерёмина О. А. « Поурочное планирование по литературе 7 класс», Издательство «Экзамен» 2010 г.
Учебник – хрестоматия «Литература 7 класс» под ред. Коровиной В. Я. , Москва, « Просвещение» 2011г.
Мальцева К. В. «Изучение произведений Некрасова в школе»,Москва, «Просвещение»,1956 г.
Метки: Литература