Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Урок "Изображение русского крестьянства в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"; 10 кл

Урок "Изображение русского крестьянства в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"; 10 кл

Урок "Изображение русского крестьянства в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"; 10 кл

Цель урока

:

1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест;

2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности:

3)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства;

4)показать созвучность поэзии Н. Некрасова и стихов Г. Тукая.

Методические приемы: групповая работа по тексту с элементами беседы, сообщения учащихся.

Оборудование урока: портрет Н. А. Некрасова, выставка книг , репродукция с картин, высказывания– строки из произведений поэта.

Ход урока.

1. Тема,эпиграф, план урока (записывается в тетради).

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

Н. Некрасов

План урока.

1. Отношение русской революционной демократии к народу.

2. Противоречивость, сложность и богатство мира крестьянства.

Ожидания:

1. Увидеть мастерство поэта в изображении крестьян.

2. (варианты предлагают учащиеся).

2. Слово учителя.

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» был продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную эпоху крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа: он не был подготовлен к сознательным действиям.

Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.

Народная жизнь в поэме изображена глазами самого народа.

3. Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Ответы учащихся 1 группы.

– Как показано безудержное веселье ?

– Какие глаголы использованы? (Шумит, поёт, ругается,

Качается, валяется,

Дерётся и целуется

У праздника народ. )

– Выразительно прочитайте и постарайтесь передать атмосферу широкого народного праздника, заставляющего почувствовать размах, удаль, силу русского крестьянина.

(В первой картине обратим внимание на богатство красок : «пестро, красно кругом», «рубахи всех цветов», «платья красные», «косы с лентами»… .

Во второй картине выделим глаголы ,передающие поведение народа на празднике : «шумит», «поёт»…, сравнения : «не ветры воют буйные, не мать-земля колышется» и т. д.

В третьей картине отметим художественные детали ,говорящие о талантливости и душевной силе народа : «…песня хором грянула, согласная, складная и катится она широко, вольно…». )

– Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

– Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в никем не сдерживаемое пьянство.

(В первом эпизоде создаётся, а во втором усиливается представление о том, как ещё много в народе тёмного, неприглядного и безобразного:

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам

Покуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные… )

Вывод.

Сознание народное сложное и противоречивое.

Во-первых, народ суеверен : На баб нарядных глядючи,

Старообрядка злющая

Товарке говорит:

Быть голоду! Быть голоду!

Во-вторых, в семье царит деспотизм: Другая: «Врёшь, в моём дому

Похуже твоего!

Мне старший зять ребро сломал!. . . »

В –третьих, народ пристрастился к алкоголю : Расхвастался Вавилушка,

И старому, и малому

Подарков насулил.

А пропился до грошика.

Таким образом, все высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить своё положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка пореформенной реформы:

Добра ты , царска грамота,

Да не про нас написана… .

– Завершим рассматривать крестьянский мир на сельской ярмарке рассказом о Якиме Нагом (учащиеся зачитывают эпизоды).

Вывод: Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе плохо.

4. Работа с текстом третьей части. Глава «Последыш». Ответы учащихся 2 группы.

– Краткий пересказ содержания части.

– Беседа по тексту:

-Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями . Докажите это текстом поэмы.

– Почему мужики согласились «выдать себя» за крепостных? (Крестьяне наивны, доверчивы. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками В самом решении «помалчивать до смерти старика» много от прежней покорности и приниженности).

– Зачитать эпизоды, где вахлаки безропотно переносят всякий раз моральное унижение.

– О чём говорят данные эпизоды, что хотел отразить в них поэт?

Вывод. Главное в этой части – общественные отношения между помещиками и крестьянами. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития различен. В решении вахлаков сохранить старые порядки Агап Ветров видит проявление мужицкой глупости.

5. Работа с текстом главы «Крестьянка». Слушаем ответы учащихся 3 группы.

– Рассказать ,как жили корежские крестьяне. Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян, их отношение с помещиками? (Ответы учащихся).

