Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок по литературе: «Басня И. А. Крылова «Свинья под Дубом». Аллегория и мораль»; 5 класс

Урок по литературе: «Басня И. А. Крылова «Свинья под Дубом». Аллегория и мораль»; 5 класс Цели урока.

1. Образовательные.

1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И. А. Крылова «Свинья под Дубом».

2) Продолжить знакомство со словарями В. И. Даля: знакомство со сборником «Пословицы и поговорки», с толковым словарем.

3) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.

4) Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет.

5) Познакомить с термином аллегория.

6) Дополнить знания об особенностях жанра басни.

7) Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.

2. Развивающие.

1) Формировать самостоятельного и активного читателя.

2) Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.

3) Развивать чуткость к художественному слову.

4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

3. Воспитательные.

1) Обогащать духовный мир ученика.

2) Воспитывать сопротивление невежеству.

Концепция урока.

Выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения.

Оборудование.

Читательские дневники учащихся, карточки со схемами для анализа персонажей басни, карточки с опорными оценочными высказываниями, словарик урока (на доске).

1. Эмоциональная зарядка.

– Начнем словами К. Паустовского: «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед». Как вы понимаете это высказывание?

-С. Маршак делает вывод: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной». Слово в руках писателя творит чудо! С какими художниками слова вы познакомились, что заинтересовало вас в прочитанном на днях? Поделитесь эмоциями, «Дневник читателя» вам поможет.

2. Сообщение темы, целей урока.

-Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И. А. Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом».

-Что такое эпиграф?

-Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока». Я нашла два таких окошка-эпиграфа. Прочитаем их.

-Какой эпиграф наиболее подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.

3. Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.

-Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

-Отправляемся в 19 век, для того чтобы узнать о басне еще кое-что.

1)Художественно-ролевая игра (подготовленные ученики).

Автор. Москва начала 19-го века. Книжная лавка. Незнакомец, выйдя из экипажа, пошел по улице, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Подойдя к прилавку, незнакомец попросил книгу «Эзоп. Басни».

Продавец. Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?

Крылов. Да, и весьма. Позвольте представиться, Крылов Иван Андреевич.

Автор. Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой.

Продавец. Выражаю вам свое почтение, сударь. Я знаком с вашими пьесами и баснями, занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов. Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки. Многие басни смешны, с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Так-то, сударь…Мне пора, до свидания.

-Что нового вы узнали о басне?

2)Чтение наизусть ( д. з. «Лебедь, Щука и Рак»)

3)Опрос.

-Что вы знаете о «бродячих сюжетах»?

-Кто смог найти пару-тройку басен различных авторов, использовавших «бродячие

сюжеты»?

( Эзоп «Муравей и Жук», Лафонтен «Кузнечик и муравей», Сумароков «Стрекоза»,

Крылов «Стрекоза и Муравей»).

4. Знакомство с басней «Свинья под Дубом».

-Сюжет – цепочку событий басни Крылов придумал сам. Кому уже знакома басня?

-Думаю, получится увлекательный разговор.

1) Словарная работа.

-В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова

невежа и невежда (объясняет ученик, работавший со словарем)

2) Целевая установка.

-Я прочту басню, а вы приготовьтесь ответить на вопрос: кого из героев можно смело

и невежей, и невеждой?

3) Чтение наизусть учителем.

4) Беседа по восприятию (ответы на поставленный вопрос).

5) Беседа по содержанию.

-Прочитайте басню про себя, о чем басня?


Физкультминутка

-А сейчас разминка для головы и для тела. Движения повторяйте за мной, отгадку хочу услышать сразу после разминки.

Стоит дуб-стародуб,

На том дубе-стародубе

Сидит птица-вереница,

Никто ее не понимает –

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(Солнце на небе)

6)Пообразный анализ

– На кого из персонажей вы сразу обратили внимание?

– Нарисуйте портрет Свиньи, какая она?

– С какими персонажами беседует Свинья? Какова ее речь?

– Прочитайте реплики Свиньи.

– Что делает Свинья в басне, каковы ее поступки?

– Оцените ее действия.

– Как отзываются о Свинье другие персонажи басни?

– Что значит «поступить по-свински», «подложить свинью»?

– В восприятии автора, в его понимании Свинья – это кто?

– Каких людей подразумевает автор?

– Такой прием , когда за изображением животного скрывается изображение человека, называется аллегорией. Аллегория – иносказание.

– Как нужно читать слова Свиньи?

Литературная минутка «Отгадай, кто я?»

– …мудрый, могучий, вековой, рассудительный…(дуб)

– Вспомните из темы «Сказки», недавно изученной, в форме чего древние люди представляли мир?

– Почему именно дуб связывали с образом мира, Вселенной?

– С каким чувством люди-язычники относились к дубу?

– Такое отношение нашло отражение во многих жанрах фольклора: загадках, пословицах, народных песнях. Продолжает ли Крылов эту традицию?

– Первая строка басни, прочитайте слова рассказчика о Дубе.

– Что означает слово «вековой»?

– Прочитайте слова Дуба.

– Как понимаете слово «промолвил»?

– Прав ли Дуб, называя Свинью неблагодарной?

– Как нужно прочитать слова Дуба?

– Третий персонаж – Ворон. Прочитайте его слова.

– Скажите о нем несколько слов.

– Как нужно прочитать его слова?

в)Работа со словами морали.

– Какова тема басни?

– Где отражена тема?

– Идея басни?

– Где сосредоточен ее смысл?

– Что такое мораль?

– Как понимаете слова морали?

– С каким чувством автор выражает свою позицию?

5. Чтение по ролям.

6. Работа со словарями.

– Образ свиньи нашел отражение во многих пословицах и поговорках. Послушайте, постарайтесь понять смысл (работавшие дома со словарями).

– Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре и в литературе?

7. Домашнее задание.

Басню выучить наизусть, определение аллегории знать, иллюстрации с комментариями (по желанию).

8. Оценочные высказывания.

Выберите любое из высказываний, продолжите, чтобы получилось предложение.

Меня захватывают басни Крылова тем, что …

В баснях Крылова, как живые, …

Поэт не спешит с моралью …

В басне иронично …

Секрет басни в том, что …

Герои незабываемы, потому что …

9. Работа с эпиграфом.

Какой из двух эпиграфов более точно отражает тему нашего урока? Обоснуйте свою точку зрения.

Оценивание работы на уроке.

Источники:

  1. «Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч. /Авт. -сост. В. Я. Коровина и др. – 3-е изд. –М. :Просвещение,2002»
  2. Курдюмова Т. Ф. Литература. 5 кл. : Методические рекомендации. -М. : Дрофа,2000.

Метки: Литература