Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок по произведению Н. А. Некрасова "Размышление у парадного подъезда"; 7 класс

Урок по произведению Н. А. Некрасова "Размышление у парадного подъезда"; 7 класс

Тема:

Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении «Размышление у парадного подъезда».

Цель: Помочь учащимся сформулировать проблемный вопрос и подойти к решению этого вопроса при помощи групповой работы, определить пафос стихотворения, поразмышлять над раздумьями лирического героя.

Задачи:

1. Учить видеть в стихах поэта отношение автора к проблеме.

2. Развивать навыки исследовательской деятельности, совершенствовать навыки выразительного чтения.

3. Воспитать чувство патриотизма, чувство сострадания и милосердия к русскому народу.

Ход урока:

Я лиру посвятил народу своему.

Н. А. Некрасов.

1. Мотивация:

— Из воспоминаний А. Я. Панаевой: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень. По всей вероятности, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение. Но швейцар прогнал их. Я пришла к Некрасову и рассказала ему об этом. Через два часа он прочитал мне стихотворение «Размышление у парадного подъезда»».

2. Слово учителя:

Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. Благодаря воспоминаниям жены Некрасова, Авдотье Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, как появилось стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

3. Выразительное чтение стихотворения.

4. Элементы анализа текста стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

-Размышление – это слово, которое даёт начало решению проблемы данного произведения. Раздумья поэта, впечатление от увиденного как размышление. Некрасов хотел донести до читателей мысль о судьбе русского народа с мучительным вопросом-обращением: «Эх, сердечный!

Ты проснёшься ль, исполненный сил». Некрасов призывает бороться за свою свободу.

Проблема рабского состояния народа в царской России решается путём исследования.

5. Словарная работа:

Пилигримы – странники

Похоронная тризна – поминовение усопших

Лепта – грош, денежка, провидение – промысел Божий

Останки – тело, труп

6. Исследование (Класс делится на 4 исследовательские группы. )

В стихотворении четыре основные картины сменяют одна другую.

— Дайте названия каждой из сменяющих друг друга картин (каждая группа озаглавливает свою часть)

1. Парадный подъезд по торжественным дням

2. Парадный подъезд в обычные дни.

3. Владелец роскошных палат.

4. Великая скорбь русского народа.

Исследование первой части (группа 1):

– В первой части автор знакомит нас с картиной парадного подъезда знатного вельможи в торжественные дни, поэт зло бичует чинопочитание, низкопоклонство и раболепие низших чинов перед вельможей : чиновники, одержимые холопским недугом ,подъезжают к заветным дверям с каким –то испугом. Совершив своего рода обряд чинопочитания, где гости разъезжаются ,довольные собой . В восьми строках вступления дана остро сатирическая картина парадного подъезда по торжественным дням.

Исследование второй части(2 группа)

Эта часть рисует парадный подъезд в обычные дни. Собирательный образ народных ходатаев, пришедших искать защиты от мироедов у сильного вельможи и не допущенных к нему, является центральным. Он и наталкивает Некрасова на размышления. С большой симпатией автор изображает пилигримов-ходатаев:

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах

По котомке на спинах согнутых

Крест на шее и кровь на ногах…

Они обращаются к швейцару, стоящему у подъезда, с выражением надежды и мук, просят допустить их к вельможе и предлагают скудную лепту.

Прогнанные от парадного подъезда швейцаром крестьяне пошли,

Повторяя: суди его бог!

Разводя безнадёжно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами….

Сколько горя, страданий, унижений вынесли эти мужики на своём пути, так и не добившись правды!

Исследование третьей части(3 группа)

Разоблачается владелец роскошных палат. Звучит резкая сатира. В каждом слове поэта звучат гнев и возмущение против притеснителей народа:

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись!

Отношение к вельможе семьи и отчизны двойственное: при всём внешнем почёте, в глубине души все питают к нему неприязненные чувства.

. . Как дитя,

Ты уснёшь, окружён попечением

Дорогой и любимой семьи

(ждущей смерти твоей с нетерпением),

Привезут к нам останки твои…….

Исследование четвёртой части(4 группа)

Некрасов от образов обездоленных, измученных далёкой дорогой, стонущих мужиков с изумительным мастерством переходит к широкому, обобщённому образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Русский народ– сеятель ,хранитель ,сердечный – вызывает глубокое сочувствие. Эта часть начинается со слов «Родная земля! Назови мне такую обитель…» своим словарно – звуковым строем создаёт яркое представление о силе народного горя ,усиливающееся также и сравнением скорби народной с многоводной Волгой.

7. Работа с иллюстрациями учебника.

— Какие из них кажутся наиболее удачными?

— Как бы вы изобразили эту сцену?

— Какая из иллюстраций привлекла ваше внимание?

8 . Слово учителя:

В «Размышлениях у парадного подъезда» с особой остротой раскрыты глубокое сочувствие Некрасова угнетённому народу и его ненависть к тем ,кто закрепощает народ, не даёт ему свободно жить. Некрасов осуждает покорность русского бесправного народа и призывает этот народ добиваться свободы и независимости. Только у такого народа, который может бороться за свои права, есть будущее…

9. . Рефлексия. Что понравилось на уроке? Что запомнилось? Написать сочинение – миниатюру «Что меня взволновало в этом стихотворении»

Списоклитературы:

Ерёмина О. А. « Поурочное планирование по литературе 7 класс», Издательство «Экзамен» 2010 г.

Учебник – хрестоматия «Литература 7 класс» под ред. Коровиной В. Я. , Москва, « Просвещение» 2011г.

Мальцева К. В. «Изучение произведений Некрасова в школе»,Москва, «Просвещение»,1956 г.

Метки: Литература