– Кто такой Савелий?

– Найдите в тексте портрет Савелия и зачитайте.

– Как понимает Савелий слово «терпит»?

– Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает образ былинного богатыря Святогора? (Святогор – один из самых сильных , но и один из самых неподвижных образов богатырского эпоса. Так и народ: и силён, и бессилен одновременно. )

– Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит? ( В словах «Эх вы, Аники– воины! Со стариками. с бабами вам только воевать!» звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу. )

– Как понимать терпение, к которому призывает Савелий Матрёну Тимофеевну? (Терпение как покорность, смирение. )

Вывод. В образе Савелия обнажается сила и бессилие русского русского крестьянства, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая несгибаемая мощь, с другой – незнание, как завоевать себе свободу. Отсюда – ноты отчаяния, неверие в возможность изменить свою судьбу.

6. «Крестьянка» – единственная часть поэмы, написанная от первого лица.

– Сообщение о Матрёне Тимофеевне.

– Особенности речи Матрёны.

Вывод. Жизненные испытания не сломили Матрёну Тимофеевну, а воспитали способность и стремление отстаивать права и судьбу близких ей людей. Эта женщина не только сильная духом, но и одарённая, талантливая. Рассказ Матрёны Тимофеевны –это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась такой же угнетённой и бесправной, как и до 1861 года.

7. Николай Некрасов и Габдулла Тукай.

– Некрасов был певцом русского народа, татарский народ воспет великим Габдуллой Тукаем. В своих стихотворениях Г. Тукай показывает тяжёлую долю народа. Например, в стихотворении «Осенние ветры» поэт страдает вместе с угнетённым народом, но в крестьянах, изображённым Тукаем, больше решимости, больше ненависти к угнетателям. Его герои живут в то время, когда в стране готовилась пролетарская революция. И Некрасов, и Тукай выражают взгляды революционных демократов, зовут к борьбе.

8. Беседа по произведениям живописи той эпохи. ( 1 группа работает по картине В. Перова

« Странник», 2 группа – по картине И Крамского «Полесовщик». )

– Какие черты русского крестьянства запечатлены художниками, как они перекликаются по своему содержанию с поэмой «Кому на Руси жить хорошо»? (Картины рассказывают о жизни русского крестьянства. Полесовщик напоминает Савелия. Особенно его горящие глаза. Этот человек способен постоять за себя, в любую минуту он готов заступиться за обиженных. )

9. Подведение итогов.

– Для поэта мужик велик во всём : и в своём рабском терпении, и в своих вековых страданиях, и в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы и жажду жизни. Но крестьяне не до конца поднимаются к борьбе, скорее смиряются, не надеясь найти правду. Об этих противоречиях в настроении русского крестьянства, его силе и слабости поэт говорит :

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

Поэт верит в силу народа, в его пробуждение.

– Сбылись ли ваши ожидания?

– Оценка участия учащихся на уроке.

10. Домашнее задание (разноуровневое).

Ответить на вопросы:

– В чём Некрасов увидел сущность характера народа?

– Перечитать все части, в которых даётся ответ на вопрос о счастье. Выделить эти эпизоды.

– Что нового внесли поиски счастливого в спор о счастье,вспыхнувщий в «Прологе»?

Список использованной литературы:

  1. Андреевский С. А. Литературные очерки,изд. 7-е,СПб,1991
  2. Григорьев Аполлон. «Стихотворения Н. Некрасова». Лиеературная критика. М. , Художественная литература,1987.
  3. Дружинин А. В. «Стихотворения Н Некрасова. Москва, 1856», Литературная критика. М. , Советская Россия,1983.
  4. Некрасов Н. А. Избранные сочинения/ Редкол. : Г. Беленький,П. Николаев, А. Пузиков . -М. : Художественная литература,1980.
  5. Русская литература: Учебная хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы. :В двух частях. Ч2. Автор-составитель М. Ахметзянов. -Казань,Магариф,2008.

Метки: Литература