Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-читательская конференция по книге С. Алексиевич "У войны не женское лицо"; 11 класс

Урок-читательская конференция по книге С. Алексиевич "У войны не женское лицо"; 11 класс

Тема урока:

«У войны не женское лицо…» (по одноименной книге С. Алексиевич).

Цели урока:

-познакомить с историей создания книги,

-развивать устную речь учащихся, выделяя главное, делая выводы,

-воспитывать уважение к памяти, пробуждать чувство гордости за народную победу.

Этапы подготовительной работы:

1. Знакомство с произведениями В. Закруткина «Матерь человеческая», Б. Васильева «А зори здесь тихие…», со стихотворениями Ю. Друниной, О. Берггольц.

2. Подготовка рассказа об истории создания книги С. Алексиевич.

3. Оформление фотовыставки, фотоальбома с записями воспоминаний о войне женщин-фронтовичек.

4. Подготовка вопросов для обсуждения на уроке.

Оформление урока:

– выставка книг по теме, альбом отзывов о книге С. Алексиевич, альбом воспоминаний о войне женщин-фронтовичек, материалы о творчестве Ю. Друниной, О. Берггольц.

Музыкальное сопровождение:

песни военных лет.

Ход урока.

Слово учителя.

Испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома, жён, матерей, сестёр: поднимать детей, беречь домашний очаг – ждать их. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастёрки и сапоги.

1. «Женщина на войне…»

– Какие произведения о войне на эту тему вы читали?

– Чем отличаются они от книги С. Алексиевич?

(Называются и обсуждаются произведения В. Закруткина «Матерь человеческая», Б. Васильева «А зори здесь тихие», стихотворения Ю. Друниной, О. Берггольц, делаются выводы о том, что книга С. Алексиевич отличается документальностью повествования, основана на письмах и рассказах самих участниц событий).

2. Слово учителя.

Понять любое произведение помогает нам история его создания. Итак, как же создавалась книга Светланы Алексиевич?

Сообщение учащегося.

Светлана Алексиевич рассказывала: «Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин – фронтовичек: медиков, связисток, сапёров, стрелков, зенитчиц, шофёров, регулировщиц, партизанок, рядовых, подпольщиц». Автор узнавала адреса бывших фронтовичек. Приезжала к ним. Но в каждом доме её встречали по-разному. Иные отказывались, говорили: « Нет, нет, с сердцем и так плохо». Но через некоторое время рассказывали, понимая, что всё равно будет «плохо». Так получилась книга рассказов – исповедей.

Свою книгу С. Алексиевич написала в документально-публицистическом стиле. И поэтому с самого начала работы над книгой её одолевали сомнения в правильности выбранного направления. И эти сомнения сопутствовали автору до последней точки. Хотя вряд ли она будет поставлена в такой работе. Ведь эта тема бессмертна.

3. Обсуждение книги.

– Какие проблемы, важные для нашего времени, подняты в книге?

– Как они раскрываются в книге?

– Какие воспоминания на вас произвели наиболее сильные впечатления?

– О чём помогает задуматься эта книга?

А) Отношение к войне, к женщине. Воспитание чувств, отношений между людьми, проблема памяти и ответственности за будущее.

Б) Война раскрывается через чувства женщины, ведь мужчины и женщины по-разному воспринимают смерть, боль, утрату, жестокость.

В) Книга заканчивается призывом «Поклонимся ей, до самой земли. Её великому Милосердию». Это призыв к молодым, к новым поколениям.

Г) Проблема отношения к женщине поднимается во многих произведениях. Работая над своим характером, мы должны воспитывать лучшие человеческие качества, особенно чувство уважения к женщине. )

У Расула Гамзатова есть стихотворение именно об этом «Отношение к женщине». (Подготовленный ученик читает стихотворение).

Наверное, эти слова можно взять за основу.

– Как же относились к женщине на войне и после войны?

Об этом рассказывают белорусская писательница и её героини. Перед нами встают женщины военных лет: санитарка, подпольщица, труженица тыла. Каждая в своём рассказе о тех грозных годах упоминает об отношении к ним солдат. Мы видим, что на войне и после победы солдаты, огрубевшие от военной жизни, не утратили уважения и любви к женщине. Молодые девчонки, прибывшие на фронт, вызывали жалость и тяжёлые раздумья у солдат: «Неужто мужиков не хватало, что дитэй таких побрали…, дивчаток…».

Чем же стали эти молодые девчата для солдата? Ветеран Ольга Васильевна Корж вспоминает: «Если мужчины видели женщину на передовой, у них лица другими становились, даже звук женского голоса их преображал…». «Сестрёнки»,– так ласково называли их солдаты. Они берегли их, жертвуя своей жизнью, прикрывая от немецкой пули. Многие из воинов были обязаны им жизнью. «У войны неженское лицо…» – это призыв к современному поколению, которому так не хватает внимания и заботы друг о друге.

(Звучат мелодии песен военных лет).

«Война – дело мужское», – говорит один из героев книги.

– Согласны ли вы с этим? Почему и как женщины шли на войну?

– Каковы были их военные профессии?

(Обратимся к пониманию смысла заглавия книги. Собранные вместе рассказы женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Они звучат как свидетельства – обвинения фашизму, вчерашнему, сегодняшнему. Фашизм обвиняют матери, сестры, жёны. Женщина даёт жизнь, женщина и жизнь – синонимы).

– Не кажется ли жестокостью по отношению к нам, читателям, то, что писательница собрала и опубликовала эту книгу, буквально перевёртывающую душу?

(Мысль автора: «С горечью и виной перед старшим поколением читаешь строки «Она была больна, но всё равно встала с постели, – какой другой раз? Наше поколение уже уходит. Хотела дать вам адрес своей подруги у Винницы, воевали вместе, а вчера позвонили – умерла она. Война нам всем век укоротила. Уже не раз улавливаю в разговорах этот упрёк – опоздали!»).

(Звучит одна из популярных лирических песен военных лет).

Подведение итогов урока.

Всё меньше людей остаётся, которые пережили войну. Наш долг – хранить память о них, перенимать их опыт. О книге С. Алексиевич можно сказать словами писателя В. Астафьева: « Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую правду, но необходимую, правду, для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней».

Нынче место не злобе, не фразам, Ради счастья и жизни на свете,

Что нацелились в наши сердца. Ради воинов, павших тогда,

Люди верят в хорошее. В разум. Да не будет войны на планете

А не в злое лукавство свинца. Никогда! Никогда! Никогда!

Рефлексия.

Предлагаю поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке, используя опорные фразы:

Я чувствую, что……….

Я думаю, что………….

Я хочу предложить (пожелать)……….

Домашнее задание. Написать сочинение– рассуждение на тему: «Нужны ли нам сегодня книги о войне?»

Метки: Литература